Рецензия на «В окне февраля» (Михаил Гуцериев)

Это великолепный уникальный, да, и пожалуй, чуть ли не единственный образец сюрреализма в современной русской поэзии. Конечно, справедливости ради надо заметить, что у поэта Гуцериева уже были подобные опыты. Стоит хотя бы вспомнить его эксцентричный яркий «Бал уродов» и философскую эгоцентричную поэму «Безумие». Но именно это произведение «В окне февраля» наиболее близко по стилю и духу к сюрреализму.
Почему поэтом выбран этот стиль и жанр для меня очевидно.
Иносказанием - «змеёй расползаясь, елейно голюсь», поэт открывает бессознательные страхи и очевидные фантазии -«хотения», страстную любовь и греховное вожделение, навязчивые воспоминания и пророчества («правда жизни наутро причешет») своего «ретивого» лирического героя. Его опыт выживания «во хмелю синекур».
Само неоднозначное место действия произведения, указанное автором, «по дороге на юг», но в котором «поезд мчал на восток, срываясь на юг» сразу невольно вызывает ассоциацию со строками Андре Бретона «ради одного объятия в тамбуре поезда, летящего в тартарары» («Все школьницы разом»). Но не только литературные ассоциации. Ведь, собственно говоря, сегодня все вольно или невольно являются пассажирами этого поезда…
А следующие строки поэта:
«Бьются чувства в упор, без лишних цензур,
До абсурда, пикируя в штопор»
я воспринимаю как аллюзию строки Поля Элюара «Я распростёрся на волнах абсурда» («Смерть любви»). И в этом я вижу прямую поэтическую преемственность.
Или строка поэта «Я стихами сочусь до безбрежья» созвучна сверхчувственным поэтическим экзерцисам эстета Жана Кокто «Я выскользнул из пут коварных сновидений, свободен я теперь для стихотворных бдений» («Моя ночь»).
Привлекает и необычная для поэта Михаила Гуцериева, нарочито «рваная» мелодика этих стихов, что и было характерно для классического французского поэтического сюрреализма. По моему мнению, поэт сознательно идёт на это, даже в ущерб своей обычной музыкальности строк.
И, конечно, подкупают, мастерски исполненные классические сюрреалистические приёмы, - иносказание, описание сновидений, хаотичное нагромождение образов и поэтический абрис событий. При этом поэт легко смог избежать «нечитаемости» текста, столь характерного для стиля сюрреализма.
Красивые и точные метафоры (одно только «лилейное небо» чего стоит!), мастерская игра слов, нестандартные интересные рифмы и ёмкие неоднозначные философские смыслы в сюрреалистическом обрамлении - это и есть «Окно в февраль»!

Спасибо!

Сергей Ростовъ   02.02.2024 09:28     Заявить о нарушении
Здравствуйте, Сергей! Спасибо за отзыв, полный интересных и неожиданных параллелей. Признаюсь, что аллюзии на Элюара или Кокто не были осознанным приёмом. Впрочем, не исключаю, что игра подсознания напоминает основной творческий принцип сюрреализма: чистая случайность заменяет логику развития событий. Более того, возможно и всплеск интереса к этому течению в искусстве в последнее десятилетие, вызван сюрреалистичностью нашего времени, в котором порой сложно увидеть не только логику, но и просто здравый смысл. Безумный и ирреальный мир – стихия сюрреализма и наша реальность. Так что Ваш анализ стихотворения не только литературоведческий, но ещё и культурологический.

С уважением, Михаил Гуцериев

Михаил Гуцериев   20.02.2024 01:12   Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Михаил Гуцериев
Перейти к списку рецензий, написанных автором Сергей Ростовъ
Перейти к списку рецензий по разделу за 02.02.2024