Мария Знобищева
ПРОСТАЯ РАДОСТЬ

Простая радость - подождать
(Лишь радостные - терпеливы),
Когда под каплями дождя
Восторженней запахнут липы.

Зарыться глупой головой
В цветы и зелень, лени зелье,
И вместе с дрожью дождевой
Живое чувствовать веселье.

Ещё художник не готов
Писать вот так, сквозь свет и воду,
Как с зацелованных цветов,
Слезясь, спадают капли мёда.

И у поэта слова нет,
И музыкант играть не начал,
А мир - и счастлив, и согрет:
Стоит, заслушавшись, - и плачет...

Почему захотелось написать об этом стихотворении? Вроде бы зарисовка. Но не совсем. Поэт во всем, в каждой мелочи видит повод для ассоциаций, его сверхчувствительность зажигается даже при перемене ветра. А в этих строчках видна не только чуткая поэтесса (все прочитанные мной стихи Марии оказались акварельными, невероятно проникновенными, свежими, индивидуальными), но и… по меньшей мере светлый человек. Читаю первые строки: «Простая радость – подождать (Лишь радостные - терпеливы)», и сердце мне говорит: Вот! Оно! Всего несколько слов, но в них сквозит глубокая мудрость, знание простых и настоящих законов бытия. Мир бесконечно сложен, и, не помня, не чувствуя, не уважая этих основ, человек запросто теряется, дезориентируется, его датчик истинного-ложного сбоит. У Марии с этим все в порядке, ее стихи открыты в глубину жизни без страха и сомнений, но с доверием, любопытством и радостью: «И вместе с дрожью дождевой Живое чувствовать веселье». Да, эта «простая радость», это простое жизнелюбие, равное счастью, дают автору испытывать столь полноценные чувства, так тесно совпадать с окружающим миром: «зарыться глупой головой в цветы и зелень, лени зелье»! А дальше, в последующих катренах поэтесса делает удивительное… наблюдение:

Ещё художник не готов
Писать вот так, сквозь свет и воду,
Как с зацелованных цветов,
Слезясь, спадают капли мёда.

И у поэта слова нет,
И музыкант играть не начал,
А мир - и счастлив, и согрет:
Стоит, заслушавшись, - и плачет...

Нет, скорее, это говорит глубинное знание, которое заключено в ней (и во всех нас) и вот – открывается спонтанно в минуты со-творчества. Знание о том, что мир идет тебе – человеку, поэту, художнику или музыканту – навстречу, отдает тебе себя как материал для творчества. «Ещё художник не готов», зато мир Божий уже «и счастлив, и согрет», и со всей любовью и милостью тянется к человеку, помогает ему расти, творить. Нужно только позволить высшей любви коснуться тебя, дать узнать Бога в мире и в себе. Открыться радости. Поэтический мир Марии Знобищевой одухотворен, он просто-таки ощутимо наполнен Духом, деятельным, созидательным Духом. Он гармоничен и дружествен человеку.

Ольга Вирязова   26.09.2016 12:02   Заявить о нарушении
Ольга, спасибо за обзор!
Стихи Марии подтверждают, что не все гаммы ещё придуманы и сыграны из простых, живых нот и звуков.
Ещё художник не готов
Писать вот так, сквозь свет и воду,
Колоссально по воздействию, передан целый сложный сонм человеческих чувств, ощущений. Вдохновение есть - говорит нам Мария, оно в самой сути жизни, - и я ей верю.
А в августе не меньшее впечатление было от Ольги Злотниковой, Обморок вещей - очень сильная вещь по ритму и внутреннему наполнению.

Андрей Игумин   26.09.2016 14:32   Заявить о нарушении
и мелкими горошинами звуки
отскакивают в пустоту,
где всё – возможность,
и предел вещам не задан,
и жизнь – предвосхищение вещей.

О. Злотникова

Андрей Игумин   26.09.2016 14:43   Заявить о нарушении
Спасибо большое за отклик, Андрей!
Мария меня поразила — так безыскусно в лучшем смысле, так открыто пишет, и пишет о глубоком содержании жизни. Причем, сильней всего в ее стихах работают нюансы, тк в целом классично.
Ольгу Злотнику поищу, спасибо. Ведь замечательные строки
и предел вещам не задан,
и жизнь – предвосхищение вещей.

Ольга Вирязова   26.09.2016 15:25   Заявить о нарушении
Безыскусно и допотопно - в лучших смыслах, угу, но как выходит!
Всему свой срок: живет в пещере страх,
В созвучье - допотопное шаманство (с)

Андрей Игумин   26.09.2016 15:40   Заявить о нарушении
Подразумевается искренность, зря обиделись

Ольга Вирязова   26.09.2016 15:47   Заявить о нарушении
Я обиделся? ) "угу" - зд. это да, точно, согласен. Я лишь поддержал.

Андрей Игумин   26.09.2016 15:55   Заявить о нарушении
Нового места не дождалась 😞 поэтому ставлю здесь еще одну рецензию
Женис Казанкапов
А ты идешь...

А ты идешь, и за тобой светло.
Мурлычет клевер, тронутый ладонью.
И дождь разносит мокрою метлой
твой след полынный, сладкий и бедовый.
Шаги сминают свежую печаль.
Стихает хруст ломающихся копий,
когда я пью смородиновый чай
в оставленных тобою теплых копнах.

И в сотый раз я поле перейду,
насобирав ковыль поступков колкий.
А ты уже почти не на виду,
и мне искать в стогах твои иголки.
Я окунусь в ручей родных кровей,
молитвы бормоча до отупенья.

А ты идешь по лестнице наверх,
и опадают желтые ступени.

2016

Не могла решиться написать об этом стихотворнии Жениса Казанкапова. Потому что оно мне нравится, но не открыто до конца. Кто такая эта героиня, эта "ты"? Явно женщина: и светло за ней, и "мурлычет клевер, тронутый ладонью", и след она оставляет "полынный, сладкий и бедовый". А дальше

Шаги сминают свежую печаль.
Стихает хруст ломающихся копий,
когда я пью смородиновый чай
в оставленных тобою теплых копнах.

Да, конечно, она исцеляет от печали, примиряет. Но теплые копны! Для пития смородинового чая. Оставленные ею копны! По мере развития стихотворения образ женщины (ну как же, ведь была там, в начале, ладонь!), весьма обобщенный, поскольку она и нежная, и бедовая, и заботливая, и властная, то есть никакая конкретно, перерастает самое себя, возвышаясь до образа самой Природы или даже Земли. Которая может и заботиться, и кормить, и примирять. Но все же стихотворение пронизано романтическим настроением, и нельзя его отсюда отнимать. Буду думать, что это такая любовь и нежность, которая растет, растет и вырастает до небывалых размеров, охватывая собой весь мир. Что такого масштаба чувство способно наделить объект космическим всевластием и сделать его Богом над собой ("молитвы бормоча до отупенья").

Хотя, нет. Скорее, автор наделяет человеческими чертами любимую природу, глядя в нее с большой нежностью, боготворя каждую травинку. И природа в ответ добра к нему. Природа как будто идет мимо автора/героя, и он наблюдает перемены в ней: "А ты уже почти не на виду, и мне искать в стогах твои иголки", и наступление осени — символическую ее смерть:

А ты идешь по лестнице наверх,
и опадают желтые ступени.

Но все же невозможно не обратить внимание на следующие строки:

И в сотый раз я поле перейду,
насобирав ковыль поступков колкий.
А ты уже почти не на виду,
и мне искать в стогах твои иголки.
Я окунусь в ручей родных кровей,
молитвы бормоча до отупенья.

Прочтя их, понимаешь, что речь идет о ком-то или чем-то родном и немного больном ("ковыль поступков колкий"). И теперь кажется, что сам автор не разделяет понятия родины и семьи, любви и природы, они для него и для читателя объединены в слитный и мощный образ, при всем проникновенном лиризме поэтической речи Жениса. А пробежав по тексту еще раз, догадываешься, что стихотворение — о развитии чувств, их изменении, сопоставленном с изменениями в природе — начинается все с мурлычащего клевера и смородинового чая, а потом уже появляется колкий ковыль поступков, иголки в стогах и молитвы. Затем уход. Безвозвратный (опадают ступени). Эти трансформации переживается героем как смена времен года, от лета к осени. Стихотворение наполнено нежностью, от которой щемит сердце, и даже не сразу разобравшись, о чем оно, ты проникаешься его удивительной атмосферой. Где клевер мурлычет, шаги сминают печаль, ступени опадают. Очень мягкими красками написано это объемное полотно всего в несколько строк, вмещающее в себя расцвет и увядание, распад материи и чувства. Оно оставляет в тебе ощущение нежности с горчинкой и напоминание о большой любви.

Ольга Вирязова   30.09.2016 15:07   Заявить о нарушении
Думаю, намеренно или невольно, о Женщине-Земле и самой жизни писано...
Спасибо за обзор, Ольга.

Андрей Игумин   30.09.2016 17:17   Заявить о нарушении
Да, именно, намеренно или невольно. Тоже так показалось, нет расчета, а есть естественное развитие образа. Спасибо, Андрей!

Ольга Вирязова   30.09.2016 17:21   Заявить о нарушении
Оля, сделать вам рецензию-другую?

Светлана Илларионова   30.09.2016 17:22   Заявить о нарушении
Света, пожалуйста! Для сегодняшего, будет ли еще - не уверена

Ольга Вирязова   30.09.2016 17:24   Заявить о нарушении
http://www.stihi.ru/rec.html?2016/09/30/8465

переезжайте)
если будет нужно, я ещё нарисую, у меня клоники есть для техцелей :-)

Светлана Илларионова   30.09.2016 17:26   Заявить о нарушении
Я узнал, как ловить уходящие тени,
Уходящие тени потускневшего дня,
И все выше я шел, и дрожали ступени,
И дрожали ступени под ногой у меня (с)

Почему-то вспомнилось это бальмонтовское.

Андрей Игумин   30.09.2016 17:29   Заявить о нарушении
😊
Спасибо, Света! Спасибо, Андрей!

Ольга Вирязова   30.09.2016 17:41   Заявить о нарушении
ритмом и пр стихотворение похоже на песню дождь из розыгрыша
Дожди в начале лета - как стихи
Нас возвышают до своих истоков
....................

Берта Лучева   30.09.2016 17:48   Заявить о нарушении
Как Вы все помните, Берта? Здорово!

Ольга Вирязова   30.09.2016 17:50   Заявить о нарушении
я слова посмотрела, а музыка здесь слышна сразу
песню эту люблю)

Берта Лучева   30.09.2016 17:51   Заявить о нарушении
Она такая. Ленинка + госфильмофонд + музфонд - всё у неё в голове, у Берты, убеждался не раз))

Андрей Игумин   30.09.2016 18:31   Заявить о нарушении
Спасибо Вам!
Ольга, разрешите мне не портить такой отзыв своими объяснениями.
Андрей, Берта, спасибо огромное!

Женис Казанкапов   30.09.2016 18:39   Заявить о нарушении
только легкими штрихами, Андрей) и без ленинки ибо столица другая

Женис, не за что, удачи вам!

Берта Лучева   30.09.2016 19:11   Заявить о нарушении
Женис, а было бы интересно услышать Вашу версию 😊 хоть коротко
Ох, неужели совсем не угадала?

Ольга Вирязова   30.09.2016 23:50   Заявить о нарушении
Этот текст посвящен отцу. У нас со степью больше мужчина ассоциируется. Пастух, охотник, хлебороб. Стихотворение о потере. Но после Вашего отзыва понял, что у стиха своя жизнь. Другая, не та, которую я ему прочил. И это меня радует. Значит, получилось. Спасибо Вам еще раз!

Женис Казанкапов   02.10.2016 20:28   Заявить о нарушении
Интересно. Была мысль о матери. Спасибо!

Ольга Вирязова   02.10.2016 21:44   Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Большой Литературный Клуб
Перейти к списку рецензий, написанных автором Редактор Блк
Перейти к списку рецензий по разделу за 26.09.2016