Рецензия на «Дискусс-клуб статья 1 Таня Арсак» (Голоса)

Татьяна, спасибо за статью. Прям мистика какая-то, буквально вчера у меня возник спор с одним человеком именно на тему Вашей статьи. Вот такие строчки у меня в одном стихотворение:

Осенний сплин — какая ерунда,
Мне нравятся сентябрьские ветры.
Пусть льётся с неба времени вода,
Пусть тонут в ней земные километры.

Знаю, что во второй строке не хватает стопы. Когда сам читаю сбоя не чувствую. Попросил друзей прочитать в слух, опять не чувствую сбоя. А доказать человеку ничего не могу. Он говорит: "Там сбой, количество стоп не совпадает. Учиться Вам надо". Я пытаюсь, что-то объяснить, не получается. Так и остались, каждый при своём мнении. Обошлось без драки, никогда не ругаюсь и на личности не перехожу. Прочитал, Вашу статью и думаю не всё так плохо в этой жизни. Спасибо, Вам!

Андрей Николаевич Степанов   02.09.2017 19:37     Заявить о нарушении
Здравствуйте, Андрей Николаевич.
Спасибо.

Ну да, в вашем случае идёт произношение с краткой гласной – «сетябърьские ветры».
И вы в этом не одиноки – явление довольно частое (особенно у авторов северян, уральцев, сибиряков).
Да вот вам буквально свежий пример – Анин стих-победитель последнего «Экспресса»:

Я и сама не знаю что там –
за гранью первого числа.
Сентябрь, сыгранный по нотам,
со мной разделит пополам

И тоже, как видите, с «сентябрём».
Ошибки тут нет, хотя, справедливости ради, более предпочтительным всегда является нормативный, литературный вариант. Т. е., полносложный, как бы «правильней», а для «сентябърь», «жизънь» у автора должны быть причины и обоснования. Но, повторюсь, авторская манера произношения, принадлежность автора к определённой географии, этносу, диалектной группе и т. д. – тоже вполне достаточный факт.

Кстати, у классиков тоже такие вещи встречаются. Мне, к сожалению, сейчас некогда выискивать примеры, но, надеюсь, кто-нибудь принесёт их сюда. Будем благодарны.
В конце концов, я ж заметку написала для затравочки, чтобы народ подключился к разговору о «проблеме». Мне ведь тоже интересно других послушать – не всё одной балаболить☺

ТА

Таня Арсак   02.09.2017 20:32   Заявить о нарушении
Спасибо, Татьяна! Я думаю каждый пример по своему уникален. Просто кто-то пытается наставить автора на путь истинный, а автор, вот бессовестный, сопротивляется. Я когда читаю, стараюсь читать стихи вслух, жаль не всегда получается. Кстати у Есенина тоже где-то стоп не хватает. Надо вспомнить где.

Андрей Николаевич Степанов   02.09.2017 20:55   Заявить о нарушении
Андрей,
нет там никакого сбоя, во всяком случае, при чтении. Что, согласитесь, более важно :))
Потому что по любому, читаешь как сентябырьские, недостающий звук автоматически доставляется. Достучаться до столба формалистики - ума надо не сильно много, прочитать, прочувствовав авторское вИдение - вот тут надо проявить не только лояльность к чужому тексту, но и понимание поэзии как области, гда все границы достаточно условны, а это просто дано не каждому (увы, но факт).

Так что правы - вы.

Дм.

Rewsky   03.09.2017 10:29   Заявить о нарушении
Андрей, тоже хочу сказать пару слов.

Я отношусь к тем читателям, которые услышат выпавший звук при чтении этого текста и поморщатся. В то же время, я знаю людей, которые воспримут этот текст нормально, то есть они автоматически заполнят беглым гласным это место текста. Заметьте слово "автоматически". При повторном прочтении - с выпадающим звуком справятся все - все произнесут "бърь". Но читая впервые...
Таким образом, качество восприятия, как это всегда бывает, связано с "целевой группой", к которой обращён текст. Мы не удивляемся, когда, скажем, детскими стихами восхищаются дети, а взрослые - лишь вспоминая собственное детство. Когда философская лирика не понятна человеку, далёкому от философии и нужна некая разъяснительная авторская работа и усилия со стороны читателя, чтобы это произведение стало ему понятным. То есть мы не удивляемся, когда "подготовленный читатель" - объединён в некие возрастные, профессиональные или опыто-обусловленные группы. В то же время нас часто удивляет, когда такие группы сформированы по принципу территориальному. А вопрос восприятия выпадающих гласных - во многом территориального свойства. Скажу больше: в Штатах значительно сильнее проявлена традиция верлибра, чем в России. И это тоже - проявление территориальной обусловленности восприятия. Мы здесь часто отвергаем верлибр как поэзию вообще, а там - такого нет. То есть здесь целевая группа для верлибра - мала. Но это не значит, что автор не имеет права писать эти верлибры здесь. Так что территориальность деления читателей - имеет право на существование.
К чему я веду. Споры, подобные описанному Вами - не принципиальны. (Важно только понимать - какие именно.) Иногда нет правильного решения, устраивающего всех. Данный случай - из этой серии. Вам будет трудно защитить своё восприятие перед Пушкиным, например. "Октябрь уж наступил - уж роща отряхает..." Первое "уж" - втычка по нынешней терминологии, выравнивающая ритмику текста (в отличие от второго "ужа" - там втычки нет). Но Пушкин - петербуржец. Будь он москвич - не уверен, что он сделал бы эти два "ужа" в одной строке. И был бы тоже прав.
Так что мы имеем? Мы имеем старый спор между Питером и Москвой - как правильно: бордюр или поребрик? ) В применении к "сентябырю" )

Всё, что написал - ИМХО, конечно.

Белый Ящик   03.09.2017 15:41   Заявить о нарушении
А Урал в московско-питерский спор не вмешивается.
Зво́нит себе (и что интересно – дозванивается ведь), похихикивает над московскими «творого́м» и «ра́кушками» – и нормально себя чуйствует ☺

Вообще, по большому счёту, устная речь сейчас в России делится на южный говор и северный.
Повелось же всё от слияния древнерусского со старославянским – ну и дальнейшего заметного говорного разделения на северный и южный. Но тема диалектов – это совсем другая тема. Тут языковеды нужны. Я в южных говорах не сильна; более менее знаю (изучала) северные (в основном уральские и западносибирские).

А по нашей теме – вот, скажем, примерчик:

«Сколько раз, ее увидев в поле,
Замедлял я робкие шаги
И стоял, сливаясь поневоле
С белым блеском вольтовой дуги!
Вот он – кедр у нашего балкона.
Надвое громами расщеплен,
Он стоит, и мертвая корона
Подпирает темный небосклон» [Н. З.]

А вот тут наоборот – как ни пытаюсь я произнести «кедр», всё у меня лишний слог получается – «кедър». Хотя формально (графически) метрика выдержана, но акустически – моя манера произношения испытывает затруднения. Мне гораздо комфортней читается: «Вот он – кедър нашего балкона».

ТА

Таня Арсак   03.09.2017 16:37   Заявить о нарушении
Ну я условно про Питер/Москва... хотя... Москвич Величанский, поэт который "Под музыку Вивальди..." написал, например...:

фрагмент из "Среди людей..."

... Вам разгадать ее невмочь.
Молчанью здешнему не внемлете вы глухо.
Всё ясно вам: в сентябрьскую ночь
один подлец, трусливый или глупый,
чтоб скрыть, что он надысь с девчонки слез,
промашку сделав, сделал ее трупом.
Но здесь молчанье из других словес.

Пример с сентябрём. )

Белый Ящик   03.09.2017 16:43   Заявить о нарушении
Кстати, там же:

Я говорю на вашем языке -
молчанье здесь иными словесами
исполнено… Работала в ларьке.
Там было мне семнадцать. Рядом с нами
за проволокой колючей встала часть
военная. Отец мой там слесарил
в домах жилых. И помню, как сейчас.
...

Здесь - исчезающая "о" в проволока.

Белый Ящик   03.09.2017 17:01   Заявить о нарушении
Кстати, ещё что хотела упомянуть. Не так давно на каком-то конкурсе (убей, не помню, на каком – по-моему, на МП) видела, как один жюритель попенял участнику на «сбой ритма» из-за редукции – и снизил оценку за технику. И это тоже вопрос, между прочим – могут ли судейские резать баллы за такое дело?

ТА

Таня Арсак   03.09.2017 17:39   Заявить о нарушении
О, это особая группа слов, которые ставят в тупик многих – как вставлять в ПТ – как произносится или как пишется? Что примарно – графика (для глаз) или фоника (для уха)?: проволока, вообще, яйца, бриллиант, и пр. и пр.

ТА

Таня Арсак   03.09.2017 17:45   Заявить о нарушении
Моё мнение - не могут.
Что касается этих слов. То стихотворение, на которое я сослался, в себе имеет оба употребления слова "проволока": как с исчезающей, так и с явственно проговариваемой "о". И как тут быть? Можно, конечно, счесть, что Величанский - не авторитет... но Бродский его отмечал. Хотя... чё нам Бродский? Верно? ))
Я вообще порой дивлюсь на судейство... (

Белый Ящик   03.09.2017 18:19   Заявить о нарушении
Что касается приоритета фоники или написания... Я читаю практически все стихи вслух. Поэтому лично мне фоника важнее. Но так не всегда. Бывают стихи, обычно несущие особую графику, учитывать только фонику которых - значит терять что-то. Поэтому считаю, что подход должен быть дифференцированным (то есть с критерием, включающем хорошие слова "обусловленно" или "уместно", например).

Белый Ящик   03.09.2017 18:28   Заявить о нарушении
Дмитрий, огромное Вам спасибо! Ваше мнение имеет для меня большое значение. С уважением, Андрей!

Андрей Николаевич Степанов   03.09.2017 18:50   Заявить о нарушении
Б-Я

(ну вы как специально себе сделали невозможно-обращательный ник :))

Для меня золотая середина и резюме нашего именно общего разговора в ваших словах вот тут:
"учитывать только фонику которых - значит терять что-то." (с)Белый Ящик

Именно Целостность имеет для меня, например, безусловное и завершающее значение,
где ускользающая гласная, допустим - ничто перед общей образностью или интересно выстроенной логикой строк.

В конце концов, форма ног чулка важнее :))(с)
... но это я уже немного стебаюсь, чтобы добавить экзотического привкуса академичности нашей темы :))

Дм.

Rewsky   03.09.2017 22:01   Заявить о нарушении
По поводу «проволоки» и подобных.
Здесь вопрос далеко не так прост – и действительно многих ставит в тупик. Как грамотно оформить на письме?
Думаю, стоит в нескольких словах сказать об этом.
Но, наверное, помещу под другой рецензией – а то надоели мы уже Андрею Николаевичу ☺ Надо и другим «понадоедать» ☺

ТА

Таня Арсак   04.09.2017 07:52   Заявить о нарушении
Таня, как Вы мне можете надоесть, обидно прямо.)))))

Андрей Николаевич Степанов   04.09.2017 07:56   Заявить о нарушении
Ну, я ж улыбаясь.
Спасибо, Андрей Николаевич.

ТА

Таня Арсак   04.09.2017 08:14   Заявить о нарушении
Дмитрий, меня как только не называли: и Беляш, и Ящик... и по имени (которое сам не называю, но и не скрываю уже давно)... Называйте так, как заблагорассудится. Я приму любой вариант. )))

Таня, мне очень интересно Ваше суждение на эту тему. (Только что писал рецензию на стихи, где было "выиграл", причём "и" - для ненарушения ритмики - должно было читаться как "и", то есть не кратким.)
)

Белый Ящик   04.09.2017 11:07   Заявить о нарушении
Написала, Андрей, под Ланиной (Ящерка) рецкой.

ТА

Таня Арсак   04.09.2017 12:59   Заявить о нарушении
Андрей, ну не могу я обращаться к человеку "Здравствуйте, Ящик :))" Наперек моей этике :))

****

Всё, дорогие, завязываем здесь с посланиями - уже завтра новый флуд будет, покуражитесь вволю, а эта простыня отражается у всех - пожалеем людей, наконец :))

Дм.

Rewsky   04.09.2017 16:33   Заявить о нарушении
Ты перепутал, Дим. Это не флуд, это рецензия Андрея Николаевича ☺

ТА

Таня Арсак   04.09.2017 17:17   Заявить о нарушении
ну дожили, даже это перепутал :))))))))

ладно, тогда пожелания ждать до завтра снимаются :))

Rewsky   04.09.2017 18:19   Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Голоса
Перейти к списку рецензий, написанных автором Андрей Николаевич Степанов
Перейти к списку рецензий по разделу за 02.09.2017