Обзор по зимнему туру Сергея Попова

Литературный Фестиваль Рунета
Стихотворения, вошедшие в лонг-лист конкурса, порадовали  разнообразием - и лексическим, и стилистическим, и содержательным. Авторы находятся на разных этапах своего сочинительского пути - и потому стихотворные умения их разнятся существенно. Но есть и объединяющая поэтических путников субстанция - серьёзность (может быть, порой в полной мере и не осознаваемая) своих литературных претензий, готовность не жалеть своих сил и времени на их удовлетворение, склонность считать это занятие нужным. И веские доказательства тому - наличествующие произведения. Конечно, представленные стихи художественно не равновелики. Одним не хватает эмоционального заряда, другие страдают от технических огрехов, третьи аморфны концептуально. Но на литературной "карте будня" следует прежде всего отмечать вершины, а не измерять провалы. Это много полезнее и плодотворнее. Тем более, что первые встречаются значительно реже... А среди конкурсных стихотворений удач достаточно. И  краткой характеристикой каждого из них я постарался объяснить присутствие сочинения в моём варианте шорт-листа.
Принято прежде всего указывать на писательские изъяны. Но думаю, что зачастую важно подчеркнуть сильные стороны текстов, потому как авторы сплошь и рядом дезориентированы относительно их художественных достоинств. И хоть, как известно,"пораженье от победы ты сам не должен отличать", но поэтические усилия в "незрячем" режиме чреваты приростом и без того необозримого потока графоманской продукции.
Итак...

1. BorG "В заброшенном парке" http://www.stihi.ru/2015/11/10/6325

Подкупает решимость автора  на «прямое высказывание», отсутствие боязни выглядеть архаичным,  угловатое благородство старомодности. Определённая им для себя система художественных координат делает правомерной и дидактическую составляющую текста. Некоторая тяжеловесность слога вполне под стать главному предмету авторского внимания, а потому – органична.

Старый автобус в осеннем заброшенном парке.
Спущены шины, закрашены двери и окна.
Кружатся листья, к зиме обращаясь в огарки.
Крутятся люди, деревья чернеют и мокнут.
Ночь неподвластна ни снам, ни угрозам, ни карам,
Только года, словно крысы, без спросу пролазят.
Небо зовёт, но по жизни он не был Икаром.
И не Икарус он даже, а доблестный ПАЗик.

Был он когда-то и складом, и лавкой, и тиром,
Век свой оставив дорогам, звеня медяками.
Людям извечно, покинув дома и квартиры,
Не ходоками быть хочется, а ездоками.
Людям привычней катить по маршрутам знакомым
И поклоняться портретам, в окладе, с окладом,
Верить в уклад и другие святые оковы
И обитать между лавкой, стрельбою и складом.

Что же ты, ночь, не подашь ни сигнала, ни вида,
Что этот мрак не разбавить ни сном, ни шансоном?
Это места для детей, стариков, инвалидов.
Я подхожу по любому из этих фасонов.
Я захожу за черту через задние двери –
Старый маршрут по волнам ностальгической дури.
Каждый находит по мере, по воле, по вере.
Я нахожу, что трясёт, завывает и дует.

Я обхожу все вопросы десятой фиестой,
В смысле, дорогой, по ямам, на сдувшихся скатах,
Чтоб, не сходя ни с того и ни с этого места,
Старый автобус катился навстречу закату.
Скрип тормозов неуместен – они отказали.
Ложь и беспутица – с дурью сплелись накануне.
Здравые мысли – с вещами уже на вокзале.
Правды и чести не видно – они утонули.

Пир благодати, стучат, и грохочут парады.
Мысли ровней, а стихи обратились в куплеты.
Можно спросить (но тебе больше всех, что ли, надо?!) –
Чтобы узнать, парк какого периода это?..
В этом заброшенном парке – где встали, там сели.
Можно взять паузу, ноту, бутылку, подругу.
Есть колесо обозрения и карусели.
Выбор маршрута свободный, но так же по кругу.

2. Ольга Суханова "А от школьной любви..." http://www.stihi.ru/2015/12/26/11117

В стихотворении уместился огромный временной массив. Его обаяние не исчерпывается лишь ностальгическими нотами (а они, несмотря на традиционность исполнения, трогательны).  Стихотворение интересно умением автора лаконично выразить многомерные драматические переживания лирической героини. Его эмоциональный заряд  не позволит чуткому читателю остаться равнодушным.

А от школьной любви мне осталось смешное послание
Круглым Вовкиным почерком. Май, самолетик в окно…
Мы сопели вдвоем над несносным домашним заданием
И, не выучив стих, убегали с продленки в кино.

Все бывало. Швыряло порой от небес до бессилия.
Я прощала, терпела, но втайне хотела тепла.
А от взрослой любви мне осталась чужая фамилия
И кольцо. Я с фамилией свыклась, кольцо продала.

А от этой любви даже пепла, и то не останется:
Все развеется ветром, пройдет, заживет по весне.
Снимут швы, все забуду, пойду удивленною странницей.
Ничего-то и не было. Не было, не было, не…

3. Алекс Трудлер "Веласкес" http://www.stihi.ru/2015/11/25/6122

Это стихотворение сродни живописной работе. Подкупает его цветовой колорит. В торжестве чёрного и состоит эстетический пафос текста. Редкая визуальная выразительность делает лирический сюжет стихотворения художественно убедительным.

Привычно почернел до темноты
дождливый день, бегущий краем моря.
Признание украсило холсты
Веласкеса, который также чёрен.

Всё так же глух старик ко тьме времён,
подслеповат прищур севильской ночи,
картинный вздох в пространство устремлён -
к прелестнейшей из королевских дочек.

На затемнённый зеркалом портрет
Венеры, что изогнута как рыба,
не падает укрытый тенью свет
от зрительских насмешливых улыбок.

Рябые мойры полотно плетут,
черня в ковре условности приличий,
метаморфозы рушатся, но труд
художника пугающе трагичен.

Сильней инстинкт изгнания раба
из гения, когда, надрезав кожу,
тот просит у бессмертия: "Избавь", -
и заточённый в рамки шепчет: "Боже".

А в темноте (с оглядкою на сон)
рыдает дождь, больной испанским гриппом.
Веласкес умирает за поклон
очередному глупому Филиппу.

4. Андрей Мартынов Слово "закончив смену я приеду" http://www.stihi.ru/2014/09/18/1943

Симпатичны и мягкая ирония, и (хотел того автор или нет) не истреблённая иронией теплота отношения к лирическим героям, и отсутствие видимых признаков кропотливой работы над текстом. Интонация лёгкая, живая, непретенциозная. Отсутствие знаков препинания сообщает тексту  "летучесть", оттеняет эфемерность всего того, о чём идёт речь.

закончив смену я приеду
к тебе на ветхом шевроле
обама лох спасибо деду
там будет надпись на стекле

я повезу тебя кататься
пока шоссе не замело
мы по дороге свежих санкций
осудим пошлое ярмо

и бег прервём в осеннем поле
со свежескошенной травой
где тишь такая будто боле
нет в целом свете никого

стряхнув с китайской примы пепел
ко мне придвинувшись плечом
ты спросишь - как тебе прилепин
вчерашний пост его прочёл?

дышать покоем будут лица
в которых зла и тени нет
и мир враждебный устыдится
увидя нимбов наших свет

5. Лана Степанова "По бывшему тракту Петербург-Варшава" http://www.stihi.ru/2016/01/01/648

Горькие и лишённые всякой наигранности авторские размышления вызывают сочувственный читательский отклик. В стихотворении затрагивается вечная тема. Предмет рефлексии "и памятен, и не нов", но неизменно значим и актуален. Важно, что в тексте не ощущаетя тематического педалирования, волевого нажима, авторской назойливости.

Здесь когда-то был знаменитый тракт,
а теперь просёлок ползёт меж трав,
временами ныряя в чащу,
истончаясь и пропадая в ней,
появляясь снова среди полей,
в полумгле полусна лежащих.

То не дым пожара спустился вниз,
в полинялых травах туман завис
(облака растеряли перья),
но разгонит ветер его вот-вот,
на клочки растащит и разорвёт,
завывая от нетерпенья.

Заунывный вой ветровых псалмов
для меня и памятен, и не нов,
только в этом году острее
осень в сердце всаживает иглу,
а под вечер резче сгущает мглу –
что поделать, видать, старею.

Но тем больше хочется жить и быть,
если можно, выпросить у судьбы
долгий день, безмятежный вечер,
светлячков удач – подержать в горсти,
а когда придётся менять пути,
то с земного попасть на Млечный...

Ничего не знаю про рай и ад,
те, кто там бывал, не пришли назад,
ни петлички от них, ни лычки.
Но вполне возможно, что будет так:
пропадём из вида, как этот тракт,
а возникнем в другом обличье.

6. Ольга Денисова 2 "Зайчиха" http://www.stihi.ru/2010/05/15/6113

Если бы можно было охарактеризовать стихотворение одним словом, то я бы употребил слово "прозрачность". Щемящая безыскусность строк - явление редкое. В тексте пойман тот момент, когда будущее смотрит так неумолимо, что нестерпимо хочется исправить ситуацию... Такое читательское желание дорогого стоит.

Уже линявшую зайчиху
Озноб окатывал волной.
Последний снег спускался тихо
На кочки в травке молодой.

Зайчиха вздрогнула всем телом,
Нюхнула струйку ветерка.
Зайчиха знала, что на белом
Она видна издалека.

А снег все падал. Далеко ли
В такое время до беды!
Как четко лягут в чистом поле
По снегу заячьи следы...

Все неуютнее светлела
Большая просека вдали.
Запахло кочерыжкой спелой
От принаряженной земли.

Зайчиха медлила. Зайчиха,
Дрожа, смотрела, как с небес
Летели хлопья. Было тихо.
Насквозь просматривался лес.

7. Наталья Малинина «Скучает пристань» http://www.stihi.ru/2015/04/04/6414

Зримо и светло переданы те краткие часы, которые стоят особняком в нашей суетной и быстротекущей жизни. Ощущение того, что время на время остановилось - важнейшее послевкусие от прочитанного. Стихотворение утверждает непривычную уже ныне манеру взаимодейстия с окружающим миром - трепетную, порывистую, и в то же время - чуткосердечную, раздумчивую. Дай-то Бог "не расплескать непрочной красоты"!

Скучает пристань;
Толгский монастырь
полощет купола свои в купели
апрельской Волги. Мы давно хотели,
покуда дачи с пляжами пусты,
подкрасться к деревянному причалу,
не привлекая оголтелых чаек,
не расплескав непрочной красоты.
…Как будто с вербы жёлтая пыльца,
твой смех осядет на пейзаж прибрежный.
Я снова умолчала слово «нежность» –
попробуй сцеловать его с лица.
Пусть это будет временная суть
того, о чём теперь не скажешь всуе.
Осыплются пыльцою поцелуи
и вербой прорастут когда-нибудь.
Как плещется, как бьёт крылом закат
огромной водоплавающей птицей!
Наверно, мне не раз ещё приснится
и берег, и волна, и долгий взгляд,
твоё повечеревшее лицо,
и это состояние прибоя...
Да, «всё пройдёт»,
но не для нас с тобою
пока что эта мудрость мудрецов.
...Взовьётся в небо колокольный звон
в неслыханной ещё аранжировке:
в нём – верба, вечность, поцелуй неловкий
и наших сочетание имён.
В нём "суть и муть" неверных «вешних вод»,
в нём то ещё, за что «господь-прости-нам».
...И лишь одной поэзии по силам
осуществить синхронный перевод.

8. Ольга Вирязова "Города далёкий завиток..." http://www.stihi.ru/2016/01/02/6037

Нельзя не отметить версификаторскую состоятельность сочинителя. Текст не столько отражает авторский эмоциональный опыт, сколько порождает новые значения и смыслы путём своеобразного "словосцепления". Такой подход к работе со словом видится мне чрезвычайно плодотворным.

Города далёкий завиток,
некое окаменение,
аммонит, укоренённый в зелени
на развилке моря и высот...

Хочется погладить глубину,
среди гор оставившую вмятины,
где словами шевелит невнятными
высота, припавшая ко дну,

шелестит из самого темна,
что ещё внимательнее раковин
воздух фиолетовый и лаковый,
твердь и мякоть перебрав до дна,
ворошит отростками и створками,
смотрит изнутри глазами зоркими,
знает, где была я до сих пор.

Корка соли, известковый наст
до последней поры помнят нас.

Близко вижу я издалека:
кривоватым скарбом человеческим
города несут сумы заплечные,
упираясь прямо в облака,

и ещё доверчивее панцири
той средневековости, инакости –
белой кости крошево в горсти,
подержать его и отпустить.

Где-то между вечностью и точностью
горы как вершины одиночества.

Растянулась водяная гладь, 
Время нескончаемое плавает
над неправдой нашею и правдою.
Мира ни прибавить, ни отнять.

Я себя искала и нашла
где-то между птицами и рыбами,
водами и воздухами зыблема,
и стою меж небом и травой,
памятью мерцая родовой.

9. Александр Крупинин "Пунцовый филин" http://www.stihi.ru/2016/01/01/7379

Это самое масштабное и художественно значимое из представленных в шорт-листе стихотворение. Впечатляет свободное сопряжение времён, событий, персоналий. Ненадуманным, естественным видится и сюжетный повод для буйного цветения ассоциаций и умножения исторических параллелей. Автор хорошо оснащён технически. И это позволяет ему разнообразить архитектонику поэтического текста (обратите внимание на окончание стихотворения), что усиливает выразительность сочинения. Инонация его вепринуждённая, но в то же время веская, убеждающая в неслучайности написанного. Представленное стихотворение - бесспорная творческая удача.

Ночная дача. Тярлево. Мясковский.
Приёмник Селга. Летняя гроза.
Далёких революций отголоски.
Симфонии совиные глаза.
Резвятся Caira и Карманьола,
Стекает в Сену кровь мадам Вето.
Секунда тишины, и скрипка соло
Тихонько плачет: "Pourquoi? За что?"
Ван Херк, пунцовый филин, над Брабантом
Кружит, кружит четвертый век подряд.
Звучат виолончель и барабан там -
Они о чём-то страшном говорят.
Кипит Нева, широкая, как Схелде,
И вряд ли повторится всё, как встарь.
Хабалов плачет в трубку - не сумел-де,
"Всё рушится. Измена, Государь".
О, город мой - соцветье амаранта.
Солдаты, бабы, флаги, карнавал.
Великий князь выходит с красным бантом.
"Неужто мы погибли, генерал?"
Сменяет Карманьолу Diesirae.
Пунцовый филин завершает круг.
А трубы громче. Скоро в этом мире
Всё заглушит тяжелый трубный звук.
Под песню Хорста Весселя в Берлине
Проводят физкультурники парад.
Там Гитлер принимает Муссолини.
А впереди Дюнкерк и Сталинград.
Горят покрышки. Города в руинах.
Вздыхает тихо ми-бемоль минор.
Неслышно входят БУКи в Украину.
Всё кончено. Звучит финальный хор: 
"Что мы видели?
Диву дивную,
Диву дивную
Телу мёртвую.
Как душа-то с телом
Расставалася,
Расставалася
Да прощалася.
Как тебе-то, душа,
На суд Божий идить,
А тебе-то, тело,
Во сыру мать землю".

Позволю себе перечислить и другие стихотворения - не вошедшие в шорт-лист, но несомненно достойные читательского внимания.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ СПИСОК

Игорь Брен "Адомрайим" http://www.stihi.ru/2015/11/06/436
Нина Лёзер "Крутится - вертится" http://www.stihi.ru/2014/06/01/3050
Олег Паршев "Ночная ящерица пела" http://www.stihi.ru/2015/07/05/5706
Арсак "Временщики" http://www.stihi.ru/2015/09/11/3058
Михаил Минаичев «Пастернаковское» http://www.stihi.ru/2016/01/22/5906
Липа Липовая «Cломанное» http://www.stihi.ru/2011/09/20/7379
Елена Албул "Через океан" http://www.stihi.ru/2015/12/25/7048

О нашем  эксперте

Окончил Литературный институт имени А. М. Горького.
Печатался в журналах «Новый мир», «Арион», «Москва», «Юность», «Зарубежные записки», «Интерпоэзия», «Волга», «Дети Ра», «Новая юность», «Футурум Арт», «Литературная учёба», «Крещатик», «Подъём» и других.
Автор нескольких книг стихов и прозы. Победитель Всероссийского литературного конкурса имени Маковского. Победитель Международного поэтического конкурса «Перекрёсток» (Германия) журнала «Крещатик». Обладатель Специального приза Союза российских писателей Международной Волошинской премии за лучшую поэтическую книгу года. Лауреат премий журнала «Дети Ра», газет «Поэтоград и «Литературные известия» за лучшие поэтические публикации года.