Рецензия на «Горький мёд» (Катрин Касадорра)
МЕТРИКО-РИТМИЧЕСКИЙ РАЗБОР стихотворения — Горький мёд (Катрин Касадорра) / Стихи.ру http://stihi.ru/2021/05/05/7177 — Нас по новому кругу ветер несёт - на рассвете в город пришла весна... Тает в окнах солнечный горький мёд, облака поднимают паруса и ведут нас в май, прочь от серых дней. Там на рельсах в лето играет бриз, треплют волосы ласково пальцы дождей, пока птичьей трелью мерцает жизнь между стёжек дорог и узоров судьбы. Выбрать путь труднее, чем пройти по нему. Над асфальтом курится после грозы серо-синий туман, обняв тишину. Наше детство осталось далеко позади, а бескрайнее небо спрятано в снах. Не вернуть, не догнать. Зови-не зови. Мир остался прежним, но в полутонах... Возвращаясь туда, где родились, росли, тщетно ищем встречи с самими собой. Разнотравьем и сыростью пахнет миг, незаметно ставший вечностью под луной. Превращается в память всё, что было вчера и золой на ладонях оставляет свой след. Нам известно, что счастье - не навсегда, жаль, что некому сдать свой до смерти билет. Всё проходит, и это скоро тоже пройдёт, будет хуже иль лучше, узнаем потом. Только разум раз за разом по утрам врёт, что нас где-то ждёт покинутый дом. Совсем скоро на плечи прольётся закат, и нас ночь уведёт в мир прощаний и слёз. Кто мы? Взрослые? Дети? И кто виноват, в том, что мир играет с нами всерьёз? Запах времени - запах майских костров, и нам кажется, что юность ещё впереди. В сердце спрятаны осколки запретных миров. Мы умели мечтать, мы учились любить. Ты и я. Я и ты. Две души. Две звезды. В неизвестность шагаем по кромке огня, на железной воде выжигая следы. Всё, что сделано, было не зря... 05.05.2021 © Copyright: Катрин Касадорра, 2021 Свидетельство о публикации №121050507177 ~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~ ~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~ МЕТРИКА ~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~ ~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~ МЕТРИЧЕСКАЯ СХЕМА (и слова): 1 «Нас по новому кругу ветер несёт - на рассвете в город пришла весна... Тает в окнах солнечный горький мёд, облака поднимают паруса» 1 о_1оо 1о / 1о о1 о_о1о 1о /_ о1 о1 1о_1о 1оо / 1о 1 оо1 оо1о /_ 0о1 2 «и ведут нас в май, прочь от серых дней. Там на рельсах в лето играет бриз, треплют волосы ласково пальцы дождей, пока птичьей трелью мерцает жизнь» о_о1_0 1 / 1_0_1о 1 1_о_1о 1о / о1о 1 — *6 1о_1оо 1оо / 1о о1 о0_1о 1о / о1о 1 3 «между стёжек дорог и узоров судьбы. Выбрать путь труднее, чем пройти по нему. Над асфальтом курится после грозы серо-синий туман, обняв тишину.» 0о_1о о1 / о_о1о о1 1о_1 о1о / 0_о1 о_о1 — (1ц) о_о1о 1оо / 1о о1 — **11 0о-1о о1 / о1 оо1 4 «Наше детство осталось далеко позади, а бескрайнее небо спрятано в снах. Не вернуть, не догнать. Зови-не зови. Мир остался прежним, но в полутонах...» 0о_1о о1о /_ оо1 оо1 — (2ц) о_о1оо 1о / 1оо 1 о_о1 о_о1 / о1 о_о1 1_о1о 1о / о_1оо1 5 «Возвращаясь туда, где родились, росли, тщетно ищем встречи с самими собой. Разнотравьем и сыростью пахнет миг, незаметно ставший вечностью под луной.» оо1о о1 / о_о1о о1 1о_1о 1о / о1о о1 оо1о о_1оо / 1о 1 оо1о 1о 1оо / 0_о1 — (3ц) — ц 6 «Превращается в память всё, что было вчера и золой на ладонях оставляет свой след. Нам известно, что счастье - не навсегда, жаль, что некому сдать свой до смерти билет.» оо1оо 1о / 0_0_1о о1 — (4ц) о_о1 о_о1о / оо1о 0_1 — (5ц) 0_о1о 0_1о / 1 0о1 1_0_1оо 1 / 0_о_1о о1 — ***24 7 «Всё проходит, и это скоро тоже пройдёт, будет хуже иль лучше, узнаем потом. Только разум раз за разом по утрам врёт, что нас где-то ждёт покинутый дом.» 1_о1о о_1о / 1о_1о о1 — (6ц) 0о_1о 0_1о / о1о о1 0о_1о 1_0_1о / о_о1'1 — (7ц) — ц — ****27 0_0_1-о 1 / о1оо 1 8 «Совсем скоро на плечи прольётся закат, и нас ночь уведёт в мир прощаний и слёз. Кто мы? Взрослые? Дети? И кто виноват, в том, что мир играет с нами всерьёз?» о0_1о о_1о / о1о о1 о_0_1 оо1 / 1_о1о о_1 — *****30 1_о 1оо 1о / о_1 оо1 1 0_1 о1о / 1о о1 9 «Запах времени - запах майских костров, и нам кажется, что юность ещё впереди. В сердце спрятаны осколки запретных миров. Мы умели мечтать, мы учились любить.» 1о_1оо 1о / 1о о1 0_ 0_1оо 0_1о / о1 оо1 — (8) — ц 1о 1оо о1о / о1о о1 — (9) — ц о_о1о о1 / о_о1о о1 10 «Ты и я. Я и ты. Две души. Две звезды. В неизвестность шагаем по кромке огня, на железной воде выжигая следы. Всё, что сделано, было не зря...» 1_0_1 1_0_1 / 0_о1 1_о1 оо1о о1о / о_1о о1 о_о1о о1 / оо1о о1 1_0_1оо /_ 1о о_1 — (10*) — ц ~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~ МЕТРИЧЕСКАЯ СХЕМА (без слов): 1 1 о_1оо 1о / 1о о1 о_о1о 1о /_ о1 о1 1о_1о 1оо / 1о 1 оо1 оо1о /_ 0о1 2 о_о1_0 1 / 1_0_1о 1 1_о_1о 1о / о1о 1 1о_1оо 1оо / 1о о1 о0_1о 1о / о1о 1 3 0о_1о о1 / о_о1о о1 1о_1 о1о / 0_о1 о_о1 о_о1о 1оо / 1о о1 0о-1о о1 / о1 оо1 4 0о_1о о1о /_ оо1 оо1 о_о1оо 1о / 1оо 1 о_о1 о_о1 / о1 о_о1 1_о1о 1о / о_1оо1 5 оо1о о1 / о_о1о о1 1о_1о 1о / о1о о1 оо1о о_1оо / 1о 1 оо1о 1о 1оо / 0_о1 6 оо1оо 1о / 0_0_1о о1 о_о1 о_о1о / оо1о 0_1 0_о1о 0_1о / 1 0о1 1_0_1оо 1 / 0_о_1о о1 7 1_о1о о_1о / 1о_1о о1 0о_1о 0_1о / о1о о1 0о_1о 1_0_1о / о_о1'1 0_0_1-о 1 / о1оо 1 8 о0_1о о_1о / о1о о1 о_0_1 оо1 / 1_о1о о_1 1_о 1оо 1о / о_1 оо1 1 0_1 о1о / 1о о1 9 1о_1оо 1о / 1о о1 0_ 0_1оо 0_1о / о1 оо1 1о 1оо о1о / о1о о1 о_о1о о1 / о_о1о о1 10 1_0_1 1_0_1 / 0_о1 1_о1 оо1о о1о / о_1о о1 о_о1о о1 / оо1о о1 1_0_1оо /_ 1о о_1 ~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~ ХОРЕО-ДАКТИЛИЧЕСКИЕ ДОЛЬНИКИ: 4 / 1о1о1о1о — 1 / 1о1о1оо1о — 2 / 1о1оо1о1о — 3 / 1о1оо1оо1о — 4 — 1 + 0о/ 1о1о1о1о — 5 0о/ 1о1о1оо1о — 6 — 2 0о/ 1о1оо1о1о — 7 — 3 0о/ 1о1оо1оо1о — 8 — 4 0о/ 1оо1о1о1о — 9 — 5 0о/ 1оо1о1оо1о — 10 — 6 0о/ 1оо1оо1о1о — 11 — 7 0о/ 1оо1оо1оо1о — 12 — 8 5 0о/ 1о1о1о1о1о — 13 0о/ 1о1о1о1оо1о — 14 — 9 0о/ 1о1о1оо1о1о — 15 — 10 0о/ 1о1о1оо1оо1о — 16 — 11 0о/ 1о1оо1о1о1о — 17 0о/ 1о1оо1о1оо1о — 18 0о/ 1о1оо1оо1о1о — 19 0о/ 1о1оо1оо1оо1о — 20 0о/ 1оо1о1о1о1о — 21 0о/ 1оо1о1о1оо1о — 22 — 12 0о/ 1оо1о1оо1о1о — 23 0о/ 1оо1о1оо1оо1о — 24 0о/ 1оо1оо1о1о1о — 25 0о/ 1оо1оо1о1оо1о — 26 0о/ 1оо1оо1оо1о1о — 27 0о/ 1оо1оо1оо1оо1о — 28 ~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~ ИЩЕМ ВСЕ ВОЗМОЖНЫЕ РАЗМЕРЫ НА ЦЕЛЬНОЙ СХЕМЕ: 1 01 — 1о1оо1о/1оо1 — 6б 02 — оо1о1о/о1о1 — 3а 03 — 1о1о1оо/1о1 — 3а 04 — оо1оо1о/0о1 — 5а 2 05 — оо101/101о1 — 3а 06 — 1о1о1о/о1о1 — 3а 07 — 1о1оо1оо/1оо1 — 8в 08 — о01о1о/о1о1 — 3а 3 09 — 0о1оо1/оо1оо1 — 8в 10 — 1о1о1о/0о1оо1 — 9а 11 — оо1о1оо/1оо1 — 4б 12 — 0о1оо1/о1оо1 — 6б 4 13 — 0о1оо1о/оо1оо1 — 12б 14 — оо1оо1о/1оо1 — 6б 15 — оо1оо1/о1оо1 — 6б 16 — 1о1о1о/о1оо1 — 4б 5 17 — оо1оо1/оо1оо1 — 8в 18 — 1о1о1о/о1оо1 — 4б 19 — оо1оо1оо/1о1 — 7б 20 — оо1о1о1оо/0о1 — 10а 6 21 — оо1оо1о/001оо1 — 12б 22 — оо1оо1о/оо1о01 — 12б 23 — 0о1о01о/10о1 — 6б 24 — 101оо1/0о1оо1 — 8в 7 25 — 1о1оо1о/1о1оо1 — 12б 26 — 0о1о01о/о1оо1 — 8в 27 — 0о1о101о/оо11 — 10а| 28 — 001о1/о1оо1 — 2а 8 29 — о01оо1о/о1оо1 — 8в 30 — о01оо1/1о1оо1 — 8в 31 — 1о1оо1о/о1оо1 — 8в 32 — 101о1о/1оо1 — 2а 9 33 — 1о1оо1о/1оо1 — 6б 34 — 001оо01о/о1оо1 — 11б 35 — 1о1ооо1о/о1оо1 — 11б 36 — оо1оо1/оо1оо1 — 8в 10 37 — 101101/0о11о1 — 8в 38 — оо1оо1о/о1оо1 — 8в 39 — оо1оо1/оо1оо1 — 8в 40 — 101оо/1оо1 — 1б ~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~ ОПРЕДЕЛЯЕМ КОЛИЧЕСТВО...: 01б — 1 строка >>>1 02а — 2 строки 03а — 5 строк 04б — 3 строки 05а — 1 строка 06б — 6 строк 07б — 1 строка 08в — 12 строк <<<9 09а — 1 строка 10а — 2 строки 11б — 2 строки 12б — 4 строки ИТОГО: 1 + 30 + 9 = 40 строк. ~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~ ~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~ РИТМИКА. ~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~ ~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~ НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ РИТМИЧЕСКИХ РАСШИРЕНИЙ И ПОТЕРЬ. 1. СЛОГОВОЕ РАСШИРЕНИЕ — 0 — Если взять 8 (12) размер (4- стопный анапест) и расширить его на первой доле, получится 11 (16) размер; а если на второй — 12 (22) размер. Вот как это выглядит на схеме: 0о/ 1оо1оо1оо1о — 12 — 8 + 0о/ 1о0о1оо1оо1о — 16 — 11 + 0о/ 1оо1о0о1оо1о — 22 — 12 2. ДОЛЬНОЕ РАСШИРЕНИЕ — (1о) — Если взять 2 (6) размер и увеличить его на одну хореическую долю в любом месте вплоть до дактильной доли у нас получится 9 (14) размер; тот же подход относительно 3 (7) размера в сторону 10 (15) размера. Вот как это выглядит на схеме: 0о/ 1о1о1оо1о — 6 — 2 + 0о/ (1о) 1о1о1оо1о — 14 — 9 0о/ 1о1оо1о1о — 7 — 3 + 0о/ (1о) 1о1оо1о1о — 15 — 10 3. АНАКРУЗНАЯ ПОТЕРЯ — ()/ — Если взять 4 (8) размер и забрать у него двухсложную анакрузу мы получим 1 (4) размер. Вот как это выглядит на схеме: 0о/ 1о1оо1оо1о — 8 — 4 – ()/ 1о1оо1оо1о — 4 — 1 ~~~~~~~~~~~~~~~~ В ИТОГЕ, мы получили 10 строк нарушающих неустойчивый диметральный четырёхдольник с двухсложной анакрузой; При этом существенных нарушений ритма, эти нарушения метра не предусматривают. Автор, также, не подкачал, молодец. ~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~ РИТМИЧЕСКИ НЕУСТОЙЧИВЫЕ СТРОКИ. Однако, — их пять. 2 06 — «Там на рельсах в лето играет бриз,» — 1 3 11 — «Над асфальтом курится после грозы» 6 24 — «жаль, что некому сдать свой до смерти билет.» — 2 7 27 — «Только разум раз за разом по утрам врёт,» — 3 8 30 — «и нас ночь уведёт в мир прощаний и слёз.» — 4 Первое лёгкое нарушение ритма относится к семантике и фонетике. Второе ощутимое нарушение ритма относится к интонации и метроритму. Третье ощутимое нарушение ритма, также, относится к семантике и фонетике. Четвёртое достаточно ощутимое нарушение ритма относится к динамизму метроритма и его неопределённости. Пятое, также, достаточно ощутимое нарушение ритма относится к семантике. Разберём каждое нарушение по отдельности. 1. Всё дело «в лето» — где-то. Убери приставку «в» и всё образуется. 2. Всё дело в курочкином глаголе «курится» = курица. И не суть, где интонация более комичная — на дактиле «кУритсы» или амфибрахие «курИтсы». К чему такая вызывающая метафора — при нормальной банальной, я не представляю... 3. Всё дело в слове «свой» и словосочетании «до смерти». Ключевое здесь — словосочетание, где слово подыгрывает ему своим вторым значением: свой = с вой – и получается не пойми что. Для большей ясности, заменим (это) слово и посмотрим как это выглядит: «жаль, что некому сдать БОЙ до смерти...» — и куда же деть «билет»? 4. Как правильно читать: по Утрам о1о или по утрАм оо1. Я прочитал амфибрахием. Почему. Потому, что если прочесть анапестом будет двойное расширение анапеста (как размера) которое предполагает пеонную форму 6- стопного хорея — так называемый третий пеон, который плюёт на все цезуры: «Помню я ещё молодушкой была» «Только разум раз за разом по утрам...» — черезчурный динамизм этой троечки ощутим. И, Я, пожалуй, не буду ничего говорить по поводу второго ритма (с полуискусственным держанием паузы на цезуре). Так или иначе, таких строк с таким ритмом ранее не предполагалось. К слову, о всё том же прочтении амфибрахием анапестического выражения «по утрам». 5. Первое словосочетание, в некотором смысле (по блоковски) апокрефично (нас тьмы и тьмы): «и нас — ночь». Ничего не добавить, ничего не убавить. Разве что убрать последующий глагол с существительным — грубо говоря, как я понимаю, убрать подлежащее и сказуемое: «и нас ночь (2) прощаний и слёз.» — чё ещё нужно? Если нужно, то глагол должен стоять впереди: «и уведёт нас ночь в мир прощаний и слёз.» — чтобы не нарушать анакрузу, придётся пересмотреть семантику. ~~~~~~~~~~~~~~~~ В ЦЕЛОМ. Все эти нарушения, в некотором роде, детские. Поэтому... Дорогой автор, когда же Вы уже поймёте — всё что Вы пытаетесь сказать уже сказано Вам. — Лишь стоит услышать это. От и до. ~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~ ПОСЛЕСЛОВИЕ. Стихотворная песня — хороша и приятна... Дорогой автор, — так держать! Рихард Мор 2 07.05.2021 22:19 Заявить о нарушении
Перейти на страницу произведения |