Евгения Райзер. Обзор по зимнему туру 2013-14

Литературный Фестиваль Рунета
1. Алекс Трудлер "секреты близости" http://www.stihi.ru/2011/12/17/9601

 Ощущение многословности. Действительно "водоворот слов", который опасен тем, что автор перестаёт следить за целью, а она,  в свою очередь, являясь стержнем текста, перестаёт держать текст, и он разваливается на куски. Хотя не могу не сказать, что лет 10 назад мне бы очень понравился вот такой водоворот слов, где не важны смысловые связки, нагрузки и вообще - ничего не важно, кроме эмоции от "...  кто обещал, прижатый нимбом к солнцу, за каждое признание "жетем" прощать нам обещание "вернёмся"..."
Но сегодня рифма "пушки-пирушки", "жетем" (фр.) и тут же русское "вернёмся" (а почему не на французком опять?), "миг прощания", который конечно же - настанет, "нужно верить, чтобы выжить", - всё это как части водоворота, который на своём пути сметает и истинное, и не очень.

2. Александра Герасимова "музыка" http://www.stihi.ru/2013/12/12/9277

Звук есть, но нет ощущения первоисточника. После прочтения первых строк "я слышу эту музыку", стало понятно, что дальше будет музыка, идущая изнутри, играющая "во мне", живущая внутри и т.д. Мне всегда не нравились стихи, которые предсказуемы с первой строчки. Хочется удивления, неожиданностей на пути текста, и хочется услышать свою историю, но совсем по новому. Здесь же в очень милом стихотворении, на первый взгляд, очень много банальностей и странностей: музыка, которая "родит меня родит" (абсолютно лишнее повторение, ничего не добавляющее), герой, идущий на звук "такой далёкий но такой знакомый", и некто, который в множественном числе "меня зовут", и опять лишнее повторение "я знаю что зовут"; "ступаю набожно из дома" - задумалась, как можно ступать набожно? Это особая поступь? Но больше всего резануло ухо " больной не порывая пуповины" и такой предсказуемый, такой ожидаемый финал - чем больше музыки, тем ближе к краю. Чернеющему. Ну очень избито. Простите, если показалось, что я резка, но поверьте, не вижу смысла говорить о стихах как о людях - боясь обидеть или задеть. Всё-таки - это тексты, над которыми можно и нужно работать.


3. Алёна Рычкова "Я оголила окна..." http://www.stihi.ru/2013/12/12/5305

Нечего сказать. Всё очень хорошо со всеми "сопричастными". Ничего лишнего, никаких излишних красивостей - такая полная, прозрачная, чёткая картинка перед глазами: старый дом, хранящий память предков, а потому до боли знакомый и родной.


4. Алендеев "вот" http://www.stihi.ru/2013/12/22/12184

С самого начала что-то пошло не так. Не у автора, а у меня как читателя. "Куриный киль среди голов килячьих глядящих безучастно, стал горою,..." Такая ненужная красивость, игра словами, фонетически звучащая, а по смыслу - убивающая стихотворение. Здесь просто столпотворение слов, они лезут друг на друга и, действительно, становятся "горой", которую можно только обойти. Но концовка понравилась. Всё-таки я в себе ещё не истребила девочку-поэта, которой нравится поэтический мазохизм: вот так вот, представить картинку - вот я умер, вот ты меня несёшь, словами (почему бы нет?) убивая медленно, как нож, чтобы помучить... нет чтоб сразу отсечь.. И т.д. Вообще это не есть хорошо, мазохизм в стихах сродни сюсюканью. Только с самим собой. но... почему бы нет?

5. Амаро *** ("Темно, декабрь...") http://www.stihi.ru/2012/12/11/11385

Буду кратка. Не понравилось: тетрис в одном флаконе с Богом, сравнение снега со взрывом  на "складе ваты" и с белой икрой, которую мечет "на небеса забравшаяся рыба" (взорвавшаяся? завравшаяся? а можно ещё зарвавшаяся?), ибо не могу себе представить ни склада ваты, ни рыбы на небесах. Не потому, что нет фантазии, а потому, что "забравшаяся", а не взлетевшая, чудом попавшая туда, без определения механизма попадания рыбы на небо. И концовка, - перечисление имён Иов, Яков, Иона, Адам как попытка создать зарисовку вечности, скоротечности с последующим "о нас", ставившим нас в один ряд с ними, - не кажется ли Вам, что между "они" и "мы" целая вечность, никак не умещающаяся в одном стихотворении?

6. Андрей Ал Васильев "Птичка умещается в ладошку..." http://www.stihi.ru/2013/11/11/3597

Мило и очень по-детски (как комплимент).

7. Аюна Аюна "Бездонная ночь" http://www.stihi.ru/2010/01/20/103

Неплохо. Но трудно оценить, потому что мало. Это надо в отдельный кабинет для такого рода форм.

8. Башмакофъ "После гримерки" http://www.stihi.ru/2013/12/15/10318

Понравилась концовка: "И темнеет она и щекочет особенным запахом,
Пробуждая щенячье желанье чего-то внезапного." Рифма хорошая. Что касается остальных рифм - все эти многосложные рифмы типа сковывающий-очаровывающий, местности-неизбежности, сознания-очертания, как мне кажется, не украшают стихи, а только придают им тяжесть и ощущение рюш, которые мне лично очень не нравятся (я про рюши). Составная рифма "троллейбусов - небо псов" - не оправдана ничем, тоже своего рода "рюши". Небо псов?!?


9. Борис Поляков 2 "Уходит осень" http://stihi.ru/2010/04/24/82

Хороший пример гражданской лирики. Не могу сказать, что очень нравится, но не отметить гармонию текста тоже не могу.

10. Виктор Коврижных "Снег шахтёрского города" http://www.stihi.ru/2014/01/11/5053

"Оглянусь и – ослепну на миг:
пробивается девственный свет,
словно детский пронзительный крик -
на снегу мной оставленный след."
Финал как заключительный аккорд - хорош, но избит. И римфами, и смыслом. К сожалению.

11. Галинас "мне стали безразличны города..." http://www.stihi.ru/rec.html?2013/12/17/8411

Не однозначное отношение к этому стихотворению. С одной стороны, угадывается и есть картинка северного города, вполне выпуклая и осязаемая. Чудесный щемящий образ девочки с виолончелью в конце. С другой стороны, не чувствуется единого стержня, как будто автор хотел сказать одно, а описал всё, что охватил взгляд. И всё-таки оно меня цепляет, своим внутренним строем, своей внутренней музыкой, единым мотивом, чётко присутствующим. Единственное, что показалось странным: кто-то кого-то делит на людей первого и второго сорта. Странность в неуместности этого деления, этого присутствия божественного и общей музыки вашего стихотворения, которое, мне кажется, совсем не о том.

12. Дваждыдва "когда бы не стихи" http://www.stihi.ru/2013/11/06/5710

Вот странное дело. Сначала подумалось, я же знаю, как технически выстреливают такие стихи, этот старый приём повторения в конце каждого четверостишия одной и той же строки, которая в конце будет ещё и наоборот "когда бы не стихи.... когда бы не стихи ... когда стихи бы не..." уже оскомину набил, а нет же, - работает. На меня по крайней мере. Здесь есть волшебство плетения словес.  То, что я считаю (а называет Поль Валери) колебанием между звуком и смыслом. Если идти по краю того, где смыкается звук и смысл, - получится ваше стихотворение.

13. Dimir Dimirov "Додециллион" http://www.stihi.ru/2013/12/27/3693

Это имеет право быть. Такой способ передачи мысли, рождающий многослойность ветра, - несёт, и я с ним, несусь, - имеет право быть. Но, к сожалению, требует невероятной ответственности перед словом. Ибо сам жанр даёт свободу, а свобода, да, раскрепощает, да, даёт волю фантазии, но даёт шанс быть слишком многословным там, где в этом нет необходимости. Много лишних слов. Для связок, не более.

14. Евгения Костюкова "саломея" http://www.stihi.ru/2013/10/21/7439

Такие стихи воспринимаются на уровне звука, а звук, фонетика - такая важная часть любого стихотворения. Здесь же со звуком всё очень и очень хорошо. Полная гармония.

15. Елена Албул "Памяти Р" http://www.stihi.ru/2013/10/22/6516

Аж засосало что-то под.... трудно определить, где. Тот редкий случай, когда избитые фразы типа "когда книга закрыта и жизнь прожита" воспринимаются совершенно абсолютно к месту. И тот редкий случай, когда автор нашёл свою изюминку, свой маленький изумруд, находку в виде концовки (на мой взгляд) - свежей и чистой как тело младенца. Спасибо!


16. Елена Анирусс "Скрипит земная ось" http://www.stihi.ru/2013/11/11/4399

С советских времён не люблю местоимения "мы" как противовес к "они".  Мы - с этой стороны (стены, целей), они - с другой. Нас мучают - они смотрят. Мы как невозможность говорить от своего имени, как попытка предохраниться от страшного одинокого "я", а мы - это сильно, нас много.... Поэзия 70х-80х пестрит этими "мы". А есть вариант другой, похожий: "тёмные силы нас злобно гнетут". В вашем стихотворении мне послышались эти злобные силы, гнетущие нас.

17. Елена Наильевна "Слова" http://www.stihi.ru/2013/07/15/5835

Словами в горло, по самую рукоять - уже было столько раз, что сбилась со счёта. А особенно, когда слова достают из сапога (аллегория с ножом, но неудачная). И коту досталось, синему (симпатичный кот, кстати, хорошо, что не чёрный). Финки-слова не могут входить горстями. Слова - могут, а финки - нет. И такая небрежность является занозой в стихах, которую очень хочется достать, и чем быстрее, тем лучше.

18. Иван Грозный "Переходили улицу слова" http://www.stihi.ru/2014/01/06/4795

Извините, но не удержусь от улыбки. Как представила себе картинку - идут слова, голышом, - так и не смогла серьёзно воспринимать текст дальше. Но есть и находки, в виде концовки: "Слова любви дорогу проходили  И на зелёный, и на красный свет", потому как не разбирают дороги такие слова, здесь я с Вами совершенно согласна.


19. Игорь Гонохов "Чарующая пустота" http://www.stihi.ru/2012/02/08/9361

Сам образ чарующей пустоты хорош, перекликается с "Невыносимой лёгкостью бытия" М. Кундера, не правда ли? Мыслей нет, лёгкость, лень... Название настраивает на то, что дальше должно быть ощущение этой невыносимости бытия, лёгкости, от которой аж зубы сводит, а потому приёмы должны быть соответствующие - через очень "тихое", без крика, без заигрывания со зрителем к основной мысли, убивающей. У Вас, как мне кажется, слишком много жалости к себе, Вы называете вещи своими именами как "скажу вам – щемяще больно в прошедшем что-то искать". Жалко должно быть не от призыва к жалости, а от того, что останется между строк, недосказанным. Пустота не может смешиваться, тем более с судьбой, два разных понятия, два разных ощущения. Пустота - на грани эмоций, судьба - конкретика, совокупность событий и обстоятельств. Таким образом, как мне кажется, задача не выполнена, но есть много хороших образов, моментов, как машинка, забытая в кустах (почти рояль), как персиковый котёнок (почти персидский), как образ расцветающей в озере пустоты "и крупный тропический жук, что в синий хитин закован". Ещё хотелось добавить, что "аптека улица фонарь" в современных стихах в современной же интепретации как то "аптека завод казармы" больше не работает как приём, ибо слишком часто употребим.


20. Игорь Григоров "О нём" http://www.stihi.ru/2013/12/06/119

В Вашем стихотворении дышится легко, оно почти безглагольно, а потому и легко в нём, что есть мотив, на который всё нанизано, но нет определений, названий этому мотиву. И ещё мне кажется, что этот текст писал молодой человек, в котором не родился ещё циник, но уже почти нет юношеского максимализма. Что есть, наверное, хорошо.

21. Клавдия Смирягина Дмитриева "Чучельник" http://www.stihi.ru/2013/11/24/10657

Красиво выписано. Серебристо. Получилась сказка для взрослых. Милая, немного наивная, где-то соткана из снов, где-то из были. Но я бы убрала осень, которая не мигая смотрит в глаза, ибо такая осень, смотрящая в глаза, уже была много-много раз. У Вас есть свой чУдный и чуднОй образ чучельника, которым пугают детей, зачем Вам лишние красивости?

22. Ла Светлана "азбуки веди глаголы иди иди" http://www.stihi.ru/rec.html?2013/12/07/1615

 "азбуки веди глаголы иди иди"  - Если перевести на русский, то получится "я знаю буквы слова "иди", "куда", и здесь всё логично, исключая повторение "иди иди" и "куда куда", повторение должно усиливать смысл, а в данном случае оно принимает ирочинческий характер. "Куда-куда вы удалились" или "куд куда...", - всплывают в голове. А "иди иди" настойчиво до такой степени, что излишне. А дальше - я знаю буквы слова "ага ага", разговорное значение которого усиливает иронию. И только концовка вполне удалась:
" азбуки веди глаголы летит летит
 смотрит как мы четверговые планы строим
 ветер которому мы ни родня ни ровня
 ветер который мурлычет другой мотив"
Рифма "строим- ни ровня" так себе, но смысл хорош.
Очень хочется довести его до ума. Я уверена, у Вас получится.


23. Лина Сальникова "Колокол" http://www.stihi.ru/2014/01/18/8967

Неплохая зарисовка-история. Но семантической картинки не получилось, нет разнообразия семантических отношений между словами, много глаголов, и они бьют наотмашь, повторяются: "заставлять, уходить, вызволять, дёргать, сочинять, сметь..." Многовато для такого небольшого стихотворения. Глаголы и их множественность создают ощущение пафоса. "я выбрал окаменеть" - очень точно, но "... не пою ничего теперь, кроме лжи" - пафосно, площадно-громко.


24. Наиль Мелиханов "Письмо с орбиты" http://www.stihi.ru/2013/08/28/3270

Прочитала с удовольствием. Улыбнулась. Но стихи ли это? Понимаю, зависит от "чего отталкиваться". То, "от чего" отталкиваюсь я, говорит мне, что это можно назвать замечательным словоблудием (как комплимент, не подумайте чего другого).



25. Не Все Ли Равно "другие места" http://www.stihi.ru/2013/07/24/5084

Интересно с точки зрения смысла, но скучно с точки зрения отсуствующей музыки. А если перечитать, то понимаешь, что "предметы попавшие в стихи существуют дважды", один раз когда они туда попадают, со своим присущим им в быту смыслом, и второй раз, когда у них появляется иной смысл, зависимый от всего текста в целом, от настроения автора и т.д. И очень хочется вот таких вторых смыслов, - почувствовать, удивиться, обрадоваться узнаванию. А у Вас - сухой пересказ (изложение текста своими словами)  мыслей, не новых. Так мне показалось.


26. Николай Лосинский "Оставь мне весточку" http://www.stihi.ru/2014/01/13/6708

Есть ощущение заповедного, тайного, как будто заглянула в чужую замочную скважину. Но ему, как мне кажется, не хватает глубины. Не хватает второго дна. Уж слишком всё на поверхности.


27. Олег Паршев "К Рождеству" http://www.stihi.ru/2014/01/03/6306

Ангелы имеют такую особенность - они любят стихи, или стихи любят ангелов. Если дождь, то это могут быть те самые ангелы, которые полощут небеса. О, небеса! И хотя речь о рождестве, и ангелы вполне оправданы, но бестелесность их, как мне кажется, и стихи делает бестелесными.

28. Олег Юшкевич "крик" http://www.stihi.ru/2012/10/19/8154

Фонетика, как много её здесь. "баррэ барельефов…
к бесу образы, пусть их рисует Басё..."
Не стоит увлекаться звуком настолько, что забывается смысл. Можно сказать и так, что Басё здесь притянут за уши. Есть набор образов, который очень моден был десяток лет назад: иероглифы, транс, инь-янь, квинтэссенция, многоточие, безвучье, безъязыкий. Каждое само по себе может стать основой целого стихотворения, а у Вас они все вместе, рядом, как громогласная труба, будто хотелось сказать так красиво, так поэтично, а получился подарочный набор-заказ (если помните такие, их давали по праздникам на разных предприятиях).  Суп-солянка. Очень вкусно, но для гурмана - убийственно.

29. Ольга Королева "Лесные подснежники" http://www.stihi.ru/2011/12/01/5760

Чудесное мило стихотворение для детей!

30. Петра Калугина "Он приехал из Киева" http://www.stihi.ru/2012/12/18/7102

Такая удивительная перекличка с цветаевским "Мне нравится что вы больны не мной".  Может быть именно поэтому оно звучит во мне уже с самого утра, и никак не хочет замолчать. Как о хорошем, так и сказать нечего. Увы... Теряю дар речи прямо на глазах. Хотя, почему нечего. Вот, например "По его забредала душу
В «Буквоед» и в музей Булгакова,..."
Мне нравится, что есть здесь второе дно. забредала как заходила, искала. и забредала как бредила. Или " Шла по городу, здесь и далее,... " А далее - уже некуда, край света, все точки на карте отмечены - и здесь, и дальше.
А дальше - больше:
" Находила, вливалась, слушала, –
Единица аудитории,
Мы почти породнились душами,
Уклонившись от траектории"
Тот случай, когда простые предложения (есть подлежащее, есть сказуемое, но между ними - односоставное, и оно берёт всё нагрузку на себя), много глаголов, но всё это создаёт полноценную картину, рисунок.
"Притягательной этой встречности", "Сопричастности нежной завязь" - по одному, возможно, показались бы излишне красивыми, но вместе работают как приём. Одним словом, хорошо.

31. Садхак "Безмятежность пахнет мятой..." http://www.stihi.ru/2013/03/01/8719

Есть чудесный образ скользящей души на пахучей дынной корке. Корка очень хороша, поскольку работает как "белый бим чёрное ухо", такой приём, когда достаточно показать бездомную несчастную собаку, или плачущего ребёнка, - и всё, и все плачут. Но! На мой взгляд это запрещённый приём. Во-первых, душа перестала быть поэтическим образом, она вызывает отторжение. В редких случаях это слово работает, у больших мастеров. Во-вторых, дынная корка, на которой душа плывёт, является уже не просто коркой самой по себе, а инструментом для полёта души, чем роняет свой "высокий", немного детский, ностальгический смысл. Очень, очень много намешано:
" Безрассудочности гелий. Невесомость. Самость. Космос." Это всё называется поэтическими рюшами, излишествами. И, да, возможно, это красиво звучит. Но не для моего уха. Извините.

32. Светлана Шильникова "наводнение на яузе" http://www.stihi.ru/2010/03/06/5694

Всё понимаю, но образ Яузы, в которую годами сливалось всё, что только можно себе придумать, образ женских (бабьих) слёз, из которых можно составить реки, а реки, в свою очередь выходили из берегов и смывали рощицы, - всё это очень искусственно. Не сами слёзы и события, им предшествующие, а глобальный образ данного стихотворения, как-то могуче заявляет о себе, но звучит слишком женственно что ли, жёсткости ему не хватает. Мне вдруг вспомнилось:

Вы слышите, грохочут сапоги,
И птицы ошалелые летят,
И женщины глядят из-под руки,
В затылки наши бритые глядят.

В нём каждая фраза продумана, каждое слово. Сапоги грохочут, а не стучат, женщины не просто гладят, а из под руки, и не  нам вслед, а в бритые затылки... И можно ничего уже не говорить, есть образ этих женщих, и тех, кто уходит, и атмосфера войны, страха, ужаса, потому что "грохочут" и птицы летят "ошалелые". А у Вас слова нежные - речка, рощица, - они не вяжутся с бедой, катастрофой, с войной.

33. Татьяна Шкодина "Как странно..." http://www.stihi.ru/2014/01/26/1258

Сирень и пузырики лимонада. Такое чувство, что на них вы нанизывали всё стихотворение, ради них и писалось. не хочу повторяться, но выше уже говорила о запрещённых приёмах. Это - один из них, очень сладкий, слишком сладкий. Как в  Новый Год обязательно присутствует запах апельсинов.

34. Ульяна Валерьевна "По тридцать" http://www.stihi.ru/2013/11/07/1128

Жёстко. По-мужски. Так, как умеет только поэтесса)) Доходчиво. Прямо в десятку. Спасибо!


35. Частный Случай "расстрельное" http://www.stihi.ru/2013/07/15/5753

Немного заблудилась в нём. Вроде, мысль понятна, смысл есть, а связок между мыслью и способом её изложения - нет. Точнее, они есть, но слабые связи, не родственные. Честно скажу, мне мешают воспринимать всё целиком, как единое, такие слова как Рагнарёк (это же надо полезть в словарь, посмотреть, что это гибель богов в германо-скандинавской мифологии); что "para bellum" и "сasus belli" равны - тоже нужен словарь (конечно, не для всех, есть и такие, которые сразу поймут), но я лезу в словарь, тем самым теряя нить. Tьма, "беременная рассветом" - перебор на мой вкус. Но, интересное дело, когда читаешь по второму разу, воспринимается совсем иначе. Такие стихи я определяю как переходные, возрастные. Мы почти все через них проходим. поэтому они похожи друг на друга.


36. Эпигонов Саша "Златоуст" http://www.stihi.ru/2013/12/07/8952

История случилась, получилась. Правда, возникает вопрос, почему Златоуст и языческая сила вместе стоят? Приятная разговорная интонация стихотворения совершает с читателем чудо - он становится соучастником. Приём отличный, и  всегда почти работает. Тётушка особенно хороша.

37. Юра Васильев (Очень Добрый) "скрипнут дверные петли" http://www.stihi.ru/2013/11/15/242

Мне не хватило совсем чуть-чуть: более точного подбора слов. Форма строки короткая, слова должны быть точно подобраны. И первая часть является таковой - чёткой, скупой, сжатой. Во второй части появляются ненужные слова "мог ли", не мог ли... "я не найдусь ответить" - очень коряво, извините, и особенно "сколько ресницы мокли", не вижу образа, не чувствую. Его обязательно надо доработать. Оно заиграет.



Надеюсь, что никого не обидела. Всем спасибо за замечательные стихи!

Шорт-лист

3. Алёна Рычкова "Я оголила окна..." http://www.stihi.ru/2013/12/12/5305

11. Галинас "мне стали безразличны города..."
http://www.stihi.ru/rec.html?2013/12/17/841

12. Дваждыдва "когда бы не стихи" http://www.stihi.ru/2013/11/06/5710

14. Евгения Костюкова "саломея" http://www.stihi.ru/2013/10/21/7439

15. Елена Албул "Памяти Р" http://www.stihi.ru/2013/10/22/6516

20. Игорь Григоров "О нём" http://www.stihi.ru/2013/12/06/119

21. Клавдия Смирягина Дмитриева "Чучельник" http://www.stihi.ru/2013/11/24/10657

30. Петра Калугина "Он приехал из Киева" http://www.stihi.ru/2012/12/18/7102

34. Ульяна Валерьевна "По тридцать" http://www.stihi.ru/2013/11/07/1128

36. Эпигонов Саша "Златоуст" http://www.stihi.ru/2013/12/07/8952

(Евгения Райзер)

****************************

От редакции ЛФР

Итоги Народного голосования по зимнему туру - http://stihi.ru/2014/03/20/5314

Обзоры/шорт-листы наших экспертов:
Евгения Доброва http://www.stihi.ru/2014/03/21/4748
Борис Бельский http://www.stihi.ru/2014/03/23/5889
Сергей Кириллов http://www.stihi.ru/2014/03/26/3681
Евгения Райзер http://www.stihi.ru/2014/04/09/1703
Михаил Аркадьев http://www.stihi.ru/2014/04/12/2767

Итоги тура: http://www.stihi.ru/2014/04/13/2210

Еще раз спасибо всем, переводящим баллы на счет фестиваля. Они всегда кстати.)