Рецензия на «Литкафе У кота» (Литературный Фестиваль Рунета)

Здравствуйте, уважаемый Кот. Моё стихотворение отклонили в осеннем туре. Я получил три "нет". Хотелось бы узнать, какие его недостатки не позволили экспертам сказать "да".

http://stihi.ru/2022/09/05/7372

ОГОНЁК

Я лечу сквозь тоннель в ослепительный свет.
Ты ли, Господи мой, воссиял? Покажись!
Если надо держать пред Тобою ответ,
Чем смогу оправдать свою тёмную жизнь?

Я тебе принесу в обожжённой горсти
В золотых переливах живой огонёк.
Нет сокровищ других. Милосердный, прости –
Это всё, что я в жизни собрал и сберёг.

Я с потупленным взором раскрою ладонь,
В ней надежда моя на прощенье грехов.
И в пресветлые выси взметнётся огонь –
Негасимый огонь из горячих стихов.

Бондарев Алексей Владимирович   26.10.2022 22:25     Заявить о нарушении
Добрый день, дорогой автор. Стихотворение написано гладко. Вот, пожалуй, только «Господи мой» царапнуло. Всё же «Господь» в звательном падеже с притяжательным местоимением звучит странновато.
В целом могу сказать, что текст традиционен, ни тема, ни оформление (образы, рифмы) не новы. Я слышу живую интонацию, но этого недостаточно. Много отвлеченностей, что не дает почувствовать характер и проблемы лиргероя. Автор скрыл от читателя его «темную» жизнь. Неужели стихи – это всё, что герой ценил в жизни? Ни любви, ни родины, ни близких? Мне это странно. И негасимый огонь о своем творчестве – это как-то... хм... нескромно.
То, на что я обратил внимание, несмертельно для стиха, но на ЛФР высокие требования, и пока Вам не удалось преодолеть планку отбора.

Искренне Ваш,
Кот

Кот Учёный Для Лфр   28.10.2022 10:11   Заявить о нарушении
Большое спасибо! Не знаю, чем Вас царапнуло "Господи мой". Это выражение встречается повсеместно, даже в псалмах есть.

Откуда Вы взяли, что стихи - это всё, что герой ценил в жизни? Почему "ценил"? Об этом не было ни слова. Стихи - это всё, что он "собрал и сберёг". Т.е. это его главное достижение в жизни, то, что он может предъявить Богу и что может "перекрыть" его грехи.

А какая разница, в чём заключалась "тёмная жизнь" героя? Это не важно. Каждый из нас много грешит.

Если всё это несмертельно для стиха, то что оказалось смертельным? Недостаточно новизны?

Бондарев Алексей Владимирович   28.10.2022 10:40   Заявить о нарушении
И, кстати, почему "негасимый огонь" - это нескромно? Здесь предполагается, что быть негасимым огнём - это свойство любой поэзии и вообще искусства, а не только моих стихов.

Бондарев Алексей Владимирович   28.10.2022 10:44   Заявить о нарушении
Вы пишете, что тема не нова. Если тему понимать широко как взаимоотношения человека с Богом, то, конечно, не нова. В таком широком смысле вообще не существует новых тем. Если говорить о конкретной реализации этой темы, о сюжете стихотворения, то я такого же сюжета не встречал в прочитанной мной литературе. Если Вы знаете стихи, в которых написано так же и о том же, то поделитесь, пожалуйста, ссылочкой.

Я думаю, что если условные Пушкин, Есенин или Блок подадут на этот конкурс свои лучшие стихи, то и им будет отказано из-за отсутствия новизны.

Вы также пишете: "Много отвлеченностей, что не дает почувствовать характер и проблемы лиргероя". Проблема у героя одна: он ждёт встречи с Богом и не знает, куда попадёт после этой встречи - в рай или в ад. Что перевесит: грехи или стихи? По-моему, проблема здесь очень хорошо читается. Ну а уж описывать характер героя - это какое-то запредельное требование. Никогда не поверю, что во всех стихотворениях, которые прошли в конкурс, прописан характер лирического героя.

Бондарев Алексей Владимирович   28.10.2022 12:09   Заявить о нарушении
С Котом надо только соглашаться? Возражать нельзя? Дискуссию вести нельзя?

Бондарев Алексей Владимирович   28.10.2022 17:43   Заявить о нарушении
Инга, в каком месте я натоптал и пнул миску? По-моему, я корректно отстаивал свою точку зрения, приводил рациональные аргументы в её защиту, грубо не выражался, никого не оскорблял. Что я сделал не так? Только то, что позволил себе иметь собственное мнение?

Бондарев Алексей Владимирович   28.10.2022 18:03   Заявить о нарушении
1. «Из-за сокращения бюджета погас свет в конце туннеля». — Роберт Таунсенд.

2. «Я хочу, чтобы люди знали, что в конце туннеля есть свет». – Эмбер Марк.

3. Свет, который вы видите в конце туннеля, — это впереди приближающегося поезда». – Дэвид Ли Рот.

4. «Иногда жизнь кажется темным туннелем без света в конце, но если вы просто Продолжай двигаться вперед, вы окажетесь в лучшем месте», — Джеффри Фрай.

Ольга Попова Хамкеты   28.10.2022 19:49   Заявить о нарушении
5. «В конце каждого туннеля есть свет. Просто некоторые туннели длиннее других», — Ада Адамс.

6. «Независимо от того, через что вы проходите, в конце туннеля есть свет».Деми Ловато.

7. «В конце каждого темного туннеля всегда есть луч света». — Тинк.

8. «Я вижу свет в конце тоннеля». — Уолт Уитмен Ростоу.

Ольга Попова Хамкеты   28.10.2022 19:50   Заявить о нарушении
9. «Кажется, свет в конце туннеля — это ты», — Стивен Тайлер.

10. «Я вижу свет в конце туннеля, поэтому иду изо всех сил», — Кэм Ньютон.

11. «Настойчивые люди способны визуализировать идею света в конце туннеля, когда другие его не видят» — Сет Годин.

12. «Есть свет в конце туннеля. Это может занять один день, может занять десять лет. Но однажды ты обретешь счастье», — Лил Ксан.

Ольга Попова Хамкеты   28.10.2022 19:50   Заявить о нарушении
13. «Два самых важных дня в вашей жизни — это день, когда вы родились, и день, когда вы узнали, зачем». — Марк Твен.

14. «Тяжелые дни делают вас сильнее», — Али Райсман.

15. «Рассчитывайте на свет в конце туннеля». — Джеффри Р. Холланд.

16. «Мы видим свет в конце туннеля. Нам просто нужно продолжать сражаться», — Аарон Роуанд.

17. «Поверьте, что вы можете быть светом для кого-то другого» — Коби Ямада.

18. «Независимо от того, где вы находитесь в мире, это всегда немного битвы, но есть свет в конце туннеля», - Эндрю Джек.

Ольга Попова Хамкеты   28.10.2022 19:50   Заявить о нарушении
19. «Буря не будет длиться вечно… Свет в конце туннеля всегда есть», — Дайана Роуз Морсилья.

20. «Свет везде, где вы находитесь. Если вы будете продолжать думать, что ваша решимость лежит в будущем, то она всегда будет недосягаема», — Дэвид Олт.

21. «Верьте, что есть свет в конце туннеля» — Коби Ямада.

22. «Свет в конце туннеля стоит того, чтобы туда добраться», — Эмбер Канади.

23. «На самом деле, есть еще много света в конце туннеля. Нам просто нужно найти способ добраться до него», — Тайрон Уиллингем.

24. «В моей жизни определенно было несколько трудных моментов, но я вроде как оставался сосредоточенным и прошел через другой конец туннеля», — Виктор Круз.

25. «Люди могут справиться со многим ужасные обстоятельства в жизни. И что всегда есть свет в конце туннеля», — Калеб Килтон, «Здесь, завтра».

26. «Надежда — это свет в конце туннеля, указывающий путь». — Серена Смит.

27. «В конце туннеля есть свет, но выход уже через него», — Дэвид Аллен.

28. «Бороться тяжело, потому что никогда не знаешь, что у тебя впереди. конец туннеля.«-Дон Риклз.

29. «Я хочу, чтобы люди знали, что есть свет в конце туннеля», — Эмбер Марк.
===
и ещё 71 известная цитата известных людей про свет в конце тоннеля.
===
по поводу рифм : у вас в кабинете есть строчка:
справочники
учебник
энциклопедия
помощник поэта = вот здесь есть все рифмы, которые вы применили.

служба поддержки
выйти из кабинета
===
уважаемый кот хотел вам Бондарев Алексей Владимирович подсказать, что именно перечисление тёмного из жизни Лир.героя, внесло бы нотку личностного в образы текста, чтобы читатель мог увидеть авторский опыт, именно ваш жизненный опыт, как автора в этом стихотворении.

Ольга Попова Хамкеты   28.10.2022 19:58   Заявить о нарушении
Ольга, для чего приведён этот длинный перечень цитат (особенно 13, 14 и 17)? "Свет в конце туннеля" - не тема моего стихотворения, если Вы намекаете на это. Это всего лишь один из образов. Я согласен с тем, что в разбираемом стихотворении образы не новы, я с этим утверждением и не спорил. Речь шла о реализации темы, о сюжете, об их новизне или неновизне.

Бондарев Алексей Владимирович   28.10.2022 20:10   Заявить о нарушении
Ольга, с тем, что рифмы в стихотворении не новы, я тоже не спорил. Вы внимательно читали мои комментарии? Я об одном, Вы о другом.

Бондарев Алексей Владимирович   28.10.2022 20:15   Заявить о нарушении
Ольга, если я не написал, что именно тёмного было в жизни лирического героя, значит для данного стихотворения это не имеет значения. При желании читатель может сам додумать. Любой список грехов подойдёт.

Бондарев Алексей Владимирович   28.10.2022 20:32   Заявить о нарушении
Но в любом случае спасибо.

Бондарев Алексей Владимирович   28.10.2022 20:33   Заявить о нарушении
вот это самое глааавное, что вы упустили:

уважаемый кот хотел вам Бондарев Алексей Владимирович подсказать, что именно перечисление тёмного из жизни Лир.героя, внесло бы нотку личностного(!!!) в образы текста, чтобы читатель мог увидеть авторский(!!!) опыт, именно ваш жизненный(!!!) опыт, как автора(!!!) в этом(!!!) стихотворении.

Ольга Попова Хамкеты   28.10.2022 20:42   Заявить о нарушении
я вам на свой читательский слух нарисую ошибку, а вы подумайте, имеет ли она смысл, чтобы без обид, хорошо?
надеюсь, что вы умеете отделять мух от котлет, в смысле, что текст, это текст, а вы, это вы - Бондарев Алексей Владимирович - человек, личность.
===
Если надо держать пред Тобою ответ(с). а что, есть какие-то сомнения?
Чем смогу оправдать своютёмную жизнь?(с) ничем, это же очевидно, ибо Господь сам решит: кого, куда и за что. поэтому ваш вопрос, это нонсенс.
Я тебе принесу в обожжённой горсти(с) . тела в этот момент уже нет, а значит никакой горсти априори быть не может.
===
дальше не буду, потому что такие вопросы идут почти к каждой строчке.
с уважением, Ольга!

Ольга Попова Хамкеты   28.10.2022 20:54   Заявить о нарушении
Инга, я пришёл сюда именно для того, чтобы спросить, что не так. Но хочется обсуждения объективных недостатков, а не вот таких утверждений, не имеющих отношения к данному стиху: "Неужели стихи – это всё, что герой ценил в жизни? Ни любви, ни родины, ни близких? Мне это странно". И я не ругался. Выражение "откуда Вы взяли" не является руганью.

Бондарев Алексей Владимирович   29.10.2022 11:48   Заявить о нарушении
Ольга, ну какой может быть личный опыт в фантастическом произведении? У меня пока нет опыта умирания, жизни после смерти и общения с Богом. Ведь стихотворение сфокусировано именно на этом, а не на том, как именно нагрешил лирический герой в земной жизни. В третий раз повторяю: это второстепенно и несущественно. В коротком стихотворении не следует распыляться на второстепенные темы, всё должно быть подчинено главной мысли, что я и пытался сделать.

Теперь у Вас появились претензии к смыслу. Ну что же, буду объяснять.

По поводу строки "Если надо держать пред Тобою ответ". Почему Вы утверждаете, что здесь не может быть сомнений? На том свете никто из нас не был. Как там всё будет, мы не знаем наверняка. С большой вероятностью надо будет держать ответ, но опять же есть варианты. Может, Бог у человека ничего не спросит, а молча распределит куда-нибудь, и возможности для ответа не будет. Может, согласно Апокалипсису, Божий суд состоится в будущем сразу над всем человечеством, а пока души ждут суда непонятно где и как.

Следующая строка "Чем смогу оправдать свою тёмную жизнь?" Почему сразу нонсенс? Вы абсолютно точно знаете, как будет проходить Божий суд? Герой надеется на некий диалог с Богом, на то, что у него будет возможность представить аргументы в свою защиту. Даже если диалог по протоколу не предусмотрен, гордый человек всё равно попытается защищать себя, для человеческой природы это естественно. Стихотворение затрагивает сферы непознанного, того, о чём у нас нет достоверных знаний. Здесь не может быть ничего очевидного. У Высоцкого есть такие строки: "Мне есть что спеть, представ перед всевышним, Мне есть чем оправдаться перед ним". Скажете, тоже нонсенс?

Следующая строка "Я тебе принесу в обожжённой горсти". Вы правы, тела нет. Но существует давняя и устойчивая традиция представлять себе души умерших людей в форме человеческих тел. Посмотрите хотя бы иллюстрации к "Божественной комедии", все обитатели ада, чистилища и рая выглядят как люди. Как иначе визуализировать бесплотную душу? Это можно назвать духовным телом, астральным телом, тонким телом, как угодно. Нам трудно вообразить себе загробный мир, населённый невидимыми душами.

Считаю, что ни в одной из этих строк нет ошибок. Если у Вас есть вопросы к другим строкам, задавайте, обсудим.

Бондарев Алексей Владимирович   29.10.2022 12:48   Заявить о нарушении
Вопросов нет, вы абсолютно во всём правы, ибо автор!)
Будьте здоровы и здравы!
С уважением, Ольга!

Ольга Попова Хамкеты   29.10.2022 14:12   Заявить о нарушении
Инга, чем неудачна первая строка? Словосочетанием "ослепительный свет"? Да, оно не новое, зато точное. Ведь свет и правда ослепительный! Называть строку неудачной из-за стандартного эпитета - это как-то сильно предвзято. Если уж на то пошло, то выражение "я лечу" - ещё больший штамп. Может, надо было так написать: "Я струюсь по кишке в вырвиглазный проблёск"? Для конспирации, чтобы никто ничего не понял. Это была шутка.

ЛГ не требует, а просит Бога: "Покажись!". В земной жизни люди постоянно что-то постоянно просят у Бога, и это считается нормальным. Даже если это обращение Вам показалось панибратским, то что с того? ЛГ не имеет на это права? Если герои ведут себя не так, как Вы хотите, то это является недостатком стихотворения?

Насчёт того, что надо держать ответ, я уже написал Ольге в предыдущем комментарии. Оправдываться - естественное поведение для человека. Что в этом плохого?

Почему жизнь тёмная? Потому что много грешил. Что-то светлое наверняка было, но тёмного было больше. ЛГ так охарактеризовал свою жизнь, кратко, ёмко и по делу.

Я не понял, для чего это было написано: "Я тебе принесу - будущее время, я раскрою ладонь - тоже будущее, в то же время ЛГ летит - это происходит прямо сейчас". Да, всё так и есть. Прямо сейчас ЛГ летит, а когда встретится с Богом, принесёт и раскроет. Что здесь не так? Вы ставите под сомнение правомерность употребления глаголов в разных временах в одном стихотворении?

"Ослепительный свет" и "потупленный взор" - штампы. Здесь я не спорю. А вот поиск в Яндексе словосочетания "пресветлые выси" выдал ссылки всего на два текста: на разбираемое стихотворение "Огонёк" и на текст инока Всеволода (Филипьева) "Остров божественной любви". Поиск по запросу "пресветлых высях" выдал ссылки тоже на два текста. И ещё пара ссылок выдаётся на другие падежи. Отсюда следует, что "пресветлые выси" не являются штампом.

"Огонь из стихов" - такой образ. Мне он нравится. Только не надо понимать его буквально, стихи не сгорают в этом огне. По задумке, стихи - это и есть огонь.

Местоимений, наверное, и правда много, но слух вроде не режет.

Бондарев Алексей Владимирович   29.10.2022 14:23   Заявить о нарушении
Я пришла за счастьем, вот мои ладошки…
Боженька, ну сжалься, поделись немножко…
Людям очень важно с мыслью просыпаться,
Что жива надежда, что нельзя сдаваться…

Очередь за счастьем у тебя толпится,
Но намного больше тех, кто побоится
К очереди этой присоединиться…
Только им ведь тоже счастье пригодится…

Я раздам прохожим счастье по крупинкам…
Близким и не очень, рыжим и блондинкам,
Бедным, и богатым, слесарям, поэтам…
Недостойных счастья в мире просто нету…

Ведь когда улыбки добрые встречаешь,
О своих проблемах сразу забываешь…
А когда душою кто-то согревает,
Это значит, счастье всё-таки бывает…

Нужно оглянуться, нужно присмотреться…
Может, в чьём-то сердце к счастью скрыта дверца…
Только вы не бойтесь в эту дверь стучаться…
Пред любовью лучше не сопротивляться…

И толпились люди, занимали место…
Кто-то хочет денег, кто-то стать невестой…
Для кого-то счастье – сплетнями делиться…
Очередь большая… Всё мелькают лица…

Я пришла за счастьем, вот мои ладошки…
Вижу, пусто… Птицы доклевали крошки…
Но с улыбкой мудрой мне ответил Боже,
Что улыбка близких – это счастье тоже…

Ольга Попова Хамкеты   29.10.2022 18:16   Заявить о нарушении
Алексей Владимирович, я дам вам ссылку на своё стихотворение, которое не является "фантастически", потому что случилось с одним моим знакомым. http://stihi.ru/2022/10/27/3404
Надеюсь, что вы на этом примере сможете понять про личные переживания, которые я посоветовала вам применить в вашем стихотворении.

Ольга Попова Хамкеты   30.10.2022 11:12   Заявить о нарушении
Добрый день,
Поскольку Автору все нравится, мнение не для дискуссии,
По форме - соглашусь с Ингой, многочисленные штампы плюс известная елейность.
Главный минус – отсутствие сомнений: не страшно, что ЛГ предъявляет стихи как свое главное достижение, печально, что не задумывается о результате потраченного времени – мб надо было заниматься чем-то другим? Такие размышления могли бы "сделать" стихотворение.

Сандра Ово   01.11.2022 14:10   Заявить о нарушении
Сандра, спасибо за интересный отзыв. Однако непонятно, на чём основано Ваше утверждение, что лирическому герою надо было заниматься чем-то другим.

Бондарев Алексей Владимирович   01.11.2022 21:38   Заявить о нарушении
Алексей,
я могу только повторить, печально, что у ЛГ нет никаких сомнений.Ибо только сомнения... и.т.д.
Удачи!

Сандра Ово   02.11.2022 18:15   Заявить о нарушении
Сандра, Вы что-то недоговариваете. Ваш последний комментарий так и не пролил свет на моё недоумение. Для чего Вам непременно понадобились сомнения ЛГ? Как говорят диссертанты, "такая задача в работе не ставилась". Я написал стихотворение в полном соответствии со своим замыслом. Вы же предлагаете сюжет для совершенно другого стихотворения, писать которое у меня нет желания.

Бондарев Алексей Владимирович   04.11.2022 01:10   Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Литературный Фестиваль Рунета
Перейти к списку рецензий, написанных автором Бондарев Алексей Владимирович
Перейти к списку рецензий по разделу за 26.10.2022