Рецензия на «Курилка. Август-2018» (Большой Литературный Клуб)

Буду рад любой критике.

В саду

http://www.stihi.ru/2015/07/18/2010

Солнечные зайчики,
Пущенные из чужого разбитого зеркала,
Бегают по стенам твоего и моего дома
В беспорядке.

В воздухе кружит
То ли стрекоза,
То ли недобрая весть о несказанной правде.
И мы силимся зашторить окно души,
Защитить наш дом от слишком ярких бликов….

Но рука не достает даже до самых нижних
Веток столетнего сада, выросшего из наших снов,
Из нашего «не могу, но хочу» в смысле объять необъятное,
Сбегать в наше общее прошлое – за сутью,
За способностью видеть чудо,
Которое не случилось.

И только ветки тянутся к небу,
Тают в среде воздушной, в мареве знойном….
А день ускользает прочь, обманув ожидание,
Теней, сидящих в саду на старых
Рассохшихся табуретках.

Василий Клименко Сумы   18.08.2018 12:29     Заявить о нарушении
Василий, для начала: не слишком ли много НЕ, отрицательных слов? Меня это всегда удручает

Светлана Салахова   18.08.2018 12:37   Заявить о нарушении
Василий, очень хороша последняя строфа.
В третьей строфетретья строчка звучит "канцелярски".

Арабский Алфавит   18.08.2018 12:38   Заявить о нарушении
А почему эти "не" следует считать недостатком?

Василий Клименко Сумы   18.08.2018 12:40   Заявить о нарушении
Василий, здравствуйте!
Так понимаю, что Вы на критику не обижаетесь.
Выскажу просто своё мнение.
В очередной раз Ваше стихотворение напоминает мне подстрочник.
Для моего восприятия оно длинное.

Хороша последняя строфа- вот она бы была верлибром.
Но я бы по-другому расставила в ней запятые
"И только ветки тянутся к небу,
Тают в среде воздушной, в мареве знойном….
А день ускользает прочь, обманув ожидание
Теней, сидящих в саду на старых
Рассохшихся табуретках."

Убрала бы запятую после "ожидание".
Не знаю, бывают ли солнечные зайчики, если зеркало разбилось.
Но примета плохая и для чужих людей.

Как-то я боюсь этой ситуации.
С уважением.


Елена Ительсон   18.08.2018 15:10   Заявить о нарушении
Добрый день!
У меня небольшое технической замечание, касаемое первой строфы...
"Солнечные зайчики,
Пущенные из чужого разбитого зеркала,
Бегают по стенам твоего и моего дома
В беспорядке."(с) - встаёт вопрос из-за наличия амфиболии: что в беспорядке - оба дома или бегающие солнечные зайчики?
Возможно, что бегающие солнечные блики и есть авторский замысел, т.к. для характеристики домов всё же требуется уточняющий член предложения (например, причастие "находящихся")...если моя мысль верна, то избежать затуманивания текста можно простой перестановкой зависимых членов предложения: бегают в беспорядке по стенам твоего и моего дома...как-то так)
С уважением, Вайлит.

Вайлит   18.08.2018 16:29   Заявить о нарушении
Ожидание теней, тогда запятая не нужна.

Светлана Салахова   18.08.2018 17:57   Заявить о нарушении
Да, Светлана,вот я ее и убрала.

Елена Ительсон   18.08.2018 18:04   Заявить о нарушении
Большое спасибо за критику! Для меня это важно! И хотя это бесполезное и неблагодарное дело - защищать свое стихотворение, все же попробую...) Может быть, я что-то неправильно понял.

Светлана, где Вы нашли избыток НЕ? Лично я нашел только 5. Это много на такой текст? И почему, собственно говоря, это должно удручать? Это как-то мешает восприятию стихотворения в целом?

Ильдар, я готово согласиться с тем, что упомянутая Вами строчка звучит по-канцелярски. Но и здесь у меня тот же вопрос: почему это плохо? Это мешает восприятию стихотворения?

Елена, ситуация в стихе действительно пугающая. Но именно такую мне и хотелось передать. Мне кажется, это ощущение нашего времени.
Спасибо за замечание со знаками препинания! Сам не знаю, как допустил такую оплошность.
Что же касается того, что стихотворение длинное, то пока я этого не чувствую. Обещаю подумать. В случае с предыдущими моими стихотворениями я тоже не соглашался, но в конце концов Ваш совет оказывался полезным. Спасибо!

Вайлит, Ваше замечание ценное. Буду думать, как исправить.

Еще раз большое спасибо всем!

Василий Клименко Сумы   20.08.2018 17:37   Заявить о нарушении
Думаю, мешает, Василий, так как противоречит образному строю стихотворения.

Арабский Алфавит   20.08.2018 17:48   Заявить о нарушении
А почему противоречит? Ведь оно стоит как раз в том месте, где стихотворение переходит из одного плана в другой. Как мне кажется, именно в этом место нужно стилистическое отличие. Иначе все было бы слишком одномерным и монотонным..

Василий Клименко Сумы   20.08.2018 19:41   Заявить о нарушении
Ну, Вам кажется так, а мне иначе.)

Арабский Алфавит   20.08.2018 19:50   Заявить о нарушении
Как бы то ни было, спасибо! Еще подумаю над Вашими словами.

Василий Клименко Сумы   20.08.2018 19:54   Заявить о нарушении
Василий, к основным видам ошибок, связанных с лексической недостаточностью, относятся стереотипия,плеоназмы, тавтология и повторы слов.

Светлана Салахова   20.08.2018 20:11   Заявить о нарушении
Светлана, это интересно! Скажите мне, где именно у меня такого рода ошибки?

Василий Клименко Сумы   20.08.2018 20:33   Заявить о нарушении
Нет уж, изучайте теорию самостоятельно.

Светлана Салахова   20.08.2018 20:51   Заявить о нарушении
Далее, твоего и моего дома- это один дом или два?

Светлана Салахова   20.08.2018 20:55   Заявить о нарушении
Мне не теория нужна, а конкретные примеры моего, выставленного на обсуждение стихотворения. Мне кажется, именно от него должен отталкиваться весь разговор!

Василий Клименко Сумы   20.08.2018 20:56   Заявить о нарушении
ИЗ моего стихотворения...)))

Василий Клименко Сумы   20.08.2018 20:57   Заявить о нарушении
Василий, добрый вечер!
Сейчас анучки. Всем интересно.
А Светлана целый год преподаёт. У неё должны быть каникулы.
Вам назвали термины- дальше ищите, пожалуйста, сами.
С уважением.

Елена Ительсон   20.08.2018 21:05   Заявить о нарушении
Хорошо,Василий, поясните, пожалуйста,с какой целью употребляется слово "наш"и его формы раз, ещё раз, ещё много, много раз?

Светлана Салахова   20.08.2018 22:22   Заявить о нарушении
Дошёл до "окна души", вспомнил "чугунные ворота сердца" и – обездвижил!)

М.

Мишель Емельянов   20.08.2018 23:18   Заявить о нарушении
Да, я тоже шла в направлении к "окну души". А как без окна? У меня тоже где-то есть этот яркий образ.

Светлана Салахова   20.08.2018 23:47   Заявить о нарушении
Жаль, что никому не нужна теория, я бы продала, недорого.

Светлана Салахова   20.08.2018 23:49   Заявить о нарушении
Ну ежли у души есть "окно", то должны быть и другие "приборы", как-то: крыльцо, двери, печь, труба, санузел...))

М.

Мишель Емельянов   21.08.2018 00:01   Заявить о нарушении
Хочу сделать некоторые уточнения. Я не против теории. Но, если я правильно понял, мы собрались здесь для совсем другой цели - обсуждать конкретное стихотворение. А это уже совсем другой разговор.
Если говорить в общем и целом, все выглядит примерно так. Любое творчество - и уж тем более поэзия - есть всегда создание чего-то нового, выход за рамки уже существующих правил и канонов, эксперимент. Те же лексические повторы или, скажем, параллельные конструкции могут быть следствием элементарного небрежности автора. А могут быть сознательным приемом, направленным на совершенно определенные цели. Граница между одним и другим очень тонкая, все всегда зависит от нюансов контекста. И человек, берущийся критиковать поэтический текст, должен разобраться, насколько упомянутые выше «нарушения» работают или не работают в рамках одного конкретного стихотворения. Я почему-то всегда считал, что разговор здесь в «курилке» должен вестись именно на этом уровне.
Мне даже неважно, хорошее ли мое стихотворение или плохое. Мой подход: "под всем, что сделано, ставлю nihil". Но, как мне кажется, подходить к стихотворному тексту с готовыми правилами, попытки отыскивать в нем ошибки без конкретного разговора о смысле и содержании – это может быть не только бесполезным, но и опасным. Я-то имею уже опыт в таких вещах и вижу разницу. Но у кого-то обязательно возникнет желание заставить свой стих «ходить по струнке». А ведь это не газетная статья, которую можно и нужно писать по шаблону.
И еще: мне как-то странно слышать о том, что нужно изучать теорию. Я не набиваюсь в ученики. Я пришел сюда с одной-единственной целью – чтобы мне помогли увидеть конкретные недостатки, на которые у меня, возможно, «замылен глаз».

Как бы то ни было, большое спасибо всем за разговор! Буду думать над всем, что было сказано здесь. Прошу простить, если высказался в данном комментарии резко, но это принципиально важные для меня вещи.
С уважением.

Василий Клименко Сумы   23.08.2018 16:29   Заявить о нарушении
Теория, Василий, Вам не нужна, а каковы Ваши экспериментальные прорывы и куда?

Объясните, что такое "недобрая весть о несказанной правде" и чем она похожа на "стрекозу", от которой ея сразу и не отличить: то ли-то ли.

Достигается ли "защита" любого дома от "слишком ярких бликов" непомерно тяжёлым (силимся!) "зашториванием" некоего "окна души", если солнечные зайчики бегают, как Вы любезно сообщили несколько раньше, всего лишь по стенам?

Я не говорю уже о том, почему коллективное "МЫ" соотносится у Вас с единственным "ОКНОМ"? и единичной "ДУШОЙ"?)

Существуют ли в природе "столетние сады"?

Боюсь, что нет. Век фруктовых деревьев, как и гусар, недолог: кто не погиб в тридцать лет, тот не гусар!

Неслучившихся чудес не бывает, бывают несбыточные придумки, называемые химерами.

"Воздушная среда", сплюсованная с "маревом знойным", – это нечто, это махровый канцелярит, обручённый с самим собой: "марево" – это, попросту говоря, непрозрачный воздух!)

А на что, собственно, "надеялись" рассевшиеся на старых рассохшихся табуретках ТЕНИ? Чем их околпачил ускользнувший день???

Не думаю, что хоть на один из поставленных вопросов Вы сможете дать внятный ответ.

М.

Мишель Емельянов   23.08.2018 18:16   Заявить о нарушении
Василий, я за Вас искренне рада: таких советников заполучили! Полностью согласна с замечаниями Мишеля. А это с моей профессиональной недоверчивостью к критикам бывает очень редко.

Светлана Салахова   23.08.2018 19:10   Заявить о нарушении
Светлана, умные – не редкость, редкость – ищущие их!)

М.

Мишель Емельянов   23.08.2018 19:42   Заявить о нарушении
Мишель, большое спасибо за подробные замечания к моему стихотворению. Да, это как раз то, что мне нужно. Готов ответить на все (по крайней мере, почти на все) Ваши вопросы.

Но прежде, если позволите, один встречный вопрос: вы действительно считаете, что я на такие вопросы непременно должен дать внятный ответ? Как мне кажется, если замечания правильные и по делу, автор должен поблагодарить критика и уйти в какое-нибудь тихое место, чтобы наедине с самим собой разобраться со своим стихотворением.

К Вашим замечаниям у меня, к сожалению есть вопросы, но это не значит, что они несправедливы. Просто, возможно, я не все правильно понял. Попробуем разобраться. Это может быть вполне абстрактный разговор автора и критика...

1. "Стрекоза" и "весть" - автор готов признать, что он как бы подбирает наиболее адекватный образ, который буквально висит в воздухе, но не поддается точному определению. Отсюда попытки назвать неопределимое. "стрекоза" и "недобрая весть" оказываются в одном ряду именно благодаря этой способности мелькать, не поддаваться уловлению. Таково объяснение автора. Если оно не удовлетворяет критика, то придется обратиться за помощью не к поэту, а к ученому-метеорологу.
2. "силимся" - Автор должен обратить внимание не тот очевидный факт, что это действие происходит не в обычном физическом мире, а в пространстве, созданном тревогой, неспособностью остановить мелькание неясных образов. А в таковом пространстве любые, даже самые обычные действия, могут потребовать чрезменых усилий. Тем более, речь идет не просто об окне, а об "окне души"...
3. "Мы" - "окно души". Автор обещает подумать над этим несоответствием. Но он хотел бы отметить, что "окно души" в данном случае - обобщенное, общее для всех понятие. Примерно так, как "левая рука" в выражении "все левши пишут левой рукой". Не будете же Вы в самом деле говорить "левыми руками"!
4. "столетний сад" - автор хотел бы обратить внимание критика на тот факт, что, согласно словарю, слово "столетний" имеет не только прямое значение "существующий в течение ста лет", но и переносное "очень старый", "древний". Можно также отметить, что это не образ, впервые изобретенный автором, а уже устоявшее выражение - 98 200 упоминаний по статистике Google.
5. "воздушная среда", "марево" - здесь автор обещает подумать.
6. "ожиданье теней" - Вопрос: а так ли уж важно читателю знать, чего именно ждут тени? По своему опыту автор знает, что "тени" всегда чего-то "ждут". Тревожат, не дают покоя.... Автор смеет надеяться, что такое беспокойное чувство знакомо не ему одному....

Примерно так. Автор отдает себе отчет в том, что любое их приведенных выше утверждений может быть опровергнуто и даже осмеяно. Посему он заранее признает свое фиаско.

Еще раз спасибо всем за внимание к моему опусу.
С уважением.

Василий Клименко Сумы   28.08.2018 13:52   Заявить о нарушении
Василий, тот, кто не надеется победить, проигрывает до начала битвы!)

Думаю, что Светлана, с успехом – абсолютно в ней уверен!– продолжит (если будет ей охота!) Ваше дальнейшее просвещение.

Удачи обоим!

М.

Мишель Емельянов   28.08.2018 15:32   Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Большой Литературный Клуб
Перейти к списку рецензий, написанных автором Василий Клименко Сумы
Перейти к списку рецензий по разделу за 18.08.2018