Рецензия на «Курилка. Май-2017» (Большой Литературный Клуб)

Рискую стать завсегдатаем в курилке:) поговорим?

День седьмой

http://www.stihi.ru/2017/04/27/7482

был день как день, топилась банька
храм в небо маковкой врастал,
шум электрички - звук недальний
протяжно таял у виска.
.
рой комариный не сдавался -
приезжих пробуя на вкус.
и сладкой нотой постоянства
рос у плетня малины куст.
.
спал велик брошенный в крапиву
со сбитой надписью "салют".
слетался к магазину "пиво"
с утра поддатый местный люд.
.
в повозке время громыхало,
в покосе слышался покой,
так много умещалось в малом
пока кончался день седьмой.

Анна Арканина   14.05.2017 13:37     Заявить о нарушении
Анна, добрый час. По мне, вкусный стишок. И достаточно крупный - есть что раскушать.

Показалась не вполне удачной растущая кустом сладкая нота.

Так и тянутся ручки шаловливые перелицевать стихотворение на настоящую сторону времени, ради эффекта присутствия здесь и сейчас.

Павел Бетач   14.05.2017 15:27   Заявить о нарушении
Павел, спасибо!
Здесь и сейчас необязательный компонент. Мне кажется, прошедшее время больше подходит для ностальгии.
А сладкая нота постоянства чем плохо? Небольшая поэтическая вольность.

Анна Арканина   14.05.2017 15:31   Заявить о нарушении
Я и не говорил что прошедшее время в стишке плохо или хуже настоящего. Просто захотелось примерить на себя неретроспективный вариант.

Павел Бетач   14.05.2017 15:37   Заявить о нарушении
Не откажите, Анна, это вам :)

***

и вечер стал: изба-сусальня
Покровка в облако растёт;
далекий кочет привокзально
берёт товарные в расчёт;
кликушка молча чистит перья
в ответ на празднично не мой;
шарахнул май парадной дверью -
пришёл... склоняется - земной:
"Люблю Тебя. Надеюсь, верю", -
и стало утро. День седьмой.

Павел Бетач   14.05.2017 16:32   Заявить о нарушении
Здравствуйте, Анна! Разбор чужих полетов - дело неблагодарное, но я всё же рискну. ) Замечу, что это моё сугубо личное впечатление и мнение. Первое. Знаки препинания. Или их нет совсем, или, если они есть, то все должны находиться на своих местах, как солдаты в караулах и на постах. ) Дальше. Храм в небо маковкой врастал. Врастал - действие продолжалось. Храм с маковкой не дерево же, чтобы врастать. Врос,действие закончилось. Но пусть это будет живой храм. ) В комариный рой собираются некусачие самцы, они кровь не пьют, приезжих пробуя на вкус. Кстати, эта ошибка из жизни насекомых встречается у многих авторов. Если надпись салют сбита, то как её можно прочесть? Ведь мы не скажем про авто: со сбитым номером 5555? Откуда мы знаем, какой номер? С щемящей, кричащей, бодрящей, брутальной, потешной, помпезной, веселой, комичной надписью... Речь в тексте идёт о дачно-деревенских делах. Вы сошли с электрички. Неужели там, на месте действия, есть магазин с вывеской Пиво? Лучше уж - слетался в магазин за пивом.) В повозке время громыхало. Какая повозка? Я давно повозок на селе и на даче не видел. Может, не в тех краях бывал. Что за время громыхает? Повозка громыхает? Время, потраченное на проезд в повозке, громыхает? В покосе слышался покой. Ну, когда косят, покой только снится. Вы, конечно, о траве на лугу, предназначенной для покоса. Здесь как бы нормально. Но это приблизительно то же самое, если скажешь: в траве слышался покой. Как-то неуклюже. Может быть, в покосах слышался покой... В целом стихи симпатичные, и впечатление благоприятное, и настроение есть. Но всё же это скорее эскиз, а не картина. ) Седьмая, восьмая, пятнадцатая и шестнадцатая строки на мой вкус безупречны. С добрыми пожеланиями и уважением. Влад.

Владимир Кондрашов   14.05.2017 16:38   Заявить о нарушении
Может быть, не рой, а хор комариный не сдавался. )

Владимир Кондрашов   14.05.2017 16:50   Заявить о нарушении
Павел, благодарю!:)
Владимир, спасибо за попытку разобраться! Я для этого сюда и пришла.
Хуже замечаний бывает только молчание. Поэтому я рада вам и начинаю оправдываться:)
И храм врастал и банька топилась и рой не сдавался:) Все занимались своим делом, храм в небо тянулся- вас не смущает? так почему же в небо врастал смутило, не пойму.
Про рой комариный. Прошу не начинайте. Мне ли, коренной Сургутянке не знать про рой комаров! вы потом им расскажите, кто из них мальчик , а кто девочка, когда они как облако нависают над вами:)
Про надпись, обычно надпись на велосипеде сделана краской на раме. так вот краска сбита, частично. :) надпись угадывается.
Что не так с магазином ПИВО не пойму вообще. да, типичный такой магазин. Они могли туда слетаться не только за пивом, а посплетничать, поговорить за жизнь, да и водочки у магазина выпить тоже. Эдакое сердце условного поселка. За пивом это не совсем точно было бы.
Повозка любая. Всегда по проселочной дороге проезжают повозки. Про время в повозке объяснять не буду, потому что тут начинается мое понимание поэзии, а если для вас должно быть все ясно, то тут вам ясно не будет. Или чувствуете, или нет.
И то же самой в покосе-покое. Если надо объяснять, то не надо объяснять.
Про знаки, я стараюсь быть к ним внимательна,но все-равно могу просмотреть. навскидку только одну недостающую запятую увидела.
Все - таки вопросов по-существу пока не увидела. увидела только, что мое понимание поэзии расходится с вашим и с принимающими редакторами.
Спасибо, еще раз!

Анна Арканина   14.05.2017 16:59   Заявить о нарушении
Вступлюсь-ка за стишок :)

Владимир,

1. допущение про храм, который живой, всецело оправдывает форму высказывания. Тут у Анны всё точно, храм действующий, о нем так и надо.

2. про особенности поведения кровососущих насекомых тут можно поспорить, но стишок не про них, однако. Даже если эта деталь не соответствует энтомологическому факту, стихотворение не теряет достоверности. Могу объяснить почему, но оно того, право, не стоит.

3. про сбитую надпись. Она на здешнем велика сбита не так, как сбивают номер с краденой тачки, а так, как дети сбивают коленки. Так что и с этой деталью у Анны полный целесообраз.

4. пивняк под соответствующей вывеской на станции - обычное дело. Но я бы в него скорее стёкся, чем слетелся. Это Анна, походу, по инерции после комаров.

5. про громыхающее в повозке время. Ну да... есть смысл повертеть черновиком.

6. про покой в покосе. Это не в траве слышится и не в заморочке, а в слове - один звук разницы.

Вот как-то так :)

Павел Бетач   14.05.2017 17:15   Заявить о нарушении
Павел:) выступаем почти синхронно:) я вас почти люблю уже! За такое понимание!:)

Анна Арканина   14.05.2017 17:18   Заявить о нарушении
Опоздал. Автор и сама неплохо справилась :)

Павел Бетач   14.05.2017 17:18   Заявить о нарушении
Анна, вы сильно рискуете. Меня здесь знают за категорическую сволочь ;) Недавно только из-под трёхмесячного спуда вынули.

Павел Бетач   14.05.2017 17:21   Заявить о нарушении
Павел, я вообще ничего не боюсь:) а встретить такое понимание для меня большая редкость. :) поэтому принимайте мои признания!:))

Анна Арканина   14.05.2017 17:26   Заявить о нарушении
Принято ;)

Павел Бетач   14.05.2017 17:27   Заявить о нарушении
Перед как нужна запятая
с неба маковкой или врастал маковкой
шум и звук в одной строке плохо
сброшенный в крапиву надо выделить запятыми, иначе получается крапива с надписью салют
слетался с утра или поддатый с утра
покой - седьмой очень плохая рифма.

Алекс Коган   14.05.2017 17:28   Заявить о нарушении
Помню, под Астраханью после восьми вечера невозможно было гулять без накомарника. И всё же это был не рой. ) Рой - это нечто совсем плотное,в него только мальчики сбиваются. Возвращаясь к бытовому. Над этим магазином действительно вывеска Пиво? Сбита надпись. Здесь согласен. Сбита эмаль. Но при первом прочтении впечатление, что сбита надпись из металлических букв. И если у Вадима Егорова ушедшие друзья врастают- тают- в синеву, то почему бы и маковке не врастать. ) Главное, что стихотворение у Вас тёплое и живое. А к мелочам можно придираться, взяв кого угодно, хоть Бродского, хоть Вознесенского, хоть Пастернака. Я здесь встречал и такое. ) С уважением. Влад.

Владимир Кондрашов   14.05.2017 17:30   Заявить о нарушении
Золотые слова, Владимир :)

Павел Бетач   14.05.2017 17:34   Заявить о нарушении
Алекс, благодарю за замечания. Одна грамматическая рифма не может убить весь стих.
С утра поддатый, конечно.
Знаки почищу ещё, это моя печаль:)
Мне просто всегда кажется, что знаки зрительно перегружают стих.
Но это, конечно, не оправдание.
Шум и звук в одной строке плохо? Вот тут я не поняла.

Анна Арканина   14.05.2017 17:35   Заявить о нарушении
Владимир, ещё раз благодарю за попытку разобраться.
Мне важно знать, что в стихе понимается, а что нет.
Автор всегда слишком внутри своего мира. Ему необходим взгляд со стороны.
Благодарю!

Анна Арканина   14.05.2017 17:37   Заявить о нарушении
Шум и звук в этом случае повтор.
Рифма не грамматическая, основана на одной букве О, а согласные не совпадают.
означенные мной или в обоих случаях говорят о возможности двоякого прочтения, а значит о разности смыслов.

Алекс Коган   14.05.2017 18:57   Заявить о нарушении
Шум и звук это не повтор, усиление может быть, дальше строчка развивает мысль.
окончание не "о", а "ой". бедная рифма, ок.
но вы же спокойно рифмуете глаголы? почему же в этом случае вы настолько безапелляционны, будто учительствуете?

Анна Арканина   14.05.2017 19:12   Заявить о нарушении
й не звук. Почитайте Книгу о русской рифме Давида Самойлова. А насчет шума и звука решайте сами. Взгляните со стороны. а я написал то, что увидел. Ну и про глагольные рифмы. Обратите внимание на почти полное совпадение корневой части, но при этом большая разность смыслов. Это сделано намеренно.

Алекс Коган   14.05.2017 19:47   Заявить о нарушении
Перед "как" вовсе не всегда нужна запятая. День как день - это фразеологизм, и запятая не нужна )

Александр Спарбер   15.05.2017 10:20   Заявить о нарушении
А вот после велика - нужна )

Александр Спарбер   15.05.2017 10:21   Заявить о нарушении
Спасибо, Саш! А по-существу? за что отнеткали?

Анна Арканина   15.05.2017 12:28   Заявить о нарушении
А что, отнеткали? Волки позорные!

Александр Спарбер   15.05.2017 12:38   Заявить о нарушении
Саш:) не ругайся, я привыкла:)

Анна Арканина   15.05.2017 12:39   Заявить о нарушении
и меня не ругайте)
мне кажется всё вторично здесь - таких стихов сейчас встречается.. ну не много, но встречаются
как бы дорожный детский набор: банька, комары, электричка, велик брошенный на траву/песок/ к забору, ларек с пивом и местные - добрые но пьяные)
повозка как символ времени - это вообще штам штамп
а - малина, да,
интонация подкупает потому что она тоже в крови как колыбельная, особенно начало -
был день как день (сто раз у многих)
и т.п.. только по тексту ничего личного (вспоминая авина)
вот теперь ругайте))

Берта Лучева   15.05.2017 13:01   Заявить о нарушении
Берта, должна согласиться.
Скорее всего такое должно было быть, ведь радуют нас почти одни и те же вещи, ничего не меняется. А уж если писать про любовь, то " о ней все сказано".
Писать только новаторские вещи? Их тоже есть у меня. Но с ними ещё сложнее.
И,если вы заметили , что все " сто раз было". Не приведёте ли примеры?
Просто интересно, на вскидку ничего вспомнить не могу.

Анна Арканина   15.05.2017 13:24   Заявить о нарушении
Галя, мне кажется, что здесь не вполне так. Здесь эти привычные кубики используются не в своем первозданном смысле, и по отдельности в основном не претендуют на первородство. Они используются именно как кубики: вот смотрите, дескать, беру то, что всем известно - велосипед, магазин, повозку, храм, комаров, малину... и предлагаю все это вспомнить, посмотреть, вот именно, как в первый раз.

Александр Спарбер   15.05.2017 13:27   Заявить о нарушении
вот вот, Саша - я хотела прибавить как раз про это - что может быть мне мешают эти отдельные кубики, а складываются они таким образом, что получается хорошее стихотворение, согласна и с таким поворотом

Берта Лучева   15.05.2017 13:30   Заявить о нарушении
Анна, только не обижайтесь)
иногда же любимое имя любимого автора мешает что-то сказать, я в этом смысле нейтральна. стараюсь нейтрально - когда про обсуждаемый текст
примеров я могу конечно собрать, но надо ли это?

Берта Лучева   15.05.2017 13:32   Заявить о нарушении
был день как день (Берггольц, Бедный, Набоков... етс) на стихире просто море

Берта Лучева   15.05.2017 13:37   Заявить о нарушении
Именно интонация и вторичность подкупают. :) Дорожный набор? А Окуджава не набор ли мещанского или городского романса? Бесконечно - вера, надежда, любовь и т. д. и т. п. Его когда-то били за Ваньку Морозова, кричали: " Пошлость! " А ведь по гамбургскому счету так оно и есть. Пошлость. Но какая интонация. :) Стихи имеют право на вторичность, рискну утверждать, что определенная доза вторичности необходима. На уровне подсознания работают архетипы. Поэтому порой выходит так: вроде бы в тексте ничего нового нет, а трогает... )

Владимир Кондрашов   15.05.2017 13:39   Заявить о нарушении
Кажется, что ему кричали "пошлость", когда он как-то спел "Вы слышите, грохочут сапоги".

Александр Спарбер   15.05.2017 13:50   Заявить о нарушении
Прочитала и я произведение. Горе его в том, что придраться не к чему.
Такое гладенькое, ни одного вихра, вылизано. Не длинное, не короткое, тема правильная - большое в малом. Но единственная проблема - а запомнится ли стих читателю среди сотни подобных? А надо ли 101 подобное кому-нибудь?

Инна Провкова   15.05.2017 13:56   Заявить о нарушении
Да, и за "Сапоги" Окуджаве тоже досталось. :)

Владимир Кондрашов   15.05.2017 14:22   Заявить о нарушении
Ну, мне, например, это 101-е нужно и запомнилось. :) Уверен, что и другим нужно и запомнится. Всем понравиться невозможно.

Владимир Кондрашов   15.05.2017 14:26   Заявить о нарушении
наверно я зря это написала, да?

Берта Лучева   15.05.2017 15:08   Заявить о нарушении
Почему? Все нормально, по-моему )

Александр Спарбер   15.05.2017 15:16   Заявить о нарушении
Берта, вы что? Спасибо огромное! Очень интересная беседа получается.
О том что и как надо писать, о тенденциях, об узнаваемости образов.
Это ж всем нам надо! Говорим, учимся друг у друга.

Анна Арканина   15.05.2017 15:19   Заявить о нарушении
Ох, уж эти неточные рифмы: врастал - у виска, покой - седьмой. Покосе-покой почти подряд - читать трудно. Главное - нет чертовщинки, нет волшебства... Простите - я не задумываясь сказал бы "нет"... С теплом - Александр.

Александр Ковальчук Камчатка   15.05.2017 18:56   Заявить о нарушении
Александр, сейчас в моде хулиганские рифмы. Я дык и вовсе глаголы зарыфю и синжу гордая.)))

Инна Провкова   15.05.2017 19:39   Заявить о нарушении
Были бы хулиганскими... )))

Александр Ковальчук Камчатка   15.05.2017 20:02   Заявить о нарушении
врастал - у виска совпадение трех звуков вполне нормально. И работает как смысловая. Так что отлично.

Алекс Коган   15.05.2017 21:10   Заявить о нарушении
Здравствуйте, Анна! Принялась читать и поймала себя на мысли, что всё это уже встречалось и не единожды.
Знакомые атрибуты провинциального городка : непременная
электричка, крик которой штампованно тает у виска, велосипед, крапива, вот , правда, отчего-то обошлось без пса ( лохматого, ничейного, дворового) - вполне себе незатейливое начало. Словом, ничто не предвещало. Но тут нарисовалась неучтенная повозка с грохочущим ( "а за окном ковали железо") временем ( не иначе, проделки дядюшки Канта), покой на покосе и последний денёк, идущий на убыль. В общем, повозка проскрипела мимо . Зерна философчинки оказались несколько просроченными и не взошли в моей душе. То есть, хобот ( по Ивантеру) остался девственно чист.
Симпатичный стишок? Да, славный. Хороший текст для сборника, как говаривал хитрый Алан.

Хочу добавить, что это мнение столь субъективно, что можно и не) С неизменной симпатией ваш ВП.)

Сабина Ленина 1   16.05.2017 00:26   Заявить о нарушении
Итого, к стишку реально обнаружились три минуса: "таких стихов сейчас встречается.. ну не много, но встречаются", "нет чертовщинки" и "философчинки оказались несколько просроченными и не взошли в моей душе".

Первый - перечеркнул Александр своим соображением о сложении кубиков. На мой взгляд, исправление минуса на плюс оказалось убедительным потому, что Анне удалось сложить довольно высокую и устойчивую постройку с внутренним помещением, в которое легко помещается пупс читателя. Недовольство постройкой, походу, возникает у тех, кто не является счастливым обладателем своего пупсика. Это не хорошо и не плохо, просто пупсики есть не у каждого.

Минусы про отсутствие чертовщинки и просроченную философчинку, в принципе, параллельны друг другу и указывают на то, чего в стишке действительно нет = ни чертовщинки, ни философчинки. Мейстримно подобающее им место - свободно, оно тут оставлено для подходящего по размеру пупса, у которого в очередной раз заканчивается седьмой день творения. Стишок представляет собой незатейливый, но внятный и честный образчик религиозной лирики. В этом жанре уже лет сто доминирует дичайший китч. Так вот, на китчевом фоне "День седьмой" выглядит редким счастливым исключением. Его основное содержание - неоскорбимое религиозное чувство автора :) Лично мне стишок ценен именно этим.

Павел Бетач   16.05.2017 08:55   Заявить о нарушении
Недовольство постройкой, походу, возникает у тех, кто не является счастливым обладателем своего пупсика. Это не хорошо и не плохо, просто пупсики есть не у каждого.(С)
ну да, примерно об этом только наивней немного ниже в самой длинной ленте
"каждый думает что он не каждый)

Берта Лучева   16.05.2017 10:10   Заявить о нарушении
стихотворение очень приятное, да, но - (не люблю это слово но повторю как термин) вторично со всех сторон. это может быть плохо - если оно попалось в ленте тура и надо о нём говорить, и может быть хорошо - продолжение традиций и тп...

Берта Лучева   16.05.2017 10:21   Заявить о нарушении
Галина, выше вы плавно съехали с темы примеров подобных стишков, указав на вторичность отдельных деталей. Предлагаю заехать обратно. Никто не спорит с тем, что кубики потёртые. Я, однако, настаиваю на том, что содержимое стишка - нетривиально. В качестве аргумента против нетривиальности, то бишь, за вторичность, с интересом, приму от вас пример стихотворения о личном переживании седьмого дня творения сработанного из подобных кубиков.

Павел Бетач   16.05.2017 11:49   Заявить о нарушении
Кстати, Сабина, и к вашему "всё это уже встречалось" было бы небезынтересно прибавить пример запрошенный предыдущим постом :) Подчеркну, пример не отдельных деталей, а целого стишка о том же самом личном переживании. Таки-оно тут главный содержательный фактор, определяющий неотделимую от него целесообразную форму.

Павел Бетач   16.05.2017 12:09   Заявить о нарушении
Павел, запрашивать стишки в ответ на мнение некомильфо)
но вот смотрите, возьмём другие кубики например - облако/яблоко
как бы прекрасно их не складывать, разбавляя и дополняя в пользу седьмого дня или зелёнкой на коленках в сторону детства, но -
всё равно будет звучать - это яблоко, нет это облако (с) да?
и вторичность может быть для кого-то минусом, для кого-то плюсом, но она будет сквозить

Берта Лучева   16.05.2017 13:03   Заявить о нарушении
Галина, фишка в том, что понятие вторичности, занимая далеко не последнее место в иерархии редакторских аргументов против, фактически, не значит ничего - пустой звук. Но давайте обкатаем предложенные вами кубики :)

Мимо белого яблока луны,
Мимо красного яблока заката
Облака из неведомой страны
К нам спешат и опять бегут куда-то.

Гандлевский собрал до кучи яблоко и облако года через три после того как стишок Козлова в составе песни из мультика стал неубиваемым детским хитом. Вторично ли, ввиду этого факта, стихотворение Гандлевского? Ну хотя бы в той его строфе, где про облако и яблоко, не бегут ли белогривые лошадки Сергея Козлова?

Павел Бетач   16.05.2017 16:47   Заявить о нарушении
не вторичен Гандлевский в этой паре
здесь другой алгоритм, нет игры в яблоко-облако, тк заявлено што? - облака лошадки)

Берта Лучева   16.05.2017 18:33   Заявить о нарушении
Где вы увидели лошадок в приведенной строфе? Лошадки они потом. Галина, мы тут не в один кубик играем, а в два, как вы и предложили :) И у Гандлевского два кубика. Там не метафора. Кубик-яблоко, кубик-облако. Как именно их вместе складывать не оговаривалось. Или вы за кубик облако/яблоко поимели в виду гандлевский прикол с перспективой, с переменой кубических мест, от которой меняется сумма? Так бы и сказали. То была бы другая игра :)

Павел Бетач   16.05.2017 19:14   Заявить о нарушении
там игра буковок - яблоко облако, кубики соприкасаются, в песне этого нет
Павел, а кажется название песенки "облака - белогривые лошадки" ?

Берта Лучева   16.05.2017 19:20   Заявить о нарушении
Нет, Галина, и песенка, и стишок в книжке называются просто "Облака".

И если в "мимо белого яблока..., мимо красного яблока... облака" буковки не соприкасаются, сиречь, отсутствует аллитерация, то я троллейбусный свисток.

Павел Бетач   16.05.2017 19:40   Заявить о нарушении
Берта, позвольте вам из чисто хулиганских побуждений посвятить здесь произведение искусства :)

Присев в малинах, из газеты
гомункул сделал гуталин.
Кому не лгу? Тебе, Галин.
Подите прочь, чужие дети!

Павел Бетач   16.05.2017 19:57   Заявить о нарушении
не соприкасаются
это 'Яблоко нет это 'Облако - в песне этого и близко нет. пошла послушала - хорошая песенка, комментарии тоже приятные:
эта песня не для кнопочных гладиаторов, а для тех, кто вырос качаясь на качелях, играя в прятки, пиналки, догонялки. Нас не интересовало порнография, мы жили понимая и любя природу.(с))

Анна, извините, вильнули влево, больше не буду

Берта Лучева   16.05.2017 20:01   Заявить о нарушении
мой пупс проник (в пространство по П.Бетачу), проникся даже, но АХ не молвил, хороший стих в своём амплуа, личное здесь, как в любом пейзажном, в том как схвачено, напрямую себя вмонтировать сюда автору и ни к чему, а рассуждения о вторичности всегда весьма условны...

Андрей Игумин   16.05.2017 20:20   Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Большой Литературный Клуб
Перейти к списку рецензий, написанных автором Анна Арканина
Перейти к списку рецензий по разделу за 14.05.2017