Станислав Осадчий - написанные рецензии

Рецензия на «Необъяснимо» (Олеся Козина 2)

Очень подозреваю, что промысел есть во всем, что встречаем мы на своем пути. Другое дело, что скрыт он за семью печатями. Поскольку весьма ограниченные земные знания не позволяют человеку выйти за пределы земной же логики.

Но разве само по себе "иной пещере хватит искры" не есть чудо? А любое чудо, в свою очередь, не есть ли промысел?

С искренней улыбкой,

Станислав Осадчий   12.09.2017 11:11     Заявить о нарушении
Рецензия на «Азазель» (Надежда Овсянникова)

Если отбросить в сторону формальности на тему поэтики, и рассматривать (совсем не подходящее слово)- вслушаться в монолог, где одна душа не прямым текстом обращается к другой (другим), то можно получить состояние, наиболее подходящее слово которому - оторопь. А если цель достигнута, то речь о формальностях и неуместна, и несостоятельна. Потому что ясность мысли и понимание собственного пути по самому большому счёту перекрывают всё остальное!

Доброго Вам пути!
С искренней улыбкой,

Станислав Осадчий   04.04.2017 09:12     Заявить о нарушении
Рецензия на «Старуха» (Герман Всегод)

Вам мастерски удаётся передавать собственные ощущения читающим Ваши стихи. Причём, Вы для этого совершенно не пользуетесь большим набором поэтических средств. Я даже бы с осторожностью сказал, что Ваши стихи по стилистике напоминают мне черно-белые фотографии. Спасибо за подаренные трогательные ощущения, Герман! Жму Вашу руку!

С улыбкой,

Станислав Осадчий   04.04.2017 08:47     Заявить о нарушении
Очень блаводарен Вам, Станислав, за Ваш вдумчивый тёплый отзыв! Всегда приятно встретить внимательного, благожелательного читателя.
Всего доброго Вам!

С ответным рукопожатием,

Герман Всегод   04.04.2017 13:14   Заявить о нарушении
Рецензия на «Крика крик» (Олеся Козина 2)

О женском,
О простом,
О тайном
Душе поведала
Душа.

Замечательный цикл! Вдохнуть - и выдохнуть.

С улыбкой,

Станислав Осадчий   22.01.2017 09:47     Заявить о нарушении
...знаю!!! Спасибо, Станислав.

Олеся Козина 2   22.01.2017 09:51   Заявить о нарушении
Рецензия на «Кочевник» (Олеся Козина 2)

Не знаю, что и добавить к уже сказанному в личном разговоре! Хорошо всё-таки, что поэты вдохновляют друг друга! В таких случаях даже не знаешь, кто кого должен благодарить больше. Поскольку в выигрыше - обе стороны. Но сторон разве только две? А читатель? Уж он-то как рад! Спасибо, Олеся, ещё раз!

С искренней улыбкой,

Станислав Осадчий   14.10.2016 14:54     Заявить о нарушении
...казахская культура, как и любая другая, неистощима.. Очень хотелось создать адекватный цикл стихов. По замыслу и внутренней структуре это, конечно, поэма.
А сама степь - не поэзия разве?..
Спасибо Вам за то, что вдохновили. Ура!

Олеся Козина 2   14.10.2016 14:57   Заявить о нарушении
Рецензия на «ВМесто» (Олеся Козина 2)

"Я слушаю.. но я не слышу моря
твоей души".
Именно такие тихие слова производят во мне некое подобие взрыва. Так звучит Поэзия с большой буквы. Весь этот цикл хорош, но это стихотворение захотелось тут же выучить наизусть. Оно несёт в себе нечто парадоксальное: зримо до дрожжи показывает съёжившийся в себе самом мир, но при этом само стихотворение дарит непонятно каким образом обратное ощущение. Ощущение натянутой до предела тетивы лука. Напряжение достигается такой силы, что вот-вот и... стрела будет выпущена. И произойдёт обратное - съёжившийся уже практически до нуля мир начнёт тут же разворачиваться и на глазах вырастать. Не странно ли?

Позволю себе роскошь ещё раз вслух прочесть этот маленький шедевр поэтического искусства:

Я слушаю.. но я не слышу моря
твоей души.
И птиц не видно в небе беспробудном.
И берег пуст.
Песок спокоен.. никогда он не был
мечтою сыт.
Ни доброты, ни праведного гнева..
Как мелко всё.
Мне кажется, – ушёл в недоуменьи
сам сатана..

Станислав Осадчий   24.08.2016 18:55     Заявить о нарушении
..Вы чуткий читатель. БЛАГОДАРЮ.

Олеся Козина 2   24.08.2016 19:12   Заявить о нарушении
Рецензия на «Колокольчик детское» (Олеся Козина 2)

"Не горюй, взгляни-ка ввысь
И сквозь слёзы улыбнись!.."

Ей-богу, хорошо! Похоже, что Вас настолько много, что Вы легко заполнили собою все поэтические ниши. Впрочем, почему "заполнили"? Еще есть куда идти и куда стремиться!

С искренней улыбкой,

Станислав Осадчий   19.08.2016 19:13     Заявить о нарушении
..ура,ура.. "заполнили": очень к месту

Олеся Козина 2   20.08.2016 13:19   Заявить о нарушении
Рецензия на «Агасфер» (Олеся Козина 2)

Здравствуйте, Олеся! Долго бродил по тропам ваших стихов, прежде чем сел подытожить свои мысли о вашем творчестве. А выбрасывать на свет свои первые впечатления на каждый конкретный поэтический цикл – явно не избежать риска пойти по неверному пути. Во-первых, сразу же встает вопрос: если оценивать достоинства и недостатки, то с каких позиций? В чём сложность? Сложность, пожалуй, в том, что ваше творчество правильнее во всех отношениях рассматривать целиком. Потому что оно похоже на речь дервиша, который очень долго куда-то бредет. И по дороге ведет сам с собой непонятный встречным разговор. Почему непонятный? Потому что каждый встречный слышит только часть начатого дервишем далеко не сегодня-вчера разговора. Речь, конечно же, идёт о разговоре внутреннем. Разговоре напряжённом и ветвистом. Хотя мысли разговаривающего с самим собой всё время, при этом, крутятся вокруг «детских вопросов». И ответы на эти вопросы для «дервиша» не просто важны – они для него составляют само пространство его пути.

Порой кажется, что вашему дервишу, как и всякому «приличному» дервишу, нет никакого дела до встречных. Да и сама поэтическая конструкция – есть для него только форма, которая необходима вашей мысли, как толща воды для рыбы. в озере. Вот на этом моменте отождествление с дервишем заканчивается. Заканчивается, чтобы перейти в другое. Потому что озеро, где плавает «рыба» – не одно. Их даже не два. Это, скорее, система озёр.

Некоторые современные литературные критики приравнивают поэзию, как единое целое, к религии. А всевозможные школы, течения, разветвления и отдельные «омуты» рассматривают как… секты. И если смотреть на ваше творчество сквозь призму такого подхода, то можно легко обнаружить, что вы пытаетесь отточить свою поэтическую мысль через «сектантство». Впрочем, можно и без кавычек. И это очень хорошо прослеживается в ваших «переводах» сур из Корана. Их даже с большой натяжкой сложно назвать переводами. Что же это в чистом виде? Лёгкая игра мысли или всё тот же нешуточный внутренний спор?
Здесь, наверное, какой-нибудь правоверный будет возмущён самим фактом подвижности, скажем так, «увековеченной» мысли. Однако в самом исламе все немного сложнее, чем может показаться многим нашим современникам, считающих себя истинно верующими мусульманами. Однако Ислам – это всё-таки учение, совершенно такое учение, каким является и христианство. И именно как учения и были принесены на землю все религии «правой руки». А задача учений – учить. И уча – поднимать.

Как учить? Об этом очень хорошо сказал Гёте, который высоко оценивал Ислам именно как учение. Сочту нужным без купюр напомнить его мысль по этому поводу:
«Обучение философии магометане начинают со следующего положения: не может быть высказано ничего, о чем нельзя было бы сказать прямо противоположного. Они упражняют ум своих юношей, ставя перед ними задачу: для любой тезы подыскать антитезу и устно её обосновать, что должно служить наилучшим упражнением в гибкости мысли и речи.
Но поскольку каждое положение опровергается противоположным, возникает сомнение, и оно-то и есть единственно правильное из этих тез. Но сомнение непрочно, оно подвигает наш ум на более глубокие исследования, на проверку, проверка же, если она произведена добросовестно, создаёт уверенность, которая является последней целью и дарует человеку полное спокойствие».
И вот европейский мыслитель Гёте подытоживает главную мысль об Исламе:
«Как видите, это учение закончено в себе, и мы со своими системами не смогли его превзойти, да его и вообще-то превзойти невозможно».

Оттого-то мне и понятен приход вашей мысли, Олеся, к сурам Корана. Оставляя позади «секты» поэтических школ, системой формообразования которых вы пользовались, как своей собственной, весьма короткий период поэтического времени. Ровно, наверное, столько, сколько необходимо вам для того, чтобы сделать очередной шаг. Так шаги выстраиваются в путь, где мысль отнюдь не всегда движется походным маршем. Но такой походный марш, по сути, и есть жизнь живой Мысли.

Станислав Осадчий   16.08.2016 12:59     Заявить о нарушении
...я так методично думать, наверное, не умею...в моем мыслительном пространстве - это, несомненно, пространство - мыслеобразы возникают мгновенно, протягивая связи к событиям и вскрывают их, будто вытряхивают.. если подхватить "это" вытряхнутое и встряхнуть хорошенько, да и натянуть, "в руках" окажутся вожжи идеи.. впрочем, это лишь попытка нарисовать ассоциативную картинку творчества...
Спасибо Гуссерлю за "интенцию" сознания.. но он для меня крайне фрагментарен: опять же, в моем "доме понимания".
Итак, я вижу отличную связь между тропинками Агасфера, моими и походом на Коран.
(То, что в Вашем зеркале мой разум отразился в виде дервиша, я ещё обдумаю..)
..Я попытаюсь отправить мячик ответа поточнее. Агасфер: год моей жизни. Вдруг возник. И мне стало попросту стыдно: что до сих пор не знала.. Говорю же: я много не знаю! Начала копаться в материалах: письменных и живописных. Поняла, что это - ТЕМА. Ремарка: к Агасферу я подошла близко с позиции христианской философии. Коей выстлано "дно" моего разума. И это вопрос решённый навсегда. Никакой "подгонки" к уже написанному, в чём нетрудно проследить и путь веры. Я просто увидела связь с Новым заветом.. Мой Агасфер и должен был пройти от старого завета к Новому. Ну тут просто нельзя обойтись без Мамардашвили: для настоящего христианина Христа ДО СИХ ПОР продолжают распинать... это же удивительные философские "штуки" во времени (каком?).. Поэтому МОЙ Агасфер идёт и будет идти: читают его или нет, шаг не будет замедляться/убыстряться.
О Коране.
..я не могу выносить - а какой нормальный человек может? - террористические акты мусульманского происхождения. ЧТО я могу сделать? Только "выразить пером" свое негодование. А это ведь тоже ТЕМА. И я обратилась к "первоисточнику".
Меня второй раз "упрекают" в переводах. Это НЕ ПЕРЕВОДЫ.
Я пишу *Коран в стихах*: это исключительно поэтическое видение тех идей, которые находятся/заложены в Сурах Корана.
Я хочу понять, - почему и откуда то, что Вы точно обозначили вслед за Гёте "учением". Кстати, спасибо за цитату!
Учением абсолютного толка.
И здесь ассоциативная связь с "сектанством" (темное какое-то сравнение, не приемлю!): секты в исламе.. гипноз мысли.
У Сур сложная структура.. я вытаскиваю на свет то, что вижу (разумеется, не без обращения к критике и комментариям специалистов), посредством слова. Это - работа. Но работа - во имя блага. Поэтому и эпиграф: осторожнее с оружием.
Поэзия Корана никак не затрагивает моих собственных религиозных чувств. Я дошла и нырнула.
Вы правы - мысль "добредёт" и до других озёр. Они, видимо, в некоей смысловой "системе": пока сложно улавливаемой, - спор ли это, разговор или монолог.
Но уж не скрижали )))))

СПАСИБО

Олеся Козина 2   16.08.2016 13:54   Заявить о нарушении
Рецензия на «Стихари» (Олеся Козина 2)

Добрый день, Олеся! Никак не могу решить, с чего начать. Багаж у Вас, не побоюсь этого слова, огромен. Одни только «Стихари» чего стоят! А я ещё не добрался до Агасфера и других Ваших слитков. И, наверное, не скоро доберусь. Во-первых, потому, что Ваши стихи (а это, бесспорно, стихи, а не их искусная имитация) обладают достаточно плотным телом. И созерцать их или просто выслушивать – не получится. Мысль движется в них так же, как передвигается тело, попадая в чрезмерно плотную среду. Так обычно и бывает, когда впервые знакомишься с неизвестной тебе языковой поэтической системой. Сначала изучаешь её, затем приноравливаешься, а уж после – обвыкаешься. А потому по-настоящему сильное эстетическое наслаждение приходит только на третьей стадии, что, впрочем, не мешает и на первой оценить их первородство. Не буду говорить за все стихи сразу, но в таком объёмном цикле, как «Стихари», нет ничего вторичного. Они свежи в равной степени как по форме, так и по содержанию.

Что ещё сказать? Выскажу, пожалуй, выношенную далеко не вчера мысль о том, что философ может и не быть поэтом, но поэт просто обязан быть философом. Поскольку без собственного мировоззрения поэт невозможен. Даже с оговоркой, принимая во внимание классификацию Марины Ивановны, когда она разделяет поэтов с историей и поэтов без истории. Но даже поэты «без истории» (я называю их созерцающими), если они настоящие поэты, а не рядовые рисовальщики с натуры, носят в себе, хоть и застывшую, но, тем не менее, свою, пусть и простейшую философскую картину мира.

Тем более приятно (потому что – неожиданно) встретиться лицом к лицу с полновесным и радостным поэтом, который ещё и является профессиональным философом. Делаю акцент на сочетании слов «радостный поэт». И вот почему. Потому что мужская поэзия поэтов-философов меня откровенно не радует. Совсем не по нутру мне этот многозначительный надменно-печальный взор из-под бровей и поверх голов, который не скрываясь читается и в строках и между строк: все проходит, и это пройдёт. Пожалуй, общим эпиграфом для этой унылой философско-мужской поэзии я бы поставил то ли сожаление, то крик отчаяния одного из их плеяды: «Господи! Зачем я хотел знать так много? Теперь я не умру счастливым».

Конечно, идущему трудной дорогой Мысли, непременно открываются не только огромнейшие просторы, которые потрясают взор, но и истины, которые тяжелы (а для многих на этом этапе и неподъёмны) для восприятия. Они сгибают иного мыслящего в дугу. И здесь нужно иметь бесстрашие. Не бесшабашное бесстрашие человека, который деловито устанавливает табурет под крюком с верёвкой, а то бесстрашие, которое дается пониманием правильности вышестоящих законов общей Системы, до которой многим, скажем так, подсистемам, входящим в Неё, ещё расти и расти. Так ведь на что же ещё и тратить вечность!

С искренней улыбкой,

Станислав Осадчий   30.07.2016 13:26     Заявить о нарушении
Вам, Станислав:

**
Иных, как мёд, за раз не съешь.
Их надо вжить, - за милей милю..
Они - как выплывшая брешь
в своё бессонное бессилье..
..
О, эта ранящая весть
от ваших - молнией - прибытий!
Кричу: поклон за то, что - есть.
За то, что - сквозь - в других молчите.
..

Олеся Козина 2   31.07.2016 10:03   Заявить о нарушении
Спасибо, Олеся! Сильно, хоть и экспромт.
Первая строка про мёд, однако, ассоциативно вызвало мгновенно у меня из памяти знаменитое стихотворение Олжаса Сулейменова, которое вроде бы о любви, но оно больше чем о любви между мужчиной и женщиной. Люблю я такие стихи с потайным дном. Вы, не сомневаюсь, эти стихи знаете, но мне будет приятно их напомнить.

Ты как мёд,
как вспомню — зубы ноют,
ты как шутка, от которой воют,
я ничтожен, кто меня обидит?
Видел ад, теперь бы рай увидеть.

Ах, зачем тебя другие любят,
Не люби, да разве это люди…
Они ржут, собаки, до икоты,
Это же не люди, это — кони!

А когда язык ломает зубы?
А когда глаза сжигают
веки?
Как, скажи, мне брови не насупить,
глянуть —
и остаться человеком?
.............................

Станислав Осадчий   31.07.2016 13:03   Заявить о нарушении
..НЕТ, не знала!
Да я ведь многое не знаю (чем больше знаешь, тем больше то, что не знаешь / старая шутка).
Не нравится этот стих! Грубовато. И ещё: ненавижу глагольные рифмы. Оттого и не люблю цикл "Стихари", который Вы похвалили. Он - *недо-*..
Там только один хороший стих: ЯСНОСТЬ.
..
Также терпеть не могу "женскую" поэзию, как и ВЫ - "мужскую". Мотивов гендерных в поэзии безусловно, не миновать. Но это далеко не определяющий фактор.
..выше пола!! И отсюда - невыносимая *единичность*.. уж Вы-то знаете.

Олеся Козина 2   31.07.2016 13:33   Заявить о нарушении
Ну, в таком случае я закончу начатое стихотворение - хотя бы для того, чтобы Вы имели полное представление о нем:

.................................
Как, скажи, мне брови не насупить,
глянуть —
и остаться человеком?
И лягушкой ночью не заплакать,
я люблю тебя,
как любят квакать,
как вдова — кричать,
как рыба — плавать,
я люблю тебя, как слабый —
славу,
как осёл — траву,
как солнце — небо.
Ты скупа, тебе прожить легко,
даже нищий дал мне ломоть хлеба,
как дают ребёнку молоко.
Если б звался я, дурак, Хаямом,
если б я, проклятый, был Хафизом,
если б был я Махамбетом, я бы!..
Только все стихи уже написаны.
Так в горах любили и в степях,
так любили — и смеясь и плача.
Разве можно полюбить иначе?..
Я люблю тебя, как
я — тебя…

А вообще Вы, Олеся, сплошной парадокс. Даже мое парадоксальное мышление, вполне свободно переводящее логические построения в образный ряд и наоборот, удивленно созерцает, потупив голову, как можно быть беспристрастным и любопытным исследователем и одновременно носить в себе категорический императив:"не нравится", "ненавижу", "терпеть не могу". Для мужского мышления в принципе невозможно получить правильный результат, если пользоваться категорическими табу вроде "нравится - не нравится" или "люблю - ненавижу". Загадочное женское мышление - это мышление прямого действия, скажем так. Которое способно выдавать правильный результат, минуя длинные логические цепочки. И это для меня до сих пор удивительно.

Что же касается приятия или неприятия конкретным поэтом глагольных рифм. Это неприятие можно распространить и на так называемые банальные рифмы или даже слишком уж приблизительные. Такие проблемы сам я отношу к детским. И вот почему. Потому что каждый поэт, кроме всего прочего, отличается от другого постановкой перед собой некой сверхзадачи. Для кого-то сверхзадачей может быть, скажем, всего лишь гармоническая передача чувств и переживаний, для другого - передача какой-то еле уловимой внутренней музыки, которая неотступно следует за поэтом, в третьем же случае сама поэзия может быть одновременно и инструментом и полем для исследования (и здесь возможны разветления - исследования самого себя, среды обитания или законов мироздания) и еще много чего. В первую очередь личная сверхзадача зависит от роста личности поэта.

Скажу так: чем выше рост личности поэта, значит соответственно и личная сверхзадача, тем проще относится он к вопросам рифмообразования. Поскольку строительный материал, который он использует, уже другого сплава. Яркий тому пример - простейшие рифмы в поэзии Александра Блока или банальные музыкальные мотивы в поэзии Константина Бальмонта.

Обратите внимание, лучшие образцы русской поэзии написаны простейшим языком с употреблением банальнейших рифм. Великие вещи в искусстве достигаются, как ни странно, довольно скупыми средствами. Вплоть до того тайного, изводящего поэтов желания, которое первым озвучил Федор Тютчев, а за ним часто повторяли другие: "О, если б без слова сказаться душой было можно!»

Станислав Осадчий   31.07.2016 16:17   Заявить о нарушении
**
Когда б вокруг – не социум обильный,
а собственная редкостная тишь,
которую ни мыслью не вмолчишь,
ни языком, рискнувшим стать не сильным,
тогда душа увидит, – КТО на страже
(не ангелов, обёрнутых в добро):
кто обуздает враз само нутро..
..и побоку вся страсть, и пол не важен.
..
А Я ворует, не стыдясь, у Духа.
И вперемежку собираешь цель.
Решенья принимаешь в пустоте ль?
..и даже там, где злая чувств разруха.
..
Удобна предпочтений конура,
но высунь нос: два полюса оценок.
Категоричен выбора застенок,
..когда б не социальная игра.
..
Беда не в том, что разум ищет формы, –
ведь образу-подобью нет конца!!, –
а в том, что Суть повыскажет с лица..
..а начеку судьба: увы, проворна.

Олеся Козина 2   01.08.2016 14:03   Заявить о нарушении
Рецензия на «Точнее - лужу» (Катерина Некрасова)

"Третье окно выходит к океану"...

Как получается, что чистый и светлый океан превращается вдруг в мутную лужу? Как будто бы всё то же - аккорды, музыка, надрыв... Но теряется главное - зачем?

Я и сам об этом часто задумываюсь: как это происходит с человеком - не с каким-то рядовым обывателем, а с таким, который хорошо и ясно представляет себе вектор пути? Вот идёт он, идет, говорит умные, правильные и красивые слова, несет даже какой-то флаг, который виден отовсюду, а потом вдруг одним махом... оказывается в стане побеждённых. Проблема, пожалуй, в том, что правд действительно может быть много, а истина только одна. Все правды относительны и имеют частный характер. Есть своя правда у правителя, другая правда - у стражника, третья - у торговца, четвертая - у садовника, а пятая, может быть, у Везувия, которому приспичит проснуться среди ночи и всех, обладающих своими правдами, смыть одною страстью своей стихии.

А знаете, что Александр Сергеевич ответил Вяземскому в разговоре о предназначении поэзии? - Поэзия выше морали. Мысль Пушкина понятна, - потому что мораль вторична по отношению к искусству. Но и искусство, по-видимому, так же вторично по отношению к некой высшей цели, к достижению которой искусство Кем-то пригвождено.

Задумался. На самом деле это слишком серьёзная и непростая тема для того, чтобы раскрыть её в двух-трех строках. Но даже само раскрытие ничего не дает идущему. Потому что идущий всё должен раскрыть сам. Только в таком случае истины становятся его собственными.

Ну а если не вдаваться в сложности, художнику необходимо всегда крепко держать в голове мысль, которую хорошо и просто выразил композитор Артур Лурье: музыка абсолютно свободна от хаоса, но музыканту хаос угрожает всегда.

С теплой улыбкой,



Станислав Осадчий   07.05.2016 12:09     Заявить о нарушении
Наверное, океан становится лужей (относительно людей...да и многих других тем, думаю, тоже) именно тогда, когда понимаешь, что причисление человека ли, произведения ли, какого-то поступка к чему-то великому, Большому...Истинному, на самом деле было лишь сиюминутной правдой...Не истиной. Может, умопомешательством. Может, умопомрачением...Но все-равно, этот собственный прорыв в ощущении, что есть на свете великое, бездонное, безразмерное и безграничное - этот прорыв в тебе, пусть и на короткий срок, но случился. Пусть потом ты поймешь, что это была иллюзия, самообман, но все же миг обладания тем непередаваемым ощущением Величия бытия - завораживает...

Спасибо, Станислав...В вашей рецензии - мыслей не на одну книгу)))

Катерина Некрасова   07.05.2016 14:05   Заявить о нарушении