Рецензия на «Результаты 1 тура 1. 32 Летнего Кубка 2016г» (Кубок Стихиры)
Всем привет, поздравляю (тоже всех) с откупориванием первого тура, выпусканием поэтического джинна, с первым забегом и т.д. Я тут в кои-то веки решил тряхнуть стариной не в качестве арбитра, а в качестве автора, но без пристальных обсуждений и разборов всё-равно не смогу обойтись. Всегда удивительно, когда то, что тебе самому "очевидно" встречается с чужой "очевидностью". ))) Не питаю особо розовых иллюзий, я никогда не брал первые места и не завоёвывал признание широкой аудитории. Тем не менее. По поводу пары №21 Тимофей, "ритмические вольности" Вы напрямую связываете с красотой или ценностью текста? Есть ли на Вашей шкале чёткие критерии, что ритмическая строгость - это хорошо, красиво или как-то там ещё, а ритмическая вольность - некрасиво? Дмитрий Маслов: "... Оба стиха бесформенные и недоработанные. Похожи на эскизы" Для меня этот отзыв слишком туманный и краткий (недоработанный), чтобы стать осмысленным. Дмитрий, разъясните пожалуйста, что Вы имеете в виду под "формой", и какой итог "доработанности" Вам представляется достойным? Psyna 28.06.2016 22:26 Заявить о нарушении
"ритмическая строгость - это хорошо, красиво или как-то там ещё, а ритмическая вольность - некрасиво"
- как правило, да. Почти без исключений. Ритмические вольности я могу признать, когда достаточно ясно видны причины для них. А если такого оправдания не видно - стих воспринимается как недоработанный, дилетантский. Для меня форма - это часть содержания. . С уважением Тимофей Бондаренко 29.06.2016 09:41 Заявить о нарушении
Тимофей, спасибо за ответ. Буду благодарен, если Вы сможете привести пример ритмической "вольности" из моего стихотворения.
Я не согласен, что "строгость" и "красота" аналогичны, но пока не хочу на этом останавливаться. Psyna 29.06.2016 13:21 Заявить о нарушении
Извините за задержку с ответом.
Давайте посчитаем количество слогов 12-11-12--11-11-12 5-5-10-5 11-12-10--10-11-11 5-7-5-7-5 11-11-12--11-11-12 7-5-7-8-5 Ну неужели тут можно о чем-то спорить?! Тут нет ни одного совпадающего по ритмике ни куплета ни припева. Постоянное то в лес, то по дрова. Внутристрочная ритмика тоже гуляет. Например, вторая строка в первом припеве - урезанный амяибрахий 2ая во втором - дактиль 2ая в третьем - хорей. . Ничего не могу сказать о том, как это звучит в песне, но в стихе все это торчит как бревна, и не лезет ни в какие ворота. Правда, Ваш соперник наломал дров не хуже. . С уважением Тимофей Бондаренко 03.07.2016 05:01 Заявить о нарушении
О, спасибо, Тимофей. Я уже и не ждал.
Цифры - вещь надёжная, да. Но мозг-то это не шестерёнка. Он сбивается, если ритмика серьёзно нарушена, а тут она не нарушена, а именно задана. Мы воспринимаем целостные фразы и слова, а не считаем слоги при чтении, и именно эти "вольности" задают необходимую ритмику. Я, конечно, предвзятый оценщик. Но вот читаю текст - и ничего не "выпирает". А про строгую ритмику хотел вот что сказать. Структура и порядок тогда воспринимаются как "красота", когда есть потребность упорядочить хаос, снизить тревогу. То есть зависит от человека. Люди, у которых есть потребность в контроле (особенно над эмоциями), предпочитают жёсткую структуру, но если структуры слишком много - то можно и до невротического расстройства дойти, до сверхконтроля и сверхпорядка, а спокойствия не достигнуть. Человек всегда ищет баланс между безопасностью и спонтанностью. Если безопасности слишком много (а структура задаёт именно безопасность), то спонтанность страдает, её тогда слишком мало, и мало жизни, в том числе в стихах. Поэтому, мне кажется, важно соблюдать баланс между упорядоченностью и живостью. Без "вольностей", останется железный каркас структуры, а такая "красота" нравится редко кому, поскольку она неестественна. Psyna 04.07.2016 15:22 Заявить о нарушении
Извините, но если Вы не слышите - это говорит о несовершенстве Вашего слуха, а не о совершенстве стиха.
:-) Я, когда писал первый отзыв, ничего не считал, все это хорошо слышно с лету. Вас, возможно, подвело не только личное отношение, но и музыкальная канва. . Ну а насчет философии - это долгий разговор. И как мне кажется, прямо к делу не относящийся. Скажу так - соблюдать правила - можно и на автомате и сознательно. А вот нарушать их, если и можно - то только четко контролируя и понимая - что и с какой целью делается. . С уважением Тимофей Бондаренко 04.07.2016 19:51 Заявить о нарушении
Сорри, что отвечаю с такой задержкой, был в отъезде.
Всё-таки не согласен, что ровность размера равняется красоте восприятия. "Торчит как брёвна" - метафора субъективного дискомфорта при чтении. Некоторые люди предпочитают ровные волосы на голове, любят тщательно причёсываться, чтобы был ровный чёткий пробор, лак на волосах, аккуратный забранный в пучок хвост. Их красота равна контролю - ценности цивилизации. А есть бесконечное множество вариаций красивейших причёсок, где нет "рельсов" и прямых параллельных линий. Классическая стихотворная форма как раз и появилась во время расцвета цивилизации, с её войнами, борьбой разума против животной природы человека, она соответствует её "красоте" - потребности в успокоении, безопасности, ровности, контролируемости чувств (при любом содержании произведения). Ритмика текста - это ведь не просто удобочитаемость, это ещё и управление дыханием, а ритм дыхания связан с эмоциональным переживанием. Ровное дыхание - это телесный признак скуки или низкой мотивации. Я согласен, что ритмика стихотворения "плоха", если "сбивает" ритм дыхания, мешая чтению и разрывая эмоциональную ткань. Но если неровности размера подсказывают дыханию и эмоциям чувственно значимые паузы, замирания или ускорения темпа переживания, не ломая чтения - то они украшают произведение. Psyna 12.07.2016 13:47 Заявить о нарушении
Перейти на страницу произведения |