Рецензия на «Маневры 17» (Ми Тенников)

РАЗБОР. Вначале цитирую диптих:

================================================
================================================

Маневры 17 (Ми Тенников)
http://www.stihi.ru/2018/03/24/1582

                Елене П.

…тягач опрокинул быт, замыкая травы
сургучом колеса – за;мер, осел, притих;
мы здесь – саранча. Но, старшие наши пра;вы –
отеческий долг заставил сюда прийти.
Сытый локатор, конвульсия низкой цели,
арабская цифра вьётся ужом в часах, –
двигаясь маршем мы, кажется, повзрослели.
И верим теперь во взрослые чудеса.

Ветер дышит в курай. И, окропив равнину
смехом сапсана на партитуре зари,
гонит в беззвездие облачности рванину,
и бранью славянской над ковылём сори;т.
…отданный нам приказ – исповедь инородца.
Сутулый язычник внемлет ей – со слезой,
не усекая, – за что ему честь бороться
с химерой брони, – уж лучше хлыстом с козой…

Сколь же он прав – в недалёком кощунстве данном;
веришь ему, что истине… Вот – собирай
мелочь страниц, и пакуй её чемоданом,
тем распрямляя двойную свою спираль.
И не икона, но – грубый лубок портрета
вытравил комнату в душный музейный зал;
тени длинны, подрагивает сигарета
и страшное утро смотрит тебе в глаза.

                *     *     *

…рос ли тиран златоустом (сиречь – поэтом),
грезил Колхидою и золотым руном?.. 
Кто мы такие, чтоб сально судить об этом –
пыль на восходе, взъярённая табуном,
тень на закате – от тонкого стебля злака;
вещь, множа смерти, тянет с собою творца.
…пуск состоялся и бедный дикарь заплакал,
глаз проклиная, что всё это – созерцал.             

…только теперь, уходя ещё дальше в степи,
наш караван из рептилий, несущих боль,
сделался точкой. И ужаса меры степень
можно означить сухого песка щепо;й.
Ты не заметишь, как небо капкан смыкает, –
избавь тебя бог – глядеть на горгоний лик!
…цель озверела. И прошлая жизнь стекает
пресною кровью в бездонный сосуд земли.

© Copyright: Ми Тенников, 2018

================================================
================================================

СТАТИСТИЧЕСКИ.

…тягач опрокинул быт, замыкая травы
сургучом колеса – за;мер, осел, притих;
мы здесь – саранча. Но, старшие наши пра;вы –
отеческий долг заставил сюда прийти.

5575 — слова
9-6-9/6-9 — метры
5б2-6а4/5б2-5б2 — размеры

Сытый локатор, конвульсия низкой цели,
арабская цифра вьётся ужом в часах, –
двигаясь маршем мы, кажется, повзрослели.
И верим теперь во взрослые чудеса.

5656
7-9-7-9
5в4-5б2-5в4-5б2

Ветер дышит в курай. И, окропив равнину
смехом сапсана на партитуре зари,
гонит в беззвездие облачности рванину,
и бранью славянской над ковылём сори;т.

7556
6-7-7-9
6а2-5в2-5в4-5б2

…отданный нам приказ – исповедь инородца.
Сутулый язычник внемлет ей – со слезой,
не усекая, – за что ему честь бороться
с химерой брони, – уж лучше хлыстом с козой…

5678
7-9-7-9
5в4/5б2-5в4-5б2

Сколь же он прав – в недалёком кощунстве данном;
веришь ему, что истине… Вот – собирай
мелочь страниц, и пакуй её чемоданом,
тем распрямляя двойную свою спираль.

8665
7-7-7-7
5в4-5в2-5в4-5в4

И не икона, но – грубый лубок портрета
вытравил комнату в душный музейный зал;
тени длинны, подрагивает сигарета
и страшное утро смотрит тебе в глаза.

7647
7-7-7-9
5в4-5в4-5в2-5б2

                *     *     *

…рос ли тиран златоустом (сиречь – поэтом),
грезил Колхидою и золотым руном?..
Кто мы такие, чтоб сально судить об этом –
пыль на восходе, взъярённая табуном,

6585
7-7-7-7
5в4-5в4-5в4-5в4

тень на закате – от тонкого стебля злака;
вещь, множа смерти, тянет с собою творца.
…пуск состоялся и бедный дикарь заплакал,
глаз проклиная, что всё это – созерцал.

7766
7-7/8-7-7
5в4-5в4-5в2-5в4

…только теперь, уходя ещё дальше в степи,
наш караван из рептилий, несущих боль,
сделался точкой. И ужаса меры степень
можно означить сухого песка щепо;й.

7665
7-7-7-7
5в4-5в4-5в4-5в4

Ты не заметишь, как небо капкан смыкает, –
избавь тебя бог – глядеть на горгоний лик!
…цель озверела. И прошлая жизнь стекает
пресною кровью в бездонный сосуд земли.

7766
7-9-7-7
5в4-5б2-5в4-5в4

========================
========================

СТАТИСТИКА СЛОВ

5575=22
5656=22
7556=23
5678=11+15=26
8665=25
7647=24

22+22+23+11=78 слов на сонет

***

6585=24
7766=26
7665=24
7766=14+12=26

24+26+24+14=88 слов на сонет

========================
========================

СТАТИСТИКА РАЗМЕРОВ

9699 — 5б2-6а2/5б2-5б2
7979 — 5в4-5б2-5в4-5б2
6779 — 6а2-5в2-5в4-5б2
7979 — 5в2/5б2-5в4-5б2
7777 — 5в4-5в2-5в4-5в4
7779 — 5в4-5в4-5в2-5б2

***

7777 — 5в4-5в4-5в4-5в4
7777 — 5в4-5в4-5в2-5в4
7777 — 5в4-5в4-5в4-5в4
7977 — 5в4-5б2-5в4-5в4

========================
========================

ПРИМЕЧАНИЕ (к размерам):

В левом столбце:

МЕТРЫ:

6 - хорео-дактиль ДА
7 - дактиле-хорей ДА
8 - ямбо-ямбо-анапест НЕТ
9 - ямбо-анапест ДА

В правом столбце:

СТОПНОСТЬ-ВИД-ЧИСЛО

Стопность, понятно. Вид, означает число трёхсложных стоп в линии размера:

1оо1оо1оо1о1о — три, в
о1оо1о1оо1о1о — две, б
1о1оо1о0о1о1о — одна, а

Число, означает место размера в сетке вида размеров:

1о1оо1оо1оо1о — в1 ХД
1оо1о1оо1оо1о — в2 ДХ
1оо1оо1о1оо1о — в3 ДХ
1оо1оо1оо1о1о — в4 ДХ

/ — дробные логаэды. Сложно сказать, как правильно надо бы оформлять дробь.., то ли:

а) метрически

то ли:

б) ритмически

А) В первом случае, любая дробь, это... — сверхударные стопы:

оо1оо1/1оо1о1
1оо1о1/1оооо1о

оо | 1оо | 1/1 | оо | 1о | 1 - 6а2
1оо | 1о | 1/1 | оо | оо | 1о - 6а1 или >
1оо | 1о | 1/1о | ооо | 1о - 5в2

Б) Во втором случае, призрачная потеря одного слога:

1-оо1оо1\о/1оо1о1
2-1оо1о1\о/1оооо1о

оо | 1оо | 1\о/ | 1оо | 1о | 1
1оо | 1о | 1\о/ | 1оо | оо | 1о

1
сургучом колеса – за;мер, осел, притих;
оо1оо1\/1оо1о1
А потом чудеса ТЫ выпил затих и влип
оо1оо1\о/1оо1о1

2
…отданный нам приказ – исповедь инородца.
1оо1о1\/1оооо1о
Призрачный папуас высматривает японца
1оо1о1\о/1оооо1о

В) Безусловно, ритмический вариант более симпатичнее. Правильнее.., — вот вопрос.

========================
========================

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ...

Рихард Мор 2   23.05.2019 12:15     Заявить о нарушении
МЕТРИКА. Диптих, — 40 строк, 5 авторских октетов или 10 катренов — от которых будем и исходить.

ПЕРВОЕ СТИХОТВОРЕНИЕ диптиха — 24 строки, 6 катренов.

1. СИСТЕМА СТИХОСЛОЖЕНИЯ: силлабометрика — смешанные размеры.
2. РАЗМЕР: пятидольник.
3. ПОЛИМЕТРИЯ: простой смешанный асинертет 679, переменного вида, где 6 к 79 — микрополиметрия.
4. СТРОФА: рифменный катрен.
5. СХЕМА РИФМОВКИ: перекрёстная.
6. АЛЬТЕРНАНС: ж/м

***

ВТОРОЕ СТИХОТВОРЕНИЕ диптиха — 16 строк, 4 катрена.

1. СИСТЕМА СТИХОСЛОЖЕНИЯ: силлабометрика, — смешанные размеры.
2. РАЗМЕР: 5- стопный ДХ Логаэд
3. ПОЛИМЕТРИЯ: за исключением 3 строки 2 строфы и 2 строки 4 строфы — отсутствует. То есть, перед нами, — постоянный логаэд с макрополиметрией.
4. СТРОФА: рифменный катрен.
5. СХЕМА РИФМОВКИ: перекрёстная.
6. АЛЬТЕРНАНС: ж/м

========================
========================

1. ПРИМЕЧАНИЕ:

ПОЛИМЕТРИЯ, — больше одного метра, — переменные логаэды и асинертеты.

ПЕРЕМЕННЫЕ ЛОГАЭДЫ (дольники, пенто-дольники, такто-дольники, тактовики, такто-пентовики и пентовики) — достаточно плавные (близкие) полиметрические композиции (стопные логаэды).

АСИНЕРТЕТЫ (полиметрия двухсложников, трёхсложников, двухсложников и трёхсложников, дольники, пенто-дольники, такто-дольники, тактовики, такто-пентовики и пентовики) — достаточно резкие (дальние) полиметрические композиции (строчные и строфные логаэды).

========================
========================

2. ПРИМЕЧАНИЕ. Конешно стоит задуматься над таким не резким сплавом полиметрии логаэда и асинертета, но задумаемся об этом после.

================================================
================================================

РИТМИКА.

Во-первых, не знаю по каким соображениям, автор, оформил стихотворение октетами, максимум на что они претендуют, быть — двойными катренами. Впрочем, ритмически так и есть, но по смыслу, возможно, автор, был прав. Ок.

Во-вторых, рассмотрим некоторые сложные строки:

========================
1. сургучом колеса – за;мер, осел, притих;
<МЫ ЗДЕСЬ> – саранча. Но, старшие наши пра;вы – — 1.3

2. И верим теперь во взрослые чудеса.

Ветер дышит в курай. <И,> окропив равнину — 2.1
смехом сапсана на партитуре зари,

                *     *     *

3. тень на закате – от тонкого стебля злака;
<ВЕЩЬ, МНОЖА СМЕРТИ>, тянет с собою творца. — 1.6

4. Ты не заметишь, как небо капкан смыкает, –
избавь <ТЕБЯ> бог – глядеть на горгоний лик! — 2.6

========================
РИТМИЧЕСКАЯ КРИТИКА:

1. сургучом колеса – за;мер, осел, притих;
<ЗДЕСЬ<>МЫ как> – саранча. Но, старшие наши пра;вы –

2. И верим теперь во взрослые чудеса.

Ветер дышит в курай. <...> окропив равнину
смехом сапсана на партитуре зари,

                *     *     *

3. тень на закате – от тонкого стебля злака;
<...МНОЖА СМЕРТИ>, тянет с собо<Й> творца.

4. Ты не заметишь, как небо капкан смыкает, –
избавь <НАС> бог – глядеть на горгоний лик!

========================
КОММЕНТАРИИ.

1. Первый случай, семантически-фонетический: ...ЗАМЕР...притих / МЫ... — вместо, ...ЗАМЕР...притих / ЗДЕСЬ...
2. Второй случай, фонетический: ...кураЙ И... — кураИ... — слияние и потеря темпа или его вздрызг.
3. Третий случай, фонетически-синтаксический: ТЕНЬ...от стебля злака / ВЕЩЬ МНОЖА... — так что от стебля злака — тень или вещь? Или, тень от стебля злака множит вещь? — так так надо было и написать.
4. Четвёртый случай, фонетический: избавь_ТЕБЯ_бог — то ли ЭНКЛИЗА то ПРОКЛИЗА. Больше проклиза: ТЕБЯ_бог. Как таковая, всегда кренит на тЕбе. (Нужно читать энклизой)
5. Примечание: препинаки оставляю для шибанутых в орфографию ботаников и курсисток — от глухарей-филологов до глухарей-филолухов.
6. Итоги: Вторые ритмы (2-4), и вторые ритмы на грани фола (1-3) у всех строк есть.
7. Выводы: На будущее. Хотя интересно, как автор сам интерпретировал эти строки в процессе... Автор? — если вдруг на мгновение оторвался от гамбургера, пусть скажет.

================================================
================================================

ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ РАЗБОР.

Сильно сказано. Но здесь мы не знакомы. Поэтому обойдёмся традиционными бла-бла-бла. Тёплышек предыдущей рецензии не обещаю, за что сразу же извиняюсь и говорю просто: диптих понравился. Этакий французский легион чувств: грустный, чуть смертельный и обжигающий. Достаточно.

Рихард Мор 2   23.05.2019 12:24   Заявить о нарушении
Однако, труд... Благодарю)

ЗЫ: к фастфуду холоден)

Ми Тенников   23.05.2019 12:36   Заявить о нарушении
Это Вы сами себе скажите😄, — а мы, по опыту знаем, когда рот автора занят правильным пережёвыванием пищи, максимум, что от него жди — благодарности. Не за что!

Пээс: Михаил, Вы полиглот или только к немецкому тяготеете? Вот этот стих, похож на немецкий 5- стопный ямб?

Рихард Мор 2   23.05.2019 13:17   Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Ми Тенников
Перейти к списку рецензий, написанных автором Рихард Мор 2
Перейти к списку рецензий по разделу за 23.05.2019