Два стиха Маяковского к Итальянскому 11-сложнику

Собиратель Гербариев Лунных
План таков: Возьмём по несколько строф от каждого стиха Владимира Маяковского — «Блек энд уайт» и «Бруклинский мост». С нашей лёгкой руки, сразу же попробуем ПОДПРАВИТЬ их, — не в качестве критики, а для того, чтобы получить Итальянские 11-сложники. Полученный результат, читатель увидит сразу же. После, проверим эти стихи на схемы. И поговорим. Как обычно. Обо всём понемногу. В конце: ВНЕКЛАССНОЕ ЧТЕНИЕ: Пять стихов от авторов нашего портала. Итак,

•••Блек энд уайт•••
http://www.stihi.ru/rec.html?2015/10/28/14226

1СТРОФА

Если Гавану НАМ окинуть мигом —
ТО рай-страна ЖЕ, И страна что надо.
Под пальмой на ножке стоят фламинго.
Цветёт коларио по всей Ведадо.

2СТРОФА

В Гаване всё разграничено чётко:
у белых доллары, у чёрных — нетУ.
Поэтому Вилли стоит со щёткой
у ФИРМЫ СО СТРАННЫМ НАЗВАНЬЕМ «ГДЕ-ТО».

7СТРОФА

В мозгу у Вилли ТАК мало извилин,
ТАК мало всходов, И мало посева.
Одно единственно(...) вызубрил Вилли
твёрже, (...) камень памятника Масео:

8СТРОФА

«Белый ест ананас КАК СОЛНЦЕ спелый,
чёрный — РАДУЕТСЯ гнилью мочёнОй.
Белую работу делает белый,
А чёрную работу — ТОЛЬКО чёрный».

9СТРОФА

НЕ Мало вопросов Вилли сверлили.
Но один был закорюка ПАДЛЮЧИЙ.
И когда вопрос этот влезал в Вилли,
щётка падала из Виллиных руЧЕк.

15СТРОФА

Негр посопел СВОИМ подбитым носом,
поднял щётку, И держась за ПАЛУНДРУ.
ВЕРИЛ знать ему, что с таким вопросом
надо ПОЗВОНИТЬ в Коминтерн, ИЛЬ В БРУКЛИН?

•••Бруклинский мост•••

8СТРОФА

Я гордЫЙ вот этой стальною милей,
живьём в ней мои видения встали —
борьба за конструкции вместо стилей,
В расчётЕ суровОМ гаек и стали.

9СТРОФА

Если придёт окончание света —
планету хаос разделает в `лоскУТ,
и только один останется этот
над пылью гибели вздыбленный мост ТУТ,

10СТРОФА

то, как из косточек, тоньше иголок,
тучнеЕт в музеЕ стоящиЙ ящер(-),
так с этим мостом столетий геолог
сумел воссоздать бы дЕнЬ настоящиЙ.

11СТРОФА

Он скажет: — Вот эта стальная лапа
соединяла моря ДО ИМПЕРИЙ,
отсюда Европа рвалась на Запад,
пустив по ветру индейские перья.

12СТРОФА

Напомнит машину ребро вот это —
сообразите, ВАМ хватит ЛИ рук ли,
чтоб, став стальноЮ ногой на Мангетен,
к себе за губу притягивать Бруклин?
•••••••••••••••••••••••••••••

СХЕМЫ:

•••Блек энд уайт•••Такто-Дольник или Тактовик•••

1СТРОФА

1оо1ооо1о1о – Ям-4ф
о1о1ооо1о1о – Я5-4ф
о1оо1оо1о1о – ЯА4_б3
о1о1ооо1о1о – Я5-4ф

2СТРОФА

о1о1оо1оо1о – ЯЯА4_б1
о1о1ооо1о1о – Я5-4ф
о1оо1оо1о1о – ЯА4_б3
о1оо1оо1о1о – ЯА4_б3

7СТРОФА

о1о1оо1оо1о – ЯЯА4_б1
о1о1оо1оо1о – ЯЯА4_б1
о1о1оо1оо1о – ЯЯА4_б1
1о1о1оооо1о – С-П_5ф

8СТРОФА

1о1оо1о1о1о – Ф-1ф
1о1ооо1оо1о – П-4ф
1ооо1о1оо1о – П-3ф (Силлабика)
о1ооо1о1о1о – Я5-3ф (Силлабика)

9СТРОФА

о1оо1о1оо1о – ЯА4_б2
оо1ооо1оо1о – П-11ф
оо1о1ооо11о – ДЛ С-П_12ф
1о1ооо1оо1о – П-4ф

15СТРОФА

1оо1ооо1о1о – Ям-4ф
1о1ооо1оо1о – П-4ф
1о1оооо1о1о – С-Ф_4ф
1ооо1оо1о1о – С-3ф

•••СКОМПОНУЕМ•••

Все строгости вы видели выше, здесь же, только первые формы 5-стопных и 4-стопных Размеров, для наглядности их количества:

5-ст.:

1оо1о1о1о1о – 2 – Ям
1о1оо1о1о1о – 1,5 – Ф
1о1о1оо1о1о – 2,5 – С
1о1о1о1оо1о – 6 – П

о1о1о1о1о1о – 4 – Я5

Итого: 16-ть строк 5-стопных Размеров.

4-ст.:

1оо1оо1оо1о – НЕТ – Д4

о1о1оо1оо1о – 4 – ЯЯА4_б1
о1оо1о1оо1о – 1 – ЯА4_б2
о1оо1оо1о1о – 3 – ЯА4_б3

Итого: 8-мь строк 4-стопных Размеров.

ИТОГО: Из 9-ти возможных Размеров Итальянского 11-сложника, задействованы 8-мь. Хотя, одну строку (первую) можно было сделать 4-стопным Дактилем . Собственно, вначале так и было:

Если Гавану окинуть НАМ мигом... —

— но, потом выяснилось, что вторая строка не до конца 11-сложна:

ТО рай страна И страна что надо — 10 слогов

С другой стороны, суть не в том, чтобы задействовать ВСЕ Размеры, — хотя это важно, — суть немного в другом. А именно. Кто здесь главный. В первую очередь это ПЯТИстопные Размеры. А, с точки зрения банальной эрудиции, если они — главные, то процент задействованных Размеров повышается. И, в первую очередь, благодаря, их, 4-той ДИМЕТРАЛЬНОЙ форме:

1оо10001о1о — Ям
1о100001о1о — С-Ф
1о10001оо1о — П
о1о10001о1о — Я5

нЕгр посопЕл своим подбИтым нОсом, — Ям-ф4
пОднял щЁтку, и держАсь за перИла. — П-ф4
вЕрил знАть ему, что с такИм вопрОсом — С-Ф_ф4
цветЁт колАрио по всЕй ВедАдо. — Я5-ф4

Хотя диметральная форма Призрака, признаться, нас несколько обескураживает. Но, не суть сейчас. Перейдём теперь к схемам «Бруклинского моста».

•••Бруклинский мост•••Дольник•••

8СТРОФА

о1оо1оо1о1о – ЯА4ж_б3
о1оо1о1оо1о – ЯА4ж_б2
о1оо1оо1о1о – ЯА4ж_б3
о1оо1о1оо1о – ЯА4ж_б2

9СТРОФА

1оо1оо1оо1о – Д4ж
о1о1оо1оо1о – ЯЯА4ж_б1
о1оо1о1оо1о – ЯА4ж_б2
о1о1оо1оо1о – ЯЯА4ж_б1

10СТРОФА

1оо1оо1оо1о – Д4ж
о1оо1оо1о1о – ЯА4ж_б3
о1оо1о1оо1о – ЯА4ж_б2
о1оо1о1оо1о – ЯА4ж_б2

11СТРОФА

о1оо1оо1о1о – ЯА4ж_б3
ооо1оо1оо1о – Д4ж-2ф-ЯЯА4ж_б1
о1оо1оо1о1о – ЯА4ж_б3
о1о1оо1оо1о – ЯЯА4ж_б1

12СТРОФА

о1оо1оо1о1о – ЯА4ж_б3
ооо1оо1оо1о – Д4ж-2ф-ЯЯА4ж_б1
о1о1оо1оо1о – ЯЯА4ж_б1
о1оо1о1оо1о – ЯА4ж_б2

•••СКОМПОНУЕМ•••

1оо1оо1оо1о – 3 – Д4

о1о1оо1оо1о – 5 – ЯЯА4ж_б1
о1оо1о1оо1о – 6 – ЯА4ж_б2
о1оо1оо1о1о – 6 – ЯА4ж_б3

Итого: 20-ть строк 4-стопных Размеров. И, ни одного 5-стопного. Что понятно. Если рулят 4-стопные Размеры, то места 5-стопным, практически, не находится. Потому что, говоря языком Метра, если любой 5-стопный Размер, в ударном объёме может сократиться до 4-х ударов, — следовательно в этом отношении приближаясь к 4-стопным Размерам (как правило полноударным), —

1о1ооо1оо1о
о1оо1о1оо1о

— то, 4-стопные Размеры, как вы понимаете, себе этого позволить не могут, не нарушая не то, чтобы, слоговой объём 11-сложника — хотя они его и нарушают, если идут на повышение:

1о1ооо1оо1о
о1о0о1о1оо1о

— если же на понижение (потерей удара — заменой его на неудар: 1>0), то да, они — не нарушают Размер:

1о1ооо1оо1о
о1оо0о1оо1о

но, в любом случае, они идут на поводу 5-стопных Размеров, — и это главное. А кто главный, тот, как известно и заказывает музыку. 4-стопные Размеры Итальянского 11-сложника — строги. Минорны. Как угодно. То есть

в некотором смысле, если свести 11-сложные ЯЯА- и ЯА- Логаэды к Амфибрахию, то куда к нему Ямбы и Хореи? Здесь встаёт другой вопрос: ПОЧЕМУ НАДО ИГНОРИРОВАТЬ 4-стопный Амфибрахий и другие, оставшиеся ЯА- и ЯЯА- Логаэды его системы, также как ДХ- и ХД- Логаэды системы 4-стопного Дактиля? Ну, давайте посмотрим на это наглядно.

СИСТЕМА ДАКТИЛЯ:

1оо1оо1оо1о — ДА — 11

1о1оо1оо1о — НЕТ — 10 – ХД4_б1
1оо1о1оо1о — НЕТ — 10 – ДХ4_б2
1оо1оо1о1о — НЕТ — 10 – ДХ4_б3

1оо1о1о1о — НЕТ — 9 – ДХ4_а1
1о1оо1о1о — НЕТ — 9 – ХД4_а2
1о1о1оо1о — НЕТ — 9 – ХД4_а3

СИСТЕМА АМФИБРАХИЯ:

о1оо1оо1оо1о — НЕТ — 12

о1о1оо1оо1о — ДА — 11
о1оо1о1оо1о — ДА — 11
о1оо1оо1о1о — ДА — 11

о1оо1о1о1о — НЕТ — 10 – ЯА4_а1
о1о1оо1о1о — НЕТ — 10 – ЯЯА4_а2 Ямбический Диметр
о1о1о1оо1о — НЕТ — 10 – ЯЯА4_а3

Имеется ввиду РИТМИЧЕСКИЙ аспект, а не слоговой. Грубо говоря и точнее некуда, возможно вы удивитесь, но там где может быть 4-стопный Амфибрахий, там запросто может очутиться и Ямбический Диметр:

о1оо1оо1оо1о — Ам4
о1о1оо1о1о — ЯД

Хотя в слоговом и изометрическом объёме ничего общего — даже близко. Но, мы же говорим о Ритмике, правильно? Ну вот, например, ещё из «Бруклинского моста»:

4СТРОФА

Как глупый художник в мадонну музея
вонзает глаз свой, влюблён и острЫЙ,
так я, с поднебесья, в звёзды усеян,
смотрю на Нью-Йорк сквозь Бруклинский мостИК

о1оо1оо1оо1о — Ам4<
о1о1оо1о1о — ЯД<
о1оо1о1оо1о — ЯА
о1оо1о1оо1о — ЯА

Если говорить об этом стихотворении, то в нём, ЕСЛИ НАМ НЕ ИЗМЕНЯЕТ ПАМЯТЬ, задействованы все 14 Размеров — систем 4-стопного Дактиля и Амфибрахия включительно. Только давайте договоримся сразу же, говоря о системах Дактиля и Амфибрахия, мы говорим для удобства передачи информации — не более. Потому что, любой логаэдный Размер, это не Дактиль и Амфибрахий. Другое дело, что как начнёшь перечислять... — так и запутаешься. Но, продолжим. Так вот. С точки зрения, Ритмики, это возможно. А если это возможно, то для чего нужно выдерживать строгость 11-ти слогов, при передаче того же Дольникового Итальянского 11-сложника? Вот, захотел бы Маяковский, к примеру, перевести Данте или ещё кого-нибудь из итальянцев, чтобы он сделал: стал бы высчитывать слоги для перевода или писал бы на слух, — как «Бруклинский мост» и «Вилли»?

Итого, ВЫБОР: между 4-мя законными 11-сложными Размерами и 14-ю возможными 9- 10- 11- 12- сложными Размерами. — Для ДОЛЬНИКОВОГО Итальянского 11-сложника.

Хм. Причём, если вы думаете, что здесь не надо высчитывать слоги, значит вы, мастер, — такой, что ни нам ни кому-либо ещё с вами не сравниться. Да таких и не было вообще! Ибо, ещё раз повторю, эти логаэдные Размеры не Дактиль с Амфибрахием. Где, как раз таки ошибиться, практически невозможно. Если у вас есть определённый опыт. Вот невозможно и всё. Плюс-минус. Потому что они пластичнее, так сказать. Но, когда у вас идут логаэдные строки, — которые уже метрически прерывисты — то, зачастую — они идут у вас на Дольник. Логаэды возможны, — но, опять же в зависимости от Размера, под неким напряжением на него:

о1оо1о1оо1...
о1оо1о1оо1...
о1оо1о1оо1...
о1оо1о1оо1... — Проблемный Размер. Который вы можете не почувствовать в 4-стопном Амфибрахие.

о1о1оо1о1...
о1о1оо1о1...
о1о1оо1о1...
о1о1оо1о1... — Не проблемный Размер.

О других нюансах говорить не будем. Ибо долго. Вобщем, Логаэды Логаэдами, но факт остаётся фактом:

в основном идут Дольники (или могут пойти, — как угодно):

о1оо1о1оо1...
о1о1оо1о1...
о1оо1оо1о1...
о1оо1оо1оо1...

И так далее. И вот здесь, понятие слуха не зависит от Метра или Размера, — как угодно. — От игры форм ОДНОГО Размера — чтобы наглядно это продемонстрировать, ещё раз о Логаэдах в усложнённом варианте на схемах — с пропусками ударений:

о1о1оо0о1...
о1о0оо1о1...
о1о1оо1о1...
о0о1оо1о1...

— видите? Это всё формы ОДНОГО Размера — Ямбического Диметра о1о1оо1о1... И это будет, несколько усложнённый Логаэд. Как если бы вы написали стихотворение 5-стопным Ямбом (который никто не назовёт усложнённым, — вот такое вот ви за ви):

о1о1о1о0о1...
о1о0о1о1о1...
о1о1о1о1о1...
о0о1о1о1о1...

Хотя разница между ними большая, если не сказать — огромная. В конце мы предоставим вашему вниманию два стиха этих Размеров: ЯДж и Я5ж. Но их родство, опять же заключается в форме: в полноударной форме ЯДа и 4-й форме Я5:

о1о1оо1о1...
о1о1о0о1о1...

А вот в Дольнике, понятие слуха зависит уже от Ритма Дольника (ну а как ещё сказать?), — то есть от игры РАЗМЕРОВ: 4-х, 5-х... и форм: 1-й, 4-й... разных Метров: ДХ, ХД... или комбинаций одного: ХД5_а2...а3...а4 (надеюсь, только, что правильно сказал):

о1оо1о1о1...
1оо1оо1о1...
о1оо1оо1о1...
о1оо1оо1оо1...

— видите, здесь каждая строка индивидуальна и сама по себе. А в целом, получается, 4-ре разных Размера составляют один Дольник. Поэтому-то говорить здесь о слухе, несколько самонадеянно. И в плане критики также проблематично. Собственно, от этого, некоторые чересчур много о себе думающие критики-теоретики, не побоюсь этого слова, НЕАДЕКВАТНО относятся к Дольникам. Мы — нет. И, ни кому не советуем. Критиковать — можно. Но только относительно слов. И, рано или поздно вы поймёте, что таким образом, вы настраиваете свой ритмический слух относительно Дольника. Помогать же ближнему своему? Ну может быть. Но, если вы будете критиковать Дольники по схемам, — Дольники вас за это накажут. Ибо, стихи не заканчиваются Силлаботоникой — раз. Логаэдами — два. Не верите? — критикуйте. Впрочем, это касается и тех, кто и чересчур либерально относится к стихам. Собственно, вот эти чересчур консерватизм и либерализм, — по отдельности, — суть одного и того же явления — НЕ правильного подхода к стихосложению. Всё. Достаточно уже политеса.

ВЫВОД: Сложно сказать. Тема только поднята. И эта тема, в некотором роде переводчиков. Как передавать эти Итальянские 11-сложники. Ну, а для всех остальных, — как писать или трепетно относиться к ТРЁХсложникам (Дактилю, Амфибрахию и Анапесту), — к Логаэдам и Дольникам. Всё. Напоследок лишь скажу, — для тех кто пишет, — желательно бы чтобы всё шло по-нарастающей. То есть каждый Размер, сначала или постепенно, — прочувствовать по-отдельности. А иначе Хаос. И, Порядок, который может быть скован в цепях:

«Начнёшь это слово в строчку всовывать
А оно не лезет нажал сломал»

— у Маяковского была проблема Хаоса. Особенно, в отношении Альтернанса — симметрии окончаний. Но, Маяковский был, скажем так: гений. А вы? Честно вам скажу, как бы там ни было, а писать Дольники и Тактовики — та ещё нагрузка на мозг. Что понятно, — чем больше вариантов, тем больше выбора. На первый взгляд — хорошо. Потом понимаешь, — как в магазине, — что уже битый час стоишь не зная какой товар тебе нужен. И вот так каждый раз когда приходят Дольники и Тактовики, — которые нужно править. Вы, знаете, мы сейчас подумали. Такто-Дольники. Да. Проблема проблем. Первый стих Маяковского — и в плане рубки под 11-сложник, — тот ещё анахорет. Как говорится, то ли рыба, то ли мясо. Ладно. Достаточно уже. Напоследок лишь скажу, что мы не поговорили должным образом об Альтернансе. В Итальянском 11-сложнике он однородный женский. Хотя найдутся переводы с неоднородным Альтернансом — мужским и женским, — что не всегда нарушает правило 11-сложности. Хм. При этом, уровень Размеров увеличивается. Вот опять же. Нет. На сей день мы пока эту тему трогать не будем. Всё. Достаточно уже. И... на какой там напоследок... просто стихи — один Логаэд: Ямбический Диметр, один 5-стопный Ямб и три Дольника от трёх авторов нашего портала, к теме нашей сегоднешней беседы, как ВНЕКЛАССНОЕ ЧТЕНИЕ:

•••ЯМБИЧЕСКИЙ ДИМЕТР. 4-стопный Логаэд•••

Среди застенчивых малолеток
Саша Бест
http://www.stihi.ru/2014/08/31/2577

Среди застенчивых малолеток
Печаль на пике кого ни спросишь.
Все пьют по горсти цветных таблеток.
Ведь так положено – в мире осень.

И вне зависимости от пола
У них по осени едет крыша.
И если злятся, то по приколу.
А нужно падать, так лезут выше.

И по балконам высоток тихо
Смакуют тонкие сигареты
В своей среде нарочито дикой.
И мне отчасти понятно это.

И томным барышням на заметку
Побуду чуточку откровенным:
Не говорите мне о таблетках
Вся осень вводится внутривенно.

30.08.14

© Copyright: Саша Бест, 2014

•••5-СТОПНЫЙ ЯМБ, Ж•••

Кобра
Сахара
http://www.stihi.ru/2011/02/20/367

Над чашей с ядом пьяною Нагайной
Склоняюсь в тишине кромешной ночи,
Как шулер карты, раскрываю тайны
/из давних публикаций/ между прочим.
На третьей чашке суррогата кофе
Прошу налить чего-нибудь покрепче,
И мимоходом заключаю в строфы
Всю патовость неловкой нашей встречи.
Надолго запечатываю в память
Даггеротипный профиль мутной тени,
Из крана звучно капающих капель
До пытки равномерное паденье...
Блуждая вместе в лабиринтах смыслов,
Обдумываем вовсе не разлуку -
Саму нелепость зарожденья мысли
Среди чужих не потерять друг друга.
Ты сам себе палач и инквизитор,
И приговор озвучивать не надо.
Сегодня у доверья вены вскрыты,
И метрономом каплям яда падать.
Смешон каприз остаться человеком.
/последний шанс наивной быть и доброй/
Чтоб скрыть зрачки, я опускаю веки -
В борьбе на равных победила Кобра.

© Copyright: Сахара , 2011

•••4-стопный Дольник. Ам4, ЯД — Ядро. Остальные: ЯЯА4 — 2 видов; ЯА4 — 2 видов; Д4•••

Мой мальчик, знаю, ты сильно болен..
Саша Бест
http://www.stihi.ru/2006/11/18-584

Мой мальчик, знаю, ты сильно болен
Ты слишком прям, чтобы верить в чудо
Твой ангел хранитель шепчет: «Довольно»
Твой демон хранитель шепчет: «Не буду»

А губы блекнут в слепой горячке
И пальцы в агонии мнут одеяло
И сердце стонет в нелепой скачке
Сердце кричит: «Я устало… устало!»

Дыхание хрипами рвется наружу,
Глаза опустели, свеча догорает
Твой ангел сквозь слезы шепчет: «Не нужно»
А демон ссутулившись: «Он умирает»

Твои глаза непривычно печальны
Под тяжестью век запечатаны слезы
Твои уста накрыло молчанье
Когда на ресницы упали звезды

Я задал вопрос, в ожиданье ответа
Но небо, нахмурившись, долго молчало
А ангел и демон исчезли с рассветом,
И с ними под руку душа улетала.

18.11.05

© Copyright: Саша Бест, 2006

•••8-стопный Дольник с внутренней Рифмой и женской Цезурой 4-й Стопы. Окончания строк мужские. Схема рифмовки ММ. По полустишиям: Д4, ДХ4_б3, ЯА4_б3 — Ядро. Остальные: ЯД•••

если порядок всего важнее...
Сахара
http://www.stihi.ru/2010/11/19/8670

мерно стекает потоком время сквозь мысли, и падает как вода.
если порядок всего важнее, то жизнь - это полная ерунда.
глупой комедией положений промчатся кадры - бездарный фильм.
если рецензия без одолжений, то слов немного - "сдавай в утиль".
день моей смерти и день рожденья, как у Шекспира - пускай совпадёт.
я беспорядочна. но неизменно жму на гашетку - и полный вперёд!
нужно рубить, что уже развязаться не сможет, как висельная петля...
кончились слёзы - изволь смеяться. ноль настроенья - начни с нуля!
лишнего выпито по ресторанам и сказано спьяну немало слов.
хватит казаться ранимой и странной, и выворачивать тело в любовь.
воем зайдётся в часах кукушка, и стрелки, дурея, помчатся вспять.
я ничего не забуду - так нужно - что я дарила сама - не отнять.
долгие дни и короткие ночи, строчки бесстыдны - о5 неглиже..
буду порядочной, если захочешь, с мокрою тряпкой пройдусь по душе))

© Copyright: Сахара , 2010

•••5-стопный Дольник. Сапфо (ХД5_а3), ХД5_б3 — Ядро. Остальные: Призрак (ХД_а4), ХД5м_б1, Ан4ж. Нарушение Альтернанса в последней строфе•••

На разбор. Лена Летнова
Стихоремесленный Цех
Немного от...
http://www.stihi.ru/2013/09/12/7103

Ей не надо было искать предлога.
Незаметно уйти - это данность свыше.
И она любила молчать о многом
В предрассветный час прощаясь с Парижем.

Палантин полумрака набросив на плечи,
В невесомом маленьком черном платье
Уходила так, как уходит женщина,
Чтобы снова вернуться в его объятья.

Аромата шлейф был едва уловимЫМ.
Он узнать его мог среди всяких прочих -
Сладковатой неги прохладный дымНЫЙ -
Этот запах духов настоящей ночи.

Разместила ЛЛ.

© Copyright: Стихоремесленный Цех, 2013
•••••••••••••••••••••••••••••

И на этом всё. Всем спасибо. Всем, до скорых встреч.