Вещает звезда

Фатхула Джамаль
Абдулла Вагидов
профессор, доктор филологических наук

           ВЕЩАЕТ ЗВЕЗДА
(О творчестве Короля Поэтов Фатхулы Джамаля)

Читая стихи современного авангардного поэта Фатхулы Джамаля из его сборника «Астральные тайны», соглашаешься с мыслью, высказанной еще Платоном: «Творчество — экстатическое, боговдохновенное состояние». Иной раз кажется, что автор всецело находится во власти подсознания
и сверхсознания, не доступных заурядному, обычному человеку. Читаем стихотворение «Исход»:
Стратегичен восход
На заоблачный архипелаг.
Неизбежен исход —
Покидаем колючий барак.
Тень рихтует дома.
Апокалипсис зреет в зерне.
Сублимирует тьма
В перманентной, как мед, тишине.
Релятивный туман
Развернет караван
И вернемся в небесный контекст.

При проблемно-тематическом анализе многие стихи могут быть восприняты как кульминационные, как содержащие наиболее характерные и сильные чувства лирического героя, взоры которого обращены к звездам, к космосу. Подобно символистам и акмеистам, перемешавшим современность и прошлое, современный дагестанский поэт земное, планетарное ставит в контекст астрального, звездного, космического.

Дискомфорт нынешней земной жизни, поиск внутренних, духовных опор, выходов, «исходов», позволяющих выстоять в обстановке, когда противоречия обострены до предела, — тема многих стихов. Рассмотрение лирического сюжета стихотворения «Исход», приводящего к столь трагическим, тяжелым для землянина выводам, показывает не только работу подсознания. Первая строфа содержит метафорический образ «колючий барак», из которого исход неизбежен.

Неизбежность исхода объяснена первыми двумя строками, которые в строфе выполняют роль части художественной параллели, включающей природное содержание. Восход стратегичен, т. е. ориентирован, на заоблачный архипелаг, т. е. здесь, на земле, света не будет.

Вторая строфа содержит не два, а три, при этом как бы самостоятельных тезиса. Они развивают высказанную впереди мысль о неизбежности исхода и предваряют вывод, содержащийся в третьей строфе. Две последние строки третьей строфы повторяют на новом уровне тезис, высказанный в первой строфе. Без такого завершения лирический сюжет был бы не цельным, способным создать только космический пейзаж, но заключить, скажем, словами автора сборника, астральную тайну.

Джамаль умеет прятать свои мысли за семью замками. И открыть их дано подготовленному читателю. Стихотворение «Исход» от начала до конца написано в металогическом духе. В нем фактически ни одно значащее слово не употреблено в его прямом значении. Ошеломляющая словесная игра формирует поэтику "сборника, создавая удивительные образы.

Метафора, ее высшая форма — симфора создают представление о предметах, которые формируют лирическое высказывание.

Поэтическая речь русскоязычного агульца отличается не только от языка дагестанских авторов, пишущих на русском языке. Создавая свою поэтическую речь, дагестанский автор включает в нее не только астральный, звездный, скажем так, язык. Сила и мощь образности, образуемая рядом метафор, лежит в основе интеллектуального состава лирического сюжета анализируемого и других стихотворений сборника «Астральные тайны».

Преувеличение порой доходит до нарушения естественных явлений («тень рихтует дома», «в перманентной тишине»). И такое изображение реальности стремится к релятивному, относительному («сублимирует туман», «Релятивный туман», «Развернет нестатичный концерт»). Информационная емкость стихотворной строки, строфы и произведения в целом увеличивается до уровня, на восприятие которого способен реципиент — воспринимающий субъект.

Астральные реалии Джамаля в стихотворении «Исход», содержащие нечто провидческое, предсказательное, что в русской поэзии было свойственно футуристам, своей трагичностью вызывают страх. Эмоционально насыщенные, они имеют свое ин-тонациональное содержание, как бы находящееся вне смыслового значения лексических единиц, употребленных для создания астральной, космической картины. Но без наличной семиотически оформленной словесной определенности такая интонация была бы невозможна.

Тексты стихов сборника «Астральные тайны» убеждают, что их автор обладает способностью воспринимать окружающую действительность, воссоздавать и, если хотите, пересоздавать ее. Это связано, видимо, и с природными данными и общекультурным и филологическим уровнями автора, и наличием философского, научного, религиозного фонда и опыта.

В стихотворении «Невменяемый снег» поэтика преувеличений становится еще более отчетливой. Картина астральной космической природы создается путем называния звезд. Для лирического героя важно подчеркнуть не только звездное, небесное происхождение снега («Парашюты снежинок с Алькора»), но его сопоставимость с земными, планетарными явлениями («Невменяемый снег, как война, как разброд»).
Интересно проследить ход мыслей лирического героя, образующий «звездный» и «земной» сюжет стихотворения.

Четыре строки первой строфы составляют самостоятельные лирические, вернее, «астральные» суждения. Астральная, пространственная картина переходит, сменяется как бы хронологическим, временным («Умирает безвременье — начинается век»). Но время, обозначенное здесь, не хронологическое, точнее говоря, не только хронологическое: «...умирает безвременье». Значимость и значительность происходящего выразительно подчеркнуто в последней строке строфы («Замыкается цикл позора»).

Это — надежда лирического героя. Но лирический сюжет на этом не завершается, его продолжение во второй строфе при всей астральности «замедляет», даже останавливает уже достигнутое впереди, чтобы еще раз подчеркнуть зависимость земных дел от астральных тайн, хотя в самой картине нет скрытого для зрячего, такого, как автор Джамаль
Невменяемый снег замедляет часы.
Небеса ощущают усталость,
И несутся за Лебедем Гончие Псы
Сквозь туман мировой за туманность.

Чтобы понять смысловое значение четверостишия, недостаточно обладать определенной суммой астрономических знаний. Надо еще быть «невменяемым» (я употребляю слово Джамаля, чтобы постичь место и необходимость этой картины в данном лирическом сюжете.

Преувеличения громоздятся одно на другом и в третьей строфе: снег невменяемый, как война, яд неонов в сосудах проспектов. Нарастание, градация преувеличений необходимы, чтобы заявить о трагическом, апокалиптическом:
Сотни лет истекает горькой кровью народ
— Не кончается пир людоедов.

Сильно преувеличено, но сказано абсолютно верно. Разве планетяне, земляне не продолжают и ныне быть жертвами «людоедов»? Разве «людоеды» не пируют, когда, как пишется в стихотворении «Шифрованный зверь», «Обскуранты кодируют смену эпох, как куранты», когда «По терновой Голгофе уходят творцы в эмигранты».

Широки, многомерны изобразительные пространство и время поэта Джамаля, и нелегко его лирическому герою проявить себя в этом многообразии.
Он улицу читает, словно мантры.
И, как стихи, он вызубрил весь парк.
Он развивает время на квадранты.
И по квадратам разбивает мрак.

Он учится пространству у Тибета,
Где прана изобильнее, чем Ганг.
Как люстры, зажигает он кометы
И по созвездиям вычисляет шаг.

Его душа в тычинке минарета,
В сосцах барханов, в петлях пирамид.

Но, как бы тяжело ни было, лирический герой чувствует себя активным, творческим лицом. Об этом и две последние строки процитированного стихотворения «Странник»:
Выводит он орнамент из рассвета
И в клинописи ямбами звенит.

Смешение пространства и времени приводит лирического героя в состояние, неведомое обычному человеку. Стихотворение «Кармический веер» интересно не только «сближением», расположением в одной картине тевтонской ночи, саванны, Конго, Тянь-Шаня, амазонского потока и т. д.

Фантастическая картина мироздания оказалась необходимой, чтобы сказать
«И с неоновых пальцев цветной тишины
Разлетится кармический веер скворцов».
Здесь сказано о веере скворцов, по имеется в виду карма (действие) лирического героя-человека.

Стихи сборника «Астральные тайны», в самом деле, мало похожи на произведения современных дагестанских (и не только дагестанских) авторов. Обращение к планетарной, космической теме, к судьбе человека всей планеты, использование приемов изображения действительности, которые не были в употреблении ни у дагестанских, ни у русских авторов, делают произведения Джамаля наднациональными.

Но автор сборника стихов «Астральные тайны», к его чести, помнит о своих корнях, гордится ими: ...В древних кладезях Агула Найдут ключи от звездных тайн — написано в стихотворении «Континент», посвященном все той же звездной теме.
В стихотворении «Орнамент», где звездная тема отходит на второй план, уступая место характеристике и значимости искусства, заявлено в первой же строфе: В куфических листьях агульских ковров.
Как предсказание, перенятое у дагестанских религиозных поэтов от Шабана из Обеда до Абдулла-гаджи из Урахи, звучит стихотворение «Засуха», где нарисована жуткая картина апокалипсиса — конца света.

Стихотворение «Засуха» выключается из ряда обычных для автора астральных тем, что здесь он избегает космических терминов и обычных словосочетаний. Но метафора является главным инструментом оформления поэтической мысли предсказания для тех, кто плевал «в субстанцию Бог». Сохранить, возродить нравственность во что бы то ни стало — такова сверхзадача автора сборника «Астральные тайны».
Орнамент с узором потопа
Таит в себе бремя семи языков
И тайны былой катастрофы.

Неважно то, что автор слишком преувеличивает «содержание», «значение» орнамента агульских ковров. Важно, что он попытался постичь содержательную значимость и значительность орнамента, который «Таит в себе бремя семи языков...»
Но, продолжая рассматривать агульский ковер, автор не обошелся без совмещения, сопряжения прошлого и настоящего, космического и планетарного:
Сплетение линий читаем, как сад,
Висячий с небес Вавилона;
Царю Хаммурапи диктует Евфрат
Сакральные клинья закона.
Дальше — больше: Расчерчен аспект андрогииной звезды Горит Андромеда, как люстра.

Проникновение в текст, прочтение значения орнамента удивительно. Не менее поражает оценка значимости, нравственной необходимости орнамента:
И гасит вулкан парламентной вражды
Вербальным, дождем Заратустра.
В орнаменте видно и то, как: "В астральных арканах ключи сефирот Меняют космический фазис..." Катарсис, к которому зовет лирический герой стихотворения, адекватный автору: «Ступайте в нирвану, ищите восход, Начните безмолвный катарсис!» состоится.

И он, в самом деле, будет безмолвным, ибо лирический сюжет требует не только восторженного или, напротив, грустного выражения чувств, но продолжения медитации в заданном интонационном философско-эстстическом ключе. Катарсис, как верно заметил автор, вызываемый этим и другими стихами сборника, своеобычен. Определяя свое место в поэзии, Джамаль пишет в стихотворении «Новая волна»:

И павлинье перо, окунув в серебро,
Артистичный верлибр расчертит Пьеро.
Протоплазма хорея замкнет интервал,
Отворит погруженным в нирвану весны
Траекторию кармы циферблат тишины.
Корневые фонемы нахлынут, как вал.
И босые апостолы Новой Волны
Интегральные тропы проложат в астрал.

В самом деле, стихами сборника «Астральные тайны» Джамаль ступил на «астральную» поэтическую тропу.

В предисловии к анализируемому сборнику - «Уровень озарения» профессор Дембо Гадиага из Сенегала (Дакар) рассматривает загадочную поэзию Джамаля как «шифрованные тексты, полученные из духовного пространства и доступные лишь зрячим душою», а их автора представляет как одного из людей, посылаемых милосердным Творцом и «наделенных способностью постичь и передать сущность божественного замысла.

Джамаль — космический медиум, воспринимающий душой таинственную информацию, поступающую из царства духовного». Может быть. Но я неправомочен судить о произведениях, откровениях, излучающих исцеляющую энергию. Но смею утверждать, что они звучат как произведения с большим философским содержанием, в центре которых находится человек — лирический герой, изображенный, как сгусток динамичной материи, увлеченной порывом внутренней энергии, т. е. как деятельный субъект, и одновременно предстающий как зависимый от планетарных и космических обстоятельств объект.

Абдулла Вагидов,
профессор, доктор филологических наук,
май 1998 г.

ИТЕРАТУРА ПО ТЕМЕ:
КОРОЛЬ ПОЭТОВ ФАТХУЛА ДЖАМАЛЬ (ОСНОВНОЙ САЙТ) - http://www.stihi.ru/avtor/noosfera
Поэтесса Е. Летукайте: ГЕНИЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ - https://www.proza.ru/2015/05/07/126
Поэтесса И. Блуменфельд: ЧЕЛОВЕК ИЗ БУДУЩЕГО - ПОЭТ, ОПЕРЕДИВШИЙ ВРЕМЯ - http://www.stihi.ru/2017/05/02/3077
Проф. А. Вагидов: ВЕЩАЕТ ЗВЕЗДА (о творчестве Фатхулы Джамаля) - http://www.stihi.ru/2008/01/20/483
Доктор филол. наук Р. Раджабов: ВЕСТНИК МЕТАРЕАЛЬНОСТИ - http://www.stihi.ru/2009/10/28/3709
Проф. Ш. Мазанаев: САМЫЙ ЗАГАДОЧНЫЙ ПОЭТ (о творчестве Фатхулы Джамаля) - http://www.stihi.ru/2013/10/06/1019
Кандидат филол. наук З. Фейзуллаева: ТВОРЧЕСТВО ПОЭТА-МЕТАФОРИСТА ФАТХУЛЫ ДЖАМАЛЯ - http://www.stihi.ru/2009/10/25/5985
Лит. критик Р. Нашидов: НОВАЯ ВОЛНА И ЗАСТОЙНОЕ БОЛОТО - http://www.stihi.ru/2008/01/05/1646
Тамара Рапецкая: СОКРОВИЩА КОРОЛЯ ПОЭТОВ – НАСЛЕДИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА! - http://ok.ru/agulchevat/topic/67330215611368 ПОЛНЫЙ СПИСОК ИССЛЕДОВАНИЙ ПО ТВОРЧЕСТВУ ФАТХУЛЫ ДЖАМАЛЯ - https://www.stihi.ru/avtor/noosfera&book=3#3