Рецензия на «Закатилось моё солнышко...» (Рудковский Владимир Семёнович)
Лирика в творчестве В. С. Рудковского Наверное, любой житель Геленжика, хоть каким-то образом посвященный в культурную жизнь города, знаком с феноменом Рудковского. Этот солидного возраста человек не перестает удивлять своих друзей и земляков искрящейся жизненной энергией, творческим оптимизмом, кипучей деятельностью на поприще литературы. Владимир Семенович Рудковский – поэт и прозаик, педагог и краевед, художник, филолог и режиссер, активный организатор литературной жизни своего города (сейчас это называется модным словом «литературтрегер»). С 2008 г. он издает литературно-художественный альманах “Орфей”. За эти годы вышло уже 16 номеров, на их страницах публикуются стихи и геленжиковцев, участников литературного объединения «Орфей» при Краснодарском отделении Союза писателей России, и произведения авторов из других городов. Владимир Семенович – автор восемнадцати сборников стихов. Среди многочисленных наград – юбилейная медаль Сергея Есенина, Почетный знак “Отличник народного просвещения”, звание “За заслуги в культуре и искусстве”. Но сегодня мы будем говорить о Рудковском как о лирике. Как-то Маяковский восхищенно выкрикнул: «Только лирика – пресволочнейшая штуковина! Существует – и ни в зуб ногой!» Действительно, кем бы ни был поэт – «агитатором, горланом, главарем», проводником Божественного, борцом с бездуховностью и т.п. – прежде всего он остается в сердцах и памяти людской своими лирическими строками. Более того, лично мне кажется, что лирика – первооснова любого стихотворца, даже самого, казалось бы, «антилиричного». И насколько глубок он как лирик, настолько он и значим в Поэзии, настолько глубоким и останется его имя на скрижалях Литературы. Прежде всего лирик проявляется как внимательный наблюдатель за природой, явлением, событием. Он не просто «смотрит», он «видит» и умеет передать свое видение читателю. Вот только лишь восемь строчек из стихотворения В. Рудковского, а через них – как в стерео-изображении, встает грустный осенний день: …Неторопливо, словно сказка, журчит фонтанная струя. Краснеет детская коляска в уборе листьев сентября. Звенит прощально песня птичья. Гудеть готовятся ветра. Стоят в сиянии величья деревья нашего двора… Вслушайтесь, как восхищен автор простыми осенними деревьями! А детская коляска, украшенная сентябрьским листопадом, точная, по-импрессионистски внесенная деталь, утверждающая Вечность Жизни вопреки прощальным птичьим песням… Лирик умеет быть самоироничным, о серьезном говорить без лишнего пережима, легко, не выплескивать свои проблемы на читателя, гиперболизируя их значимость. Автор говорит: В старость обмакнули человека – Этот человек, наверно, я… Вот так, с юмором о важнейшей из проблем любого человека – о наступлении старости. Не годы удручают автора, не его количество, не физическая немощь и болезни, старости сопутствующие. Его более беспокоит, что он многое не успевает, не воплотит всего, что замышлял: Мне грустно и печально сознавать, что к слову жизни был предлогом… В его стихах нередко звучат народные мотивы, доступные лишь русскому лирику: Я по жизни горе мыкаю. То ль живу, то ль не живу? Забубенным горемыкою пьяно падаю в траву… Автор пуповиной «плоть от плоти» России, от ее величайших краев – Урала и Сибири: …Была бы соль, да прах в ружье, да жакан на медведя так можно годы жить в тайге и горюшка не ведать. Тайгой, звериною тропой в полёте глухарином рождался русский говор мой, где ток тетеревиный. Тропа таёжная свела с дорогами России и раскалила добела души сибирской сини. Душа вспорхнула в высоту в синеющие глуби и стало видно всю страну в таёжной тёплой шубе. Заметьте, не «порох», а именно «прах» – вот так, по древним канонам языка, где «колодезь» звучит как «кладезь», а «молодость» величается «младостью». Очень точен автор в утверждении, что его речь, язык явилась миру из дикости сибирской тайги, «где ток тетеревиный». И насколько великолепен образ необъятной страны «в таёжной, тёплой шубе», увиденный автором из поднебесья! А вот чудно выписанный образ ночного неба, на этот раз почерпнутый из родников юга, где-то близко от гоголевских, «диканьских» ночей: …Звёздная неба рубаха виснет на жёлтом крюку. После дождей просыхает влагу с себя отряхнув… Лирика умеет выразить и трагизм, глубочайшую печаль, тревогу, но опять же делает это без истерики, без заламывания рук. Вот к поэту ночь за ночью приходит страшный сон, ему снится сын, служащий в Афганистане: Я выносил его из боя с кровавой раной на груди и – просыпался в сердце с болью незаживающей тоски. Я шел за сыном, страхом маясь, от пуль собою заслонял и тяжко плакал, просыпаясь, войну в Афгане проклинал… Заметьте, эта сдержанность не мешает, а именно помогает лирику передать предчувствие трагедии. А вот как передает В. Рудковский чувство потери в стихотворении «Грустный вальс»: Тихо вокруг. Солнце встаёт над горами. Зеркало моря слилось с небесами вдали. Старый мой друг в позолоченной траурной раме, двадцатилетний дорогой военной пылит… «Позолоченная траурная рама», рефреном повторяющаяся в каждой строфе, создает атмосферу скорби, утраты близкого человека. Но в финале – неожиданный поворот: Старый мой друг в позолоченной траурной раме – все эти годы мы так и живём с ним вдвоём. Обратите внимание – автор говорит «живём»! Одним словом он перечеркивает могущество смерти и утверждает Жизнь, по закону настоящей трагедии выводит читателя на парадокс катарсиса – очищения, которое возвышает его дух над бренностью и суетой бытия. Рудковский-лирик обладает чутким сердцем, его заботят не только человеческие беды. Падающая звезда или бездомный дождик вызывают у него столь же глубокое сочувствие, какое вызвали бы близкие, родные души: …В одно мгновенье падает Звезда – ей высота перестаёт быть домом, она летит в безвестность, в никуда… …Ночью дождь в окно стучался, горько плакал и просил, чтобы я не запирался и его к себе пустил. Разведя мокрень - бодяжку, он убрел куда-то вдаль. Бесприютного бродяжку мне его немножко жаль… Судьба приготовила поэту новое, страшное испытание – потерю самого близкого и любимого человека – его супруги. Многие в такой ситуации впадают в уныние, теряют любовь к жизни, ломаются. Хочется верить, что Владимир Семёнович достойно пройдет это испытание, и, навсегда оставшись верен памяти любимой, найдет силы и исцеление от личного одиночества в великой стихии стихотворчества. И хотя Рудковский утверждает, что он – «поэт печали»: Прискорбно, я – поэт печали. Друзьям желателен восторг... …Пусть мой собрат весельем блещет, а я сподоблюсь погрустить, ворон послушать голос вещий, грехи, погибшим всем, простить… Тут хочется не согласиться с автором и отнести это утверждение к устам его «лирического героя». Сам же Рудковский – несомненно, жизнелюб и жизнетворец! Вслушайтесь – ведь даже в скорбных стихах , посвященных ушедшей навек супруге, он вновь обращается к светлым истокам народной лирики: Закатилось моё солнышко, опустело моё нёбушко, зачерствела мякоть хлебушка, не вернётся моя любушка… …Закатилось моё солнышко, не согреет больше душеньку, не пойдёт со мною в полюшко да за долею за лучшею… Итак, Владимир Семенович Рудковский обладает еще одним званием, по значимости перекрывающем все его многочисленные награды – званием настоящего русского лирика. За что ему и низкий читательский поклон. Олег Ник Павлов, член Союза писателей России. г. Челябинск. Олег Ник Павлов 24.11.2012 19:30 Заявить о нарушении
Перейти на страницу произведения |