Рецензия на «Капитан Ахав» (Сергей Вечеровский)

Отлично! Конечно же, напомнило, нет - явственно перекликнулось сквозь классический туман "Моби Дика", аукнулось на закате последних романтических времён (настолько последних, что уже на три четверти постромантических - звучит как: "посттравматических"), перемигнулось, почти как "Красная Абхазия" с "Советским Дагестаном", - с любимыми "Капитанами" Гумилева, и с еще более любимым (повествующим, в общем, тоже о капитанах, бесстрашно бороздящих просторы - только не водного, а воздушного океана) - вот с этим:
"Помню, однажды в Париже мы с Мермозом и еще несколько друзей справляли чей-то день рожденья и далеко за полночь вышли из бара, злясь на себя за то, что слишком много говорили, слишком много пили и без толку вымотались. А небо уже светлело, и вдруг Мермоз стиснул мою руку, да так, что впился в нее ногтями. «Послушай, а ведь сейчас в Дакаре…» В этот час механики протирают спросонья глаза и расчехляют винты самолетов, в этот час пилот идет к синоптикам за сводкой, по земле шагают сейчас только твои товарищи. Небо уже голубеет, уже идут приготовления к празднику – но не для нас, уже расстилают скатерть, а мы не приглашены на пир. Сегодня жизнью будут рисковать другие…

– А здесь – экая гнусность… – докончил Мермоз."

Жизнь и поэзия - были и остаются там: в пустыне, в море, в глотке кита. А здесь...
А здесь - вот оно (кажется, болевое средоточие всей этой Вашей роскошной баллады - как самый главный нерв у осьминога, без которого он сразу бросает бороться с греческим ловцом моллюсков, когда человек зубами перекусывает зверю этот нерв):

"..А китобой, победитель китов,
Превращается в мясника."

Вот она, обратная сторона безупречно-сверкающей медали Киплинговского романтизма! Потому что, переставая быть святыми мучениками и добровольными жертвами, главные герои и адепты такого романтизма слишком часто становились палачами...
Процитированный мною Сент-Экс в этом ряду - чуть ли не единственное исключение, но он и вправду был - и навсегда остался святым, поэтому и улетел, и не приземлился больше никогда и нигде - меньше чем за год до конца крупнейшей мировой бойни; ему уже не нужны были земные доказательства его - и таких, как он - главной: небесной Победы над левиафаном дольнего зла (а на дне Ла-Манша в его юбилейный год нашли всего лишь останки "Молнии" - его последнего самолета; сам Летчик все равно улетел от нас, улетел на собственных крыльях...)

Спасибо Вам за настоящую поэзию!
с уважением,
Николай

Николай Забелкин   30.10.2013 03:40     Заявить о нарушении
Какой отклик! Для автора подлинная отрада, когда его текст вызывает такие ассоциации. Да, конечно, это всё верно: романтические капитаны были конкистадорами - искателями золота, грабителями и губителями целых народов. Самые романтические профессии связаны с самыми грубыми и жестокими сторонами жизни. Сент-Экзюпери повезло, что он не стрелял и не бомбил, а был всего лишь разведчиком. Или это не случайно, и его судьба сопряжена с его жизненным предназначением творца? И всё же человек для искусства сохраняет человечность несмотря ни на что. Вот я смотрю на канале "Культура" передачу о "Фаусте" Гёте. Действительно, вопрос: Фауст всю жизнь страшно грешил, в своей гордыне экспериментировал с душами людей, с их жизнью - за что же бог не отдал его собственную душу дьяволу? Значит, есть что-то в человеке, что заставляет его ценить, уважать, жалеть, спасать вопреки всякой логике.
С уважением и наилучшими пожеланиями С.в.

Сергей Вечеровский   28.10.2013 11:25   Заявить о нарушении
Спасибо Вам, Сергей, за умение ставить - прежде всего, перед самим собой - неслучайные вопросы (это я о Вашем "..а может, неслучайно?..." в связи с Экзюпери)! Мне тоже кажется (крещусь), да нет - я больше, чем уверен, что Сент-Экс не мог быть ни истребителем, ни бомбардировщиком, и глубоко неслучайно, что на его последней "Молнии" не было вообще никакого оружия и он ничем не мог (да и не захотел бы) ответить своему убийце (что, помимо свидетельств этого самого убийцы, благополучно дожившего почти до наших дней - Дантес, кстати,тоже прожил "долго и счастливо", - лишний раз доказали и поднятые останки последнего корабля Сент-Экса - этого последнего настоящего Капитана и вечного Маленького Принца нашей печальной планеты - в одном лице...) Как глубоко уверен я и в том, что на последней своей дуэли Пушкин мог ранить - но не мог убить Дантеса, и если бы всё произошло наоборот, тогда это был бы уже не Пушкин...
Наверное, носителей настоящего - светлого, созидательного - Дарования и впрямь хранят Высшие Силы, уберегая их - нет, не от смерти физической, но от смерти духовной; смерть же физическая - наоборот, слишком часто ходит рука об руку с Гением, который - по природе своей - всегда жертвен (на грани мученичества) в наших непростых земных "нормальных условиях"...
Спасибо Вам за родную мысль.
с уважением,
Николай

Николай Забелкин   28.10.2013 15:07   Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Сергей Вечеровский
Перейти к списку рецензий, написанных автором Николай Забелкин
Перейти к списку рецензий по разделу за 28.10.2013