Рецензия на «Горький мёд» (Катрин Касадорра)

МЕТРИКО-РИТМИЧЕСКИЙ РАЗБОР стихотворения — Горький мёд (Катрин Касадорра) / Стихи.ру http://stihi.ru/2021/05/05/7177

Нас по новому кругу ветер несёт -
на рассвете в город пришла весна...
Тает в окнах солнечный горький мёд,
облака поднимают паруса

и ведут нас в май, прочь от серых дней.
Там на рельсах в лето играет бриз,
треплют волосы ласково пальцы дождей,
пока птичьей трелью мерцает жизнь

между стёжек дорог и узоров судьбы.
Выбрать путь труднее, чем пройти по нему.
Над асфальтом курится после грозы
серо-синий туман, обняв тишину.

Наше детство осталось далеко позади,
а бескрайнее небо спрятано в снах.
Не вернуть, не догнать. Зови-не зови.
Мир остался прежним, но в полутонах...

Возвращаясь туда, где родились, росли,
тщетно ищем встречи с самими собой.
Разнотравьем и сыростью пахнет миг,
незаметно ставший вечностью под луной.

Превращается в память всё, что было вчера
и золой на ладонях оставляет свой след.
Нам известно, что счастье - не навсегда,
жаль, что некому сдать свой до смерти билет.

Всё проходит, и это скоро тоже пройдёт,
будет хуже иль лучше, узнаем потом.
Только разум раз за разом по утрам врёт,
что нас где-то ждёт покинутый дом.

Совсем скоро на плечи прольётся закат,
и нас ночь уведёт в мир прощаний и слёз.
Кто мы? Взрослые? Дети? И кто виноват,
в том, что мир играет с нами всерьёз?

Запах времени - запах майских костров,
и нам кажется, что юность ещё впереди.
В сердце спрятаны осколки запретных миров.
Мы умели мечтать, мы учились любить.

Ты и я. Я и ты. Две души. Две звезды.
В неизвестность шагаем по кромке огня,
на железной воде выжигая следы.
Всё, что сделано, было не зря...

05.05.2021

© Copyright: Катрин Касадорра, 2021
Свидетельство о публикации №121050507177 

~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

МЕТРИКА

~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

МЕТРИЧЕСКАЯ СХЕМА (и слова):

1

«Нас по новому кругу ветер несёт -
на рассвете в город пришла весна...
Тает в окнах солнечный горький мёд,
облака поднимают паруса»

1 о_1оо 1о / 1о о1
о_о1о 1о /_ о1 о1
1о_1о 1оо / 1о 1
оо1 оо1о /_ 0о1

2

«и ведут нас в май, прочь от серых дней.
Там на рельсах в лето играет бриз,
треплют волосы ласково пальцы дождей,
пока птичьей трелью мерцает жизнь»

о_о1_0 1 / 1_0_1о 1
1_о_1о 1о / о1о 1 — *6
1о_1оо 1оо / 1о о1
о0_1о 1о / о1о 1

3

«между стёжек дорог и узоров судьбы.
Выбрать путь труднее, чем пройти по нему.
Над асфальтом курится после грозы
серо-синий туман, обняв тишину.»

0о_1о о1 / о_о1о о1
1о_1 о1о / 0_о1 о_о1 — (1ц)
о_о1о 1оо / 1о о1 — **11
0о-1о о1 / о1 оо1

4

«Наше детство осталось далеко позади,
а бескрайнее небо спрятано в снах.
Не вернуть, не догнать. Зови-не зови.
Мир остался прежним, но в полутонах...»

0о_1о о1о /_ оо1 оо1 — (2ц)
о_о1оо 1о / 1оо 1
о_о1 о_о1 / о1 о_о1
1_о1о 1о / о_1оо1

5

«Возвращаясь туда, где родились, росли,
тщетно ищем встречи с самими собой.
Разнотравьем и сыростью пахнет миг,
незаметно ставший вечностью под луной.»

оо1о о1 / о_о1о о1
1о_1о 1о / о1о о1
оо1о о_1оо / 1о 1
оо1о 1о 1оо / 0_о1 — (3ц) — ц

6

«Превращается в память всё, что было вчера
и золой на ладонях оставляет свой след.
Нам известно, что счастье - не навсегда,
жаль, что некому сдать свой до смерти билет.»

оо1оо 1о / 0_0_1о о1 — (4ц)
о_о1 о_о1о / оо1о 0_1 — (5ц)
0_о1о 0_1о / 1 0о1
1_0_1оо 1 / 0_о_1о о1 — ***24

7

«Всё проходит, и это скоро тоже пройдёт,
будет хуже иль лучше, узнаем потом.
Только разум раз за разом по утрам врёт,
что нас где-то ждёт покинутый дом.»

1_о1о о_1о / 1о_1о о1 — (6ц)
0о_1о 0_1о / о1о о1
0о_1о 1_0_1о / о_о1'1 — (7ц) — ц — ****27
0_0_1-о 1 / о1оо 1

8

«Совсем скоро на плечи прольётся закат,
и нас ночь уведёт в мир прощаний и слёз.
Кто мы? Взрослые? Дети? И кто виноват,
в том, что мир играет с нами всерьёз?»

о0_1о о_1о / о1о о1
о_0_1 оо1 / 1_о1о о_1 — *****30
1_о 1оо 1о / о_1 оо1
1 0_1 о1о / 1о о1

9

«Запах времени - запах майских костров,
и нам кажется, что юность ещё впереди.
В сердце спрятаны осколки запретных миров.
Мы умели мечтать, мы учились любить.»

1о_1оо 1о / 1о о1
0_ 0_1оо 0_1о / о1 оо1 — (8) — ц
1о 1оо о1о / о1о о1 — (9) — ц
о_о1о о1 / о_о1о о1

10

«Ты и я. Я и ты. Две души. Две звезды.
В неизвестность шагаем по кромке огня,
на железной воде выжигая следы.
Всё, что сделано, было не зря...»

1_0_1 1_0_1 / 0_о1 1_о1
оо1о о1о / о_1о о1
о_о1о о1 / оо1о о1
1_0_1оо /_ 1о о_1 — (10*) — ц

~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

МЕТРИЧЕСКАЯ СХЕМА (без слов):

1

1 о_1оо 1о / 1о о1
о_о1о 1о /_ о1 о1
1о_1о 1оо / 1о 1
оо1 оо1о /_ 0о1

2

о_о1_0 1 / 1_0_1о 1
1_о_1о 1о / о1о 1
1о_1оо 1оо / 1о о1
о0_1о 1о / о1о 1

3

0о_1о о1 / о_о1о о1
1о_1 о1о / 0_о1 о_о1
о_о1о 1оо / 1о о1
0о-1о о1 / о1 оо1

4

0о_1о о1о /_ оо1 оо1
о_о1оо 1о / 1оо 1
о_о1 о_о1 / о1 о_о1
1_о1о 1о / о_1оо1

5

оо1о о1 / о_о1о о1
1о_1о 1о / о1о о1
оо1о о_1оо / 1о 1
оо1о 1о 1оо / 0_о1

6

оо1оо 1о / 0_0_1о о1
о_о1 о_о1о / оо1о 0_1
0_о1о 0_1о / 1 0о1
1_0_1оо 1 / 0_о_1о о1

7

1_о1о о_1о / 1о_1о о1
0о_1о 0_1о / о1о о1
0о_1о 1_0_1о / о_о1'1
0_0_1-о 1 / о1оо 1

8

о0_1о о_1о / о1о о1
о_0_1 оо1 / 1_о1о о_1
1_о 1оо 1о / о_1 оо1
1 0_1 о1о / 1о о1

9

1о_1оо 1о / 1о о1
0_ 0_1оо 0_1о / о1 оо1
1о 1оо о1о / о1о о1
о_о1о о1 / о_о1о о1

10

1_0_1 1_0_1 / 0_о1 1_о1
оо1о о1о / о_1о о1
о_о1о о1 / оо1о о1
1_0_1оо /_ 1о о_1

~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

ХОРЕО-ДАКТИЛИЧЕСКИЕ ДОЛЬНИКИ:

4

/ 1о1о1о1о — 1
/ 1о1о1оо1о — 2
/ 1о1оо1о1о — 3
/ 1о1оо1оо1о — 4 — 1

+

0о/ 1о1о1о1о — 5
0о/ 1о1о1оо1о — 6 — 2
0о/ 1о1оо1о1о — 7 — 3
0о/ 1о1оо1оо1о — 8 — 4

0о/ 1оо1о1о1о — 9 — 5
0о/ 1оо1о1оо1о — 10 — 6
0о/ 1оо1оо1о1о — 11 — 7
0о/ 1оо1оо1оо1о — 12 — 8

5

0о/ 1о1о1о1о1о — 13
0о/ 1о1о1о1оо1о — 14 — 9
0о/ 1о1о1оо1о1о — 15 — 10
0о/ 1о1о1оо1оо1о — 16 — 11

0о/ 1о1оо1о1о1о — 17
0о/ 1о1оо1о1оо1о — 18
0о/ 1о1оо1оо1о1о — 19
0о/ 1о1оо1оо1оо1о — 20

0о/ 1оо1о1о1о1о — 21
0о/ 1оо1о1о1оо1о — 22 — 12
0о/ 1оо1о1оо1о1о — 23
0о/ 1оо1о1оо1оо1о — 24

0о/ 1оо1оо1о1о1о — 25
0о/ 1оо1оо1о1оо1о — 26
0о/ 1оо1оо1оо1о1о — 27
0о/ 1оо1оо1оо1оо1о — 28

~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

ИЩЕМ ВСЕ ВОЗМОЖНЫЕ РАЗМЕРЫ НА ЦЕЛЬНОЙ СХЕМЕ:

1

01 — 1о1оо1о/1оо1 — 6б
02 — оо1о1о/о1о1 — 3а
03 — 1о1о1оо/1о1 — 3а
04 — оо1оо1о/0о1 — 5а

2

05 — оо101/101о1 — 3а
06 — 1о1о1о/о1о1 — 3а
07 — 1о1оо1оо/1оо1 — 8в
08 — о01о1о/о1о1 — 3а

3

09 — 0о1оо1/оо1оо1 — 8в
10 — 1о1о1о/0о1оо1 — 9а
11 — оо1о1оо/1оо1 — 4б
12 — 0о1оо1/о1оо1 — 6б

4

13 — 0о1оо1о/оо1оо1 — 12б
14 — оо1оо1о/1оо1 — 6б
15 — оо1оо1/о1оо1 — 6б
16 — 1о1о1о/о1оо1 — 4б

5

17 — оо1оо1/оо1оо1 — 8в
18 — 1о1о1о/о1оо1 — 4б
19 — оо1оо1оо/1о1 — 7б
20 — оо1о1о1оо/0о1 — 10а

6

21 — оо1оо1о/001оо1 — 12б
22 — оо1оо1о/оо1о01 — 12б
23 — 0о1о01о/10о1 — 6б
24 — 101оо1/0о1оо1 — 8в

7

25 — 1о1оо1о/1о1оо1 — 12б
26 — 0о1о01о/о1оо1 — 8в
27 — 0о1о101о/оо11 — 10а|
28 — 001о1/о1оо1 — 2а

8

29 — о01оо1о/о1оо1 — 8в
30 — о01оо1/1о1оо1 — 8в
31 — 1о1оо1о/о1оо1 — 8в
32 — 101о1о/1оо1 — 2а

9

33 — 1о1оо1о/1оо1 — 6б
34 — 001оо01о/о1оо1 — 11б
35 — 1о1ооо1о/о1оо1 — 11б
36 — оо1оо1/оо1оо1 — 8в

10

37 — 101101/0о11о1 — 8в
38 — оо1оо1о/о1оо1 — 8в
39 — оо1оо1/оо1оо1 — 8в
40 — 101оо/1оо1 — 1б

~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

ОПРЕДЕЛЯЕМ КОЛИЧЕСТВО...:

01б — 1 строка

>>>1

02а — 2 строки
03а — 5 строк
04б — 3 строки
05а — 1 строка
06б — 6 строк
07б — 1 строка
08в — 12 строк

<<<9

09а — 1 строка
10а — 2 строки
11б — 2 строки
12б — 4 строки

ИТОГО: 1 + 30 + 9 = 40 строк.

~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

РИТМИКА.

~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ РИТМИЧЕСКИХ РАСШИРЕНИЙ И ПОТЕРЬ.

1. СЛОГОВОЕ РАСШИРЕНИЕ — 0 —

Если взять 8 (12) размер (4- стопный анапест) и расширить его на первой доле, получится 11 (16) размер; а если на второй — 12 (22) размер. Вот как это выглядит на схеме:

0о/ 1оо1оо1оо1о — 12 — 8
+
0о/ 1о0о1оо1оо1о — 16 — 11
+
0о/ 1оо1о0о1оо1о — 22 — 12

2. ДОЛЬНОЕ РАСШИРЕНИЕ — (1о) —

Если взять 2 (6) размер и увеличить его на одну хореическую долю в любом месте вплоть до дактильной доли у нас получится 9 (14) размер; тот же подход относительно 3 (7) размера в сторону 10 (15) размера. Вот как это выглядит на схеме:

0о/ 1о1о1оо1о — 6 — 2
+
0о/ (1о) 1о1о1оо1о — 14 — 9

0о/ 1о1оо1о1о — 7 — 3
+
0о/ (1о) 1о1оо1о1о — 15 — 10

3. АНАКРУЗНАЯ ПОТЕРЯ — ()/ —

Если взять 4 (8) размер и забрать у него двухсложную анакрузу мы получим 1 (4) размер. Вот как это выглядит на схеме:

0о/ 1о1оо1оо1о — 8 — 4

()/ 1о1оо1оо1о — 4 — 1

~~~~~~~~~~~~~~~~

В ИТОГЕ, мы получили 10 строк нарушающих неустойчивый диметральный четырёхдольник с двухсложной анакрузой;
При этом существенных нарушений ритма, эти нарушения метра не предусматривают. Автор, также, не подкачал, молодец.

~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

РИТМИЧЕСКИ НЕУСТОЙЧИВЫЕ СТРОКИ. Однако, — их пять.

2
06 — «Там на рельсах в лето играет бриз,» — 1
3
11 — «Над асфальтом курится после грозы»
6
24 — «жаль, что некому сдать свой до смерти билет.» — 2
7
27 — «Только разум раз за разом по утрам врёт,» — 3
8
30 — «и нас ночь уведёт в мир прощаний и слёз.» — 4

Первое лёгкое нарушение ритма относится к семантике и фонетике.
Второе ощутимое нарушение ритма относится к интонации и метроритму.
Третье ощутимое нарушение ритма, также, относится к семантике и фонетике.
Четвёртое достаточно ощутимое нарушение ритма относится к динамизму метроритма и его неопределённости.
Пятое, также, достаточно ощутимое нарушение ритма относится к семантике.

Разберём каждое нарушение по отдельности.

1. Всё дело «в лето» — где-то. Убери приставку «в» и всё образуется.

2. Всё дело в курочкином глаголе «курится» = курица. И не суть, где интонация более комичная — на дактиле «кУритсы» или амфибрахие «курИтсы». К чему такая вызывающая метафора — при нормальной банальной, я не представляю...

3. Всё дело в слове «свой» и словосочетании «до смерти». Ключевое здесь — словосочетание, где слово подыгрывает ему своим вторым значением: свой = с вой – и получается не пойми что. Для большей ясности, заменим (это) слово и посмотрим как это выглядит:

«жаль, что некому сдать БОЙ до смерти...»

— и куда же деть «билет»?

4. Как правильно читать: по Утрам о1о или по утрАм оо1. Я прочитал амфибрахием. Почему. Потому, что если прочесть анапестом будет двойное расширение анапеста (как размера) которое предполагает пеонную форму 6- стопного хорея — так называемый третий пеон, который плюёт на все цезуры:

«Помню я ещё молодушкой была»
«Только разум раз за разом по утрам...»

— черезчурный динамизм этой троечки ощутим. И,
Я, пожалуй, не буду ничего говорить по поводу второго ритма (с полуискусственным держанием паузы на цезуре). Так или иначе, таких строк с таким ритмом ранее не предполагалось. К слову, о всё том же прочтении амфибрахием анапестического выражения «по утрам».

5. Первое словосочетание, в некотором смысле (по блоковски) апокрефично (нас тьмы и тьмы): «и нас — ночь». Ничего не добавить, ничего не убавить. Разве что убрать последующий глагол с существительным — грубо говоря, как я понимаю, убрать подлежащее и сказуемое:

«и нас ночь (2) прощаний и слёз.»

— чё ещё нужно? Если нужно, то глагол должен стоять впереди:

«и уведёт нас ночь в мир прощаний и слёз.»

— чтобы не нарушать анакрузу, придётся пересмотреть семантику.

~~~~~~~~~~~~~~~~

В ЦЕЛОМ. Все эти нарушения, в некотором роде, детские. Поэтому... Дорогой автор, когда же Вы уже поймёте — всё что Вы пытаетесь сказать уже сказано Вам. — Лишь стоит услышать это. От и до.

~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

ПОСЛЕСЛОВИЕ. Стихотворная песня — хороша и приятна... Дорогой автор, — так держать!

Рихард Мор 2   07.05.2021 22:19     Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Катрин Касадорра
Перейти к списку рецензий, написанных автором Рихард Мор 2
Перейти к списку рецензий по разделу за 07.05.2021