Рецензия на «Эхо шумерского плача» (Вячеслав Карижинский)

Если "Эхо шумерского плача" содержит в себе некую аллюзию на "Эпос о Гильгамеше", на что явно намекает эпиграф, то здесь есть такая смысловая нестыковка: Гильгамеш, как известно, потрясенный смертью своего друга Энкиду, ищет тайну бессмертия, он добирается до острова Дильмун, находит там мудреца Утнапишти, владевшего тайной бессмертия, но на обратном пути теряет волшебную траву... То есть здесь в замысле поэмы преобладает воля к бессмертию, воля к вечной жизни - нормальная для человека. Для Филиппа Майнлендера (никогда не читал и даже не слышал о таком философе), видимо, органична тяга к смерти и он реализует ее в картинном, театральном акте самоубийства. Мне почему-то вспомнился Клейст, поэт-романтик. А стихи получились интересные, надо будет перечитать еще раз. Русского текста книги Майнлендера, судя по всему, нет. Но маленький кружок его ценителей существует, и это примечательно. Хотя фигуры Гартмана и Шопенгауэра, видимо, оставляют в тени этого малоизвестного автора.

Владимир Каганов   27.09.2017 17:21     Заявить о нарушении
А здесь, если уж проводить параллели по всей строгости, важно не столько то, что он искал, а что он нашёл )) О неизбежности смерти повествует и 12-я песня, написанная несколько позже "Эпоса", но потом включённая в него.
Безусловно, масштабы Майнлендера и Шопенгауэра + фон Гартмана не сопоставимы (что не мешало, впрочем, Майнлендеру считать второго неудачным эпигоном первого). Заслуга философа (хотя для меня лично он, как и Ницше, более поэт, нежели философ) в смелом даже для нашего времени мифотворчестве с абсолютизацией смерти. И, конечно, респект ему за то, что доказал ценой своей жизни, что был искренен, не манипулятивен в своих философских поисках (возможно, я ошибаюсь, но мне это видится так).

Не могу знать, за что он так невзлюбил фон Гартмана, однако тот первым, кажется, высказал мысль о том, что "воля к жизни" (так её и Шопенгауэр называл, насколько я помню - а в свете эволюционной теории можно назвать это выживанием, стратегией выживания или инстинктом), которая по сути и есть поэтизированная "воля к бессмертию" в "Эпосе", не есть благо на самом деле. Не является ли само существование, выживание (как принуждение к жестокой игре в котле слепой и бесцельной эволюции) - сама жизнь - источником всего того, что мы именуем злом? Быть может, небытие, несуществование (двери в к которое открывает смерть) и есть наилучшая альтернатива?
Майнлендер даёт свой радикальный положительный ответ. И если он может показаться не самым убедительным чисто с филосоофской
точки зрения (тем более, у Майнлендара есть ещё и Бог - ай-яй-яй! - правда уже откинувшийся)) то с поэтической - на мой взгляд, прекрасная поляна для мысле- и стихотворчества. Между прочим, он поэзией увлекался не менее, чем философией.
Да и с дохлым Богом тоже всё легко решаемо - он у него настолько пантеистичен, если так можно выразиться, что синонимов, могущих удовлетворить наши атеистические умы, подобрать можно массу. ))

Ссылку не смогу вставить, не пропустит стихира. Поэтому приведу отрывок из статьи В. Филатова о Майнлендере:

"Откуда возникает воля к смерти? Майнлендер предлагает смелое теологическое-метафизическое предположение: она рождается из процесса, посредством которого божественное исходное вещество - (условие, которое он берет у Спинозы), переходит от своего единства в свойственную миру множественность. Он утверждает: "Бог умер и его смерть является жизнью мира". Чтобы убить себя, Бог преобразился в мир в человечество, которые тоже умирают, чтобы окончательно перейти от существования в ничего.
Филипп Майнлендер убежден, что мир - это обоснованный результат божественного акта, служащего проявлением воли к смерти как стремления неопределенного трансцендентного божества к тому, чтобы не быть. Переход осуществляется от суперсущества, через существо мира - в ничто. И все это есть самоубийство Бога.
Таким образом, все, что мы наблюдаем в мире - представляет собой различные проявления растянувшегося в пространстве и во времени процесса самоуничтожения Бога. Майнлендер преобразовывает и радикализирует пессимизм Шопенгауэра в недрах собственной "метафизики энтропии", из которой последовательно извлекает все свои концепции: физику, философию истории, подчиняющуюся универсальному закону боли, политику, этику и, безусловно, в первую очередь, апологию самоубийства. В данном радикальном выборе он видит прежде всего возможность "освобождения от существования", идею абсолютного соответствия божественному замыслу, способность собственноручно удовлетворить свою и всеобщую волю к смерти, не ожидая капризов или милостей от природы. "
--

Эх, это я ещё не добрался до Цаппфе.
Вот доберусь и ещё одну поэмку напишу )))

Спасибо за отзыв, Владимир!
И сорри за многабукф )

Вячеслав Карижинский   27.09.2017 19:03   Заявить о нарушении
Слава, спасибо за интересный комментарий. Я, конечно, ничего не знаю о личных обстоятельствах жизни Майнлендера, а это, безусловно важно для понимания его выбора. Юный Гете, как известно, тоже всерьез помышлял о самоубийстве, но потом написал "Вертера" и успокоился. И прожил долгую, необычайно плодотворную жизнь. Здесь все очень индивидуально и часто необъяснимо - вспомним хотя бы Маяковского или Цветаеву с их бьющим через край жизнелюбием. А вот сломались... Так что каждому своё. RIP, дорогой Филипп. А мы еще поживем)))

Владимир Каганов   28.09.2017 19:28   Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Вячеслав Карижинский
Перейти к списку рецензий, написанных автором Владимир Каганов
Перейти к списку рецензий по разделу за 27.09.2017