Рецензия на «В окне февраля» (Михаил Гуцериев)
Это великолепный уникальный, да, и пожалуй, чуть ли не единственный образец сюрреализма в современной русской поэзии. Конечно, справедливости ради надо заметить, что у поэта Гуцериева уже были подобные опыты. Стоит хотя бы вспомнить его эксцентричный яркий «Бал уродов» и философскую эгоцентричную поэму «Безумие». Но именно это произведение «В окне февраля» наиболее близко по стилю и духу к сюрреализму. Почему поэтом выбран этот стиль и жанр для меня очевидно. Иносказанием - «змеёй расползаясь, елейно голюсь», поэт открывает бессознательные страхи и очевидные фантазии -«хотения», страстную любовь и греховное вожделение, навязчивые воспоминания и пророчества («правда жизни наутро причешет») своего «ретивого» лирического героя. Его опыт выживания «во хмелю синекур». Само неоднозначное место действия произведения, указанное автором, «по дороге на юг», но в котором «поезд мчал на восток, срываясь на юг» сразу невольно вызывает ассоциацию со строками Андре Бретона «ради одного объятия в тамбуре поезда, летящего в тартарары» («Все школьницы разом»). Но не только литературные ассоциации. Ведь, собственно говоря, сегодня все вольно или невольно являются пассажирами этого поезда… А следующие строки поэта: «Бьются чувства в упор, без лишних цензур, До абсурда, пикируя в штопор» я воспринимаю как аллюзию строки Поля Элюара «Я распростёрся на волнах абсурда» («Смерть любви»). И в этом я вижу прямую поэтическую преемственность. Или строка поэта «Я стихами сочусь до безбрежья» созвучна сверхчувственным поэтическим экзерцисам эстета Жана Кокто «Я выскользнул из пут коварных сновидений, свободен я теперь для стихотворных бдений» («Моя ночь»). Привлекает и необычная для поэта Михаила Гуцериева, нарочито «рваная» мелодика этих стихов, что и было характерно для классического французского поэтического сюрреализма. По моему мнению, поэт сознательно идёт на это, даже в ущерб своей обычной музыкальности строк. И, конечно, подкупают, мастерски исполненные классические сюрреалистические приёмы, - иносказание, описание сновидений, хаотичное нагромождение образов и поэтический абрис событий. При этом поэт легко смог избежать «нечитаемости» текста, столь характерного для стиля сюрреализма. Красивые и точные метафоры (одно только «лилейное небо» чего стоит!), мастерская игра слов, нестандартные интересные рифмы и ёмкие неоднозначные философские смыслы в сюрреалистическом обрамлении - это и есть «Окно в февраль»! Спасибо! Сергей Ростовъ 02.02.2024 09:28 Заявить о нарушении
Здравствуйте, Сергей! Спасибо за отзыв, полный интересных и неожиданных параллелей. Признаюсь, что аллюзии на Элюара или Кокто не были осознанным приёмом. Впрочем, не исключаю, что игра подсознания напоминает основной творческий принцип сюрреализма: чистая случайность заменяет логику развития событий. Более того, возможно и всплеск интереса к этому течению в искусстве в последнее десятилетие, вызван сюрреалистичностью нашего времени, в котором порой сложно увидеть не только логику, но и просто здравый смысл. Безумный и ирреальный мир – стихия сюрреализма и наша реальность. Так что Ваш анализ стихотворения не только литературоведческий, но ещё и культурологический.
С уважением, Михаил Гуцериев Михаил Гуцериев 20.02.2024 01:12 Заявить о нарушении
Перейти на страницу произведения |