Рецензия на «злой ветер воет парией в трубе» (Ирина Чуднова)

Много слов. А век 21-й, будь он не ладен. Блок говорил, что стихи в больших количествах вещь невыносимая... По-моему, он?
В общем, так оно и есть.
Со словом автор обращается смело. Умело. Но основа текста, как не парадоксально - в осмыслении математической дроби. Три восьмых... О пяти восьмых, как о той части айсберга, что под водой -молчок. Этот бы текст, да в сухую баню - на пропарку. Всё сказано в последней строчке. Может с неё и начать всё заново, но экономя слова?
Я за экономию.

Олег Шувалов   15.07.2018 17:50     Заявить о нарушении
Спасибо за отзыв, Олег!

У меня есть стихи, в которых я экономлю слово, здесь расточаю. Это стихотворение моё мироощущение, может, вам тут всего много, но для меня здесь нет лишнего.

Вот мы же тоже, бывает, вздыхаем - мол, много людей на земле, а Бог нас зачем-то размножает и размножает )) может, ему виднее? Так и тут. Чтобы случилась последняя строчка, перед ней должны были оказаться вот эти все, предыдущие. Но если вы запомните только её, я буду рада.

Ирина Чуднова   16.07.2018 17:02   Заявить о нарушении
Здравствуйте Ирина!

Я просто думал о тех людях, которые учат стихи. Таких не так много, но они есть. Я просто рассматриваю строчку, катрен, что реже, как некую формулу. Согласитесь, что оно так и есть. Что-то в роде: "гений - парадоксов друг". Формула? Формула. "Кто любил уж тот - любить уже не может, кто сгорел, того не подожжошь." И это формула. И многие тянутся именно к этим квинтэссенциям. Остальные слова - это как глиссада у садящегося самолета, мягкая подводящая к приземлению воображаемая плоскость.
Самолет, наш воображаемый, он чаще нужен для перевозки смысла - это его пассажиры. Иногда конечно приятно смотреть на фигуры высшего пилотажа (видел разок тренировку "Русских витязей" - это тоже захватывающе, но "пассажиров" там нет). Это фуга для писателя - разминка пальцев, мощь органа послушать - как о рявкнет. Я сразу сказал - обращение со словом на "5" баллов. Но отличную формулу заметил одну - и обязательно ее запомню, ведь она действительно хороша.

С уважением, Олег

Олег Шувалов   16.07.2018 18:45   Заявить о нарушении
Да, я понимаю этот подход. Надеюсь, мои стихи никому не придётся учить по необходимости. Но, что удивительно, вот именно эти запали некоторым моим читателям так, что были выучены ими на память. Я сама под них по городу хожу ))

Есть ведь, например, такие, которые вообще трудны для заучивания любого - те же верлибры, или хайку. А ведь бывают и стихи в прозе. То есть, я бы, наверное, не брала критерием именно лёгкость запоминания, не для всякой задачи это цель и ценность, а, может быть, точность передачи смысла, наличие поэтической ткани, может быть, мир, создаваемый автором, какие-то подобные вещи. Вот я на Стихире нашла множество авторов, стихи которых у меня не заучиваются, но оставляют впечатление и тем запоминаются, впечатлением, послевкусием, образами, которые прибавляют мне самой в понимании мира.

Ирина Чуднова   16.07.2018 19:27   Заявить о нарушении
Ирина!

Очень здорово, что Вы употребили в осмыслении этот опыт потребления вина. Именно: компания, бутылка, этикетка (ассоциации вокруг этого), тост, запах, поглощение. И вот тут!!! Новый опыт или уже было. Поразило. Или удивило не соответствием формы и содержания. Хорошо. Проглотил. Опьянел. Кончно опьянел, ведь ты же любитель слов, поэзии, ассоциаций, ты и с чая пьянеешь... И главное - послевкусие! Если это винодельческий шедевр и ты его и рецепторами запомнишь, и в свою шкатулочку воспоминаний уложишь и будешь как Д.И. Менделеев в своей "Палате мер и весов" как эталон лелеять. Думать будешь об этом идеальном метре. Думать не пьяным, а и трезвым, думать об этом чуде. Как это солнце 20 летней давности в бутылку засунули и для тебя сохранили.
Да. Конечно Стихи-мантры. Они есть. Вышел. Пошел вдоль набережной. Идешь и просто проговариваешь. Поток. Этот поток действительно иногда фонтанирует. Зрело. Зрело. Вызрело. Прорвалось. Высказано. Успеть поймать. Записать и не отвлечься от потока, не нарушить его. Но я уверен, что в этом монологе будет много места лишнему. Как в булочке с изюмом очень много булки.

Я из-за этого мало читал поэм. Вот "Анну Снегину" почему-то сожрал. "Двенадцать" -кушал. "Витязь в тигровой шкуре" вызвал икоту.)

Олег Шувалов   16.07.2018 19:44   Заявить о нарушении
Олег, это стихотворение было странно написано.
Я встала утром, решила ответить на письмо, и тут пришёл кусочек "злой ветер воет парией в трубе", я записала в заметках, как обычно записываю что-то такое ритмическое. И пока настукивала пальцами это, пришло продолжение, а потом дальше и дальше. Не то, чтобы оно записано одним махом, но это стихотворение протащило меня по себе, мне оставалось лишь выверять на зуб, на вкус, на глаз, на страх, на страсть, на ненависть, на жалость отдельные его образы. Когда всё сошлось, оно меня отпустило.
И эти дроби - они мне были до самого конца не ясны самой, потом сложилось.

Ирина Чуднова   17.07.2018 11:59   Заявить о нарушении
Это хорошо. Очень знакомо. Да, или защищать или осуждать совершенно не надо. Есть как есть. Вот еще вспомнил. А. Ахматова. "Поэма без героя". Совсем тяжко читается. Такие торосы. Не говорю, что плохо или хорошо, но ясности нет. Мне действительно какая-нибудь строчка Маяковского: "... море уходит вспять, море уходит спать..." много больше даёт эмоций и толчков к размышлению нежели напластование сумбура. Хотя к Ахматовой я отношусь с трепетом, т.к. ощущаю некоторую косвенную связь через маленькое не очень глубокое знакомство с семейством Пуниных, длящееся еще через моего прадеда, длящееся с перерывами на десятилетия, но еще до сих пор живое. Там своя трагедия, там (до сих пор!) боль и раздрай, через ощущение сопричастности к великому и с болезненным ощущением собственной ускользающей значимости.

В любом случае - стихи прекрасны. Здорово, что мы пытаемся петь и брать немыслимые ноты. Моя лира - как кирпич. Ваша- звонкая. Но я еще и за красоту мысли по существу, отбросив красоту самой рамы.

Для примера последнее стихотворение Сергея Есенина - 8 строк. Говорят, не его, говорят - подметные. Но какие 8 строк! Без всякой фуги и подхода. Как вырубленный в скале храм. Ни дать ни взять.

Олег Шувалов   17.07.2018 20:23   Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Ирина Чуднова
Перейти к списку рецензий, написанных автором Олег Шувалов
Перейти к списку рецензий по разделу за 15.07.2018