Евгения Доброва. Обзор по зимнему туру 2013-14

Литературный Фестиваль Рунета
В моем шорт-листе отмечены стихотворения с образными, лексическими, стилистическими, фонетическими находками и достаточно высокой техникой исполнения. При этом я не оцениваю и не комментирую пунктуацию (лишние или недостающие знаки препинания).

1. Ульяна Валерьевна "По тридцать" http://www.stihi.ru/2013/11/07/1128 
Неожиданным способом раскрыта тема утраты - и ее преодоления. Ритм намеренно раскачан, но при этом - четкие ступеньки строк, ничего лишнего; стихотворение в лучших традициях речевки. Использован прием восходящей градации, здесь она касается динамических образов - от "тридцати" до "пятидесяти", - и завершение на самой высокой точке, с катарсическим выходом за пределы себя, экстатическим освобождением. Вижу в этом высокое мастерство.

Она записалась в зал 
и качает пресc,
подход при мысли о нем -
по тридцать.
У нее появился азарт 
и живой интерес:
когда на животе проявятся кубики.
И вообще она могла бы стать автором постоянной рубрики
"Как лечить расставания вискарем
и не спиться" -
раз! -
и даже вести мастер-класс , – 
два! /по тридцать/
Она научилась молиться – 
шепчет: "Пожалуйста, пусть у него случилась любовь,
а не больница!" – 
три! /по тридцать/
А еще она, пожалуй, боится,
что он вернется – все повторится, – 
четыре!
пять! -
дыхание перехватывает, сводит поясницу,
и опять, -
шесть!..

"Господи, если Ты есть,
дай нам силы все это вынести!", – 
и она увеличивает нагрузку до пятидесяти.



2. Амаро *** ("Темно, декабрь...") http://www.stihi.ru/2012/12/11/11385
Камерные, лирические образы, ясные, без переусложнений и головоломок. При этом неизбитые. Оригинальное визуальное решение для образа снега:  "напоминает / взрвыв на складе ваты". Следующая после этого фраза "Господень тетрис" (еще одна находка) центрирует, стягивает к своей орбите сказанное до и после. Она сильнее остального, и, может быть, поэтому на финал уже немного не хватает дыхания: завершающая рифма "склейки - слепки" не дает концовке эффектной точки.

Темно,
декабрь,
идет четвертый снег,
хотя уже возможно даже пятый...
Он чист как все,
ничуть не хуже тех, 
напоминает 
взрыв на складе ваты

Господень тетрис,
высшую игру,
падение кристалликов с обрыва,
как будто мечет белую икру,
на небеса забравшаяся рыба...

Наискосок,
наощупь в темноте,
он словно книгу древнюю листает
где каждая снежинка имя тех,
кто залетал на Землю,
и растаял

Он помнит всех,
кого зовут – Адам,
и остальных – Иов, Иона, Яков...
как сам бывал весенняя вода,
и на песок, с лица стекая, капал,

Кружит беззвучно,
как в немом кино,
чуть тормозя полёт на месте склейки
и облепляет губы, веки, нос
о нас на память собирая слепки



3. Юра Васильев (Очень Добрый) "скрипнут дверные петли" http://www.stihi.ru/2013/11/15/242
Простое - стилистически - решение сложной темы безусловного принятия. Кажущаяся простота художественного решения и мариинская глубина темы создают тот самый нерв, натяжение, контрапункт, без которого не бывает ни то что поэзии - хорошей литературы вообще.

скрипнут дверные петли,
сколько я не был дома?
личный мешая пепел
с ветром чужой войны.

долго тащил усталость,
был у нее ведомым.
мало меня осталось...
нужен тебе иным?

раньше вернуться мог ли,
я не найдусь ответить.
сколько ресницы мокли,
ведать тебе одной,

выжженный взгляд бросая
в темь болевых отметин.
выйдешь встречать босая,
скажешь негромко: – мой...


4. Dimir Dimirov "Додециллион" http://www.stihi.ru/2013/12/27/3693
Стихотворение со сложным - и поэтическим, и графическим, и математическим, и философским - образом числа, "похожего на поезд с пустыми окнами". Метафора внутреннего опустошения с тридцатью девятью нулями, вселенского одиночества - и исчезновения наконец. Притом что цифра огромная, автору удалось добиться того, чтобы она считывалась как ноль и ничто. Интересный и убедительный пример работы с приемом парадокса.
Хорошо смотрятся неточные рифмы, автор даже позволяет себе неологизмы  ("окнами - локонами", "ячеек - свечейном", "окна - лопнув"). Поэтому смущает оговорка насчет недостающего суффикса "ов" в словоформе "консерв". Когда автор в следующей строчке извиняется за написанное, это либо кокетство, либор игра в поддавки. Если был "свет свечейный", то почему не может быть "невкусных консерв"?

можешь ли ты представить себе цифру " додециллион"?
все тридцать девять нулей и единицу вначале?
столько частиц во мне радости и печали 
хочешь я нарисую смотри – вот он:

1 000 000 000 000 000 000 000 000 000 000 000 000 000 

правда похож на поезд с пустыми окнами?
все пассажиры вышли устали трястись на полках
ты смеешься потряхиваешь своими локонами –
даже эта огромная цифра всего лишь иголка
в том стогу сена что ты сметала уже про запас
на долгую зиму на жизнь – одной больше одною меньше
я никогда не мог понять вашу логику женщин:
не нужен но пусть лежит не смыкая глаз
думая думая думая думая – а вдруг?
позовет и сломает – но так будет легче
чем бояться прорвать этот огненный круг
ожиданья не правда что время лечит –
уродует обнажает дергает каждый нерв
и все больнее дышать как будто тебя засунули
в старую ржавую банку вместо невкусных консерв -
(ов – добавляет компьютер – зануда рисуй нули!)
их так много во мне – пустых отгоревших ячеек
и уже не наполнить ничем эти шарики громко лопнув
будут лежать под твоими ногами при свете свечейном
в новогоднюю ночь когда ярко зажгутся окна
скоро этот праздник придет и к тебе и ко мне
ты загадаешь желание под бой курантов уверена 
что все сбудется твое время еще не меряно
а у меня период сбора потерянных в этой жизни камней
только куда их сложить разве что выстроить башню
до самого неба и водрузить единицу над ней
памятью одиночеству ты знаешь а мне не страшно
разлететься на атомы стать пузырьком на дне
в твоем аквариуме с неоновыми рыбками
тихо лежать отражая боками свет
ты однажды вспомнишь и спросишь у тишины с улыбкою:
где ты? ну что ты молчишь? 
а меня – нет…



5. Ла Светлана "азбуки веди глаголы иди иди" http://www.stihi.ru/rec.html?2013/12/07/1615
Стихотворение-эхо, в основе которого лежит фонетическая игра, довольно изящная. Аккуратные рифмы, соблюден тянущийся от зачина-заговора метр. Не хватает четкого акцента на окончании, чувствуется некоторая смысловая незавершенность, подвешенность - да, мы ветру не ровня, а дальше-то что? Глаз ищет следующую строфу, а ее нет. Такое непроясненное умолчание смотрелось бы уместнее в начале.

азбуки веди глаголы иди иди
прямо по улице мимо меня прохожей
твой поворот на четыре планеты позже
там где фонарь поворотный всегда чадит

азбуки веди глаголы куда куда
едет телега багажная мимо мимо
вот поворот начинаем протестный митинг
правда сегодня как раз на часах среда

азбуки веди глаголы ага ага
все знаменосцы и все завотделы бубнов
только в четверг обещали сюда прибудут
видимость нынче неважная – в полшага

азбуки веди глаголы летит летит
смотрит как мы четверговые планы строим
ветер которому мы ни родня ни ровня
ветер который мурлычет другой мотив





6. Иван Грозный "Переходили улицу слова" http://www.stihi.ru/2014/01/06/4795 

Простое для восприятия стихотворение и - в лучшем смысле этого слова - очень трогательное. Интересно построен образ: он и символический, и динамический одновременно. Замечательное четкое окончание, каким и должно ему быть, - ни убавить ни прибавить. Я бы сказала, что это образец народной поэзии: доступной, понятной и качественной.

Сто тысяч глаз сверлили перекрёсток,
От напряженья ныла голова,
Нет, не крушенье, там по зебре просто
Переходили улицу слова.

Негромкие, не попадали в ноты,
Шли голышом, не соблюдая такт,
Теряли строй, меняли обороты
Без афоризмов, выдержек, цитат.

Стоял вопрос: сегодня или – или.
Ломая трафик между да и нет,
Слова любви дорогу проходили
И на зелёный, и на красный свет.





 7. Петра Калугина "Он приехал из Киева" http://www.stihi.ru/2012/12/18/7102
Первое впечатление от этого стихотворения - форма господствует над содержанием. Владение рифмой, техника рифмования уводит внимание за собой - интересно проследить, как сделано. Оригинальные рифмы ("космосе - Господи"), часто построенные с помощью разных грамматических форм ("похлопаю - Пенелопою", "Булгакова - знаковым", "завязь - удаляясь"), в кольце из двух составных: "из Киева - в ОГИ его",  "стихи его - из Киева". Все это щедро пересыпано артефактами времени и места. Погружаешься в хронотоп, качаешься на волнах рифмы и метра, потом, со второго захода, прочитываешь тему: невстреча. Классический сюжет в современной раме.

Он приехал из Киева
В модном свитере швом наружу,
Я искала в ОГИ его,
По его забредала душу
В «Буквоед» и в музей Булгакова,
И в «Билингву» в Кривоколенном,
Мне казалось каким-то знаковым
Всё вокруг, необыкновенным,
В эти дни – от огней неоновых
В бутафорских осенних лужах,
До пленительно-саксофоновых
Звуков города… Пояс туже 
Затянув (без руки, за талию
Обнимающей, – как согреться?),
Шла по городу, здесь и далее, 
Шла по рысьему зову сердца;
Находила, вливалась, слушала, – 
Единица аудитории,
Мы почти породнились душами,
Уклонившись от траектории
Притягательной этой встречности,
Этой магии смежных полос…
Там, за кадром, знакомый с вечности,
Почитай мне, любезный голос,
Почитай, в невесомом космосе
Покачай, овевая светом…
«До чего повезло мне, Господи, – 
Я его не люблю. Хоть в этом!» -
Так подумав, тебе похлопаю,
Отложив на колени сборник.
Мне не стать твоей Пенелопою
В отплывающий этот вторник,
Нам с тобой не лелеять письмами
Сопричастности нежной завязь;
«Повезло, повезло немыслимо!» -
Говорю себе, удаляясь.
Ухожу – уношу стихи его,
Слов отстукивая морзянку…
…Привези мне себя из Киева
В модном свитере наизнанку.






8. Наиль Мелиханов "Письмо с орбиты" http://www.stihi.ru/2013/08/28/3270 
Оригинальное прочтение вечной темы (разлученные души), раскрытой посредством неожиданного сюжета: герой пишет жене письмо и отравляет его ей через "двести световых лет"; более того, здесь есть придающая глубину двусмысленность: любовь летит через галактики, и - видишь, насколько мы далеки. Нарочитые неправильности ("беру новый лист и ложу"), сниженная лексика, обычно поэзии не свойственная ("гонят лажу", "глючат"), работают здесь как художественный прием, как речевая и психологическая характеристика лирического героя (дурашливость - защита от боли), подчеркивая остроту и ужас его переживаний - внутренний конфликт космического масштаба, да еще без развязки. Убедительно.

Сижу, поджав ноги, на краю дивана и пишу: "Дорогая Жанна. Как я тебя лю..."
А потом думаю: "Ну какая ж она "дорогая", она жена мне"
Комкаю это белое чудо и кидаю в свечу.
(Свет уж два дня как выключили гонят лажу начальнички наши этот пуск еле выклянчили вымучили мать их вашу).
Беру новый лист и ложу
нежной белой спинкой на стола подстилку
и снова пишу: "Милая моя Жанна! Как я тебя лю..."
Ну и кому это надо? "Лю" горького шоколада?
Такая досада с засадой остаться совсем без связей.
Интернет – не то слово – "глючит",
а как будто сто течных сучек
набросились на кабеля стаей
одну оптошкуру оставив.
"Жанна, милая Жанна!
Как там наша Диана?
Помню, ходила в школу,
любила чипсы и колу.
Выросла уж, наверное,
без отца и ремня. Скверно."
Рукой сожму эту слюнявую лабуду и – в звезду
в иллюминаторе.
А помнишь? Как на экваторе
лежали мы на боку,
как две десертные ложки,
поджав к подбородку ножки?
Нет, не идёт начало. Попробую окончание:
"У нас тут всё хорошо:
ем в тюбиках порошок.
Напарник вот, правда, сдох,
а жалко, был классный док.
А мы с хомячком Стёпой -
исправные пацаны.
Вчера больно стукнулся попой
я. Во время затменья Луны".
Ну вот, бутылка закончилась,
и свечку пора обесточивать,
лист белый в бутылку кладу,
как в скверну. Гореть мне в аду.

Своё зелёное интернет-послание залеплю серым жёваным мякишем 
и запущу на заклание как падающую звезду по ходу в чёрную глубину.
А что тут лететь? – всего-то двести световых лет.

Евгения Доброва

.........................

От редакции ЛФР

Благодарим Евгению Доброву за присланный шорт-лист и поздравляем всех авторов, стихи которых в него вошли.

Итоги Народного голосования по зимнему туру - http://stihi.ru/2014/03/20/5314

Обзоры/шорт-листы наших экспертов:
Евгения Доброва http://www.stihi.ru/2014/03/21/4748
Борис Бельский http://www.stihi.ru/2014/03/23/5889
Сергей Кириллов http://www.stihi.ru/2014/03/26/3681
Евгения Райзер http://www.stihi.ru/2014/04/09/1703
Михаил Аркадьев http://www.stihi.ru/2014/04/12/2767

Итоги тура: http://www.stihi.ru/2014/04/13/2210

Еще раз спасибо всем, переводящим баллы на счет фестиваля. Они всегда кстати.)