Из http://www.stihi.ru/2011/11/24/6727
Незаметно мы с вами последовательно познакомились с самыми разными строфами рифмованного стихотворения – от двухстрочников до десятистрочников. Осталось совсем немного – поговорить о более длинных строфах, а потом и заняться стихами, где строф, как таковых, вообще нет. 
Подробно разбирать 11-ти, 12-ти и 13-ти стишия вряд ли стоит. В любой из этих форм можно получить огромное количество разнообразных комбинаций рифм, так что это – работа вашей собственной фантазии. Хотя некоторые фиксированные формы длинных строф разобрать стоит.Например, 12-строчную коплу. 
 КОПЛА — форма стансов в старо-испанской поэзии, 12-строчная строфа, разбиваемая системой рифм на два шестистишия, в которых третий и шестой стих укорочены. 
Рифмовка коплы (не выделяю женские и мужские рифмы, это –авторский выбор): abc abc def def. 
Не предавайся скорби тщетной, 
Душа, и ясными очами 
Взгляни вокруг: 
Жизнь иссякает незаметно, 
И смерть неслышными шагами 
Подходит вдруг. 
Отрады длятся лишь мгновенья, 
Но мукой каждая чревата, 
Увы, для нас. 
Прислушайся к людскому мненью: 
Мил только прожитой когда-то, 
Ушедший час.
          («Стансы на смерть отца, кап. Родриго» Хорхе Манрике,Пер. О.Румера) 
У 13-стишия тоже есть фиксированная форма. Это -  рондЕль (слово женского рода). 
РОНДЕЛЬ- французская форма стихотворения из  трех строф, охватывающих 13 строк. В первых двух строфах по четыре стиха, в третьей - пять стихов. 
Через всю рондель проходят всего две рифмы – а и b.  
Первые две строки повторяются в конце второй строфы, последняя строка - повторение первой строки целиком или в несколько измененном виде. 
Рифменная схема рондели, таким образом: АВbа аbАВ аbbаА (заглавными буквами обозначены повторяющиеся строки).
Ты от других не жди благословенья.
Судьба людей вершится в облаках. 
Путь долгий потеряется в снегах,
Короткий превратится в отступленье.
Уйдет в песок, исчезнет за мгновенье
Все то, что ты задумал впопыхах.
Ты от других не жди благословенья,
Судьба людей вершится в облаках. 
Не уповай без лишнего мученья 
Найти покой в душе, живя в грехах.
Но та, что ждешь, к тебе придет во снах,
Ее узнаешь ты без промедленья…
Ты от других не жди благословенья...
                ( "Не жди благословенья" Алкора- автор СТИХИ.РУ)
Наибольшего внимания из всех многострочных строф заслуживают 14-и строчники.  Они имеют фиксированную форму, которая является одной из самых популярных известных в поэзии — сонет. Но здесь я о сонете говорить не буду: его структуре с примерами и подробными пояснениями на ЛИКБЕЗЕ ДЛЯ НАЧИНАЮЩИХ посвящен целый сборник «Сонеты, такие разные»
Дам только ссылки на статьи этого сборника:
•Все о сонете – http://www.stihi.ru/2011/03/10/4945
•Формула написания сонета - http://www.stihi.ru/2011/03/13/2888
•Итальянская форма сонета - http://www.stihi.ru/2011/03/14/3316
•Французская форма сонета – http://www.stihi.ru/2011/03/16/4547
•Английская форма сонета - http://www.stihi.ru/2011/03/20/1951
•Неканонические формы сонета, ч.1 – http://www.stihi.ru/2011/03/26/3417
•Неканонические формы сонета, ч.2 – http://www.stihi.ru/2011/03/27/1648
Добавлю только несколько слов в дополнении к тому материалу, что уде есть в статьях «неканоническая форма сонетов» об особых формах  сонетов, причем, даже не всегда из 14 строк:  
ХВОСТАТЫЙ СОНЕТ - два четверостишия и три терцета; 
СПЛОШНОЙ СОНЕТ - на двух рифмах; 
ОПРОКИНУТЫЙ СОНЕТ - два терцета и два четверостишия; 
ХРОМОЙ СОНЕТ - неравностопность четвертого стиха в катренах 
БЕЗГОЛОВЫЙ СОНЕТ - одно четверостишие и два терцета;  (семистрочник!!!)
ПОЛОВИННЫЙ СОНЕТ - четверостишие и терцет;  (семистрочник!!!)
ДВОЙНОЙ СОНЕТ - четыре четверостишия и четыре терцета; (двадцать восемь строк!!!)
Игровыми формами сонета являются: 
СОНЕТ С ПОВТОРЕНИЯМИ – в таком сонете каждая новая строка начинается тем словом, которым заканчивается предыдущая; 
ЗМЕЕВИДНЫЙ СОНЕТ, заканчивающийся своим начальным стихом, причём первая половина первого стиха служит второй половиной последнего, в вторая половина первого - первой половиной последнего; 
ОБРАТНЫЙ СОНЕТ, в котором последний стих имеет расстановку слов, обратную расстановке слов в первом стихе; 
СОНЕТЫ С КРОШЕЧНЫМИ СТИХАМИ, в которых строки могут являться даже одностопным ямбом. 
Сонет развивается и сплетается в ещё более сложную форму-  ВЕНОК СОНЕТОВ. Венок сонетов состоит из пятнадцати сонетов. Первая строка каждого сонета повторяет последнюю строку предыдущего; заключительный сонет (магистрал) повторяет каждую строку каждого сонета, связывая их воедино. О Венке Сонетов так же есть отдельная статья в ЛИКБЕЗЕ
•Венок сонетов - http://www.stihi.ru/2011/05/30/5625
Кроме того, Венок сонетов – это всего лишь одна из разновидностей ВЕНКОВ – формы о которой очень подробно и на примерах мы будем говорить в следующий раз, только не в данном сборнике «Все о строфе» , а в сборнике «Редкие и оригинальные формы»
Венки сонетов иногда сплетают в Корону Венков Сонетов (КВС)- произведение, где магистралы 14 венков в свою очередь образуют новый Венок. Для создания подобной формы требуется написать 256 сонетов, связанных воедино общей темой. 
Пример такой Короны ВС, посвященной Санкт-Петербургу, можно посмотреть у автора СТИХИ.РУ Сергея Дона: 
Ссылка на 1-ый  венок КВС – см. http://www.stihi.ru/2011/02/02/8963
Ссылка на последний, 14-ый венок КВС - http://www.stihi.ru/2011/04/22/1727
Все промежуточные венки вы найдете сами – на странице Сергея Дона. 
Следует отметить, что канонический сонет – это твердая форма, требующая много специальных условий для ее написания. Поэтому далеко не всякое стихотворение или строфа в стихотворении, содержащая 14 строк, является сонетом. 
 Например, не является сонетом вот такая форма: ababccdefefggd. 
Я в почётных рядах — 
Руки в мягкий бетон — 
Золотая звезда, 
Предварив пелатон, 
В предвкушении сна 
Оказалась одна 
На пути к дохристианскому Богу. 
Эта леди вон там 
Очень нравится мне, 
Я бы впился в уста, 
Я остался бы с ней, 
Но придётся пройти 
Окончанье пути 
По кричащим ковровым дорогам. 
                (Имя автора, к сожалению, не сохранила)
Специфическим 14-и стишием является ОНЕГИНСКАЯ СТРОФА (ababccddeffegg): 
Итак, она звалась Татьяной. 
Ни красотой сестры своей, 
Ни свежестью её румяной 
Не привлекла б она очей. 
Дика, печальна, молчалива, 
Как лань лесная боязлива, 
Она в семье своей родной 
Казалась девушкой чужой. 
Она ласкаться не умела 
К отцу, ни к матери своей; 
Дитя сама, в толпе детей 
Играть и прыгать не хотела 
И часто целый день одна 
Сидела молча у окна. 
                («Евгений Онегин» А.С.Пушкин)
Подробнее об онегинской строфе можно прочесть на Ликбезе:
•Онегинская строфа – http://www.stihi.ru/2011/04/22/2885
Естественно, можно писать стихи и еще более длинными строфами - 15-и и 16-и стистишиями.  
Здесь стоит особо выделить  специфическую форму 15-стишия - РОНДО. Это стихотворение в 15 строк с рифмовкой aabbaabbсaabbaс (с - нерифмующийся рефрен, повторяющий первые слова 1-й строки). Популярно в поэзии барокко и рококо. 
Итак, РОНДО - это французская форма небольшого стихотворения с двумя рифмами, трех типов: 1) восьмистрочное рондо, первая и вторая строки повторяются в конце рондо и первый стих — в четвертой строке; 2) тринадцатистрочное рондо, начальные слова первой строки входят в девятую и тринадцатую строки и 3) пятнадцатистрочное рондо, начальные слова первого стиха повторяются в девятой и в заключительной строках. 
В качестве примера третьей формы привожу два рондО:
1. Алкора. "На полпути"
На полпути к спасенью от рутины,
Все пережив и все поняв мотивы
Судьбы, непостоянной, как девчонка,
Сплету рондо возвышенно и тонко
О том, что входит в жизнь неотвратимо.
В стихах сложу прелестную картину... 
Здесь корень «лесть» пронзает, как иголка:
Мне не по нраву женская уловка
Плести для простодушных паутину!
Души лукавство с детства мне претило,
Но вдруг случилось – чувство захватило,
И я сама тебя морочу ловко
Так, будто есть уменье и сноровка.
И вот уже ты пишешь мне секстины
На полпути…
2. Алкора. "А что потом?"
А что потом? Да разве ж это важно?
Стихи родили образы однажды,
И душу разбудили втихомолку.
А надо ль миражи губить без толку,
Чтоб скомкать их, как этот лист бумажный?
А может, мне в поток войти отважно?
И пусть опять несет по камням колким,
Ведь позади давно одни осколки
Да ветер в поле, воющий протяжно...
Поэзия без спроса, эпатажно,
Вмешалась в жизнь.- Приму ее пассажи,
Пойду на зов рондо, а кривотолки 
Послушаю и положу на полки,
И что мне скажут, в сущности, не важно.
А что потом?.....
формула написания:
15 строк. Рифменная схема: aabba abbr (иногда вместо r - а) aabbar, где r — это первая половина первой строки стихотворения, в некоторых случаях не рифмующаяся ни с чем, в данных рондо она имеет рифму a.
В следующий раз мы с вами поговорим о стихах с неупорядоченными  строфами. 
Продолжение см. http://www.stihi.ru/2012/02/03/6403