Рецензия на «О стихах Веника Каменского» (Валерий Новоскольцев)

С большим интересом прочитала вчера все отзывы по поводу творчества Веры Николаевны Кузьминой, проживающей в Каменске-Уральском, литературный псевдоним которой и составлен из начальных букв имени- отчества, плюс место проживания.
Пытаюсь оформить свои впечатления от высказываний всех участников, поэтому «вы»- со строчной буквы.
Если вы считаете, что стихи пишутся исключительно для профессионалов- собратьев, чтобы обсуждать с ними искусство стихосложения, то не стоит читать то, что изложено далее, ибо я- ни разу не поэт, и образование у меня физико-математическое. Если же вы придерживаетесь мнения, что стихи пишутся в том числе и для читателей, не имеющих поэзию своей «специальностью», призванием, основным или единственным занятием, делом всей жизни, то позвольте и мне, как такому читателю (хотя порой и рифмующему всякую не стоящую внимания чушь, кто на Стихире не рифмует) высказать свое мнение.
Для чего не искушенный в тонкостях версификации читатель, любящий, тем не менее, стихи, их читает? Зачем ходит на ту же Стихиру?
1. За эмоциями, выраженными словами более искусно и точно, чем сам он это может сделать. За тем, чтобы посопереживать автору или его ЛГ.
2. Получить пищу для размышлений, которую может дать не только высказанная автором мысль, но и сюжет, имеющий неоднозначное толкование.
3. Насладиться красотой, музыкой стихотворной речи, даже если, возможно, смысл неясен, сложен, завуалирован.
4. Прочитать стихотворение с интересным сюжетом, где до конца не ясно, как в детективе, чем дело кончится.
5. Получить ответ на какой-либо этического или мировоззренческого плана вопрос, который его мучает.
6. Узнать правду -то, что, например, происходит на Украине, можно понять из стихов некоторых авторов, проживающих там, вернее, чем откуда-либо.
Я лично читаю стихи по всем этим причинам (может, и еще по каким, не осознанным мною). Все разом у одного автора едва ли сочетается, поэтому читаемых авторов- несколько. Не скажу, что хожу к Вере Николаевне ежедневно, да она и не из тех, кто выкладывает новые стихи каждый день, но захожу время от времени. И нахожу для себя, в разной степени, всё, кроме п.3.
Об исторических личностях мне стихи во время визитов как-то не попадались, а, может, не запомнились. А истории из жизни простого народа- да, они меня трогают. Потому что здесь достоверность – это не просто правдивость фактов, здесь рассказчик- сам из среды народа, сам живет среди этих героев, может, грубых, малообразованных, но не утративших совести и способности любить. Я представляю, какую действительность, дно этой действительности приходится видеть участковому фельдшеру в рабочем городишке-тех, кого многие теперь называют презрительно «нищеброды», «быдло». А она под слоем грязи видит-таки их душу, и пишет о них с душой и любовью, как никогда не напишут живущие в более- менее благополучных городах-миллионниках, и тем более за границей. Увидеть в низком высокое- это не поэзия?
Если двое идут по одной дороге, но один в удобной обуви, а у другого гвоздь в сапоге, то первый может описывать красоты природы или в бесконечных вариациях рассуждать о философских категориях, а второй будет все время думать и говорить про гвоздь-больно ему потому что. Все-таки бытие определяет сознание.
Пишущих много, соответственно, огромное количество новых стихов каждый день выкладывается, они поглощаются читателем как утренняя коврижка к чаю- сегодня съел, получил впечатление, завтра забыл о вчерашней, подадут другую. Но вот впечатление от стихов В.Кузьминой остается не однодневное.
Что касается красоты языка, музыки, - я их в этих стихах и не ищу, и лексика, которая там употребляется, на мой взгляд, соответствует содержанию и другая, может, выглядела бы чужеродной. Но ведь и по поводу языка нет единого взгляда. Одна популярная на стихире поэтесса спрашивает другую- а зачем ты употребляешь слова из 19 века, мы ведь живем в современном мире и должны стараться не употреблять устаревших слов. У других, особенно тех, кто занимается переводами классиков, вообще, по сути, речь и стиль позапрошлого века, и что из того, если стихи хорошие? Молодые пишут, употребляя современный сленг, компьютерные термины через слово- но это их языковая среда, плохо ли, хорошо ли это.

А вообще искусство версификации состоит в том, что его не замечаешь. Прочитал- и не понял, много ли автор трудился, мало ли, как будто вот так сразу все и возникло- каждое слово на своем месте, не переставишь, стихотворение звенит, как кристальное. Но ведь это редкость, согласитесь. Случайно наткнулась на такого автора, недавно появившегося на Стихире, где совершенство выглядит естественно, а не так, что в результате проделанной работы получается холодный выпотрошенный текст и из каждой строчки выпирают следы усилий . Называть не буду, чтобы «всем аулом» не бросились препарировать и его стихи, хотя видела рецензии двоих из участников дискуссии на его странице.
А есть авторы, которые и не борются за особую красоту, и язык совершенно обыденный, но столько мудрости и тепла человеческого вложено в простые строчки, что ничего больше и не надо. За этим – к Евгению Петровичу.
А за неожиданным, парадоксальным- к Наталье Перстневой.
То есть у каждого свои сильные стороны, за которые любит определенная часть олухов, то бишь читателей.
Вполне согласна с Натальей Перстневой, что каждый как читатель находит свое не на основе всестороннего анализа, а интуитивно. А отношение поэтов к творчеству друг друга во многом зависит от личных отношений, и ничего плохого в этом нет. Когда знаешь человека, то и стихи его понимаешь лучше и видишь в них больше.
Полагаю, и поэт пишет, не думая о назначении поэта по Блоку, Пушкину, Лермонтову, Некрасову, Евтушенко, а пишет, о чем хочет и как может.
Рациональные предложения.
1.Отметившиеся в дискуссии не все, наверное, бывали друг у друга. Вот предлагаю сходить в гости на страницы и поделиться впечатлениями. Покажутся ли вам стихи друг друга без тех недостатков, в которых вы упрекаете В.Кузьмину.
2. Чтобы понять, насколько приятно, когда твое творчество «раскладывают по полочкам» на чужой странице, организовать подобное для кого-то из участников дискуссии.
3. Загляните в рейтинговый список и почитайте стихи стоящих там первыми.
Всем- творческих успехов и полной уверенности в правильной оценке своих собственных стихов.

Читатель 60   20.04.2018 22:48     Заявить о нарушении
Уважаемый Читатель 60,

моя заметка "О стихах Веника Каменского" есть - развёрнутая РЕЦЕНЗИЯ. Под ней - рецензии других авторов, тех, кто счёл необходимым высказаться по сути моей РЕЦЕНЗИИ.

Я предупредил Веру Кузьмину (в личку), что у себя на странице опубликовал заметку о её творчестве, дал ей ссылку на публикацию, написал, что у неё на странице ничего не буду публиковать, т.к. будет спам от третьих лиц.

Прочтите рецензию Вашей Лены (с её страницы), увидите хамство деда Аяйя - в мой адрес и адрес Марка Шехтмана...вот, примерно, такая реакция ожидала бы меня, опубликуй я свою РЕЦЕНЗИЮ на странице Веры Кузьминой. И мой текст, и тексты других авторов были бы заспамлены и запиканы...и "улюлюканье", м-м-м, фанатов В. Каменского сорвало бы дискуссию, собственно, о поэзии вообще.

Отдельный вопрос: почему она позволяет своим "поклонникам" такую манеру разговора, почему та же Ваша Лена не пресекает подобные выходки (на своей странице) в самом начале...не задавались этим вопросом?

Всё, что я хотел сказать о стихах Веры Кузьминой - я сказал.

Спасибо за "рациональные предложения". Вы такой же читатель, как и я...и вполне можете сами их реализовать на практике. Спасибо за отзыв, где достаточно ясно выражена Ваша позиция, а также за пожелание творческих успехов.
Все мы - живые люди, не святые, со своими грехами и "тараканами" в голове, короче - ошибками. Я буду благодарен, если и мне кто-нибудь напишет однажды такую же развёрнутую, не уничижительную, а доброжелательную (моя рецензия - доброжелательная!), РЕЦЕНЗИЮ (есть такая опция на стихире! - рецензия, а не "стипловизор"!), которую я написал - поэту Вере Кузьминой.

Мир Вам!

Валерий Новоскольцев   20.04.2018 23:47   Заявить о нарушении
Что хочу добавить:

Нет такой задачи перед поэтом - удовлетворять те или иные желания своего читателя...как низкие, так и высокие. То, что Вы или я (как читатели) хотим или требуем от поэта - ему чаще во вред, чем в пользу.

У каждого поэта свой путь, но цель - одна. И об этом А.А.Блок в своей статье всё сказал...и не надо думать, что время/обстоятельства/государственный строк/язык и пр. что-то изменили в главном, что можно "передёрнуть карты".

Основные правила, заданные Человечеству, не меняются. Меняется только степень "отпадения" человека от истины, возрастает его "глухота"...но стать глухим не значит - стать Бетховеном.

Поэт всегда должен помнить об этом и иметь свой "камертон"...и этот камертон - не читатель.

Валерий Новоскольцев   21.04.2018 01:21   Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Валерий Новоскольцев
Перейти к списку рецензий, написанных автором Читатель 60
Перейти к списку рецензий по разделу за 20.04.2018