Рецензия на «О цепляющих гладких шариках и рвущих душу ежах» (Семинар Юрия Петровича)
Спасибо! Прозвучит голос, наполовину согласный, а наполовину - нет. Мы живём в 21 веке. До нас были Ломоносов и Сумароков, были Пушкин и Лермонтов, были Некрасов и Тютчев, а потом были Блок и Ахматова, Маяковский, Хлебников (и это не считая иностранных авторов)... В 20 веке сколько экспериментов с ритмикой и фонетикой! Нашему поколению в наследство от великих достался огромный арсенал от сонета до верлибра. А уже мы выбираем из него то, что подходит для достижения конкретной цели. И необязательно это будет именно регулярный метр, точная рифма и один стилистический пласт лексики. Нужно ли уметь писать равномерно и гладко? ДА! Это развитие и база. Как умение играть классику для музыканта или классический экзерсис для танцора. Нужно ли ограничиваться только регулярными метрами и точными рифмами? Можно, было бы умение. Но не нужно, если художественный вкус требует иного. Кто-то любит Чайковского, а кто-то Стравинского (и тем, кому ближе Чайковский, обычно Стравинский кажется какофонией). Кто-то предпочитает Брюллова, а кто-то Кандинского. Так и в поэзии: кому-то ближе Пушкин, кому-то Маяковский. Нужно уметь написать ровно, чтобы знать, где и как можно сломать, если этого требует задумка (так же, как Дали и Малевич свободно владели реалистической живописью). Но загонять абсолютно любой текст в коробки по линейке - это уже сугубо по вкусу. Возможен ли разностопный стих? Возможен. Тот же вольный ямб крыловских басен. Возможна ли смена размера? Возможна, как возможна смена тональности композитором. Дольник, тактовик, акцентный стих - не строго регулярны, "негладкие", но иногда нам нужен именно шершавый текст. Главное - со вкусом выбирать СРЕДСТВА для конкретной ЦЕЛИ. Я лично, так как люблю писать песни, обычно регулирую "хулиганства" (я начал строить строфные логаэды раньше, чем узнал слово "логаэд"))): если в одном куплете перед рефреном дактиль превратился в амфибрахий, то в каждом куплете будет этот лишний слог. Если в одном куплете урезанная строка, то и в следующем будет урезана. А если строка урезана внезапно, - значит, хотелось именно оборвать. Ну, например: "Со сном расстаться я не волен, Вокруг глазниц сгустилась тьма... Да, я неизлечимо болен! Возьми меня, зима!" Мне советовали сделать "возьми, возьми меня, зима" для ровности. Стою на своём: концовка должна быть обрублена с чувством падения. Если лирический герой идёт шагом танго по краю обрыва, это вряд ли должно быть описано равномерно, как часы, как вальс (я в этом случае, правда, воспользовался логаэдом из очень ломаных строчек, повторив в точности те же надломы в другой строфе). В то же время, пейзаж лично я бы написал равномерно. Я не вижу смысла писать о русской природе злыми зигзагами (Маяковский с нами бы не согласился, наверное). Тут, скорее, в случае отхода от гладкописи нужно задавать себе вопрос: "Нужно ли это именно здесь и сейчас?". Спокойствие, тревога или истерика? Раздумья или выкрики? Возвышенный, повседневный или сниженный регистр? Ритм вальса, латины или хип-хопа? Обращение к каким культурным кодам: классика или авангард? Техника старых мастеров - незыблемый фундамент. Но на фундаменте можно построить и "дом вверх дном", если вкус того требует. Линн Итил 26.12.2022 14:13 Заявить о нарушении
Да! Линн!
Глубоко копаете. Вызываете на дискуссию. Воистину Семинар возрождается и благодаря Вам тоже. Сейчас не готов ответить развёрнуто. В главном Вы правы. Школа это ШКОЛА, а творчество это немножко другое. Но я то и не возражаю. Я категорически против того, чтобы дилетанты, которые школой никак не владеют, ставили всё "с ног на голову" и говорили, что они так видят. Надо Вас повнимательнее и поглубже почитать. Но уже сейчас мне кажется, что ВЫ имеете право на такое своё мнение, ибо со ШКОЛОЙ СТАРЫХ МАСТЕРОВ знакомы не понаслышке. Семинар Юрия Петровича 26.12.2022 23:41 Заявить о нарушении
Абсолютно согласен, меня тоже раздражает, когда ритм соскакивает необоснованно. То лишний слог в середине, то вдруг ямб превращается в хорей... "Ну где же ушки, ну где же ваши ушки?.." Особенно когда это текст не из гневных выкриков или сбивчивых размышлений, а должен быть спокойным и размеренным. Особенно когда пишут высоким штилем, без неожиданностей наподобие "флейт водосточных труб" или неравностопных рифм, однозначно отсылающих к авангарду.
Но утверждать, что овал всегда лучше угла - это уже чистая вкусовщина. Ежи должны быть задуманы ежами, а не кривыми заборами ;) Я, кстати, сам толком не научился в акцентный стих и тактовик. Не понимаю на практике, как это делается (ну, кроме разве что гекзаметра). Красивые зигзаги бывают, но сам их не умею. P.S. В плане написания музыки мне намного интереснее работать с неравными и неровными строчками. Но конструирование песни - это зачастую такой "надстрофный логаэд": 2-3 жёсткие структуры "куплет", "припев", "дополнительный рефрен или бридж" могут повторяться в неожиданном порядке. Линн Итил 27.12.2022 11:09 Заявить о нарушении
Добавлю несколько ссылок (автор Арабский Алфавит /Ильдар Харисов/; некогда и у Юрия в комментариях были дискуссии с его участием).
Впрочем, весь раздел Сергей Николаев-Смирнов 27.12.2022 11:12 Заявить о нарушении
(...пишу с телефона, выше отправился частично набранный комментарий)
Вполне можно и весь раздел "О верлибре и силлаботонике" рекомендовать: http://stihi.ru/avtor/aralfild&book=12#12 Нарушения метра - действительные и мнимые Ритмическое вариирование у русских поэтов ХХ века Стихи с изменением типа рифмовки в четверостишиях Стихи со сменой метра. Ахматова. Самойлов Элегические неравностопные ямбы в русской поэзии ... Сергей Николаев-Смирнов 27.12.2022 11:19 Заявить о нарушении
Перейти на страницу произведения |