Рецензия на «Общие вопросы. Июль» (Большой Литературный Конкурс)

сегодня годовщина смерти Миши Сукерника http://stihi.ru/avtor/mishacuk

помянем...

Круги   08.07.2009 19:49     Заявить о нарушении
Да, улетел наш Миша... в царствие небесное...

Владислав Сергеев   08.07.2009 22:01   Заявить о нарушении
Рецензия Алексея Тиматкова на стихи Миши Цука.
Написана в 2000 году, когда Миша учился в Литинституте.
В Сети публикуется впервые (с разрешения автора).
«Есть поэты, ведомые интонацией, очарованные движением речи. Мощная интонация подчас способна провести читателя сквозь самое темное стихотворение, не дав ему усомниться в праве автора быть непонятным. Речь может быть водоворотом, властно несущим читателя от строки к строке. Стихи М. Сукерника в целом нельзя назвать темными, хотя порой я и не понимаю в точности, о чем он говорит. Но вера автора в свою речь заражает меня. Как автор достигает этого?
Посмотрите, как он использует синтаксис.

Во-первых, обратите внимание на отсутствие инверсий: речь пряма и естественна, каждая фраза - как выдох. Такая прямота уже вызывает доверие.
Во-вторых, много симметричных строк. Синтаксический параллелизм не дает читателю остановиться, ускоряет его движение по стиху.

«Ты меня не вернешь, даже если прогонишь.
Ты меня не спасешь, даже если разлюбишь»,

«Только плачет шарманка, поднявшись из недр интернета,
Только пляшет цыганка в нью-йоркском ночном кабаке».

Еще одним фактором, усиливающим интонацию, является речевая раскованность автора: он добавляет, уточняет, раздумывает, подбирает слова у вас на глазах.

«Завершается срок, разрушается грусть в гневе,
но ни что не тревожит, не жжет, не дрожит. Я ли?»,

«Укротить ее бег, овладеть им - затея пустая»,

«Что корона таит? Любопытство, кокетство? Коварство?»

«И не то чтоб не было сил, а у лодки не было дна».

Подобная доверительность существенно сокращает дистанцию между автором и читателем.
Лексика этих стихов - богатая, разные стилистические пласты сочетаются естественно, есть и высокая, торжественная лексика, поэтизмы, но тон задают простые, разговорные формы:

«Укротить ее бег, овладеть им - затея пустая»,

«Королева сбежала, попробуй ее не пусти»,

«Вот тебе и выросла во дворе осина»,

«Ничего, что покой не навек и любовь не до гроба».

Ключевым словом подборки является частица «не».
В десяти стихотворениях она встречается 53 раза - это не считая прочих слов, содержащих отрицание. Отрицание является излюбленным интонационным жестом автора. Но оно не несет в себе никакой ожесточенности, напротив, как правило, это мягкое указание на какую-либо невозможность. Это и сообщает стихам печальный, ностальгический тон. Правда, порой на этой эмоционально-интонационной волне автор заплывает далековато, и появляются строки, нуждающиеся в расшифровке:

«Дай нам Бог не понять, что не мы рождены королями,
дай нам Бог королевских высот не достичь»

или

«Королева не знала, что он от подарка не спятит,
королева не кару хотела ему принести».

На таких местах читатель спотыкается, раздираемый противоречивыми желаниями: плыть ли ему по интонационному течению или распутывать клубок отрицаний?
Обращает на себя внимание обилие сложноподчиненных конструкций.

«Если не был вам братом, отцу - сыном, то зачем у прохожих просил славы?»,

«Или лежать в могиле легче, чем в колыбели?
Вас же уже любили, вы же уже успели»,

«Ты меня не вернешь, даже если прогонишь».

Синтаксис таким образом постоянно апеллирует к читательской логике - в этом можно усмотреть влияние т.н. ленинградской школы (Бродский, Рейн, Кушнер). Однако, на деле причинно-следственные связи зачастую оказываются не столь очевидны, как на то указывает синтаксис. Скорее всего мы имеем дело с приемом, когда неизбежность поэтической находки утверждается за счет синтаксической строгости.

В целом об авторе можно сказать, что это умный и образованный человек. Его стихи насыщены культурными ассоциациями, реальность его непосредственного существования сообщается с реальностью прочитанных им книг. Он и себя мыслит в образах мировой культуры. В довершение ко всему, он умеет образно и точно высказываться: «топили море в пруду» «плачет шарманка, всплывая из недр интернета», «капитанов создают на небе, чтобы не стояли корабли», «посадите в шлюпку капитана, пусть покажет капитанский класс» - это здорово сказано.

В числе недостатков нужно назвать возникающую порой путаность (о чем уже сказано). Порой мне как читателю не хватает обоснования отдельных образов, входящих в стих («На пороге дворца Диогеновой бочки я стою в одеяле из белого снега»), порой вообще я не вижу связи между строками или строфами - автор слишком многое оставляет за границей стиха, читателю не на что опереться, он теряет нить повествования («Двадцатые годы», «Я от сглаза ясности плыл»). Очень редки, но все же встречаются явно проходные, случайные строки, резко снижающие выразительность авторской речи: «Впереди неведомые страны, Кровь еще прольется и не раз», «И хранит серебро от блаженства бессилья».

Но в целом эти стихи с каждым прочтением нравятся мне все больше и больше.»

Павел Самсонов   08.07.2009 22:23   Заявить о нарушении
ох, Миша,Миша...
очень тебя не хватает...

Калинин Павел   09.07.2009 12:21   Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Большой Литературный Конкурс
Перейти к списку рецензий, написанных автором Круги
Перейти к списку рецензий по разделу за 08.07.2009