Отпущение грехов

С богами мне тягаться не с руки,
Но мысли появляются шальные:
Возьму и отпущу свои грехи,
Пускай слегка развеются, родные!

И я пока передохну слегка,
Но вскоре, вдруг, раздумаюсь о многом,
И позову обратно, от греха,
Ведь я за них в ответе перед Богом...

Они вернутся и расскажут мне
О том, как не спешили возвращаться,
Поскольку им понравилось вполне
С бездомными собратьями общаться,

Которых отпустили навсегда
И предали наивному забвенью.
И вот теперь в жару и в холода
Скитаются безбожные творенья.

Иные там не слишком велики
Среди рождённых делом или словом,
Но есть такие смертные грехи,
Что будет их бессмертие суровым...

Я до конца дослушаю рассказ,
И всей душой решу бесповоротно,
Что отпустить грехи ещё хоть раз
Я не посмею так же беззаботно.

А мне давно известно и без них,
Что ад земной по-прежнему кромешен.
И разве можно от грехов своих
Узнать, что ты, фактически, безгрешен?!

Дмитрий Московский   13.01.2016 11:09   Заявить о нарушении
Добрый час, Дмитрий. Перечитал ваш стишок несколько раз и обнаружил в голове пару соображений о свойствах текста. Но прежде, чем их высказать или решить, что оставляю мнение при себе, хотелось бы получить от вас ответ на не вполне корректный вопрос. Зачем вы принесли это стихотворение в курилку?

Павел Бетач   13.01.2016 21:04   Заявить о нарушении
Традиция: стих на БЛК и в курилку БЛК...)

Дмитрий Московский   13.01.2016 21:58   Заявить о нарушении
Это скорее ответ на вопрос о причине заноса стишка сюда, я же спрашиваю о цели.

Павел Бетач   13.01.2016 22:06   Заявить о нарушении
Цель проста: мнения, мнения, мнения....)

Дмитрий Московский   13.01.2016 22:32   Заявить о нарушении
Ну, если вы тут за мнениями хорошими и разными, то я с чистой совестью свои выскажу. По форме текста у меня одно замечание. Здесь риторической вопрос осложненный восклицательным знаком, на мой взгляд, откровенно слабый финал. Хотя бы потому, что, в зависимости от интонационного акцента, он распадается на несколко вариантов. И восклицательная очевидность для автора хотя бы одного из множества возможных ответов не факт. Дмитрий, хочется узнать, какое из утверждений, в которые риторчески корректно преобразуется финал стихотворения, соответствует вашей авторской позиции. Если вас не затруднит, уберите лишние слова в приводимой ниже конструкции, чтобы получились не противоречащие друг другу утверждение и отрицание. Тем самым, вы разъясните непонятливому мне точный смысл вашего риторического вопроса - авторскую позицию.

О том, что ты, фактически, безгрешен, можно\нельзя узнать от своих\чужих грехов\добродетелей.

Павел Бетач   14.01.2016 04:31   Заявить о нарушении
Спасибо, Павел, за Ваше мнение. Пишу без скобок, поскольку благодарю искренне и серьёзно. А вот точный смысл финальной строки разъяснить не могу. Видимо потому, что для каждого он свой - этот смысл, что меня весьма радует. Пусть будет так! Всех благ Вам, всего самого наилучшего! С Искренним Уважением, Дмитрий

Дмитрий Московский   14.01.2016 09:53   Заявить о нарушении
Я же не про тот смысл, который для каждого, но исключительно про тот, который для вас. Так как, если автор не вложил в риторический вопрос конкретного очевидного ему самому смысла, то эту фигуру речи здраво признать вполне бессмысленной. Разве таким вы задумывали финал вашего стихотворения?

И неужели, Дмитрий, по содержанию вам мои соображения не интересны? :) А то их немножко есть у меня.

Павел Бетач   14.01.2016 10:07   Заявить о нарушении
И я тоже искренне и серьёзно пытаюсь разобраться в вашем тексте.

Павел Бетач   14.01.2016 10:08   Заявить о нарушении
Кстати, речь не о последней строке, но о двух последних.

Павел Бетач   14.01.2016 10:11   Заявить о нарушении
Знаете, для меня самого этот смысл менялся с годами... И, возможно, ещё не раз изменится...)

Дмитрий Московский   14.01.2016 10:26   Заявить о нарушении
А бывает ещё интереснее: у меня стих есть - "Доброволец". Я в него закладывал один смысл при написании, но изменилось время и...) Оказалось, что смысл стиха тоже изменился....) У меня таких много стихов: написаны давно, а словно вчера, или сегодня....) И с каждым годом - новые смыслы появляются...

Дмитрий Московский   14.01.2016 10:31   Заявить о нарушении
Об этом Анатолий Жигулин хорошо сказал:

Стихи

Когда мне было
Очень-очень трудно,
Стихи читал я
В карцере холодном.
И гневные, пылающие строки
Тюремный сотрясали потолок:

"Вы, жадною толпой стоящие у трона,
"Свободы, Гения и Славы палачи!
Таитесь вы под сению закона,
Пред вами суд и правда - все молчи!.."

И в камеру врывался надзиратель
С испуганным дежурным офицером.
Они орали:
- Как ты смеешь, сволочь,
Читать
Антисоветские
Стихи!

1963

Дмитрий Московский   14.01.2016 10:37   Заявить о нарушении
А уж про это своё даже и не знаю, что сказать...)

http://www.stihi.ru/2015/07/14/4321 "Табу"

Дмитрий Московский   14.01.2016 10:43   Заявить о нарушении
А мне, Дмитрий, есть, что сказать. И менять предмет обсуждения я не хочу. Что принесли на самокрутки, в то и заворачиваем самосоображательные табаки ;)

Это интересно, что смысл меняется с годами, м.б. вы и не помните, каким он был восемь лет назад. Но поскольку вы дважды ушли от ответа на прямой вопрос, я не буду настаивать на обсуждении актуального на сегодняшний день преобразования риторического вопроса в отрицание и утверждение. Просто принимаем факт бессмысленности. Так тоже бывает. Подчеркну, что, на мой взгляд, это не хорошо и не плохо. Просто констатируем, для концовки автор использовал пустую фигуру речи, которую сам себе выдаёт за многозначную.

В анучках Олег Паршев заметил, что содержание вашего стихотворения важнее формы. И в этом я с ним согласен. Вы в процессе развития сюжета эффектно поиграли с отпущением и отпусканием, сиречь, с возвышенным и бытовым значением глагола "отпускать". Между "Возьму и отпущу свои грехи" и "отпустить грехи ещё хоть раз\ я не посмею" расстояние, как от носа до луны. Собственно это расстояние и есть содержание текста. Сюжет развивается ради указания на разницу значений. И тут перед моими глазами встаёт светлый образ профессора Осипова, который с интонациями в точности подобными вашим катехизирует публику в каком-нибудь провинциальном ДК, толкуя разницу между иудейским козлом отпущения грехов и соответствующим христианским Таинством. В свете этого образа, ваш текст, будучи по форме законченным стихотворением, по сути, является зарифмованным фрагментом катехизиса от Дмитрия Московского.

Павел Бетач   14.01.2016 16:06   Заявить о нарушении
"Зарифмованным катехизисом от Дмитрия Московского" - красиво звучит, Павел, мне нравится...) Не знаю, правда, кто такой профессор Осипов, но Вы меня заинтересовали им - узнаю, с чем он там выступает или выступал в провинциальных ДК...) А расстояние, как и многие другие понятия,в том числе и время, относительная штука: бывает, что и от носа до луны ближе, чем до другого носа...))))
Я на БЛК обычно чередую серьёзные стихи с ироническими...) Вот думаю в феврале их порадовать таким стишком:

Миша Лер

Куда ни глянь - одни поэты...
Но вот представим, например:
Возник в просторах интернета
Безвестный автор - Миша Лер.

Стишок про парус одинокий,
На конкурс посылает он…
И знатоки на эти строки
Отозвались - со всех сторон:

«Убога рифма - «ищет–свищет»!
«Душа к такому не лежит!»
«Не ясно – что он там не ищет?
И от чего он не бежит?»

«И «в бурях» сразу после «бури»! –
Недопустим такой повтор!»
«Струя какая-то в лазури…»
«Галиматья!», "Отстой!", "Позор!"

«Чужую занимаешь нишу!»
«Пиши на русском языке!»
И прочитал всё это Миша,
И призадумался в тоске…

Не стал ни на кого сердиться
Сторонник радикальных мер,
Взял – и закрыл свою страницу,
Безвестный автор – Миша Лер…
Как думаете, в лонг войдёт?)


Дмитрий Московский   14.01.2016 16:38   Заявить о нарушении
Дмитрий, на мой взгляд, и пытаться не стоит. В Лонг не возьмут, и тема для разговора в курилке не богатая.

А Осипов не только в ДК лекции читает, но и в Московской духовной академии. Доходчивый дядька, полезный.

Павел Бетач   14.01.2016 20:29   Заявить о нарушении
Значит другой отправлю...) Спасибо, Павел! Понял я, кто это - Осипов... Да, интересно он рассказывает, со знанием дела...

Дмитрий Московский   16.01.2016 21:51   Заявить о нарушении
Мне так интересно было почитать, что автору вменяют в вину его достоинство, сильную сторону - точные рифмы без потери смысла. Как будто так писать очень легко. Да и в чем здесь недостаток, непонятно.

Наталья Ковылина   17.01.2016 02:53   Заявить о нарушении
Наталья, а разве бывают рифмы с потерей смысла?

У Дмитрия здесь только финальная строфа бессмысленная, но не по причине рифмы, а просто потому, что автор не вложил туда смысл.

Павел Бетач   17.01.2016 06:26   Заявить о нарушении
Конечно бывают! Как раз, погнавшись за звуковой точностью, можно получить стихотворение плоское и даже пошлое. Здесь этого не происходит, что говорит о высоком уровне одаренности и мастерства.
А неопределенность в финале творческая, многозначная, призванная сказать нечто большее. Над ней можно не думать, впитывая как есть, а можно поразмышлять, что это тебе говорит, конкретно. Конкретный смысл в поэзии, да и в искусстве вообще, имеет ограниченное применение.

Наталья Ковылина   17.01.2016 12:42   Заявить о нарушении
Почти согласен, Наталья. Хочу лишь отметить, что именно конкретные смыслы качественно хпрактеризуют стихотворение Дмитрия. А бессмыслица, применение которой в искусстве тоже ограничено определёнными эстетическими рамками, выглядит здесь лишней, как спуприматическая композиция Малевича на выставке корифеев соцреализма. Рассматриваемый стишок ничего не потеряет от ампутации последней строфы. Более того, приобретет смысловую завершённость.

Павел Бетач   17.01.2016 13:19   Заявить о нарушении
И стилистическое единство.

Павел Бетач   17.01.2016 13:23   Заявить о нарушении
Мне нравится, Павел, что наша дискуссия приобрела такой культурный характер. Это позволяет глубже поразмыслить. На самом деле я не ощущаю такого резкого несоответствия типа соцреализм - супрематизм. В этом стихотворении всё органично, во-первых, нет такой уж точной конкретики. Ситуация скорее фантазийная. Как это взять и отпустить грехи погулять? Как это выглядит, как это представить? А они ещё с другими встречаются, общаются. Есть бездомные, о которых забыли. Уже ум за разум заходит. И хотя здесь просвечивает вроде бы конкретный смысл, что автор помнит о своих грехах, а другие их не чувствуют, не помнят, но всё равно многозначность уже присутствует в такой подаче. Уже там что-то есть, что не догнать обычным рассудком. Поэтому получается в конце, что тебя, уже выбитого из колеи реальности, ещё куда-то вздёргивает, уносит, ещё какой-то глубже смысл постичь.

Наталья Ковылина   17.01.2016 20:41   Заявить о нарушении
Такое выдёргивание в иное ментальное поле для меня очень ценно. Что интересного, если просто констатировать, ну, да, есть такие, кто о своих грехах забывает и всё?

Наталья Ковылина   17.01.2016 20:47   Заявить о нарушении
Наталья, для человека знакомого с христианской картиной мира сюжет Дмитрия лежит в области если не повседневного опыта, то в сфере легко представимой и разумно управляемой - осмысленной - конкретики, воображаемой реальности, если угодно. Последнее двустишие, претендующее на роль некоего знания - "А мне давно известно" - не содержит ни образов, ни абстрактных деталей осмысленной реальности. Хотя, на первый взгляд, выглядит разумно и будто бы соответствует остальному тексту. Но приглядевшись, обдумав написанное, понимаешь, что с первого взгляда обманулся, приняв симуляцию смысла за реальный смысл.

Павел Бетач   17.01.2016 21:41   Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Большой Литературный Клуб
Перейти к списку рецензий, написанных автором Дмитрий Московский
Перейти к списку рецензий по разделу за 13.01.2016