Сергей Ростовъ - написанные рецензии

Рецензия на «Я знаю, ты горазда» (Михаил Гуцериев)

Для меня лейтмотивом этого поэтического произведения выступают строки:
«У любви шагреневая кожа –
Ночью близко, утром далеко»
Стоит всего лишь вспомнить сюжет одноименного романа Оноре де Бальзака и надпись на внутренней стороне этого талисмана...
Михаил Гуцериев не поэт «ради красного словца». В свои строки он всегда закладывает смысл, а зачастую даже не один, тем самым придавая новые, порой очень неожиданные значения, иногда упоминаемым им общеизвестным выражениям и идиомам. И это его произведение служит прекрасным доказательством моему утверждению.

Кульминацией же, апофеозом произведения является бесподобное по выразительности и силе звучания четверостишье:
«Страсть не дух, а грешный дикий молох,
Как глоток дождя в пустыне грёз,
Где растёт болезненный подсолнух,
А ещё – несчастная любовь»
Даже если бы Михаил Гуцериев больше ничего бы не написал, то только за одну эту строфу я с полным правом назвал бы его гениальным поэтом. Сколь много сказано и сконцентрировано в этих строках, они красивы по форме, но звучат как некий экзистенциальный шок. Здесь заложено всё - здесь суть самой жизни, здесь отражен сам смысл бытия… Это на грани реализма и где-то даже за гранью сюрреализма, какой-то невероятный сплав декадентства и ренессанса, извечное противоречие единства акмеизма и символизма…

Прекрасные, ёмкие метафоры - «гремучая жизнь», «рукастые деньки», «слащавые причуды» и, в особенности, поэтическая жемчужина «взгляд судьбообразный» украшают эту сложную историю любви лирического героя.

И, конечно, среди прочих нельзя не отметить, столь свойственные Михаилу Гуцериеву, философские поучительные строки-афоризмы: «Чаще побеждают пересуды, И обычно верят ерунде»,и «Понимаешь, мир не одинаков, Иногда где надо, не молчит»

Что же, «Душа сердечная мятежна»…
Браво, поэт!

Сергей Ростовъ   19.03.2024 16:05     Заявить о нарушении
Здравствуйте, Сергей! Спасибо за рецензию, которую прочёл с неизменным интересом. Рад, что Вы обратили внимание на символ «шагреневой кожи» - неудержимое желание человека обладать властью и достигать своих целей, несмотря на все риски и жертвы. Это аллегория человеческой жизни, наших страстей, за которые приходится очень дорого платить. Трудно сказать, что лучше: долгая, скучная жизнь или короткая, но насыщенная, полная ярких эмоций. Лирический герой Вашего стихотворения «Царь Соломон был прав», подобно старику-лавочнику из «Шагреневой кожи» Бальзака, выбирает мудрость созерцания, но человеческая природа такова, что «соискателей мечты» всегда будет больше. Глупо разменивать жизнь на пустоту желаний, но ведь неслучайно так привлекает людей легенда о готовности юношей отдать жизнь, за ночь любви с царицей: «Скажите: кто меж вами купит // Ценою жизни ночь мою?» (А.С. Пушкин, «Клеопатра»).

С уважением, Михаил Гуцериев

Михаил Гуцериев   28.03.2024 14:10   Заявить о нарушении
Рецензия на «Мироточивая любовь» (Михаил Гуцериев)

Прочитав это прекрасное произведение, и вдохновившись строкой “Не нужно скучных мелодрам!”, я решил написать не совсем обычную рецензию.

Достаточно сложно провести полноценный всесторонний анализ всего поэтического творчества Михаила Гуцериева. Ограничиться простым обзором его поэтических строк тоже вряд ли получится. Но всё же, я попробую...

Сам поэт, как личность неординарен и во многом загадочен. Сфера его публичных интересов и деяний не просто обширна, а поистине огромна. Политика, бизнес, творчество, благотворительность и всё это на самом высоком уровне. Трудно понять сколько часов в его сутках...
Поражает необычайная чувственность его поэзии, а ведь и политика, и бизнес, занимающие большую часть его времени, занятия весьма жёсткие, а подчас и жестокие. Он один из тех наших выдающихся современников, кто сумел в условиях сумасшедшего жизненного прессинга сохранить свою душу в чистоте и неприкосновенности. И мне совершенно очевидно, что именно его поэтическое творчество играет в этом решающую роль.

Его поэзия уникальна и по форме, и по содержанию. Своими строками он ретроспективно охватывает практически все периоды русской и мировой поэзии, почти все стили и направления. И это не пробы пера, и не сознательное подражание, а уважение и дань поэтическим традициям, их продолжение и развитие…

В его стихах присутствуют все признаки и черты Серебряного века русской поэзии - символизм и декаданс, имажинизм и импрессионизм. Его лирический герой как бы постоянно блуждает “в лабиринтах отпетой души”, как “сорняк любви в заблудшем мире”.
Но в то же время поэт, как тонкий лирик, разгадывает сокровенные женские тайны:
“Мои чувства – сладкое ретро,
И толчётся в сердце мораль.
Ко мне ночью приходит ведьма,
Заставляя сесть за рояль”

Его поэтические куртуазные эскапады (да простит меня поэт за такое вольное определение) великолепны в своей неподдельной страсти: “Любовь без секса - канитель“…

В то же время, его красивые, изящные, трогательные строки, неподдельный романтизм и лёгкий налет сентиментальности сближают его творчество с классикой Золотого века русской поэзии:
“Луна искала вдохновенья,
Закат ушёл, и наважденье
Писало вечер шалой тенью,
И щуплый дождь мусолил землю”.

Также на это указывает его сатира и его пронзительная гражданская лирика с основным посылом неприятия “посильного рабства”.

Поэт Михаил Гуцериев умеет блестяще легко создать шедевр пейзажной лирики и, каким-то неведомым образом, одновременно вплести в него сложные сюрреалистические построения, наполняя пасторальные картины иным неожиданным глубоким смыслом.

Он мастер афоризмов. Он гениально играет оттенками смыслов и слов. Его метафоры всегда поэтические находки.
Неожиданно поэт может обратиться к жанру рубаи, и также легко пишет в жанре русских частушек.
Он мэтр гротеска и магистр аллегорий.
Он проводит блестящие поэтико-исторические экскурсы, рассматривая помыслы и деяния великих через призму любви: “цель одна – гори, моя звезда”!

Именно этот мощный сплав стилей и направлений, идей и форм, образов и обликов, яркая и пёстрая палитра слов от простонародных и архаичных до новообразованных делает его поэзию уникальной и безошибочно узнаваемой.

Я возьму на себя смелость сказать, что поэт Михаил Гуцериев создал не только свой собственный стиль, который я определяю как "метафорическая философия" (или, по его же выражению, "письмо души"), но и свое особенное направление в современной поэзии - назову его условно "Асолитизм" (производное от "Insolite (Autre)"(фр.) - “Непривычный (Другой)”).
Впрочем, дело, конечно не в дефиниции, а в сущности.

Он открывает новые, реально другие, доселе никем неизведанные горизонты поэзии. Выразительность русского поэтического языка в его интерпретации приобретает новую силу и размах. Он смело идёт на неожиданные эксперименты со словом и рифмой и это придаёт его стихам ту самую новизну, которой так сильно не хватает современной поэзии. Он не боится идти на риск быть непонятым. Он ставит возможность выразить себя выше сиюминутного признания:
“Несравнимый…Когда среди прочих,
Здешний мир не желает принять”.
Это заслуживает большого уважения, и я больше, чем уверен, что в итоге сбудется его афористичное пророчество:
"Что непохожее, то вечно"!

Его лирический герой всегда находится в состоянии внутреннего конфликта - “Желанье пламенистых грёз” vs “Рассудок, в стельку оголённый”.
И, по моему мнению, основная антитеза его творчества следующая:
“Петляя по фарватеру идей,
Мы часто ум меняем на беспечность”.

И безусловно, главной темой его поэзии всегда была и остаётся любовь:
"Любовь сметает всё: веру, богатство, национальность, границы, возраст. И даже смерть."

В его поэзии бьётся сердце. Она живая. Это не застывшие формы. Это эмоции. Это чувства. До экзальтации, до надрыва!

Сергей Ростовъ   31.03.2024 10:03     Заявить о нарушении
Сергей, спасибо за высокую оценку и обширный обзор моего творчества. Признаюсь, я привык писать тогда, когда стих «вызрел» в душе и не писать уже невозможно, не думая о том, как моё слово будет воспринято другими. Обращаясь к поэту, Пушкин писал:

«…Ты сам свой высший суд;
Всех строже оценить умеешь ты свой труд.
Ты им доволен ли, взыскательный художник?» («Поэту»)

Сам я далеко не всегда доволен своим трудом. И, как бы ни была приятна похвала, для меня она стимул совершенствоваться, совершенствоваться и совершенствоваться, главное не уйти в абсурд, в игру слов и фантазии. Ведь, чтобы Ваша оценка была справедливой во всём, мне надо не просто «держать планку», но повышать её раз от разу. Это обязывает и заставляет думать о том, как будет воспринято каждое новое произведение. Идёт ли это на пользу творчеству? Не знаю. Наверное, да. Но если каждый раз повышать и повышать планку… высоко будет падать… Но я принимаю Вашу высокую оценку с благодарностью. В книге Притчей Соломоновых есть слова: «Пусть хвалит тебя другой, а не уста твои, – чужой, а не язык твой» (2-й стих 27 главы).

С уважением, Михаил Гуцериев

Михаил Гуцериев   28.03.2024 14:26   Заявить о нарушении
Здравствуйте, Михаил!
Мой небольшой обзор и оценка всего лишь выражение моей искренней благодарности за ваше поэтическое творчество. Помимо всего прочего, читать ваши строки просто интересно. Они не тривиальны. Вы понимаете о чём, и о ком пишите, и самое главное, зачем. Это и есть та самая «правда жизни за спиной». В мыслях, эмоциях, мироощущении, словах и поступках ваших лирических героев всегда есть смысл, а зачастую даже не один. Да, иногда в ваших произведениях, особенно в поздних, присутствуют весьма сложные образы и философские построения, которые для неискушенного читателя могут показаться непонятными, или даже абсурдными. Но разве не об этом же говорит Альбер Камю в своих умозаключениях о философии абсурда - безуспешно стремясь к познанию, и в попытке обрести смысл человек вступает в конфликт с самим собой, что и называется абсурдом. Отсюда же и возникает бездонный «колодец гадкий зависти людской»… Но стоит ли вам на это обращать внимание и даже в некоторой степени опасаться «уйти в абсурд, в игру слов и фантазии»? Я так не думаю. Безусловно, многие ваши стихотворные произведения сегодня можно без натяжки отнести к элитарной культуре. И я не нахожу в этом ничего предосудительного. Ведь и поэзию Серебряного века тоже считали элитарной, а сейчас она включена в школьную программу по литературе. Всё зависит от уровня развития культуры общества. А он сегодня, увы, не так высок, как хотелось бы. После пары десятилетий бездуховности, взявших старт с началом приснопамятных девяностых, было бы неразумно ожидать чего-то иного… Очень важно, что однажды, определив для себя поэзию как искусство, вы не уходите на уровень массовой культуры. А для самого широкого круга вы пишите популярные песни разных стилей и направлений, справедливо называя это ремеслом. Тем не менее, я не понаслышке знаю как кропотливо и вдумчиво вы работаете над каждым своим песенным текстом. И в этом я вижу признак вашего глубокого уважения к своим читателям и слушателям!
С уважением,
Сергей

Сергей Ростовъ   05.04.2024 19:46   Заявить о нарушении
Рецензия на «В окне февраля» (Михаил Гуцериев)

Это великолепный уникальный, да, и пожалуй, чуть ли не единственный образец сюрреализма в современной русской поэзии. Конечно, справедливости ради надо заметить, что у поэта Гуцериева уже были подобные опыты. Стоит хотя бы вспомнить его эксцентричный яркий «Бал уродов» и философскую эгоцентричную поэму «Безумие». Но именно это произведение «В окне февраля» наиболее близко по стилю и духу к сюрреализму.
Почему поэтом выбран этот стиль и жанр для меня очевидно.
Иносказанием - «змеёй расползаясь, елейно голюсь», поэт открывает бессознательные страхи и очевидные фантазии -«хотения», страстную любовь и греховное вожделение, навязчивые воспоминания и пророчества («правда жизни наутро причешет») своего «ретивого» лирического героя. Его опыт выживания «во хмелю синекур».
Само неоднозначное место действия произведения, указанное автором, «по дороге на юг», но в котором «поезд мчал на восток, срываясь на юг» сразу невольно вызывает ассоциацию со строками Андре Бретона «ради одного объятия в тамбуре поезда, летящего в тартарары» («Все школьницы разом»). Но не только литературные ассоциации. Ведь, собственно говоря, сегодня все вольно или невольно являются пассажирами этого поезда…
А следующие строки поэта:
«Бьются чувства в упор, без лишних цензур,
До абсурда, пикируя в штопор»
я воспринимаю как аллюзию строки Поля Элюара «Я распростёрся на волнах абсурда» («Смерть любви»). И в этом я вижу прямую поэтическую преемственность.
Или строка поэта «Я стихами сочусь до безбрежья» созвучна сверхчувственным поэтическим экзерцисам эстета Жана Кокто «Я выскользнул из пут коварных сновидений, свободен я теперь для стихотворных бдений» («Моя ночь»).
Привлекает и необычная для поэта Михаила Гуцериева, нарочито «рваная» мелодика этих стихов, что и было характерно для классического французского поэтического сюрреализма. По моему мнению, поэт сознательно идёт на это, даже в ущерб своей обычной музыкальности строк.
И, конечно, подкупают, мастерски исполненные классические сюрреалистические приёмы, - иносказание, описание сновидений, хаотичное нагромождение образов и поэтический абрис событий. При этом поэт легко смог избежать «нечитаемости» текста, столь характерного для стиля сюрреализма.
Красивые и точные метафоры (одно только «лилейное небо» чего стоит!), мастерская игра слов, нестандартные интересные рифмы и ёмкие неоднозначные философские смыслы в сюрреалистическом обрамлении - это и есть «Окно в февраль»!

Спасибо!

Сергей Ростовъ   02.02.2024 09:28     Заявить о нарушении
Здравствуйте, Сергей! Спасибо за отзыв, полный интересных и неожиданных параллелей. Признаюсь, что аллюзии на Элюара или Кокто не были осознанным приёмом. Впрочем, не исключаю, что игра подсознания напоминает основной творческий принцип сюрреализма: чистая случайность заменяет логику развития событий. Более того, возможно и всплеск интереса к этому течению в искусстве в последнее десятилетие, вызван сюрреалистичностью нашего времени, в котором порой сложно увидеть не только логику, но и просто здравый смысл. Безумный и ирреальный мир – стихия сюрреализма и наша реальность. Так что Ваш анализ стихотворения не только литературоведческий, но ещё и культурологический.

С уважением, Михаил Гуцериев

Михаил Гуцериев   20.02.2024 01:12   Заявить о нарушении
Рецензия на «В двадцать лет желанья богаты» (Михаил Гуцериев)

Добрый день!
Это стихотворение как светлые воспоминания детских и юношеских дней поэта. Добрая ностальгия об искренних годах и чувствах. О том самом настоящем и правдивом, что и предопределило его дальнейшую жизнь и творчество. О тех лучших воспоминаниях о счастливом времени и мечтах, которые он воплотил в своём искусстве, в любви, в своих привязанностях и дружбе, и которые послужили неиссякаемым источником его вдохновения и мудрости.

Это произведение из раннего творчества датировано 1998 годом, но его реминисценции можно найти в более поздних стихотворениях поэта. Как один из примеров этому можно привести следующие строки :
“Проклинаю годы гротеска
И частями совесть мотыжу” …
Впрочем, все эти реминисценции и аллюзии неудивительны, ведь лейтмотивом всего творчества поэта всегда была и остаётся любовь как экзистенция бытия.

Здесь читатель найдет откровенную и бесхитростную историю становления молодого человека как мужчины, и как личности:
“День вчерашний вместе с грядущим
Уходил между прочим с плеча”

Для меня основным лейтмотивом произведения является желание вернуться в прошлое как один из способов справиться со стрессами и проблемами настоящего. И пусть это желание неисполнимо, но оно даёт человеку мощную эмоциональную поддержку, наполняя его сознание позитивом и надеждой. Я думаю, что именно поэтому поэт и назвал своё счастливые дни детства и юности нирваной:
“Обнадёжь надеждой, нирвана!”.

Интересна трансформация окружающего мира поэта от “ярового” (через “годы гротеска”) до “аллеи засохших акаций” и его мировосприятие “от иллюзии до простраций”…

Строка “Кружит счастье по циферблату” сразу напомнила мне об одном из четырёх вариантов обложки замечательного подарочного издания поэтических произведений Михаила Гуцериева - “Избранное”. И я думаю, что именно это произведение послужило темой для рисунка этого варианта обложки - лестница ведущая к циферблату (а может и от него?)… Возможно, что значений у рисунка гораздо больше, но об этом не здесь.

Спасибо!

Сергей Ростовъ   22.01.2024 13:47     Заявить о нарушении
Здравствуйте, Сергей! Благодарю за отзыв, который как всегда, заставил задуматься. В самом деле, лирика (в продолжение нашего прошлого диалога) есть реминисценция жизни: воспроизведенное в слове воспоминание о чувствах, переживаниях, впечатлениях, о действительности, ассоциативно рождающее художественный образ. В основе лирического переживания всегда лежит эмоциональный опыт, лирика рефлексивна. Эта особенность поэтически ярко передана Борисом Пастернаком в стихотворении «Про эти стихи»:

«На тротуарах истолку
С стеклом и солнцем пополам,
Зимой открою потолку
И дам читать сырым углам».

Как часто мы, как лирический герой данного стихотворения, в холоде жизненных бурь вспоминаем: «Солнце есть». Такими воспоминаниями и живёт поэзия.

С уважением, Михаил Гуцериев

Михаил Гуцериев   07.02.2024 00:08   Заявить о нарушении
Рецензия на «Любовь лукаво по сусекам» (Михаил Гуцериев)

Добрый вечер!
Это произведение настолько чувственное и ностальгическое, что по моему мнению, основным его определением будет «романтическая философия» или «философия романтики» в поэзии. Это определение очень созвучно основной, как я полагаю, мысли произведения: «И разум, в дураках у сердца».Собственно, даже само название произведения «Любовь лукаво по сусекам» наводит меня на эту мысль. Его можно трактовать по-разному. Но понимание приходит только после прочтения и осмысления строк поэта. Всего лишь надо вспомнить, что такое сусек и понять почему именно это древнее русское слово употребил автор. Никому не вредно поскрести по сусекам своей памяти и вспомнить свои собственные истории, в которых «нет на земле любви без слёз».
И тогда приходит понимание блестящих метафор поэта, который открывает нам мир где «сад весной без лепестков», в котором «суматошный взгляд каштанов целует тени на губах», и где чувства «гремят беззвучно в кандалах»…
И мне очень импонирует исключительно позитивный настрой заключительных строф поэта. Я бы даже рискнул назвать эти строки своего рода манифестом:
«И наши гены, тайны крови,
Где нет начала и концов,
Через века взойдут любовью
На улицах без городов»
Эти строки как символ перевёрнутой восьмёрки - знака бесконечности, как формула вечного противоречия и взаимопроникновения мужского и женского начал.
И лунных фаз, которые упомянуты поэтом, тоже восемь!
Также обращает на себя внимание и прекрасная каноническая драматургия этого поэтического произведения - это так называемая классическая «пирамида Фрейтага» - история, которая вдохновит каждого читателя… Эта пирамида, кстати, тоже построена восьмипунктовой дугой – наиболее развернутой сюжетной схемой... Вот откуда для меня и появился символ этого произведения - символ числа восемь. А значение его можно узнать в нумерологии.
И мне очевидно, что эти строки поэта свидетельствуют о его жизненном, и отнюдь не только поэтическом кредо - гуманизме и любви!
Браво, Поэт! Именно, Поэт с большой буквы!

В преддверии прекрасного, доброго праздника Нового года, я хочу пожелать Вам новых вдохновенных поэтических строк и новых прекрасных музыкально-поэтических произведений. И, конечно, самое главное - любви и радости, которые Вы так щедро дарите людям!

С уважением и благодарностью,
Сергей

Сергей Ростовъ   31.12.2023 09:29     Заявить о нарушении
Здравствуйте, Сергей! С неизменным интересом прочёл Вашу интерпретацию моего стихотворения. Никогда глубоко не увлекался нумерологией, но думаю, и такая трактовка имеет право на существование. Интересной, но более спорной мне показалась отсылка к пирамиде Фрейтага. Всё-таки Густав Фрейтаг предлагал пятиактную схему в качестве драматической структуры, и применима она в большей степени к трагедии, где сюжет раскладывается на две половины с кульминационной сценой посередине. Лирический текст всё же моделирует не столько историю драматического противостояния, сколько образ чувства, в том числе личностное восприятие, например, драматического противостояния. Это некое «внутреннее» событие. И если в эпосе и драме конфликт даётся как объективно существующий, то в лирике, скорее, как субъективно пережитый. Получается, что в эпосе и драме конфликт, в любом случае, временный и конечный, в лирике же – бесконечно воспроизводимый, повторяющийся, рефлексивно переживаемый вновь и вновь, как бы параллельный миру реальному. И эта специфика лирического текста даже ближе Вашей концепции «перевёрнутой восьмёрки», если я, конечно, правильно её понял.

Спасибо за рецензию, она подтолкнула меня к интересным размышлениям.

С наступившим новым годом! Желаю Вам новых творческих открытий, вдохновения и реализации ваших разносторонних талантов.

С уважением, Михаил Гуцериев

Михаил Гуцериев   20.01.2024 12:16   Заявить о нарушении
Рецензия на «Воздаю почтенье смерти» (Михаил Гуцериев)

Вряд ли кому-то удавалось избежать грехопадения, особенно в современном мире и сегодняшней действительности. Сможет ли человек неспособный к гневу, блуду и гордыне добиться власти, денег и громкой славы – всего того, что общество считает успехом? Вопрос - риторический… Поэт показал бытие своего героя в реальном мире, мире без совести, чести и сострадания.
В этом произведении поэт в своём творчестве исподволь приблизился к основной (если не вдаваться в бездну философских подробностей и рассуждений) концепции Артура Шопенгауэра, изложенной в его труде “Мир как воля и представление”. Он утверждал, что “воля к жизни” или “желание жить” и есть основная причина страданий человека. Именно это “желание жизни” (боль от неисполненных желаний) и есть корень его пороков, которые являются плодом “представлений” его собственного разума – его идей, навязчивых образов и следов всего им пережитого. Эти самые личностные страдания, эту душевную боль героя поэт и положил в основу своего произведения.
Но всё же, для меня основной идеей произведения является желание его лирического героя “разгадать секрет седьмого неба” – того самого рая, состояния вечной и совершенной жизни полной радости и счастья…
Однако, не всё так однозначно. Строки поэта практически заставляют примерить читателя эти смертные грехи, эти пороки на себя, на свою жизнь. Человек неглупый, осознавая свою порочность, всю жизнь пытается обуздать свои злые, грешные наклонности. Но, к сожалению, это так редко получается … Вот и нашему герою вовсе несвойственно желание найти умиротворение через страдания, а всего лишь - “на седую проседь, куцую печаль”. По прочтении становится очевидно, что герою, безусловно, присущи все семь смертных грехов без исключения. А его попытки найти “винные дороги до рая” или “прикупить билет с ослами на ковчег” смешны даже самому себе – “слёзы разменял на смех, не каясь”. И эта строка создаёт неожиданный эффект, превращая слёзы и покаяние в ироничный смех:
“Воздаю почтенье смерти, не скупясь,
Щёлкаю пустым затвором…”
Тем самым придавая этому достаточно сложному философскому и глубоко личностному произведению некий не очень скрытый, немного насмешливый характер. Но и не превращает трагедию в фарс. Это весьма тонкая грань. Мастерски безукоризненно соединить философский и сакральный смыслы с едкой саркастической улыбкой дано далеко не каждому.
Прекрасные авторские метафоры и образы: “ленивая скорбь”, “молящая и лживая слеза”, “сальные чувства”, “гнилая зависть”, “брызги суеты” заслуживают особенного внимания в контексте всего произведения.
Впрочем, каждый читатель найдет в этом стихотворении что-то своё. А я очень высоко оцениваю это поэтическое произведение за откровенность, столь редкую в наше время.
Браво поэт!

Сергей Ростовъ   10.12.2023 17:06     Заявить о нарушении
Здравствуйте, Сергей! Спасибо за интересную интерпретацию моего стихотворения. Удивлён, что Вы увидели в нём насмешку, хотя, возможно, Вы правы: самоирония – свойство здравого смысла и устойчивой психики.

Действительно, Артур Шопенгауэр видел человека заложником воли, превращающей жизнь в анархию. Когда мы выполняем все прихоти и капризы воли, она подавляет нас и озлобляет. Но даже будучи ограничен в своих возможностях сопротивляться этой стихии, человек всё же в состоянии преодолеть волю посредством искусства и самосовершенствования. И несмотря на свой фатализм, Шопенгауэр это признаёт, понимая самосовершенствование как «усмирение воли». Я думаю, что любое «усмирение» начинается с честного разговора с собой, ибо никакое «главенство воли» не снимает с человека ответственности за его судьбу.

Всегда рад нашим философским беседам. С наступающим Новым годом! Всех благ!

С уважением, Михаил Гуцериев

Михаил Гуцериев   30.12.2023 01:10   Заявить о нарушении
Рецензия на «Осень молодится напоследок» (Михаил Гуцериев)

Конечно, лейтмотивом этого произведения являются прекрасные строки:
«Я себе забаву изобрёл:
У меня с надеждой переписка»
И становится очевидно, что для поэта - осень не приговор. Жизнь прекрасна и удивительна всегда, несмотря на возраст или время года.

Пожалуй, для «седого пацана» (прекрасный авторский оксюморон!) осень - это самое время влюбиться.
Как обнадеживающе звучат слова: «Не считай, что только в прошлом счастье» и «Я готов любить сто раз подряд»!

Поэт открывает читателю прекрасный мир, в котором «Осень землю листьями целует», где «Ночь берёт в заложники луну»…
Вообще, во многих произведениях Михаила Гуцериева присутствует образ луны, не только как небесного объекта, но как семантического символа, значение которого в разных контекстах каждый раз отражает настроение произведения -
«Письмо души», «Страдаю, сердце штопая», «Территория любви»… Этот художественный приём был характерен и для поэзии Серебряного века, в особенности для поэзии Бальмонта, который также придавал образу луны большое значение.

Это стихотворение проникнуто необыкновенным лиризмом:
«Новый день другому ухажёр,
До Покрова осень порыжее.
Звёзды собираются в шатёр,
В тёмном небе вижу ожерелье»
Красиво!
И в этих строках я снова нахожу очень важный для поэта Гуцериева сакральный символ - Покров Пресвятой девы. Этот образ можно найти во многих произведениях поэта - «Город - шлёнда», «Коралловое платье», «Бельмо любви»… Очевидно, что образ этого праздника для него весьма значим, и по моему мнению, ответ заключается в истории зарождения самого праздника…

Произведение завершается прекрасными строками:
«Чувства самовольные не спят.
Осень молодится напоследок»
И пусть вторая часть этой заключительной строфы звучит как некая насмешливая издёвка:
«Я живу в системе координат,
Где глотают в час по пять таблеток»,
всё же, в этих строках нет хандры. Это, безусловно, скорее самоирония, чем уныние.
Ведь «Кто влюбился – тот болел сомненьем.
Если залечился – очень жаль»!

На эти стихи была написана великолепная песня «Тяжело седому пацану», которая является одной из моих самых любимых в песенном творчестве поэта Михаила Гуцериева.

Спасибо!

Сергей Ростовъ   10.11.2023 12:52     Заявить о нарушении
Здравствуйте, Сергей. С интересом прочёл предложенную Вами интерпретацию стихотворения. Символизм луны вообще присущ культуре. Почти все древние богини были именно лунарными божествами. В искусстве пик популярности этого образа приходится на эпоху романтизма. Пушкин в «Евгении Онегине» иронизирует над Ленским, мыслящим романтическими штампами:

«...Он рощи полюбил густые
Уединенье, тишину
И ночь, и звёзды, и луну».

Вы сумели уловить в стихотворении самоиронию. Она, кстати, интересно обыграна в режиссёрской версии клипа «Тяжело седому пацану».

С уважением, Михаил Гуцериев

Михаил Гуцериев   07.12.2023 16:33   Заявить о нарушении
Рецензия на «Русский фольклор в московской пробке» (Михаил Гуцериев)

Прекрасный экспромт!
Действительно, иной раз в те годы путешествия по Ленинградке в Шарик могли длиться до 4-х часов. Мне один раз так «повезло»… Так что времени на творчество поэту с лихвой хватило.
Интуитивно и очень удачно поэт выбрал форму этакой задорной частушки. И это произведение, на мой взгляд, истинно русский городской фольклор!
Это правдивый портрет лихих, суетных, безбашенных московских 90-х! Узнаваемые персонажи - шлюхи, гости с гор, скины, попы и геи, демократы и коммунисты… А как много чинуш, ментов, бандосов «с гордым видом мудака» (кстати, исключительно удачный образ!) встречалось тогда в столице. (Впрочем, в этом отношении мало что изменилось).
А завершающие строки произведения звучат реально как некий «символ веры» 90-х :
«Золотой телец всем в жопу!
Боже правый, защити!»

Браво, поэт!
Мне понравился и буффонадный клип песни «Московские пробки». Там отлично передано общее настроение этого произведения.

Сергей Ростовъ   21.10.2023 12:18     Заявить о нарушении
Здравствуйте, Сергей! Вы подобрали хорошее определение; это стихотворение – портрет «лихих, суетных, безбашенных московских 90-х». Даже не портрет – моментальная фотография времени. Времени очередного исторического слома, когда те, «кто был ничем», вдруг оказались наверху. Только авторы «Интернационала» ошибались: кто был «никем», тот «никем» и останется. Стилизация же под жанр частушки была, пожалуй, не столько интуитивным, сколько осознанным выбором. Время было новым, а вот мышление основной массы людей оставалось старым. Человеческое сознание не меняется параллельно со сменой политического вектора, это происходит намного медленнее:

«Мы на горе всем буржуям
Мировой пожар раздуем,
Мировой пожар в крови –
Господи, благослови!» (А. Блок «Двенадцать»).

Кстати, тоже частушка.

С уважением, Михаил Гуцериев

Михаил Гуцериев   05.12.2023 12:52   Заявить о нарушении
Рецензия на «Октябрь-перевёртыш» (Михаил Гуцериев)

Это произведение Михаила Гуцериева является примером великолепной пейзажной лирики. Но не только.
Здесь поэт использует образы природы для выражения своих философских мыслей.

Уже в само название "Октябрь-перевёртыш", т.е. по сути оборотень, поэт закладывает свое видение и восприятие происходящих изменений в окружающем его мире. Собственно, он описывает природные явления как символы своих эмоций и чувств. Выбранные им образы - «полумёртвое солнце», «стылая злость», «продрогшие грозы» кратно усиливают настроение стихотворения, показывая всю тревожность и напряженность - «Тоска от рецедива, обильной грусти взрыв».

Через описание природных конфликтов, полностью ломающих сложившиеся спокойствие и гармонию - «Сырая ночь зловеще гоняет стаи птиц» и «Разделась насмерть осень…» поэт даёт читателю представление о том, что волнует и тревожит его сегодня в окружающем мире.

В этой связи мне представляется значимой следующая строка поэта - «Мордует ветер осень - предзимний листодёр». Конечно, понятно, что это сильный восточный ветер, но если далее углубиться в значение этого слова то откроется ещё кое-что интересное. Ведь при листодёре, по народным поверьям, всегда активизировались всякая нечисть, и в борьбе с ней славяне обращались к осине помощнице - защитнице и лекарю, вбивая во дворе осиновый кол для защиты и обнимая ствол дерева поверяли ему свои тайные желания. А уж общепринятое значение осины в христианском мире известно каждому…

Это великолепное поэтическое произведение безусловно находится на стыке декаденства и символизма, которые и являются примером взаимодействия поэзии и философии и основными составляющими поэзии серебряного века. Собственно, поэтому я и отношу поэтическое творчество Михаила Гуцериева к этой интереснейшей творческой эпохе русской литературы.

Вообще, это произведение высочайшего художественного уровня. Оно изобилует красивейшими эпитетами и метафорами, которые наряду с не совсем обычным для творчества поэта размером стихосложения делают произведение более объёмным и выразительным.

«Октябрь-перевёртыш, понурый Скорпион.
Сентябрьский поскрёбыш – на стыке двух времён»
Я искренне считают эти строки поэта не только шедевром русской поэзии и словесности, но и итогом его глубоких и мудрых философских размышлений. Более того, я нахожу в этих строках предвестье неких глобальных перемен в ближайшем будущем. Я не сторонник конспирологии, а просто считаю, что поэт всегда - провидец.

Спасибо!

Сергей Ростовъ   11.10.2023 09:26     Заявить о нарушении
Здравствуйте, Сергей! Спасибо за интерпретацию моего стихотворения, исполненную с неизменным вниманием к деталям и вдумчивостью. Рад, что Вы точно «считали» образ листодёра, вписав его в общую идейную канву произведения - преломление реальности в одном временном отрезке, рожденное столкновением двух противоборствующих сил: тепла и холода, жизни и смерти, добра и зла. Вы всегда ставите вопросы, на которые мне и самому интересно искать ответы. Так, например, Вы пишете о связи поэтического дара с провидением. Действительно, образ поэта-пророка традиционен для русской литературы. Он встречается у Пушкина, Лермонтова, Некрасова и других. Зачастую и самих поэтов называют пророками, наделяя их даром предвидения будущего. Достаточно вспомнить лермонтовское «Предсказание»:

«Настанет год, России черный год,
Когда царей корона упадет;
Забудет чернь к ним прежнюю любовь,
И пища многих будет смерть и кровь;
Когда детей, когда невинных жен
Низвергнутый не защитит закон…»

Мы с мистическим, суеверным ужасом ищем в истории двадцатого века наглядное подтверждение слов поэта и содрогаемся от найденных совпадений. Но знаем ли мы наверняка, что именно представлял себе Лермонтов, создавая произведение? Точно ли то, что случилось чуть меньше века спустя? Ведь навряд ли тогда шестнадцатилетний поэт приписал бы в автографе к названию: «Это мечта».

С уважением, Михаил Гуцериев

Михаил Гуцериев   08.11.2023 20:13   Заявить о нарушении
Рецензия на «Незнакомка» (Михаил Гуцериев)

Здравствуйте, Михаил! Сегодня я хочу поделиться своими мыслями о произведении "Незнакомка".
Стихотворение мне понравилось ещё и тем, что в его основе лежит прекрасный оксюморон «Незнакомка моя знакомая».
Незнакомка это достаточно значимый женский образ в поэзии Михаила Гуцериева. Образ незнакомки - загадочной женщины проходит и через другие его произведения - «Три слова на салфетке» и «Лежали чувства в хрустале». Все они написаны в жанре рассказа в стихах и связаны сквозными тематическими повторами - поезд, вечер, случайная встреча, смятение чувств.
Конечно, сюжеты этих произведений разные, но одно неизменно - прекрасная незнакомка, искусительница, источник роковой страсти лирического героя. Можно рассматривать эти произведения как некий поэтический мини-цикл, который поэт построил на антитезе - в одном случае (как в этом произведении) лирического героя охватывает «смачный раж», сжигает «медвяная похоть» и он сдаётся роковой страсти,, в другом же он вырывается из под власти незнакомки…
По моему восприятию, образ героини этого мини-цикла Михаила Гуцериева можно сравнить с бессмертным женским образом в стихотворении «Незнакомка» Александра Блока. И хотя общеизвестно, что в своё время это было любимое произведение дам сомнительного поведения, которые даже предпочитали называть себя «незнакомками», в этом произведении Блока: как и в стихах Гуцериева нет пошлости и цинизма. А ещё их объединяет некая «романтическая ирония», символом которой у Блока служит “бессмысленный диск” (луна), а у Гуцериева «Звезда бездомная».
Очень интересен и первоначальный вариант этого произведения - http://youtu.be/l398TJvJBtc?si=sEayopg-Zye3t7Ko
Спасибо!

Сергей Ростовъ   08.10.2023 11:18     Заявить о нарушении
Здравствуйте, Сергей! Спасибо за отклик, за интересные мысли, за приглашение к соразмышлению. Вы точно заметили, что Незнакомка - своеобразный лейтмотив. У Блока, кстати, этот образ встречается не только в одноименном стихотворении, но проходит через все творчество как антитеза Прекрасной даме. Блок называл свою «Незнакомку» «красавицей куклой, синим призраком, земным чудом». И совершенно не важно, как воспринимали «Незнакомку» читатели и что это были за читатели, главное, что она значила для поэта. В статье «О современном состоянии русского символизма» он пишет: «Я стою перед созданием своего искусства и не знаю, что делать. Иначе говоря, что мне делать с этими мирами, что мне делать и с собственной жизнью, которая отныне стала искусством, ибо со мной рядом живет мое создание - не живое, не мертвое, синий призрак». Да, Сергей, Незнакомка слишком хорошо «знакома» художнику. У каждого она своя, и у каждого за ней скрывается тоска по идеалу, трепет его ожидания и боль его неосуществимости.

С уважением, Михаил Гуцериев

Михаил Гуцериев   08.11.2023 21:22   Заявить о нарушении