Итоги 2011. Андрей Грицман

Большой Литературный Конкурс
Главред "Интерпоэзии", как обычно, радушен и эмоционален, он искренне радуется хорошим стихам, а нам остаётся искренне порадоваться хорошему читателю.

Как и в прошлый раз, задача оказалась сложной, так как много хороших стихов и талантливых авторов. Почти у каждого автора я отметил хотя бы одно стихотворение, которое, по-моему мнению, сложилось. Те стихи, которые, как мне видится, не совсем получились, так это, в основном, не потому что они «недописаны», а потому что «переписаны», т.е. короче, компактнее и жестче – лучше. Не надо досказывать еще в двух строфах, что уже метафорически сказано в первых трех.

Некоторым авторам по-хорошему позавидовал и есть чему  у них поучиться.

Как и в прошлый раз, я принципиально не искал никакой информации по автору до прочтения (по нескольку раз), так что не знал ни пола, ни возраста, ни географии. Т.е., я считаю – это чистый эксперимент.

В этом списке и в этих подборках халтуры вообще нет, все, кто есть в этом списке – поэты. И задался вопросом. Правильно ли я понимаю, что в целом большинство этих авторов стоят в стороне от мэйнстримной официальной толстожурнальной культуры? Если это действительно так, как и в прошлом конкурсе, то это вообще – интересный феномен, который стоит проанализировать.

Многие стихи меня так тронули, что я вот сам по мотивам написал следующий стишок.


 

ЧУЖИЕ СТИХИ

 

Когда я вживаюсь в чужую текучую речь,

Когда я молчу среди таинства комнат чужих,

Я слышу как дышит живая, родная мне кровь,

Я чувствую молча как теплый пульсирует стих.

 

И слышу я брата и вижу родную сестру,

Которая в жизни моей не была рождена.

Когда просыпаешься, птицы поют поутру,

И где-то вдали по тебе не скучает жена.

 

Но в сумерках ранних бьет пульс неразменной строки

И рвется навстречу навзлет к ней родная строка.

Но в наших краях, где не видно простертой руки,

Печаль бесконечна, но все же воздушно легка.

 

И слушает сердце долины спасительный гуд,

И видит душа на равнине мерцанье костра.

Средь гиблых болот и сквозь волчью глухую пургу

Мы тихо поем и пропасть в одиночку нельзя.

 

Теперь с большим трудом попробую расположить авторов по пяти позициям – местам:

 

1)  СЕРГЕЙ ПАГЫН

"Во времени все больше вещества" http://stihi.ru/2010/09/30/6190

"Ничего не будет за порогом" http://stihi.ru/2011/04/11/6973

"Приходит час и страху увядать" http://stihi.ru/2008/06/04/1390

Все три стихотворения – одно другого лучше: четкая конкретность описания в сочетании с ненавязчивым переходом к философскому слою, неожиданные образы: «дверной незыблемый проем», «становишься дорогой с дождевой водою в колее». Детали настолько точны, видна рука мастера. При этом стихи не залитературены. Настоящее, живое чувство бьется близко к поверхности текста.

 

2)   МИХАИЛ СВИЩЁВ

 "Светомузыка" http://www.stihi.ru/2011/05/05/4285

"RDX" http://www.stihi.ru/2011/04/22/7669

"Четыре оврага" http://www.stihi.ru/2009/09/08/3559

Данный автор вполне мог бы поделить 1-е место, однако что-то надо было решать и вот мое субъективное мнение. Первое стихотворение крепко сделано, но, на мой вкус, немного  лихое, хлесткое.

А вот "Четыре оврага" - шедевр! В нем тоже немного узнается и Еременко и Борис Рыжий, с несколько другой стороны Александр Кабанов, но все равно – это сильно стихотворение. Что хотелось бы смиренно подсказать автору – может быть немного раскачать силлабо-тонику, делать подобные вещи менее ровными, отчего эффект может быть еще сильнее.

 


3)  ИРИНА ЗИНОВЬЕВНА

 http://stihi.ru/2011/05/06/5207

“Таруса”

“Херсонес”

“Усыхающий довесок”

Это очень интересные стихи. Речь идет легко, видно мастерство. Третье стихотворение «Усыхающий довесок» показалось немного узнаваемым, зависимым,  а вот второе – «Херсонес», прекрасное стихотворение. Вначале кажется, что автор ступает на опасную тропу и вот-вот сорвется в знакомое – Средиземноморье, Левант, Византия, шелест волн и т.п., но последний образ «возврещенное детское тело надеваешь поверх повзрослевшего сердца», узаконивает все ранее сказанное. Это поддержано и свободной речью, почти свободный стих, легко и ненавязчиво скрепленный рифмой, вдруг блеснувшей в неожиданном месте.

 

4) СЕРГЕЙ ИВКИН

 "Любовь" http://www.stihi.ru/2010/12/29/2290

"Зависть" http://www.stihi.ru/2010/11/04/3858

"Провинция" http://www.stihi.ru/2011/02/21/2283

Очень интересный поэт. Снова – мой выбор места связан с мельчайшими субъективными ощущениями, и ко всем отобранным авторам я испытываю глубокое уважение и признательность. Не потому что выпендриваюсь, а потому что за многие годы знаю, что хорошие стихи писать очень тяжело, несмотря на кажущуюся легкость полета. Особенно понравились «Тута своя мифология..» и «Самым последним властителем...» - мастерские, неожиданные вещи. И еще важно, в этих стихах есть цельность. Это не искусственный цикл, он оправдан.

 

5) ПАСТУХ ЛА

“А это – я” http://www.stihi.ru/2010/03/15/6520

“Спит районная больница” http://www.stihi.ru/2010/06/04/4238

“Я – осколок местечка” http://www.stihi.ru/2010/07/30/5676

Очень хорошие стихи, четкий язык. Думается автору пойдет на пользу несколько отойти от темы, которой он занимается и посмотреть, что получится, если распространиться в другие сферы. Дело в том, что хорошо и с чистым сердцем эти темы – страны, истории семьи, жизни на краю черноты - используются многими и были подняты на невероятную высоту  широкоизвестными поэтами.

Последний стих – «Я- осколок местечка» - великолепный. В нескольких строках все сказано.

 

 

Еще раз спасибо за интереснейшую работу и за возможность познакомиться с несколькими замечательными поэтами.




Результаты голосования жюри с учётом голосов семи экспертов можно увидеть на странице http://stihi.ru/2011/07/05/406