Рецензия на «В гостях у Нины Злаказовой» (Большой Литературный Клуб)

Здравствуйте, Нина!
«Мученьеце – моё развлеченьеце». ))
Я прилетел, как мотылёк на огонёк (лось на зов), не только ради гендерного равноправия в Вашей гостиной, мне интересно, как воспринимается этот текст («как слово наше отзовётся»), поскольку он один из «краеугольных».

http://www.stihi.ru/2010/07/31/3373

Раздвоения

Я различаю чьи-то голоса,
перебирая жухлые страницы.
Вспугнула «жэнь» жужжащая оса,
и в царстве знаков оживают лица.

Ночные бражники приобрели полёт,
и между небом и его мирами
заколосился обожжённый лёд,
заговорив цветами умираний.

И протяжённость обретает смысл,
делимая, пересекает судьбы
и пневму, и обугленную мысль
и будет жить, когда её не будет,
изображая кровь небытия
на серебре невидимых сечений.

Так распадается моё второе я
на веды-векторы неведомых значений.

Виктор Фишкин   14.02.2018 22:41     Заявить о нарушении
Добрый день, Виктор.

Ваш текст — это, судя по всему, завершение цикла, который во всём объёме остался за кадром, о его содержании можно лишь догадываться. Но мы будем исходить из того, что представлено: текст — наш ключ к отгадыванию всех загадок.

ЛГ различает голоса, перебирает страницы — то ли воспоминаний, то ли древних рукописей. Жэнь спугнула пчела (мировой дух милосердия доброты, человечности), и знаки-символы начинают проявляться в мире вещном: ночные бабочки летят не между небом и землёй, а между мирами живых и мёртвых. «Заколосился обожженный лед, заговорив цветками умираний».

И протяжённость обретает смысл,
делимая, пересекает судьбы
и пневму, и обугленную мысль
и будет жить, когда её не будет,
изображая кровь небытия
на серебре невидимых сечений.

К тексту пока не цепляюсь: иду по просвечивающему плану, ради которого это всё написано.
Протяжённость жизни будет существовать, когда не будет уже самой жизни, и серебро ночного неба иногда поможет увидеть зримо кровь небытия — тоже живую кровь.
И второе я героя двоится, распадается, переходит в царство знаков и неведомых значений.

Что-то брюсовское есть во всём этом, пожалуй, но с большим количеством недомолвок)

Простой способ проверки подлинности: то, что происходит в тексте — жэнь жужжащей осы, оживание лиц в царстве знаков, межмирный полёт ночных бражников, просвет иной жизни сквозь видимую, изменение состояния ЛГ (распад второго я) — что это меняет во мне, читающем эти строки?.. что-то произошло со мной?.. я сочувствую, миросозерцаю, растворяюсь?..
Пожалуй, со мной ничего такого не происходит. Была некоторая предпосылка к изменению внутреннего состояния читающего - где-то в районе второй строфы. Она лучшая в тексте, на мой взгляд.

Ночные бражники приобрели полёт,
и между небом и его мирами
заколосился обожжённый лёд,
заговорив цветами умираний.

А потом затемнённость и грамматическая запутанность третьей строфы эту лёгкую предпосылку не укрепили, а развеяли в пространстве. /делимая, пересекает судьбы
и пневму, и обугленную мысль и будет жить, когда её не будет/ не очень точно, кто что пересекает и кто будет жить. А поскольку только-только возникшее сочувствие к тексту пропадает на глазах, уже не хочется разбираться, и «кровь небытия на серебре невидимых сечений» как-то пропадает втуне.

Можно было бы сказать, что метафизический план текста задавил его первый план, доступный читателю. Но дело не в этом, на мой взгляд. Как раз непроявленность смысла повлекла за собой и языковую неточность-непрозрачность, и неосмысленность.
Это моё прочтение, Виктор. Понимаю, что для вас тут всё совершенно отчётливо, возможно, или у вас вообще другие задачи.
Делитесь своими соображениями, если у вас будет такое желание.

Нина Злаказова   15.02.2018 14:59   Заявить о нарушении
Нина, спасибо большое! Желание будет. Поделюсь всем, «раскрою все свои фишки, болевые точки».
Я притащил на конкурс заведомо «безнадёжное» стихотворение, для того, чтобы с Вами поболтать. Мне понравилось Ваше отношение к текстам и людям.
Признаюсь, что предполагал примерно такую реакцию на мой текст, но одно дело предполагать, а другое – убедиться. К сожалению, я не смогу изменить текст, но могу рассказать, как до такого дошёл. Может перевербую.))
Мне поручили до воскресения написать два стишка для детского театра танца. Как только справлюсь, сразу вернусь.

Виктор Фишкин   16.02.2018 13:47   Заявить о нарушении
Ну-ну))я про вашу надежду перевербовать.
Надежды юношей питают.
Однако я открыта для иного взгляда.
Удачи, Виктор.

Нина Злаказова   16.02.2018 14:59   Заявить о нарушении
Вернулся. ))
Брюсов, Брюсов, Брюсов… к своему стыду, я совсем плохо помню Брюсова, хотя когда-то старательно его читал («давай, Сергей, за Маркса тихо сядем…»), но «крадущийся возраст, затаившийся склероз» сделали своё дело, оставив только врождённую склонность к символизму и лёгкому эпатажу. Сколько не забывай Брюсова – символизм не выветривается.
Если бы мне пришлось выбрать поэтический эпиграф к Раздвоениям, то это «Душа моя – Элизиум теней» (без последующего текста).
Кстати, мне кажется, что Тютчев первым в русской поэзии сравнил одно иррациональное понятие с другим иррациональным понятием, опередив паровоз.
Цикл называется «Превращения». В нём десять стихотворений, но сейчас речь пойдёт только о превращениях связанных с текстом «Раздвоения».
Отношение к смерти – основная проблема и самая уязвимая часть любой мировоззренческой системы, которую, как правило, изобретатели системы сводят к различным превращениям. В случае с Абсолютом – ему делегируются все права решения данной проблемы. В отсутствии Абсолюта (это я не только про шведскую водку) – начинается разброд и шатание, каждый приспосабливается, как может. Превращение – это одновременно и целевая установка, и цель. Раздвоения (исключая диссоциативное расстройство идентичности) – один из интеллектуальных способов примирения (реализации), который позволяет существовать в пределах общего (вневременного) интеллектуального пространства (суррогат бессмертия) и обладает психотерапевтической медитативностью (в терминах Ильдара Харисова – йога-шмога, шашлык-башлык, секир-башка). Эта система прекрасно сочетается с индивидуальной системой множественной (сиюминутной) гармонии – способом сохранения чувственного равновесия (не путать с пофигизмом) при соприкосновении ранимого (от природы) внутреннего мира с реальным миром (срединный путь нервов)). Впрочем, это уже никакого отношения к стихотворению не имеет, просто «…Остапа понесло».
Вот он – текст.
В первых двух строфах, вроде бы, знаки («тебе я делал знаки, что у меня в пакетике раки») расставлены правильно, по крайней мере, как я понял, их можно прочитать и понять, а то бывает произнесёшь заклинание: «семиотика, семиотика, встань передо мной, как лист перед травой», но появляются только ассоциации-мутанты.
«Вспугнула «жэнь» жужжащая пчела» – простая ирония (оксюморон). Если «гуманности» нет в индивидууме, то её не потревожишь, а если она есть, то её и летающий крокодил не испугает. Эту истину постигает каждый раз каждый проситель-посетитель какого-нибудь учреждения, например – ЖЭКа.
В общем – первые две строфы прочитываются почти так, как задуманы. «Кто ясно мыслит, тот ясно излагает» зомбировала меня учительница литературы. Наконец –то удалось её порадовать.))
О сопереживании.
В тексте только вторая строфа (картинка) и размер (мотив – ля-ля-ля-ля-ля-ля-ля-ля-ля-ля – бу-бу-бу-бу-бу-бу-бу-бу-бу-бу-бу) рассчитаны на сопереживание. Остальное – пособие по полётам во сне и наяву.
О протяжённости.
Здесь начинаются мутные дела, которые не позволили мне добиться от Вас того, «чего хотел добиться друг моего детства Коля Остен-Бакен от подруги моего же детства, польской красавицы Инги Зайонц». Всё началось со слов «И протяжённость обретает смысл» и закончилось «на серебре невидимых сечений».
Само по себе понятие «протяжённость» достаточно простое, всего лишь размер (например – ля-ля-ля-ля – бу-бу-бу-бу). Некоторые считали и считают её главным свойством материи, среди них Декарт, Велимир Хлебников, фанатки Филиппа Киркорова и работники похоронных бюро. Из всех существующих размеров, нас интересуют только размеры хомо сапиенса, из всех хомо сапиенсов – только хомо размышляющий и хомо одухотворённый. Почему же их элементарная характеристика, начинает, вдруг, откалывать такие мутные коленца?
Всё просто. Все, интересующие нас, хомы обладают принятой привычной протяжённостью только в реальном пространстве. Но пространство, описываемое в тексте, уже изменилось, в нём существуют ожившие люди, пространственно-временной континуум становится пластичным. Протяжённость перестаёт быть индивидуалисткой, а идёт в колхоз и становится общей, бесконечно делимой, основной характеристикой нового пространства. Это не «солярис», но для простоты визуализации его можно использовать.
«на серебре невидимых сечений»
– некоторые считают, что «серебряное сечение» придаёт динамику (оживляет) портретам (я считаю, что есть и другие «работающие» пропорции)
– «серебряное зеркало» – появление зеркальной поверхности на стекле из «ничего» (из раствора)
А пусть это будут метафоры. Поэзия, однако.
«Так распадается моё второе я на веды-векторы неведомых значений»
Первое я ест, спит, гуляет, глотает лекарства, занимается всякими делами и упорно не хочет распадаться, а второе я делает всё, что хочет (иногда желания двух я совпадают)), регулярно распадается на разные знания-ощущения-направления (веды-векторы) и «отжигает» в смоделированном мире. А вот для чего – неведомо. Я предполагаю, что так с нашей вменяемостью «играет пространство спросонок – не знавшее люльки дитя».
А ещё, я предполагаю, что так устроена поэзия (творчество) «и прелести её секрет разгадке жизни равносилен».

Получилось? Угадал?? ))

Виктор Фишкин   21.02.2018 15:51   Заявить о нарушении
Виктор, добрый вечер.
Немного озадачили, пожалуй, но не более того.
Мы с вами можем говорить о чём угодно. Но давайте будем исходить из текста, и только из него. Так намного удобнее. Мысль изречённая есть ложь) и сказка ложь, да в ней намёк. Поэтический текст — всегда намёк на что-то, добавлю от себя.

Для меня момент сопереживания, думаю, ключевой. А для вас, судя по всему — проходной. Тут мы вряд ли поймём друг друга. Смотрите, для вас вторая строфа, самая конкретная, единственная, пожалуй, что остаётся из текста, не так уж и важна. Серебряное сечение настолько заворожило вас, а также «веды-векторы неведомых значений», что вы несколько, на мой взгляд, утонули в этом. И я так поняла, сами этого не чувствуете.
Ну что ж, значит, это ваш путь. Плыть и под водой можно)) сколь дыхания хватит. Или у вас акваланг?
В целом мысль об игре пространства с нами мне очень близка и безусловно интересна. Но она, увы, в тексте не раскрыта и даже не обозначена толком. И пропадают втуне и серебряное сечение, и распад второго я, и веды-векторы. Это всё отдельные прекрасные темы, оставшиеся и непрочитанными, и даже ненаписанными.

Я вам напоминаю, Виктор, что это только моё прочтение. Что-то было в словах вашей учительницы верное, очень верное(

Нина Злаказова   21.02.2018 20:59   Заявить о нарушении
Не завлёк. )) Плохой из меня паук получился, но мне всё равно понравилось.
Нина, спасибо Вам большое за «разборки» и за то, что подвигли поточить зубы и лясы. ))
«И всё-таки она вертится!» )))

Виктор Фишкин   21.02.2018 22:42   Заявить о нарушении
Вы правы, Виктор: «прелести её секрет разгадке жизни равносилен».
И вам спасибо.

Нина Злаказова   21.02.2018 22:51   Заявить о нарушении
PS, совсем забыл, для взращивания взаимопонимания, у меня тоже есть склонность к сопереживанию и сопереживательные стихи:
http://www.stihi.ru/2010/07/30/3487
http://www.stihi.ru/2010/08/29/3137
http://www.stihi.ru/2010/07/07/3910
и т.д.

Виктор Фишкин   21.02.2018 23:18   Заявить о нарушении
Зайду, поброжу у вас.

Нина Злаказова   21.02.2018 23:43   Заявить о нарушении
Милые какие стишки, Виктор.
Вот только про девочку с собачьим языком... чудо какое-то сомнительное...

Нина Злаказова   24.02.2018 19:12   Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Большой Литературный Клуб
Перейти к списку рецензий, написанных автором Виктор Фишкин
Перейти к списку рецензий по разделу за 14.02.2018