Рецензия на «Голосование - Диссонансный» (Бодрый Дух)

Ева Смородина–Фиолетова
http://stihi.ru/avtor/motyleva

Проще отмечать удачное-неудачное, нежели поставить конечные оценки! Но ниже пяти принципиально не ставлю, все старались.
С одной стороны, диссонансное слово не надо рифмовать по гласной к двум другим рифмам. С другой, приходится подбирать слова с похожими согласными в слоге, да и по смыслу.
Согласно заданию, желательны богатые рифмы. Вроде как не обязательны, но ведь интереснее выполнить сложную работу. Большинство не особо заморачивались ("маловато будет").
Согласитесь, труднее быть связанными меньшими возможностями в рифмовании. Потому, прежде всего, придираюсь к неточностям.
-----будет ТОЛк:
-----это сТУЛ
-----или сТОЛ!
Мои рецензии длинными получились, однако.
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
1. «ПЕСНЯ», Т –5 , Х – 8.

Звучит, ритм ровный. Но ни одной полностью богатой рифмы.
"на ветраХ В Захолустье" - тяжело;
"с покрикоМ, сВИСтом" - казалось бы, "залипание" согласных, но удачно: так свист больше слышен!
"изведаеШЬ удаль" - но здесь шумновато.
"ненастье-счастье" (ещё у N9), "бровью-любовью" - избито.

Оптимизм, борьба ЛГ за свои предпочтения в музыке. Художественно связано, тема раскрыта. Песня есть песня, особенно фольклорная.
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
3. «ВМЕСТИЛИЩЕ», Т – 7, Х – 7.

Рифмы богатые, кроме: "звуки-руки" - неточная, "заКОНы-поКлОНы - почти точная;
"грядЫ" - у автора ударение "грЯды", благодаря чему рифма в 1-м терцете тоже богата.
"И стучат вокруг" - тяжеловато, заключительная строка тяжёлая.
"машины-шины" - простовато, но "трели-дрели" точнее, нежели у N7 "трели-ели".

Название кажется неоправданным: природа как вместилище, но оно же вмещает и содержимое, являясь местом, помещением, чемоданом...
Непонятные строки:
-----В бензобаки разлив крюшоны,
-----До крови раздирая шины.
При чём здесь крюшоны (не проще ли самогонами испортить), а также кровь у шин (некрасивая метафора)?
Что означают "каны"? В словарях мною найдено: "кан" - котелок, а также лежанка и даже названия рек. Может быть, "капканы" (если не "каноны")? Видимо, автор придумал - от слова "кануть".
Понравился смысл в терцетах (ощущаешь шум Ниагарского водопада):
-----Слышим в шуме живые зВУКи,
-----Прикрывая устало ВЕКи,
-----Опускаем всё чаще РУКи.

-----Хоть крепка у планеты ЖИЛа,
-----Очень долго нас содерЖАЛа,
-----Слишком много нам предлоЖИЛа.
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
4. «ХОЧЕТСЯ НЕВОМОЖНОГО», Т – 6, Х – 8.

Мало богатых рифм, без них стихотворение само по себе звучит богаче, ведь автор облегчает себе работу (вместе с заботой, благодаря которой терцет с точными рифмами).
"спета - света" - избитая рифма и само понятие "песня спета" далеко не ново.
"Знать любви" - не хватает запятой, а также тяжеловато на слух.
"по губам и взгляду", "будет пережито" - сложное звучание, как упражнение для дикции.

Чисто женские стихи, романсовые страдания. Заметьте, ЛГ считает не овец, а баранов. Как бы: "Любовь коварна - полюбишь и барана".
Пережито будет, но зачем спешить к собственному увяданию? Синдром разбитого сердца.
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
5. «МЕЧТЫ», Т – 5, Х – 7.

Не доработано, тоже облегчена задача: рифмы не точны. Не очень связный текст, чисто упражнение.
Пегас, действительно, не золотая рыбка для желаний. Даже оседлать его не просто. Но степенного ищем или постепенно?
Мюсли, мясорубка как-то не уместны, притянуты. После "захочу", "хочу" - лучше тире.
"лето-вето" - неточная рифма и несколько тривиальна, раз двое участников применили.

Сумбурно. Не можем мы без мечты, а жизнь "короткая такая". Пожелание парить без алчности - положительно.
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
6. «В ТРЁХ ЧАСАХ ЛЁТА», Т –7 , Х – 6.

Точные рифмы только: "прибоя-перебоя", "прохладу-сладу", удачные. А уж "диеты" - в общем-то, не по заданию.
Рядом с "отелем" слова "доселе-доле" не совсем уместны, по-моему.

Идея ясна, текст не сбивается на другие темы. Образная картинка начального терцета.
Возможно, мечты реальные, но сюжет прост.
Турция. По мне, так счёт действительно большой выйдет (если в прямом смысле). Но туризм сейчас - проблема, меня удивляют мечты о путешествиях, когда сразу после туристического сезона уже второй осенью резко увеличивается число заболевших - то ли от вируса, то ли от равнодушия к другим.
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
7. «ВЕТО», Т – 10, Х – 9.

Удачное начало, ожидаешь и далее только богатые рифмы, но уже во 2-м терцете сбой: "трели-ели" (почему-то напрашиваются менестрели!). И сразу "кроны-раны-уроны"! Неравномерность: точность есть, но сменяется неточностью. В 5-м трёхстишии ощущение, что слова подобраны ради богатства рифмы.
Новое слово для меня: "жолкнут".
"лето-вето" - рифма немного тривиальна, раз двое участников применили; но здесь она уместнее.
Однако, можно бы в этом терцете использовать, например: "(рас)света-свито-вето" или в крайней строчке "амулета".

Текст связан. Но к осени метафора "дочь цыгана" и тут же "она погана" - слово грубоватое для поэзии (ещё и по отношению к осени, а тем более к дочери), гриб поганка больше "прав" имеет.
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
8. «ВСЕЛЕННАЯ ОБЛОМОВ», Т – 6, Х – 7.

Богатые рифмы только в 4-м терцете, но с глаголами это легче. Неудачнее всего: "БРЯКать-БАЮКать-ПЛАКать". Но интересно по соответствию: "жестоким-инаким-одиноким", "бранью-ладонью-дланью".

Первое впечатление от названия: сразу подумалось про Обломова. Но "обломы" имеют прямое значение, так что выходит двоякость: и про диван (что усугубляется в коде), и про неудачу, крах и даже крушение. Как корабль назовёшь, так и полетишь... во Вселенную. Может, так и было задумано автором.
Безысходность. Но плакать мужчины обычно не любят. Однажды придётся смириться: старость слезам не верит.
И... не слишком ли трагичная концовка? И так ясно, что "все там будем"...
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
9. «ЖИЗНЬ ПРОЖИТЬ…», Т – 6, Х – 10.

Ни одного терцета с богатыми рифмами, "счастья-ненастья" - избито (ещё у N1) .
"Как лубок" - из-за смыкания согласных звучит "клубок".
Лично я стараюсь избегать рифмы на "ние/нье": "страданий-волнений-ожиданий". Слишком часто они встречаются у поэтов ушедших - вроде бы их "бренд" (застолбили).
Читается легко, ритмично, без спотыканий. Но заданное количество строп нарушено (хромой стих).

Веселее по смыслу, ещё и благодаря именно укоРОЧенным стРОЧкам. Очевидно, выглядеть потешным в глазах окружающих лучше, нежели печальным (надоедая рассказами о злоключениях или тихо что-то "замышляя"): шуту во все времена было многое позволено.
Завершающий терцет равняет всех перед неудачами, но сам по себе художественно успешен.
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
10. «ОНА», Т – 6, Х – 7.

Так же рифмы на "ние/нье": "позволенья-унынья-тленья".
"Ознобно-лихорадит" - дефис ни к чему.
Ни в одном терцете нет точных рифм, особенно в концовке: "дама эта - у поэта", не стыкуется с "быта".

Первая мысль, что про Осень, но всё-таки про Музу (вроде заГАДки про ГАДкую). Кто ни сочинял про её капризы! Тема благодарная, но щекотливая.
Со мной можно бы поспорить, но Муза чаще вдохновляет, нежели нарушает порядок - иначе зачем она?! И у каждого Муза своя (иначе бы диктовала одинаковые тексты). Моя Муза иногда навязчивая, но милая. Это я - не для быта, но не она.
Зачем-то у автора дважды повторяется, что порядка нет.
-----Вот и сейчас: вошла без позвоЛЕНья,
-----Втянула шлейф туманного уНЫНья
-----И запах удручающего тЛЕНья.
Здесь, кроме излишнего усиления отталкивающих ощущений, две строчки даже двусмысленные: "втянула шлейф..." перечисленного неприятного, привнеся в дом? Или втянула носом туман и запах - тогда она, наоборот, нарушила БЕСпорядок у него. Муза неземная, прилетает с воздушной волной!
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
11. «ВЕСЕННИЕ НАДЕЖДЫ», Т – 5, Х – 8.

Общее звучание ритмичное (хм, описываю, словно кардиолог).
1-й терцет обещает слаженность, даже дополнительно внутренняя рифма "лава-лукава".
2-й терцет спотыкается на деепричастиях. Их много, а запятых маловато (видимо, автору не хотелось на них спотыкаться при прочтении):
-----И я, от мечтаний нескромных зардеясь, –
-----Весна соблазняет, нахально красуясь, –
-----Любуясь, вздыхаю, на счастье надеясь.
А после "приневоля" союз "и", потому можно без запятой.
"верить-мерить", "скажет-откажет" - избитая рифма, но ради точности. Вообще, богатых рифм мало.

А вот и "менестрель"! - и он к апрелю подходит, не только по рифме, но и по связи.
Считаю, что мятежная душа спешит жить и старится быстрее, нежели смиренная. Эмоциональным труднее "толстокожих".
Мне видится, что гитара звучит здесь подобно арфе - она ближе всего к капели: музыкальная образность. Надежда позитивнее любой печали.
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
12. «ОТ РАССВЕТА ДО ЗАКАТА», Т – 5, Х – 7.

Нет богатых рифм. Легко рифмовать "зрелые-белые", потому здесь желательнее точность (типа "зрелые-горелые").
После "милости" обойтись бы без запятой: перечисление действий, с союзом "и".
Звучание ровное, ритмичное.

Рассвет у ЛГ сумрачен, даже мрачен. К закату поведение меняется, он действительно становится героем и, не без честолюбия, надеется на почитание потомков, которые альтруистичнее продолжат род. Оптимизм.

Мила Доброван   08.10.2021 00:55     Заявить о нарушении
От N2. Странно, что имена авторов раскрыты в начале рецензий, конкурс не завершён. Зачем было шифровать в конце?
…Участники чем дальше читали, тем больше входили во вкус и больше им нравились сочинения (а перечитывать не пробовали?) - оценки по нарастающей! Неожиданно у N4: наряду с 7-10 баллами за технику и вдруг Т =2, при этом Х =10.
Посмотрела пока только оценки. Не ожидала: мне явно занизили - не объективно. Единственному автору, кто написал богатые рифмы в каждом терцете (все воспользовались необязательностью), а 9-10 не ставят за технику. «Доброй» оказалась лишь Людмила, оценив на 10, но в ряду остальных: только двоим ниже.
Если считаете, что мой текст в угоду рифмам и не очень художественен, но ведь сюжет слаженный: зарисовка о зарисовке (у художников даже примитивное и наивное творчество принимается на ура). Кстати, рифмы не избитые. И вдруг оказаться в конце! Зато в начале - рецензия моя.
Второе ощущение, что люди во всех конкурсах выискивают, к чему бы придраться и «обезвредить» соперника (как в реальной жизни). Видимо, я чего-то не понимаю и дальше не стоит участвовать в любых конкурсах. Здоровье дороже.

Ева Смородина -Фиолетова   08.10.2021 11:08   Заявить о нарушении
«Странно, что имена авторов раскрыты в начале рецензий»
И что же тут странного?
А вот то что Вы пишете под своей рецензией, где Вам никто из авторов ещё ничего не написал, это странно! И является оффтопом.

Из конкурса:

«Рецензии будут размещены одновременно с технических страниц. Чтобы конкурсанты во время написания отзывов не подсматривали в чужие рецензии. И чтобы не могли изменить, а также удалить свою рецензию и комментарии других участников, в т. ч. замечания ведущего.»

«Обсуждаем корректно, без оффтопа…»

Условия те же, что и в предыдущем конкурсе, где Вы участвовали.
Какой смысл в маскировке, если: 1) все отзывы размещены в одно время, 2) оценки выставлены. То есть подсматривать, ориентируясь на чужое оценивание, никто не будет. И как Вы собирались обсуждать, не показывая своего имени?

«Зачем было шифровать в конце?»
Это вообще не понял…

«люди во всех конкурсах выискивают, к чему бы придраться и «обезвредить» соперника»
Не надо приравнивать конкурсы БД к каким-то другим конкурсам, чей уровень намного ниже.
Рецензенты стараются сказать что-то полезное.
Судя по Вашему недовольству и тому, что Вы видите здесь соперников, Вас интересуют не честные оценки и полезные замечания, а лестные отклики и победные места. Если так, то, конечно, в конкурсах Бодрого Духа Вам участвовать не нужно.

Бодрый Дух   08.10.2021 12:43   Заявить о нарушении
От номера 9.
Ева, позвольте мне сделать несколько ремарок относительно Вашего разбора.
Я не очень понимаю, как можно оценивать богатство рифм в конкурсе, заключающем эти самые рифмы в строгие рамки? Этот конкурс был, по большому счёту, не для богатства рифм, а для богатства воображения в процессе выхода из «стесняющих» ситуаций. Думаю, что каждый участник знает, как находить разнородные рифмы, как избегать глагольных и т.п. С другой стороны, Ваш упрёк о бедности рифм можно с лёгкостью парировать, приведя примеры из живых классиков, у которых их тоже хоть отбавляй…
Конечно, все участники могли бы быть в абсолютно равных условиях, если бы ведущим было предложено участвовать в конкурсе, например, супер-буриме, с заданными рифменными окончаниями, под которые надо было бы писать начало и середину.
А вот изюминка нынешнего конкурса как раз и была в выполнении задачи-максимум – поиске сюжетной линии и, что особенно, важно, вменяемой концовки. Выполнение этой задачи лично для меня и было приоритетным для оценки задания.

Ярослав Добрый   08.10.2021 21:45   Заявить о нарушении
Зато оригинально. Я же Вас предупреждала, что занимаюсь лечением, потому не успела просмотреть всё. Ну и высказала пока своё удивление по поводу голосования…
К сожалению, не знаю, что такое «оффтоп».
…Почему мне не понятно написание имени рецензента вверху? Потому что каждый может сразу зайти на страницу и прочитать, что за автор и сделать корректировку во время обсуждения. Имею право не понимать, ведь и Вы меня не понимаете.
Да, Ваши конкурсы сильнее, потому и предпочла их другим.
Повторю: мне не нужны лестные отзывы и призы, лишь объективная оценка творчества.
Некая Мила Доброван.

Ева Смородина -Фиолетова   09.10.2021 22:50   Заявить о нарушении
Номеру 9.
Вы правы. Но в предыдущем конкурсе, например, требования были жёстче, и ведущий настоятельно предлагал поменять рифмы, именно чтобы они попали в строгие рамки.
А в этом - примеры приводились с точными рифмами, но указывалось, что это желательно… И буриме сочинять просто!

Я выше всех оценила художественную сторону Вашего сочинения, несмотря (или вопреки!) на то, что Вы нарушили размер, применив укороченные строчки.
И вот рифмы должны быть самобытными. Вы же против избитого: «кровь-любовь-морковь»? Зачем повторять находки авторов прошлого, мы же так или иначе прогрессируем. Вообще-то я против точных рифм, но здесь пыталась соответствовать примерам уважаемого ведущего.

Ева Смородина -Фиолетова   09.10.2021 23:07   Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Бодрый Дух
Перейти к списку рецензий, написанных автором Мила Доброван
Перейти к списку рецензий по разделу за 08.10.2021