Рецензия на «Я и душа...» (Михаил Василиев)
Разговор с Богом – * – Поговорить опять с тобой хочу я. Ведь ты ж мой Бог – меня во всём ты понимаешь, в чём-то одобряешь, а в чём и осуждаешь. Советы и оценки мне твои нужны, необходимы, по ним свои поступки я сверяю, по ним прогнозы строю я свои последствий или результатов от того, как в жизни поступаю я, как мыслю и к чему стремлюсь. – * – Всё в тебе слилось – мой разум, чувства, жизни опыт – триединый этот сплав и есть мой Бог, что Совестью зовётся. Есть Совесть, Разум и Душа – вот боги наши, всё остальное – от лукавого. – * – «Бог человека – его Совесть», – древнегреческий поэт Менандр сказал за 300 лет до рождества Христова. «Совесть – подсознательный наш Бог», – психолог Виктор Франкл позднее это повторил. – * – Бог, Совесть и Душа – понятия, во многом, общие и они есть сущность та, что представляем мы собою в этом мире... Такие разные во всём, единые лишь в том, что человеки мы, из sapiens`ов рода. – * – Виктор Шмаков 21.07.2010 17:57 Заявить о нарушении
Виктор, вообще-то это моё стихотворение - лирическое. И речь в нём идёт о слиянии душ - моей и моей деаушки. Но у меня есть эссе "Об Абсолютной истине или истине, как Абсолюте" - там как раз в некоторой степени и раскрыт вопрос об Абсолютном, Божественном.
Хотел бы заранее предупредить, что ссылки на древних поэтов - несколько не из этой оперы, так как их боги, конечно, имели черты Абсолютного, Божественного, но всётки были языческими, следовательно, имели в большой степени чувственную природу и, соответственно, не были абсолютными. Так что - пожалте, милости просим. Эссе "Об Абсолюте" - это тяжеловесная классическая немецкая философия! Михаил Василиев 21.07.2010 18:16 Заявить о нарушении
// Эссе "Об Абсолюте" - это тяжеловесная классическая немецкая философия! //
Да уж - тяжеловесная... Мне она явно не по силам %)) Виктор Шмаков 21.07.2010 18:29 Заявить о нарушении
Да, лан. Бурчите? Это ж - чистой воды рефлексия: разламывание в мышлении явления Бога на две части: Отец и Сын. Но в материальном мире же всё движется. А отражает этот процесс в мышлении - диалектика, причём посредством перехода. Ведь, в жизни же так и происходит. Всё течёт, перетекает из одного в другое. Это ж и есть принцип внутреннего единства Вещей и Явлений.
Михаил Василиев 21.07.2010 18:36 Заявить о нарушении
Что из чего перетекает?
Из Яхве-Отца в Иисуса-Сына?.. Виктор Шмаков 21.07.2010 18:50 Заявить о нарушении
Сказать честно, я не силён в теологии, библию как Плохатнюк не цитирую. Насколько мне известно в религии иудеев у Яхве не было никакого сына. Их Яхве - тот же, что и христианский Бог. И Будда - это тоже наш Бог. И Аллах. Факт являения Бога-сына насколько, я понимаю, был засвидетельствован только в христианстве. Бог-отец явил Христа - Бога-сына, показав таким образом божественное в человеке. Но иудеи не признали этого факта, так как с точки зрения их религии он необъясним. Дело в том, что у древних иудеев не было диалектики. Не засвидетельствовано наличие у них данного инструмента мышления. А у европейцев, благодаря древним грекам, в особенности Аристотелю - был! Поэтому европейцы и смогли понять, что же произошло в 1-и веке в Иудее. Ведь, самые первые христиане далеко не были такими простачками, чтобы принимать всё на веру. Все философемы, в том числе, религиозные очень тщательно осмысливались. Всё было очень практично.
Михаил Василиев 21.07.2010 19:15 Заявить о нарушении
Михаил, вы меня извините, но разговор о религии в таком плане мне совершенно не интересен.
Виктор Шмаков 21.07.2010 19:25 Заявить о нарушении
Я не верующий. Я - философ! Я понимаю, что вам интересно подтрунить над библией. Тут я не игрок. Библиейские притчи - можно принять как НЕБУКВАЛЬНОЕ доказательство, не более.
Михаил Василиев 21.07.2010 19:34 Заявить о нарушении
// Я понимаю, что вам интересно подтрунить над библией. //
Нет, подтрунить мне не интересно. А вот объявить, что религия - это ложь, вот это в самый раз. Виктор Шмаков 21.07.2010 19:56 Заявить о нарушении
Виктор, вы по-аккуратнее с этим высказыванием: "Религия - это ложь". Оно очень уязвимо. Вам могут, ведь, ответить и так: "Ложь - это религия. Ваша."
Если вы и вправду ищете Бога, но без веры, то единственный путь - философия. Но философия, как видите, штука зубодробильная! Вы не теряйтесь, вам буду рад! Правда! Михаил Василиев 22.07.2010 12:54 Заявить о нарушении
// Вы не теряйтесь, вам буду рад! Правда! //
Шёл с работы, и предполагал написать вам примерно это же. Пришёл, включил компьютер, зашёл на Стихи.ру – а вы это уже написали. // Виктор, вы по-аккуратнее с этим высказыванием: "Религия - это ложь". Оно очень уязвимо. Вам могут, ведь, ответить и так: "Ложь - это религия. Ваша." // Знаете, Михаил, вот к этому тезису мы вернёмся чуть позднее. // Если вы и вправду ищете Бога, но без веры, то единственный путь - философия. Но философия, как видите, штука зубодробильная! // Философия – она разная бывает. Для уровня академической философии я никак не дотягиваю. А вот философская публицистика – это мне по уровню, и в интерес. Давайте попробуем пообщаться в виде доброжелательной беседы противника религиозной идеи (если вам это слово не нравится, тогда просто – религии), но не воинствующего атеиста – это я, и, например, её сторонника – это, допустим, вы. Я буду задавать вам наивные вопросы, а вы будете давать на них не очень заумные ответы. Пойдёт? Вот вы в своём трактате об Абсолютной Истине говорите: // 1) Единство Бога-Отца и Бога-Сына - почти тождество: Сын - есть образ и подобие Бога-Отца. // Бог-Сын – это, понятно, Иисус. А Бог-Отец – это тот, что из Ветхого Завета? Виктор Шмаков 22.07.2010 18:12 Заявить о нарушении
Виктор, вообще-то на этот ваш последний вопрос ответил в сжатом виде 21.07.2010 в комменте от 19:15, чуть выше.
Иисус, по-видимому, верил в Яхве. Но иудаизм обрывается на Старом Завете, следовательно Отец-Бог не явился иудеям в лице Сына-Бога и Яхве остался ограниченным богом евреев. Иудеи-то не считают Иисуса сыном Бога, а лишь одним из пророков, типа - древнегреческих оракулов. Иисус поэтому сын - Бога, христианского Бога. А христианский Бог - это не Яхве. Или - на пальцах: в 16 лет вы были одним человеком, сейчас - вы вроде бы другой, но и тот же самый. Тот, 16-ти летний содержится в вас в снятом виде. Так и христианский Бог содержит Яхве в себе в снятом виде. Схематично - так. Аллах и Будда, к примеру, это то, как видят со стороны свои национальных особенностей Бога мусульмане и буддисты. Напр, я стою по одну сторону дерева и вижу только эту его сторону, а вы стоите по другую и, соотвесттвенно, видите другую сторону. Но дерево-то одно - Бог. А мы его плоды. Проблема-то христианства в другом. В том, что она до сих пор использует эти вот архаичные притчи Старого и Нового Заветов. Но они уже совершенно не могут удовлетворять современного человека. Теология должна измениться. Она и пытается, в лице митрополита Кирилла, да у него тяму в голове не очень-то хватает. Вера же - как таковая это особенный психологический феномен, когда человек находится в таком состоянии экзальтации, что всем своим видом, поведением, словом может буквально произвести мистическое впечатление, целый фурор в голове окружающих. Может, в этом секрет чуда, как такового? Михаил Василиев 23.07.2010 14:21 Заявить о нарушении
// Вера же - как таковая это особенный психологический феномен, когда человек находится в таком состоянии экзальтации, что всем своим видом, поведением, словом может буквально произвести мистическое впечатление, целый фурор в голове окружающих. Может, в этом секрет чуда, как такового? //
Михаил, у нас совершенно разное мировосприятие. Вы видите чудо в вашем отношении к тому, что вы за бога считаете, а также, видимо, чудо для вас – это процесс создания всего сущего неким «создателем». Теперь моё. Познать процесс создания, конечно, интересно. Я материалист, подхожу к этому с материалистической точки зрения: наши знания о мире накапливаются, соответственно, мы всё более узнаём и о том, откуда взялся этот мир. Наши потомки будут знать об этом ещё больше. Но, по моему-то пониманию, этот вопрос и ответ на него не является тем, что определяет наше бытиё, и решением которого, бросив всё, надо в первую очередь заниматься. И уж тем боле – решать этот вопрос убеждением себя и других в божественности этого процесса. Интереснее и насущнее познавать не столько процесс происхождения сущего, сколько само его наличие, каким законам оно подчиняется, какова может быть его судьба, сумеют ли существа, ставшие разумными в процессе своего эволюционного развития, сохранить этот мир, в котором они живут, или этот их разум как раз и станет причиной гибели этого мира. В поиске ответов на эти вопросы я отвергаю для себя какие-либо объяснения метафизического, иррационального свойства. Разговор в плане именно таких объяснений мне совершенно не интересен, я его поддерживать не смогу. Я готов говорить об обществе, об идеях которыми оно живёт, которые для себя придумывает, о вреде и пользе таких идей и т.п. Виктор Шмаков 23.07.2010 20:23 Заявить о нарушении
Виктор, добрый день. Я извиняюсь, на выходные я выпадаю и на сайт не выхожу. Я подготовлю небольшое эссе, набросок есть, и выложу его здесь или одтдельно. В нём как раз - об идеях, которые могут быть для общества полезны, в том числе,о так называемом вопросе о первичности материи и о материализме, как доктрине в целом.
Михаил Василиев 26.07.2010 11:08 Заявить о нарушении
Перейти на страницу произведения |