Рецензия на «Дискусс-клуб статья 1 Таня Арсак» (Голоса)
Таня, какая же вы молодец, что подняли эту тему! Она действительно вызывает массу споров, при этом непонятно, кто прав, и очень трудно человеку непосвященному целенаправленно найти какой-то материал, который бы прояснял ситуацию. Я не могу считать себя специалистом в этой области, но кое-какие мысли у меня есть. На статью не потянет, а в рецке можно высказать. Только не сейчас. Как-нибудь позже соберусь с мыслями...) У меня тоже сентябырь) Начало учебного года... Как только собираешься засесть у экрана и сосредоточиться, сразу находится какое-то дело) Ирина Кузнецова 17 03.09.2017 19:46 Заявить о нарушении
Приветствую, Ирина.
Спасибо. Конечно, когда время будет – никто ж нас не торопит. Буду ждать. ТА Таня Арсак 04.09.2017 07:55 Заявить о нарушении
Таня, извиняюсь, что подключаюсь к разговору с таким опозданием)
Сначала - не относящаяся прямо к теме ассоциация - к фразе "Современному продуциенту поэтического текста сделать ошибку труднее, чем её не сделать". При чтении вспомнился биологический термин "продуценты" - организмы, способные синтезировать органическую материю из неорганической, то есть по сути - живое из неживого. Так и поэты - создают живую ткань поэтической речи из неорганической материи звуков и букв... Теперь об этих самых звуках) Хочу немного добавить к тому, о чем вы говорили - о «падении редуцированных», то есть скажу то же самое, но немного под другим углом, – с точки зрения согласных. Мы привыкли считать, что слогов в слове столько, сколько в нем гласных. То есть что только гласные звуки являются слогообразующими. Но в некоторых языках (и в русском тоже) это не так. Некоторые согласные (чаще всего сонанты - такие, как л, м, н, р) тоже могут образовывать слоги, если находятся в определенной фонетической позиции - между согласными или на конце слова. Таким образом, они могут, как и гласные, образовывать ядро, или вершину слога. Из-за этого, например, слово "перламутр" может прочитываться как слово из 4 слогов (последний слог - тр, где слогообразующий звук - р). Но это не исключает и другого варианта произношения, при котором в этом слове будет 3 слога. Добавлю литературных примеров в вашу копилочку - на этот раз с дополнительным слогом: Поцелуями прежде считал Я счастливую жизнь свою… (М.Лермонтов) (Жи-знь, 2 слога) У Бориса Пастернака находим (это к слову о запрете двух разных вариантов произношения в одном стихотворении): Была в Останкине зима, Декабрь, число тридцатое. И в этом же стихотворении: Была в Останкине зима, Декабрь, тридцать первое. То есть в первом случае "декабрь" произносится в два слога, во втором - в три. В целом, мне кажется, если фонетические нормы языка и традиции узуса допускают разное произношение слова, то стоит ли придираться к этому, тем более, что поэтические традиции априори допускают некоторую вольность в обращении с языком, недаром даже в словарях существуют специальные пометы, показывающие, что то или иное слово (или его значение) может употребляться именно в поэтической речи. Ирина Кузнецова 17 11.09.2017 16:15 Заявить о нарушении
Да ладно, Ирина, нам же никто никаких сроков не устанавливает – когда есть возможность, тогда и пишем.
Тонкий намёк поняла ☺ – конечно, «продуцент» – опечатка. Хотя, я частенько в этом слове опечатавываюсь – из-за связки, видимо: реципиент — продуциент ☺ – рифмовать тянет. Термин общенаучный (производитель продукта); в лингвистике – автор, писатель; а биологическое значение в сравнении со стихотворчеством, которое вы подметили – да интересная параллель получается. О, тема «согласные слоги» – вообще интереснейшая. Я вам её на вкусненькое оставила ☺ Созвездия, например – «адъюнктство», «оркестр взбрыкнул» и пр. В рамках фоностилистических экспериментов записывали прочтения слов и словосочетаний с 4-мя и более согласными подряд разными людьми, в т. ч. и дикторами и актёрами, т. е. теми, у кого прекрасно поставлена речь. И как показывают компьютерные расшифровки, при созвездиях появляются дополнительные звуки, которые более относятся к гласным, нежели к согласным. Или, к примеру, такой фонемный стык – цс. Совершенно не характерный для русского языка. Чуждый. Не могу припомнить ни одного русско-славянского слова с таким сочетанием – только грузинское что-то на память приходит – Мцсетуридзе. Но, довольно часто встречаю у стихирских авторов в лексемных связках: «боец стрелял», «отец строил», «кузнец сцеплял цепочки звенья». Иногда пишу, что «сц» лучше вообще избегать при построении высказываний – это даёт что-то иноязычное, нерусское в звучании. Поэтому когда в стихе есть строчка: «провидец с сцепленными пальцами», а под стихом отзыв рецензента «хорошая звукопись» – это смешно. Гладко согласно «цс» речевой аппарат русскоговорящего ч-ка продуцировать не способен – ибо будет вынужден делать паузу, или наращивать краткую гласную, или подпускать связку в виде «художественного свиста». Я даже иногда думаю, что, может, «ц-ссссс!» с приложенным к губам указательным пальцем оттого и придуман обозначать «тихо», что заметен для того, к кому обращаются, как некий явно инородный, неречевой звук? Или, скажем, противоположная вещь – хиатус. Зияние разных гласных – «радиоаэронавигация», «уоиауаи» (название индейского языка) – ещё как-то различимо, но вот скопление одинаковых – «зоообъединение», «йаааарне» (эст.), «у Марии и Иисуса» – как, опять же, показывают компьютерные исследования, создаёт в мозгу что продуцента, что реципиента некую «потерю ориентации» – мозг перестаёт улавливать фонемораздел и считать слоги – они сливаются в один протяжный. Что в стихах тоже может кем-то восприниматься как нарушение метрики (аудио обман). - Тоже примерчик приведу. Несколько из другой плоскости, но близкой – то, о чём, по-моему, под Ланиной рецкой говорила – встречаются и у классиков в одном тексте разные формы таких слов как: мильён – миллион, мильярд – миллиард, брильянт – бриллиант. Со мной бродил какой-то мальчуган, Болтал со мной о массе пустяковин. И даже он, похожий на туман, Был больше материален, чем духовен. Хотя выше по тексту Николай Алексеевич употребляет запись другой формы: Сплетения каких-то матерьялов, __________________________Н. Заблоцкий Т. е., сначала как бы подготовка к тому, что во втором варианте, несмотря на верную запись «материален», читать по размеру следует редуцировано «матерьялен». Или другой пример из Заблоцкого: Бьет крылом и поет соловей. Как естественно здесь повторены Л а конически-медленных фраз, Точно малое это творенье Их поет специально для нас! __________________________Н. Заболоцкий Здесь Николай Алексеевич вынуждает декламатора произносить графемный, начертательный вариант, что для уха, естественно, непривычно – привычно «спецально». (ну, про «повторе́ны» я вообще молчу – это из другой темы). (и обращайтесь уже ко мне на «ты», а то мне неловко всегда от выканий ☺) ТА Таня Арсак 12.09.2017 09:10 Заявить о нарушении
Перейти на страницу произведения |