Серебряная Ель - написанные рецензии

Рецензия на «Жёлтые сны Чёрного Георга» (Чёрный Георг Предел Невозможного)

Здравствуйте, Черный Георг! Я прочла книгу, потому что это не цикл, а книга, а также комментарии к ней. Есть среди них - безобразные…
Знаете, последнее время ГС напоминает мне площадь и позорный столб. Поэт добровольно вставляет шею в ярмо и все кому не лень кидают в него прокисшие помидоры, а кто и камни. «Кто без греха?» Тем не менее…

Вы очень хорошо подобрали картинку-инверсию к Желтым стихам. Маленький синий Чужой – с наивными глазами, может и демоненок , да, но это не повод закидывать это существо камнями и сжигать на костре. Этот испуганный некрасивый синий малыш – ЛГ? Нет, не ЛГ – душа, где есть место стебу и боли, и страшному, и трагическому, и глубокому и красивому, а ему норовят выколоть глаза… Как-то так.
Я прочла книгу – равнодушным она не оставляет. Да я предпочитаю живопись Валентина Серова резким контурам Анри Дерена, мне чужды Шемякин, Мунк и Ван Гог … Но это не повод говорить,что их творчество не имеет право на существование. У Вас в стихах есть тонкость рельефа Манцу – Translоcandо, например. Орнитологическое - очень тонко, линейно – простите за ассоциации из другого вида искусства, я говорю здесь на своем профессиональном языке, но только через пластические искусства я могу оценить поэзию.

«Мама и напильники» для меня – грубоватая инсталляция, я ее не чувствую, но зато Уходящему в море и О листьях – да.

Дом на Big River – однозначно превосходно.

Поднимаюсь вверх, выкрученный и немного ерофеевский стеб – для меня не актуально, но это мое личное мнение.

Если говорить о форме, да, она трудно вопринимаема на уровне целого, прежде всего из-за отсутствия композиционного костяка, некоего пластического модуля, скрепляющего все стихи - впрочем, возможно просто мне его трудно разглядеть. Отсюда некая «кюхельбекерность» подачи. Может, много всего… Но вдруг в этом множестве нападаешь на что-то очень важное и настоящее, и страшное, по ту сторону – и вот это становится главным. Таких узловых точек несколько.
Вобщем, неоднозначный цикл оставил очень сильное впечатление. И прежде всего он честный. А что касается высокого мессианства по несению света в массы))). Ну может быть, все и так, как написала Насмешница. Не буду спорить. Я сама недавно так думала о стихах. И только в живописи, где со мной происходит то же самое, что с Вами в поэзии, я Вас могу понять. Посему понимаю. Спасибо за размышления. И за стихи.
С уважением,

Серебряная Ель   14.04.2011 23:15     Заявить о нарушении
Знаете, Жанна, книга - это, конечно, слишком громкое название для подборки из 20 с небольшим стихов, которая даже не задумывалось, как тематическая (каких у меня немало валяется на странице Вселенной), - а получилась достаточно спонтанно, - просто как некая амальгамация какой-то части написанных недавно текстов. Собственно, лишь один стишок в ней старый, ему года 4 или больше, - это "стих ужасов"; я на днях его переформатировал (дошли руки, в кои-то веки! :), а потому и включил сюда, раз уж он напомнил о себе. Все остальные тексты - этого года или конца прошлого.

Дело в том, что я недавно сказал, в одной из бесед, что - полезно время от времени составлять какие-нибудь подборки из собственных стихов, - хотя бы для того, чтобы самому вспоминать, что было напино за последнее (и не только) время, а главное - чтобы можно было оценивать, как это смотрится относительно того, что ты писал раньше, - хотя бы ради того, чтобы понимать, в какую сторону движешься. Ну, а раз я сам эту мысль в слова облёк, то пришлось и подборку составлять, хотя - каюсь, - вышло наспех и не особо удачно.

Миша часто говорит о том, что надо было бы издать книгу (или несколько книг), хотя бы в виде виртуальных изданий. Ну, не знаю, - у меня мой сюцайский цикл есть в виде виртуальной книги, свёрстанный и "читабельный", - и какой от этого прок? Валяется он уже года два, не меньше, свёрстанный когда-то мною самим, и довольно прилично, только - где его выкладывать? Нужны сайты, и сайты посещаемые, иначе это не имеет смысла. На личные (авторские) сайты всё равно никто, кроме друзей и узкой тусовки, не заходит: достаточно посмотреть на персональные сайты некоторых стихирян, чтобы убедиться в бессмысленности такого пути. К сожалению, нет однозначных ответов на такие вопросы, как - затеваться с публикациями собственных книг, или не ввязываться в заведомо неблагодарный издательский процесс.

Мы живём в странное время, когда то, что произошло в живописи (я имею в виду - подмену подлинного мастерства гипнозом известности имён), происходит в литературе. Никто из издателей и редакторов даже не пытается оценивать фактические достоинства произведений (с каких бы то ни было позиций, пусть даже трижды неправильных); - нет, вместо этого оценивается известность (или, что ещё хуже, "раскрученность") имени автора в окололитературной среде. В своё время такая подмена понятий убила живопись, породив целые поколения имитаторов и фальсификаторов. Думается, это лишь вопрос времени - когда культура имитаций захлестнёт мир литературы, ибо говорим мы здесь о явлениях общекультурных, а потому - транслируемых на любую область искусства, если она подвержена контролю и коммерческой эксплуатации.

А по поводу моей "черноты" - всё куда проще (простите, что приходится Вас разочаровывать): чёрный цвет в древнем Китае считался самым нейтральным. Да, в определённые эпохи он почитался, как "властитель всех цветов", но это несколько другой аспект, и его в двух словах сложно объяснить. В любом случае, это было в эпохи весьма отдалённые и, как бы то ни было, чёрный цвет не считался траурным, он не имел параллелей с чем-то "мёртвым", он не ассоциировался ни с чем демоническим. И, поскольку идеи дао остаются мне близки уже на протяжении четверти века (я и к дзену с этой же стороны пришёл, а не с японской, тибетской или индийской; - их я позже изучал), я посчитал возможным взять именно такой литературный псевдоним. А псевдоним, взятый однажды, уже не может быть изменён (хотя бы, в соответствии с духом идей тех же даосов), только и всего.

Что же касается концепций "света" и "тьмы" в тектах (и, в частности, в моих собственных), то одно без другого существовать в принципе не может, - об этом писали на протяжении веков и мистики, и богословы, и философы. Это НЕ оправдание "темноты" и идей "зла"; - напротив, это повод (для каждого, кто разбирается хоть немного в законах мироздания) к их преодолению, не правда ли? А неоднозначность многих моих текстов (тех, где я серьёзен) проистекает, скорее всего, как следствие их трансцендентальности; ведь говоря о вещах очень далёких (или принимая крайне далёкую позицию - говоря о вещах вполне заурядных) с неизбежностью приходится выходить за привычные рамки "светотени", обращаться к универсальным принципам, лежащим по ту сторону "добра и зла"...

Рад знакомству и возможности побеседовать на интересные темы. И спасибо за неравнодушие к моим работам, Жанна.

георг

Чёрный Георг Трудно Быть Богом   15.04.2011 16:27   Заявить о нарушении
да, забыл извиниться за лирические отступления по поводу очевидных вещей. :)

Черный Георг   15.04.2011 18:39   Заявить о нарушении
Здравствуйте еще раз - известность и раскрученность имен, блеф и эпатаж -эта та самая отрыжка заигрывания современной философии и культуры с масс. искусством, диалог с потребителем,который перешел в фазу давления потребителя на художника. И все же в России есть немало сильных художников,хранителей школы, которые не боятся отсылов к реальности,к прошлому. Которые не шарахаются от немодного реализма. И умеют рисовать. И умеют увидеть, что еще важнее. это я о своем, наболевшем. И я думаю не так уж мало хороших поэтов. Просто они не на поверхности.
А Ваши стихи - да, это стихи. Они могут не нравится кому-то. Главное, чтоб Тот, для кого они писались,их оценил. А Он оценит, хотя бы за смелость. Счастья Вам и удачи, и храни Вас Господь.

Серебряная Ель   15.04.2011 19:05   Заявить о нарушении
знаете, мне думается, что Богу наши стихи без надобности, - так же, как и мы сами. это Он нам (по крайней мере, некоторым из нас) нужен, а не наоборот, - но, как часто случается с живыми существами, мы сразу начинаем путать причину со следствием, наделяя Его собственными недостатками и комплексами, причём делая это со всей щедростью, продиктованной нашим собственным антропоцентризмом.

я пишу, если честно, не для себя и не для Него, а - для читателей, как ни прозаически и скучно это может прозвучать. не для всех читателей, разумеется, но для тех, кому мои тексты нужны; для тех, кто из них получает нечто ценное для себя. стихи - это очень удачная "упаковка" для передачи (магической передачи, можно было бы добавить) определённых знаний. магия, разумеется, в этом случае не имеет ничего общего с "чернокнижьем" и прочими "колдуй-баба-колдуй-дед"ами; магия - это область, описывающая наше восприятие и осознание мира (во всей его многомерности и, отчасти, даже непознаваемости), и не более того. в чём тогда отличиие магии от философии? - я отвечу: философия направлена на исследование себя, она самоисчерпывающа, поскольку "переваривает" в себе собственного "философа". магия же направлена вовне, она исследует взаимодействие "себя" (при этом на себе не концентрируясь) с тем, что находится снаружи собственного "я", причём делает она это (в отличие от философии) прагматически, а не идя методологически-неверным путём самоубеждения. вот почему магия уходит куда дальше философии - и в понимании мира, и в понимании себя (как мистической сущности): она не нарушает принципа неполноты Геделя, она не пытается строить "исчерпывающих" и идеальных систем объяснений, - исходно принимая, что любые объяснения существуют лишь для удобства того, кто их даёт, и являются следствием потакания человека собственной склонности к составлению "инвентарных списков" (говоря словами Кастанеды), а для успешного функционирования они и даром не нужны.

интересная, всё-таки, беседа у нас получилась, хотя и говорили мы, каждый, о том, что ему близко и понятно, даже не пытаясь приходить к каким-то общим точкам... знаете, так бывает с деревьями, которые растут поблизости друг от друга (жаль, что сегодня "дарвинизм" слишком многими, даже биологами, понимается примитивно, - как "борьба за выживание"). а ведь и деревья способны не только затенять друг друга и конкурировать в пользовании естественными ресурсами для роста, но и общаться, СОсуществовать... не к этому ли сводится одна из основных радостей нашего пребывания на этой планете, - к со-существованию?..

и Вам тоже - благословений, творческих открытий и радости этой весной.

Черный Георг   16.04.2011 18:09   Заявить о нарушении
Рецензия на «Дикая охота» (Михаил Химченко)

Красивая легенда, польско-белорусский вариант какой-то особенно мрачный, тревожный, шотландский какой-то. Про дикую охоту Кернунна и Одина менее впечатляет. А ведь это персонификация грозы. Простыми словами, почти обойдясь без метафор,несколькими мазками нарисовали масштабное полотно. примите вдогонку - охоту Одина))http://www.stihi.ru/2010/02/21/148

Серебряная Ель   12.04.2011 09:04     Заявить о нарушении
Спасибо! Полесье вообше по своей природе мрачноватый край. Не знаю насчет Щотландии.
Будет интерес, посмотрите мой перевод Короткевича - легенда о "темных годах" Беларуси.
Дай Бог сябрам одолеть чуму террора...

http://www.stihi.ru/2011/01/13/3395

Михаил Химченко   13.04.2011 00:37   Заявить о нарушении
Рецензия на «Постмодернизм!» (Михаил Химченко)

Браво)! Есть конечно у постмодернизма и ряд хороших качеств,но я последнее время все больше и больше убеждаюсь,что и аллюзии,и интертекстуальность,и растворение автора, и многослойность и т.п. присуще в принципе настощему произведению искусства. И Пушкин,и Блок и Мандельштам -не менее ассоциативны,чем скажем мадам Петрушевская или гоподин Сорокин с его мутными диалогами, или месье Павич))). Здорово вы его,постмодернизм в смысле)).

Серебряная Ель   12.04.2011 08:56     Заявить о нарушении
Спасибо на добром слове! У вас на эту тему интересная статья. Дочитаю - поговорим.
С уважением,

Михаил Химченко   12.04.2011 09:00   Заявить о нарушении
Рецензия на «Посвящение» (Гаэлина)

И все же, все же... ТОЛЬКО через спокойное и такое вот минорное созерцание познается суть. Не хочу писать эссе.
Этим стихом - можешь гордиться.
даже если б не написала Низы и вообще ни одной строки. Склоняю голову, а потом - обнимаю и целую тебя крепко-крепко. ...после этих СТИХОВ.

Серебряная Ель   11.04.2011 22:37     Заявить о нарушении
за рим и оливки теперь однозначно голову снесу))

Серебряная Ель   11.04.2011 22:36   Заявить о нарушении
События давно минувших лет. Году так в 199... это было. А вот смогла выразить это только теперь. А ты ругала за академичные стишки, а они как гаммы нужны. Всему своё время.)Спасибо, Джейн. Вон особист Серёга ужо грозится.))

Гаэлина   11.04.2011 23:00   Заявить о нарушении
Рецензия на «Со временем наедине» (Гаэлина)

Когда б мне за руку держать тебя, мой друг и вместе видеть перекаты зноя и пламени и солнце ледяное и свет весенний, вечный этот круг... Из жизней, городов и полуверий и тысячи зеркал альтернатив, лишь слог твой как дыханье ощутив, как хлеб в руке, как дар, что не измерить.

В песке времени,в той колбе виден и Рим. Пусть. все познается в контексте. Вне контекста не существует ничего и никогда. Я в этом еще раз убедилась. Подборка -великолепна.

Серебряная Ель   08.04.2011 22:15     Заявить о нарушении
О, теперь ты поняла. Просто я вчера настолько опешила, что ничего уже внятно не могла объяснить. Чуток погоди и узнаешь один секрет.) Пока молчу. Спасибо, стррогая моя фурия.)))

Гаэлина   09.04.2011 00:18   Заявить о нарушении
ты понимаешь именно вне котекста осенний стиш показался слабоструктурировнным,а Рим - надуманным. Авторскую мысль тогда не поняла - все стало на свои места в цикле. Это как грийзаль в масле -потом вдруг осенний заиграл и зазвенел. Контекст - великая сила.

Серебряная Ель   09.04.2011 09:03   Заявить о нарушении
Рецензия на «Журавлиное» (Людмила Шарга)

Душа твоя, журавушка моя, в этом стихотворении. Заглянула на твой авторский сайт - как же ты похожа на девушку с картины Васильева -"Ожидание". На всех его героинь... Красивая.... Я бы тоже тебя написала, не от века сего твоя душа и краса твоя, дорогая моя.

Государыня,
Помнишь ли, как строили дом -
Всем он был хорош, но пустой;
Столько лет
Шили по снегу серебром,
Боялись прикоснуть кислотой;
Столько лет
Пели до седьмых петухов,
Пели, но боялись сказать.
Государыня,
Ведь если ты хотела врагов,
Кто же тебе смел отказать?
Так что же мы
До сих пор все пьем эту дрянь,
Цапаем чертей за бока?
Ведь нам же сказано,
Что утро не возьмет свою дань,
Обещано, что ноша легка;
Так полно, зря ли мы
Столько лет всЯ строили дом -
Наша ли вина, что пустой?
Зато теперь
Мы знаем, каково с серебром;
Посмотрим, каково с кислотой...

Это БГ, "Государыня"... - тебе.

Серебряная Ель   28.03.2011 20:21     Заявить о нарушении
Я впервые увидела "Ожидание" здесь, когда в нашем Художественном музее была выставка К.В.
Ощущение Света и проснувшейся памяти)))
Спасибо, Ели, вот она.. Государыня
http://www.youtube.com/watch?v=x-d2obApSw8&feature=related

тво
я)

Людмила Шарга   28.03.2011 20:56   Заявить о нарушении
Рецензия на «Солнцеворот» (Павел Алиев)

09 год... как будто о настоящих событиях. Солнце -восток -Япония -свой запад -смерть познало... вот как-то так...

Серебряная Ель   24.03.2011 21:59     Заявить о нарушении
Аведь я тогда и поняти об этом не имел... Ты очень верно ухватила мою мысль))

Тепло,
Павел.

Павел Алиев   24.03.2011 23:22   Заявить о нарушении