Рецензия на «Мироточивая любовь» (Михаил Гуцериев)
Прочитав это прекрасное произведение, и вдохновившись строкой “Не нужно скучных мелодрам!”, я решил написать не совсем обычную рецензию. Достаточно сложно провести полноценный всесторонний анализ всего поэтического творчества Михаила Гуцериева. Ограничиться простым обзором его поэтических строк тоже вряд ли получится. Но всё же, я попробую... Сам поэт, как личность неординарен и во многом загадочен. Сфера его публичных интересов и деяний не просто обширна, а поистине огромна. Политика, бизнес, творчество, благотворительность и всё это на самом высоком уровне. Трудно понять сколько часов в его сутках... Поражает необычайная чувственность его поэзии, а ведь и политика, и бизнес, занимающие большую часть его времени, занятия весьма жёсткие, а подчас и жестокие. Он один из тех наших выдающихся современников, кто сумел в условиях сумасшедшего жизненного прессинга сохранить свою душу в чистоте и неприкосновенности. И мне совершенно очевидно, что именно его поэтическое творчество играет в этом решающую роль. Его поэзия уникальна и по форме, и по содержанию. Своими строками он ретроспективно охватывает практически все периоды русской и мировой поэзии, почти все стили и направления. И это не пробы пера, и не сознательное подражание, а уважение и дань поэтическим традициям, их продолжение и развитие… В его стихах присутствуют все признаки и черты Серебряного века русской поэзии - символизм и декаданс, имажинизм и импрессионизм. Его лирический герой как бы постоянно блуждает “в лабиринтах отпетой души”, как “сорняк любви в заблудшем мире”. Но в то же время поэт, как тонкий лирик, разгадывает сокровенные женские тайны: “Мои чувства – сладкое ретро, И толчётся в сердце мораль. Ко мне ночью приходит ведьма, Заставляя сесть за рояль” Его поэтические куртуазные эскапады (да простит меня поэт за такое вольное определение) великолепны в своей неподдельной страсти: “Любовь без секса - канитель“… В то же время, его красивые, изящные, трогательные строки, неподдельный романтизм и лёгкий налет сентиментальности сближают его творчество с классикой Золотого века русской поэзии: “Луна искала вдохновенья, Закат ушёл, и наважденье Писало вечер шалой тенью, И щуплый дождь мусолил землю”. Также на это указывает его сатира и его пронзительная гражданская лирика с основным посылом неприятия “посильного рабства”. Поэт Михаил Гуцериев умеет блестяще легко создать шедевр пейзажной лирики и, каким-то неведомым образом, одновременно вплести в него сложные сюрреалистические построения, наполняя пасторальные картины иным неожиданным глубоким смыслом. Он мастер афоризмов. Он гениально играет оттенками смыслов и слов. Его метафоры всегда поэтические находки. Неожиданно поэт может обратиться к жанру рубаи, и также легко пишет в жанре русских частушек. Он мэтр гротеска и магистр аллегорий. Он проводит блестящие поэтико-исторические экскурсы, рассматривая помыслы и деяния великих через призму любви: “цель одна – гори, моя звезда”! Именно этот мощный сплав стилей и направлений, идей и форм, образов и обликов, яркая и пёстрая палитра слов от простонародных и архаичных до новообразованных делает его поэзию уникальной и безошибочно узнаваемой. Я возьму на себя смелость сказать, что поэт Михаил Гуцериев создал не только свой собственный стиль, который я определяю как "метафорическая философия" (или, по его же выражению, "письмо души"), но и свое особенное направление в современной поэзии - назову его условно "Асолитизм" (производное от "Insolite (Autre)"(фр.) - “Непривычный (Другой)”). Впрочем, дело, конечно не в дефиниции, а в сущности. Он открывает новые, реально другие, доселе никем неизведанные горизонты поэзии. Выразительность русского поэтического языка в его интерпретации приобретает новую силу и размах. Он смело идёт на неожиданные эксперименты со словом и рифмой и это придаёт его стихам ту самую новизну, которой так сильно не хватает современной поэзии. Он не боится идти на риск быть непонятым. Он ставит возможность выразить себя выше сиюминутного признания: “Несравнимый…Когда среди прочих, Здешний мир не желает принять”. Это заслуживает большого уважения, и я больше, чем уверен, что в итоге сбудется его афористичное пророчество: "Что непохожее, то вечно"! Его лирический герой всегда находится в состоянии внутреннего конфликта - “Желанье пламенистых грёз” vs “Рассудок, в стельку оголённый”. И, по моему мнению, основная антитеза его творчества следующая: “Петляя по фарватеру идей, Мы часто ум меняем на беспечность”. И безусловно, главной темой его поэзии всегда была и остаётся любовь: "Любовь сметает всё: веру, богатство, национальность, границы, возраст. И даже смерть." В его поэзии бьётся сердце. Она живая. Это не застывшие формы. Это эмоции. Это чувства. До экзальтации, до надрыва! Сергей Ростовъ 31.03.2024 10:03 Заявить о нарушении
Сергей, спасибо за высокую оценку и обширный обзор моего творчества. Признаюсь, я привык писать тогда, когда стих «вызрел» в душе и не писать уже невозможно, не думая о том, как моё слово будет воспринято другими. Обращаясь к поэту, Пушкин писал:
«…Ты сам свой высший суд; Всех строже оценить умеешь ты свой труд. Ты им доволен ли, взыскательный художник?» («Поэту») Сам я далеко не всегда доволен своим трудом. И, как бы ни была приятна похвала, для меня она стимул совершенствоваться, совершенствоваться и совершенствоваться, главное не уйти в абсурд, в игру слов и фантазии. Ведь, чтобы Ваша оценка была справедливой во всём, мне надо не просто «держать планку», но повышать её раз от разу. Это обязывает и заставляет думать о том, как будет воспринято каждое новое произведение. Идёт ли это на пользу творчеству? Не знаю. Наверное, да. Но если каждый раз повышать и повышать планку… высоко будет падать… Но я принимаю Вашу высокую оценку с благодарностью. В книге Притчей Соломоновых есть слова: «Пусть хвалит тебя другой, а не уста твои, – чужой, а не язык твой» (2-й стих 27 главы). С уважением, Михаил Гуцериев Михаил Гуцериев 28.03.2024 14:26 Заявить о нарушении
Здравствуйте, Михаил!
Мой небольшой обзор и оценка всего лишь выражение моей искренней благодарности за ваше поэтическое творчество. Помимо всего прочего, читать ваши строки просто интересно. Они не тривиальны. Вы понимаете о чём, и о ком пишите, и самое главное, зачем. Это и есть та самая «правда жизни за спиной». В мыслях, эмоциях, мироощущении, словах и поступках ваших лирических героев всегда есть смысл, а зачастую даже не один. Да, иногда в ваших произведениях, особенно в поздних, присутствуют весьма сложные образы и философские построения, которые для неискушенного читателя могут показаться непонятными, или даже абсурдными. Но разве не об этом же говорит Альбер Камю в своих умозаключениях о философии абсурда - безуспешно стремясь к познанию, и в попытке обрести смысл человек вступает в конфликт с самим собой, что и называется абсурдом. Отсюда же и возникает бездонный «колодец гадкий зависти людской»… Но стоит ли вам на это обращать внимание и даже в некоторой степени опасаться «уйти в абсурд, в игру слов и фантазии»? Я так не думаю. Безусловно, многие ваши стихотворные произведения сегодня можно без натяжки отнести к элитарной культуре. И я не нахожу в этом ничего предосудительного. Ведь и поэзию Серебряного века тоже считали элитарной, а сейчас она включена в школьную программу по литературе. Всё зависит от уровня развития культуры общества. А он сегодня, увы, не так высок, как хотелось бы. После пары десятилетий бездуховности, взявших старт с началом приснопамятных девяностых, было бы неразумно ожидать чего-то иного… Очень важно, что однажды, определив для себя поэзию как искусство, вы не уходите на уровень массовой культуры. А для самого широкого круга вы пишите популярные песни разных стилей и направлений, справедливо называя это ремеслом. Тем не менее, я не понаслышке знаю как кропотливо и вдумчиво вы работаете над каждым своим песенным текстом. И в этом я вижу признак вашего глубокого уважения к своим читателям и слушателям! С уважением, Сергей Сергей Ростовъ 05.04.2024 19:46 Заявить о нарушении
Перейти на страницу произведения |