Рецензия на «Иди и смотри» (Кобылянский Иосиф)

Да дела любовные были
Любопытно, что до принятия христианства наши предки не шибко заботились о целомудрии. Они попросту не видели в нём ценности. Из этих представлений и родились две традиции: «свальный грех» и «гаски». Первая связана с гуляниями на праздниках, которые заканчивались плотскими утехами. Например, в ночь на Ивана Купала девушки и парни прыгали через костры, плясали, искали цветущий папоротник в лесу и предавались любви по обоюдному согласию. Рождение внебрачных детей никого не пугало, им всегда были только рады. Вторая традиция тоже связана с развлечением без обязательств. Молодёжь собиралась в избе и жгла свечи. Пока они горели, все пели, плясали, а с наступлением темноты, молодые люди отдавались друг другу.
Христианство положило этому разврату конец. Телесные чувства были объявлены грехом, на который толкает сам Сатана. Близость считалась обязанностью, цель которой – не наслаждение, а зачатие ребёнка. Поэтому церковь старалась очень жёстко регламентировать эту сторону жизни прихожан. Она не только устанавливала, когда можно было заняться любовью, но и описывала дозволенное и недозволенное. Любое отступление от правил грозило грешнику наказанием в виде поста, покаяния или даже отлучения от церкви. Прихожане должны были воздерживаться во время христианских праздников и постов. Пятница, суббота и воскресенье были также под запретом. В день исполнения супружеского долга не рекомендовалось посещать церковь. Во время близости супруги снимали нательные кресты и завешивали иконы.

Допустимое снохачество
В контексте стигматизации половой жизни довольно нелепо смотрится традиция допустимого снохачества. На Руси так называли интимные отношения между свёкром и снохой. Конечно, открыто о ней никто не говорил, её всегда скрывали. Она, с одной стороны, не одобрялась, но и не считалась результатом происков дьявола. В каких случаях это явление считалось допустимым?

На Руси нередко 12-13-летних парней женили на девушках, которые были старше их на несколько лет. И пока безусые мужья догоняли своих половозрелых жён, их отцы брали на себя супружескую повинность и наущали невесток. Также «старшак» мог оказывать знаки внимания девушке, если его сына забирали в рекруты или если он на полгода уезжал на заработки. Оставшись без защиты мужа, девушка должна была терпеть домогательства свёкра. Если она сопротивлялась, ей доставалась самая тяжёлая работа.

Измены и развод
Несмотря на строгие запреты церкви, наши предки не могли отказаться от блуда. И потому они придумывали свои правила, которые могли оправдать их поступки. Так, например, роман с чужой женой – осуждался, а с незамужней девушкой – нет, это было вполне допустимо. Но вот если последняя рожала внебрачного ребёнка, дело принимало куда более серьёзный оборот. Впрочем, позор ложился на плечи девушки. Это её забор мазали дёгтем, а не забор легкомысленного любовника. Мужчина отделывался лишь штрафом в пользу церкви. В то время как девушку стыдили и позорили все соседи. Замужнюю изменницу пороли плетьми, заставляли поститься или ссылали в монастырь. Пострадавший муж мог с ней развестись, а мог позволить ей вернуться. В последнем случае он имел полное право не пренебрегать советами «Домостроя».

Вообще развод не поощрялся церковью. Даже при самых объективных обстоятельствах супругам должно было терпеть и смиряться. Однако мужчине разрешалось развестись, если его жена оказывалась не способной к продолжению рода. Женщине давали такое же послабление, если её супруг пропадал без вести, уехав на заработки и не вернувшись. Хотя здесь, конечно, стоит вспомнить о допустимом снохачестве...

Хотите больше знать о русских национальных традициях? Читайте «Сказы о жизни и быте русского народа» Жанны Андриевской. В ней автор проводит читателя сквозь толщу времени (из стародавних времен X века вплоть до начала XX века) и даёт возможность понять сакральный смысл праздников, обрядов, бытовых предметов русского народа.

Кобылянский Иосиф   02.11.2023 15:03     Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Кобылянский Иосиф
Перейти к списку рецензий, написанных автором Кобылянский Иосиф
Перейти к списку рецензий по разделу за 02.11.2023