Обзор по 1 туру от Льва Аннинского

Литературный Фестиваль Рунета
Критика обязана уметь разбирать творчество до мельчайших кирпичиков лексики и семантики, и одновременно должна уметь собрать умерщвленное произведение воедино и прислушаться к смыслу. Смысл – единица языка – смысл, только такой путь дает возможность услышать автора и поверить ему, иначе никак. Так же отметить его ошибки или неточности, и еще самое главное понять, для чего были сделаны те или иные словосочетания. Родились ли они самостоятельно, или они взяты в огромном опыте русской поэзии.
При чтении работ отметил необычные по философской канве стихи, и те, которые чем-то тронули, задели, зацепили, легли полотном звучания на мой вкус и оставили в сознание что- то такое, что увело меня за плоскость видения автора.
Много стихов откровенно сделанных, сделанных в лучших "мандельштамовских" традициях "ворованного воздуха", и о них не стоит говорить много.
В выбранном шорт-листе отмечены авторы со своим авторским голосом, и с хорошим посылом на будущее. Хотя это очень сложный вопрос современности и "алмазного века русской поэзии"- в чем будущее поэзии. Ниже я привел список того, что еще понравилось или как-то зацепило, или просто в моем вкусе поэтических пристрастий.
Тем не менее, уровень интернетной поэзии порадовал.
Удачи в поиске себя.

Слышать и слушать
Липа Липовая.
http://www.stihi.ru/2010/04/22/8163
Если пытаться вдумываться в каждый образ по отдельности, картинка представляется очень противоречивой.
"сродни корнерину чужих олеандров правда" - корнерин – сердечное лекарство. Листья олеандра – ядовитое сырье для этого лекарства, в буквальном смысле представленная образом фраза будет звучать так: сродни сердечному лекарству из листьев чужих суперядовитых растений правда. Правда – чужой яд, который лечит сердце.  Сложноватая для восприятия конструкция. И чужеродная.
Расположила к автору философская женская самоирония лихо закрученная, метафоричная и образная.

двурукий бег
Башмаков
http://www.stihi.ru/2011/02/09/6313
 Произведение на любителя головоломок. Вода и песок. Сопротивление общей массе? Нежелание быть как все? Или же что-то менее философское и более приземленное. К чему вопрос "Любил ли я"?
"Песок тому судья…" и "бег, в котором суд и я..." Последнюю фразу следует расшифровывать как бег, в котором песок и я?
Своеобразный язык и стиль порадовал. Меня зацепило и не оставило равнодушным. Но читателя не всегда радуют такие сложности при прочтении.
 
Зарисовка. Из кошачьего
Уже Другая
http://www.stihi.ru/2011/02/12/7906
"Простит ему привкус людских грехов -
когда по привычке и не в сезон." – по любви и в сезон стало быть не прощает или такого за хозяином кошки не водится?
Каким образом тает оконный крест в рассвете? Он наоборот проявляется, проступает на фоне светлеющего неба, потому что свет идет из окна. Тает он как раз вечером в темноте.
Приятный, заметно выделяющийся среди привычных способ рифмовки. На лицо литературная одаренность  и свой авторский стиль. Воспринимается легко и без напряжения при чтении. У автора есть талант изображать свой поэтический мир простыми и в то же время емкими словами, и этому веришь.
 
Монисто
Виктория Шлыкова
 http://stihi.ru/2011/02/21/3094
Достаточно простые рифмы, достаточно рядовой сюжет, но неплохо обыгранный. От этого, правда, не теряется общая привлекательность произведения. Философия стремления к свободе и последующее отречение от нее по приказу. Вот только не очень понятно, в начале монисто было одно, так откуда в заключении их стало несколько.
Стихотворение берет своей легкой грустью и отсутствием современных крючков-заполнителей, отторжением  новомодных стилей. Хорошая фонетика стихотворения. Банально, но приятно.
 
Яблоки
Аюна Аюна
 http://www.stihi.ru/2010/09/26/3084
Тема яблок становится весьма актуальной в последнее время. Связано это с периодом их созревания (осенью) или чем-либо другим… Имеет ли это значение?
Яблоки – змеи – искушение. Новое возвращение к прародителям в представленной автором теме необычно способом обыгрывания и вариацией общего сложения стихотворения.
Необычная пластика стихотворения, как у скульптуры, линии ровные и гладкие и текут, вырисовывая образы и мысли без швов, на грани эстетики.
 
Ветер
Сергей Пагын
http://www.stihi.ru/2008/06/04/1469
"Как душа в эту пору, светясь, холодела,
 от восторга пичугой заморской галдела!" – Противоречие немереное или случайное?
 
"и пах воздух разнеженный добрым поверьем" - неудачная строчка по ритмике.
 
А вот последняя часть сильная и впечатляющая.
Хорошая классическая лирика, ничего особенно нового по образам, но объемно и эстетично.


Баллада о драной душе
Фима Жиганец
http://www.stihi.ru/2005/10/21-1132
Первая строчка вызывает неприятие.  Почему «немудрен» и «неизбежен»? Может быть «но неизбежен»?
Образ "пыльного кондуита" сродни ухмылке. Во-первых, пыльный, значит давно не использованный. Во вторых, получается, что и его Господь послал «себе же», но поленился вовремя полистать, а теперь ему скучно стало. Вдруг.
Ага, так он, оказывается, душу ищет, которой пора предстать пред очами… Только что ж, редко они, души, востребованы получаются?)
Свинья-копилка, кстати, не скукоживается. Ее разбивают обычно.
Затянуто произведение. ЗА-ТЯ-НУ-ТО. Его укоротить минимум на три четверостишия можно, и хуже сюжет от этого не станет.
Непонятно, кто вспорхнет в окно и разместится на бюсте… Душа или «гнилое естество»? Исходя из двух четверостиший – естество. Исходя из пунктуации – душа. Но тогда получается вот что:
 Всё-всё отдаст…,
Впорхнув в моё раскрытое окно
И сев на бледный бюст Шакеспеара… (промолчу относительно использования вариации известной фамилии)
 Так уж "выпорхнув", наверное, из окна. Но бюст…Не за окно же он выброшен… Путаница, короче, в мыслях автора случилась.
 А вот душа с консервными банками на хвосте – очень неплохо и даже оригинально. До ума бы только стихотворение довести, отточить, убрав многословие…
Примиряет меня с автором философская объемность произведения и глобальность вложенных смыслов с иронией человека, явно имеющего отношение к советскому времени. Кондуит становится напоминанием о Швамбрании, смыслы переплетаются и дают представление о человеке, написавшем это стихотворение. Виден уровень знаний и философско-литературный подход, с ироничным оттенком. Путаница распутывается и получается хорошее произведение. Но основная претензия "затянутости" остается.
Не могу не сказать, что все равно проскальзывают хорошие аллитерации, и тонко поданные ассоциации советского времени и общего нашего прошлого, что мне в стихотворении импонирует.

 Вот и время
Bor G
 http://www.stihi.ru/2011/01/02/4103
Еще одна популярная в поэтической среде тема – клоунский уклон. И потому, наверное, что роль этого героя должна быть принципиально веселой, в произведении сквозит печаль и безнадега. Неплохо, что автор использовал доступные пониманию и знакомые сказочно-фольклорные композиционные метафоры. Но и тут без многословия, как ни крути, не обошлось. В итоге, улавливается общая картинка, а полную цепочку авторских рассуждений вспомнить после прочтения сложно. Зато отлично запоминается «вот», обозначенное в каждом четверостишии.
Примиряет с автором литературная одаренность и смыслы философской ткани произведения, емкость и глобальность размышлений вшитых в произведение. “Затянутость” остается, но видимо это авторский конек и лицо, во всяком случае, чем-то цепляет и не оставляет равнодушным.

Уютный стих
Маргарита Шмерлинг
 http://www.stihi.ru/2010/10/27/8377
Уютный стих, как и заявлено, но…
«Время… … маятник с тиканьем тихим качает». Маятник качает часовой механизм, а не время, но если использовать данное утверждение как метафору, что ж, имеет право быть. Но в любом случае сочетание  "с тиканьем тихим" построено на игре звуками и не несет в себе какой-то более ценной смысловой нагрузки.
Не нравится использование "позабывает".
Во второй части стихотворения напрашивается вопрос: мышеловки находятся под коврами? Так если бы механизмы мышеловок даже и взведены были, сработать им бы не пришлось.
Старая квартира, старый профессор, старая стремянка… Только бы профессор с нее слезть успел прежде, чем задремлет… А то вон, и экономка задремала. «Время, конечно, надежная штука», но механизм часов бы время от времени подзаводить не помешало – как бы не остановились ненароком). 
Примиряет с автором именно уютность и поэтика произведения. Время бежит и мы за ним не успеваем к сожалению.

У пруда
Татьяна Комисарова
http://www.stihi.ru/2010/08/26/2612
Чисто по-женски, с любовью к любимому городу. Метафоры в наличии, само стихотворение просто для понимания. Смысловых несоответствий нет.
Все гениальное просто? Возможно.

Искусственный разум
Никита Брагин Антиквар
 http://stihi.ru/2006/11/15-543
Довольно интересный вариант – размещение трехстишиями, при прочитывании  четверо-, пяти- и шестистишиями. Намеренно созданные автором сбои ритма за счет изменения рисунка рифм не вызывают неприязни, поскольку восстановление ритма проходит достаточно безболезненно.
Извечное, могущее показаться банальным, но не ставшее таковым в данном произведении «И на родном крылечке тихий разговор. / Хотя бы только день – побудь со мною, мама...» представляет собой логическое и яркое завершение выбранной темы.

Впечатление от голландских художников
Симон Слуцкин
http://stihi.ru/2007/04/18-1125
Сочинить стихотворение по картине – довольно сложное занятие. Конечно, автор постарался внести в представленный художником сюжет собственное видение, но, по-моему, удалось это не очень качественно. Во всяком случае, несоответствие сюжетной линии полотна и стихотворной работы на лицо.
Понятно, что выбранная тема – всего лишь впечатление, что автор имеет право на вымысел, но поэту, претендующему на «финал» должно быть подвластно гораздо большее, чем простая описательность и практически ежестрочное «там».
 Из положительного: красочность и объемность текста, реалистичность впечатлений.
 
о летающих ежах
Евгения Костюкова
http://stihi.ru/2010/01/26/6914
Еще одна тема не первой свежести. Впрочем, обыгранная с некой долей иронии и достаточной женской утонченностью.
«Конфуций», да еще с маленькой буквы, не впечатлил. Некой не нужной в стихотворении интеллектуальностью отдает.
«Колкие» больше применимо к хвойным, чем к «ежам» независимо от среды обитания. Им больше определение "колючие" подходит. "Фыркучих" - понятно, что выбрано ассоциативно, и в тему, вроде бы, но… напрягает наличием какой-то труднообъяснимой чужеродности.
Но семья, дом, ежата - это вечное, это греет и не дает пройти мимо.

Asmodeus
Доктор, скажите правду, что будет больно"
http://www.stihi.ru/2010/09/21/2729
"Мне довелось поверить в счастливый случай,
Целил в десятку, снова стреляя мимо." Как же это промах убедил в наличии счастливого случая, да и с точки зрения русского языка предложение построено кривовато.
И каким образом беспробудное пьянство с порочными связями, которые готовят в преисподней вертел помогают выбраться из грязи в князи?
Автору удалось пройтись по скользкой теме без нытья и спекуляции на жалости. Подняться над проблемой жизни-болезни-смерти на философский уровень.

Бедуин
Геннадий Акимов
http://www.stihi.ru/2011/05/23/9078
Попытка использования историзмов, не лучшая, в общем-то. Обычная констатация фактов и не более. Автор не сумел полностью вжиться в выбранную тему и, как следствие, поработал над стихотворением довольно лениво.  Явный избыток глаголов, что не может не бросаться в глаза. Термины, имеющие отношение к исламу, разбросанные то там, то здесь, выглядят чужеродными на фоне всего остального. 
Но отличная динамика, общая метафоричность текста, и лирическая нота - любовь, которая побеждает смерть – делают стихотворение привлекательным.

Вот еще список неплохих стихов…


Сергей Богомолов - стихотворение "Новый день, у плетня васильки" http://www.stihi.ru/2010/06/28/6596
Клавдия Смирягина Дмитриева - стихотворение "Стрельчиха" http://www.stihi.ru/2010/05/01/2953
Сташевская Инга,  стихотворение "Сказать - уезжай" - http://www.stihi.ru/2011/02/09/3963
Нина Лезер, стихотворение "Ab ovo" - http://www.stihi.ru/2010/01/18/2746
Сергей Ушаков "Йегрес Вокашу", стихотворение "Примитив" - http://www.stihi.ru/2011/01/25/3438
Наталья Малинина, стихотворение "Я С ВАМИ" http://stihi.ru/2010/07/28/6397
Свeтлaнa Тимaкoвa, стихотворение "Личный кocмoc." http://stihi.ru/2011/03/14/5105
Марта Синельникова, стихотворение "Исчезнуть в полдень" http://stihi.ru/2011/01/11/7214
Виктор Анатольевич "Виктор Ку", стихотворение "Неоконченное" http://www.stihi.ru/2010/09/18/2156
Татьяна Тау, стихотворение "Немыслимо" http://stihi.ru/2010/04/19/1351
Настя Каменская, стихотворение "Я все, что есть за странствия отдам" http://www.stihi.ru/2011/04/07/6194
Наталья Чекова, стихотворение "сказка.сердца моего..." http://www.stihi.ru/2011/01/31/9999


В завершении обзора стихов представленных на литературный фестиваль, хочется добавить еще раз, успехов всем в поэтических изысканиях и сказать спасибо Алексею Рудову за расширение кругозора и знакомство с интернетной поэзией,с которой я мало знаком.