Рецензия на «Дождь» (Маштаков)

Картина выписана.Очень наглядно. Есть и шероховатости.
1. не музыкой, а музыки.
2. В 4-ой строке инверсия. Напрашивается "Принимая дождя ...". Хотя и принять поцелуй не звучит.
3. Кусты поникшие, оттого, что мокрые. Следствие должно быть после причины.
4. непонятно, о каком горе идет речь?
5. внешне не нужно, на его место надо старше, а на место старше другое слово.
6. не идет, а приходит.
7. Можно ли сеткой скрыть?
8. раз задернут, значит скрыт.
9. После не было лучше поставить запятую.
Александр.

Алекс Коган   22.04.2014 22:02     Заявить о нарушении
Здравствуйте, Александр! Спасибо за внимательное прочтение. Это стихотворение для меня в некоторой степени знаковое. Я пришёл на сайт в конце 2008 года, а до того не только о современной поэзии но и о поэзии вообще представления имел смутные. Но через год я стал уже подходить к процессу стихосложения сознательно, и потому всё могу объяснить. Конечно, каждое стихотворение составляет вместе со своим автором некую цельность, обычно не полностью разделяемую читателем. Когда я писал это, то имел перед глазами другое стихотворение про дождь - Вани Курсорского (псевдоним, в интернете нет), текст с бОльшей философской направленностью, и по своему очень хороший, но я, воодушевлённый прочитанным, хотел написать по свОему, и ближе к природе.
- Сразу, о "горе" - опять, аллюзия к Ване Курсорскому, а также к одному из авторов нашего сайта - на его прочтение я рассчитывал, и, думаю, он меня понял. Стихи иногда пишутся не для всех, а для одного единственного читателя, вся любовная лирика именно такова. Поэтому автор не обязан всё объяснять, важно лишь, чтобы его высказывание было искренним. Иногда пишутся вещи очень конкретные, но для всех пояснять это не нужно. Что поделать, многие стихи до некоторой степени - загадка.
- О инверсиях. Действительно, длинные, тяжёлые инверсии, почти в каждой строке, и "журчание музыкой с крыш упадающих струй" - журчание струй, музыкой упадающих с крыш. Эти инверсии поддерживают впечатление тяжести проливного дождя. Поэтому я старался не уходить от инверсий, а, наоборот, следовать им.
- Следствие после причин - тоже своеобразная инверсия. В стихах вообще следует стремиться уходить от прямо высказываемой семантики, слова и так этой семантикой нагружены изначально, а освобождённые от прямо воспринимаемого смысла, слова становятся материалом. Живописными мазками - мазки в живописи не несут отдельного смысла, но воспринимаются по совокупности. Так и в стихосложении. Разумеется. не всегда получается.
- Тоже и о семантических повторах - "задёрнут и скрыт". Масло масляное часто встречается в стихах, слова - как мазки на картине, похожи и почти повторяют друг друга. Опять же зависит от общего стиля.
- "Что-то старше ... , а что-то моложе" - противоположение, середина добавлена, как раздумья. Которые идут, идут, идут - а не приходят )) Раздумья - это процесс, а не его результат. Я сознательно стремлюсь к наибольшей точности слов. Разумеется, со своей точки зрения, когда мне кажется, что по другому нельзя.
- тире в предпоследней строке - пропущено слово "тому" перед словом "как".
Ещё раз, спасибо за внимательное прочтение. И простите за длинные рассуждения - очень это люблю))
Д.М.

Маштаков   26.04.2014 22:31   Заявить о нарушении
Причины после следствия - ошибся ))
всё на усмотрение автора, разумеется. На мой взгляд "дождь не проходил, висел как стон" - нехорошо, поскольку стон не может висеть в прямом смысле, а на прямой смысл указывает слово "как". Но автор, написавший эту строку, считает, что всё в порядке.

Маштаков   26.04.2014 22:51   Заявить о нарушении
Сразу не соглашусь. Стихов не бывает для внутреннего пользования. В таком случае нет смысла выставлять его на люди. Игра в непонятки не для поэзии.
А вот то, что делается автором осознанно, готов признать. Но это не должно затмевать логику мысли.
В конечном смысле все решает автор. А как быть тогда с недоработками?

Алекс Коган   27.04.2014 23:43   Заявить о нарушении
дорабатывать стихи, конечно, надо. Но! Если осознаёшь - как!)) - из всего, написанного мной, ( за 40 лет!) почти ничего не могу сейчас исправить. По-видимому потому, что стихотворение обычно составляет некую цельность, исправить которую невозможно так, чтобы не было видно заплат. Да и не нужно - я всё же настаиваю на мысли о том, что стихи автор пишет для самого себя, образно говоря, раздвигая купол неба у себя над головой. Поэтому каждый стих имеет значение (для автора) только в своё время.
Публикует по двум соображениям - 1. чтобы избавиться (неопубликованное или не прочитанное кому либо - тяготит и мешает дальнейшему творчеству) 2. в надежде найти сочувствие, или в желании быть полезным (своими дурацкими советами или шутками)) Стремление к известности мы не будем рассматривать)))
А вот читают стихи по более многочисленным и более разнообразным причинам, и я хочу даже написать статью на эту тему. Писать и публиковать стихи можно и без читателя. Но когда возникает читатель, то возникает и психология восприятия - здесь и психология, и лингвистика, и теория искусства очень густо замешаны.
Ещё раз - для автора прежде всего ценен внутренний психологический момент совершившегося творчества, а полученный текст - лишь побочный продукт "божественного откровения", и хорошо, если у текста оказывается свой читатель, автор этому, конечно, радуется. Но это всё же случайный, не главный, хотя и счастливый момент. Впрочем, переводчики, наверное, о читателе заботятся более ))

Маштаков   29.04.2014 16:24   Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Маштаков
Перейти к списку рецензий, написанных автором Алекс Коган
Перейти к списку рецензий по разделу за 22.04.2014