Взгляд из-за кулис На дальней станции сойду

Клуб Слава Фонда
ОБЗОР КОНКУРСА КЛУБА СФ
«НА ДАЛЬНЕЙ СТАНЦИИ СОЙДУ»
АВТОРА НАТИКО

Горожане и горожанки, внутренние эмигранты, чьи ветви – в городе, а корни – в деревне, этот обзор для Вас!
Вернее, не так. Сейчас переведём, вот правильное звучание анонса:
«Принимаются стихотворения о малой родине, о милых и родных местах».
Просто ну очень много, фактически зашкаливающее количество произведений – о возвращении из «цивилизованного далека» в родное «близко», которое валится, рушится, подтекает… Печаль по босоногому детству – едва ли не в каждом стихотворении. А «где родился, там и пригодился» крайне мало.
Но, надо отдать должное Авторам – чеховского «В Москву! В Москву!» тоже не слышно. Почти все душой стремятся назад – в провинцию. По сути-то, мы все из деревни, когда-то и Москва была деревней. В центре столицы даже есть церковь, которая так и называется: «На Кулишках», когда-то это место считалось дальней окраиной, а сейчас – центрее некуда.

СТИХОТВОРЕНИЕ №4 «КАМЕННЫЙ МОСТ» - о ней, многоликой, замшелой, ругаемой не первый век, наводящей тоску и ностальгию (причём одновременно и сразу), но милой сердцу провинции.
Любимый мостик не знаком с рекой.
Его метраж не назовёшь длиною.
Он, неприметный, маленький такой,
Прожил два века вместе со страною.

Здесь Щепкин роли повторял из драм,
Как городничий на округу глядя.
Прогуливался ссыльный Мандельштам
С идеями "Воронежских тетрадей".

Ещё не возведённый до светил,
Вкусив от революции оскомин,
К Владивостоку Осип укатил,
А прадед получил "путёвку" в Коми.

Неспешно проходил за годом год.
Листву меняли тополя и клёны.
И горбился наш мостик от невзгод
И трудных лет, войною опалённых.

Воронеж возрождался из огня,
Творил ступень гагаринской ракете,
Жил не тужил, историю храня,
А у детей войны рождались дети.

По спуску мы летели на санях
И не боялись синяков и шишек.
Мой город нежно пестовал меня,
Да и других счастливых ребятишек.

Молодожёны. Свадьба. Новый тост
И навесной замочек на перилах.
Наш Каменный, теперь "Влюблённых мост",
Хоть перестроен, но такой же милый.

Сюда опять приходят земляки...
A он простой, застенчиво-красивый,
Стоит себе во имя...вопреки...
Как вся провинциальная Россия.
Красивый, как этот мостик, финал, и нет придирок к содержанию. Единственное, что смущает – это первые строки:
Любимый мостик не знаком с рекой.
Его метраж не назовёшь длиною.
Что же, он совсем коротенький и такой крошечный, что нет ни длины, ни соприкосновения с водой? Или речка мелкая? Почему-то я читаю стихотворения, а вспоминаю мультики, особенно доброго Эээха из мультфильма «Ух ты, говорящая рыба»: «Так ведь город мааааленький!» - «Может, и маленький, да через тот город заяц бежал – не перебежал». Так и здесь: «метраж не назовешь длиной», река до мостика ни разу не доплеснула, но вот навесных замочков на перилах, судя по всему, не счесть, потому что влюблённых-то много, особенно в таком большом городе…  И потом: областной центр – это ж кому провинция, а кому столица, как говорит один мой добрый друг, который родом почти оттуда…
Но будем считать, что обзор стихов о «малой родине» открыт. А провинция бывает такая разная – и такая одинаковая, считают наши уважаемые Авторы.

«НО ВСЁ ТАК ЖЕ НОЧЬЮ СНИТСЯ МНЕ ДЕРЕВНЯ…»
Без деревенской темы провинции не существует. Кстати, и деревни тоже всюду разные. Скажем сразу: есть в подборке душераздирающие вещи, но эти стихи я в обзор не включала. Здесь можно только молча посочувствовать – Автору или его лирическому герою. Героиня нашего обзора – исключительно провинция, города и городки. И очень уместно здесь СТИХОТВОРЕНИЕ №67 «НИКОЛАЮ РУБЦОВУ», певцу родных деревень.
Бегут и бегут перелески,
Стемнело в вагонном окне.
Глядят семафоры-подвески:
Куда это вздумалось мне?..

Уютно звенит подстаканник,
Стучит под ногой колесо.
Я нынче счастливый изгнанник,
Избранник полей и лесов.

Зовёт меня рай комариный,
Угорье и храм над рекой
С проросшей на крыше осиной,
Щемящий вечерний покой...

Вот так, всё просто – и в то же время искусно, есть хорошие грамматические рифмы: «колесо» - «лесов», «комариный» - «осиной». В простоте – мастерство…  И вообще, говорят, что сложнее всего передать художественным языком обычные повседневные разговоры. Мне это сложным не кажется, но передать простую разговорную речь считается признаком профессионализма писателя или поэта. У Автора получилось очень естественно и жизненно:
Напоят чайком и расспросят
В последней у речки избе:
- Надолго ль? а может, не гостем?..
Нашёл бы работу себе…

Хозяйскую скатерть разглажу
И тихо промолвлю в ответ,
Что рад бы, но с бытом не лажу,
И денег отстроиться нет.

Пора мне…  Чуть стукнет калитка…
Дорога. Туман. Тишина.
А в небе свернулась улиткой
Над спящей деревней луна.
«Луна» и «тишина» - почему нет? Очень уютное, домашнее и доброе стихотворение. Приехал, повидал родные места – и уехал. Ответ односельчанам – скорее всего, та самая вежливая «полуправда», немножко уклончивая, чтобы «отказать, не обидев». И в самом деле, что делать в деревне лирическому герою, да и многим другим, не очень лирическим героям? Приезжают вдохнуть родного воздуха, хлебнуть чайку, взглянуть на «луну, свернувшуюся улиткой» (в городе, кстати, звёзд не видно из-за подсветки, да и луну – через раз из-за высотных зданий). А потом – назад, в работу, суету.
А вот – настоящая фантастика. Где находятся границы видимой нами Ойкумены? Конечно же, в СТИХОТВОРЕНИИ №26 «ОКОЛИЦА»! 
Край вселенной. Жизни захолустье.
Только воздух – знай себе,  дыши!
Плавни – пустыри. Речонки устье.
Огород уходит в камыши.
(Кстати, я видела такие огороды – впечатляюще! Когда часть полезной площади зарастает речным камышом – это Вам не лебеда, не вырвешь, руки режет, так что река, даже высохшая, прочно держит свои земельные угодья)

Живописно, сказочно. Без толку
Для престижа – глушь и беднота.
(Мысль понятна, но выражение её немножко коряво: «Без толку для престижа». Можно перевести: «не престижно», «есть и круче»… Но «без толку для престижа» не говорят, говорят «бесполезно». Значение вроде бы то же, но есть нюансы…  И потом, смысловой ряд нарушается: «Живописно. Сказочно. Без толку». Пока не прочтёшь следующую строку, нипочём не догадаешься, почему такой смысловой контраст в одной строке)
Место для души, где втихомолку
Празднует победу красота.

Первозданность умницы-природы.
Целесообразность – всё во всём.
(Как это «всё во всём»? Нет, опять-таки: смысл понятен, всё в нужной пропорции, необходимо и достаточно, и расположено в нужном порядке, но сама фраза слишком всеобъемлюща. Поди пойми, что там «всё» и в чём оно «во всём»… Автор, дешифрую дальше, блуждаю в Ваших камышах с фонарём)
«Небо» и «земля» – не антиподы
В этом заповеднике моём.
(Умница-природа – и тут же научное «антиподы» бросается в глаза, нарушает некоей научностью поэтическую речь)

Дни – поляны. Годы – медоносы.
(…И опять-таки: сами образы понятны. Но только что нам давался КОНКРЕТНЫЙ пейзаж, а теперь – символы. И потом – поляны гораздо глобальнее медоносов, скорее уж они – годы, а медоносы – дни, и каждый собирает свою порцию с лугов и полян)
Для чего? – дано мне угадать –
Лес и вечных трав живые росы, - (КРАСИВО!)
И снегов седая благодать.

Бабье лето светится огнями.
Я в дыму созвездий, как в сети.
(«В лучах созвездий» будет более уместным. Дымы во Вселенной – это туманности или хвост кометы, а созвездия – это как минимум не дым, а то, что его разгоняет своими лучами)
Не уйти – привязана корнями.
Уходя – с собой не унести.
Две строки в финале – афоризм, ради него я это стихотворение, собственно, и выбрала. А то читаю-читаю: камыши, медоносы в дыму созвездий…  Хотела уже огорчиться и начать думать над своим поведением, пока не дошла до конца. Лучше не скажешь. Так же точно будут жужжать пчёлы над полянами-днями, да светиться созвездия над зарослями камышей и кабачков на огороде…
СТИХОТВОРЕНИЕ №14 «Я СОБСТВЕННЫХ ПЛАНОВ ЛЮБЛЮ ГРОМАДЬЁ, или Отпуск сотрудника НИИ-ххх» абсолютно секретное. Ни за что не догадаешься, кто Автор. Я так ни одного раза не догадалась. Как только прочитала строчки:
Как  ныне  сбираюсь я,  Бэ Поляков,
В родную деревню. На  месяц.
…так сразу и подумала: Автор – анонимен. Засекретился. Чтобы не дай Бог… Ни один шпиён… Молчу, молчу...
Там  нет  ни коллег,  ни жены,  ни дружков,
Там  с  Музой-красавицей  вместе

Мы  будем  гулять  по  дремучим  лесам,
Вкушая  бруснику  с  груздями,
Внимать  шуму  сосен  и  птиц  голосам –
И  добрыми  будем  друзьями

И  птицам,  и соснам,  и  травам  в  цвету,
И  матушке-реченьке  Волге,
И  эту  живую  (пока?)  красоту
В  сердцах  сохраним  мы  надолго.

Дочитала до точки. Всё просто и понятно. Печальную ноту вносит момент размышления: «И эту живую (ПОКА?) красоту…» Ну то есть видно, что лирический герой – учёный, сотрудник абсолютно секретного НИИ-ххх, чьё имя тоже покрыто глубочайшей тайной. Но понятно, что он исследователь, и даже отделившись от коллег во время отпуска, продолжает сопоставлять и анализировать, строить прогнозы на будущее. И даже поверхностный анализ дремучего леса, как мы видим, внушает опасения. Но он же в отпуске и не хочет об этом думать. Все его мысли заняты другим, а этот научный вывод, даже, вернее, гипотеза мелькает вскользь.
Лёгкий стиль изложения, забавные (почти!) выводы и наблюдения, вообще сериал про научного сотрудника НИИ-ххх мне начинает нравиться. Его, как Шурика, можно отправлять повсюду, и он всюду отыщет что-нибудь «эдакое». Только вопрос – отыщет ли Музу. Но, опять-таки, лёгкий и мастерский стиль письма говорит о том, что Музу он на самом деле уже отыскал, всё в порядке.
Лирическому герою СТИХОТВОРЕНИЯ №5 «ЖИВУ Я В ГОРОДЕ МАЛЕНЬКОМ» никуда возвращаться не надо – он ни откуда не уезжал. Сам город не такой уж маленький и не такой уж неизвестный, просто раскрывается он постепенно перед читателем. Обращу внимание только на одно противоречие. После пейзажных зарисовок, лося, выходящего из леса прямо на улицу, новостроек и «сталинок», стоящих рядом, Автор утверждает вот что:

Здесь люди все непубличные,
Но важные для страны.
Вопросы сугубо личные
В судьбу её вплетены.
И далее, в следующем же катрене, поясняет, что это за люди:

Названия улиц знаковы.
Героями всех времён
Здесь были Музруков, Сахаров,
Курчатов и Харитон.

Здесь утром морозным зимушка
Плетёт серебристо вязь.
Здесь старец жил Серафимушка
И "Кузькина мать" родилась.
Серафим Саровский – кто же не знает? И почему «непубличные», когда к нему приезжали издалека – за советом, молитвой, мудрым словом? По поводу Сахарова вообще молчу – не самый, скажем так, «непубличный» человек. Вообще, когда Автор сказал: «Люди все непубличные, но важные для страны», - я подумала, что это обычные рядовые граждане, неизвестные народу, но вместе его и составляющие. И тут Автор посыпал именами и фамилиями, как из рога изобилия… «Важными для страны» их можно назвать, но «непубличными» - вряд ли.
Ну и в последнем катрене – название города, о котором уже все догадались, но Автор всё равно красиво завершил мысль о том, что духовный центр стал центром научного и оборонного значения:
И повод для нашей гордости -
Прочнейший из всех щитов.
Упорства тебе и твёрдости!
Удачи тебе, Саров!
Очень красиво и ещё одно произведение, подразумевающее конкретный объект: СТИХОТВОРЕНИЕ №48 «УСВЯТЫ». Усвяты – «посёлок городского типа, административный центр Усвятского района Псковской области» (Википедия). А теперь – поэтичные Усвяты, увиденные нашим уважаемым Автором сквозь дождь из окна проезжающего автомобиля:
Мелкий дождь неустанно стучит в лобовое стекло.
Надвигаются сумерки – видимость хуже и хуже.
Но видней чернота этих дальних российских углов:
Позабытые избы стоят, пригорюнившись в лужах.

А за избами озеро Узмень длиной в пять минут.
Силуэтом чернеет рыбак на резиновой лодке.
Всё хандрят небеса – но он ищет под ними уют.
Май случился такой – моросящий дождями, нечеткий.

Как свернули на Велиж – мелькнула Усвяча-река
В черноте луговых берегов – серым зеркальцем света.
Нынче ночью – в плаще, и с фонариком в зябких руках
Заспешит и придет молодое российское лето.
Образность в финале придёт стихотворению дополнительное очарование, она абсолютно уместна, объяснима и прекрасно смотрится в финальной строке, которая и должна быть афористичной, красивой точкой. И не нужно дополнительной расшифровки. Но сам пейзаж оригинален: через стекло быстро проезжающего автомобиля, которое к тому же постоянно заливает водой моросящий дождь. Как бы ни быстро ехал лирический герой, он успевает заметить самое характерное. И поэтому объяснима строка «озеро Узмень длиной в пять минут» - для маленького провинциального озера это немало, скажем так… И хотя стёкла залиты дождём, я очень зримо представила себе эту провинцию: чёрточками. «Позабытые избы», «пригорюнившись в лужах», одинокий рыбак на резиновой лодке, который ищет уют под хандрящими небесами. Дома деревянные, и в дождь всё черно, дерево напитывается влагой и смотрится бесприютно и грустно. Провинция из окна – почему нет, если картинка нарисована мастерски?

СТИХОТВОРЕНИЕ №60 «ИДУ И ЧУВСТВУЮ ВОЛНЕНЬЕ» - лауреат конкурса. Вообще-то оно трагично. В потоке ностальгии по «малой родине» и некоторой идеализации «родного уголка» встречаются по-настоящему трагические произведения, я уже говорила. Они не подразумевают надежды на возрождение, не ставят задачи создать пасторальную картинку детства. Таково и данное произведение. Здесь показана вся трагедия «умирающей деревни» глазами городского жителя, практически случайного (а может быть, НЕ случайного) прохожего.
Иду и чувствую волненье,
Спешащего к закату  дня.
Деревни ветхие строенья
Угрюмо пялятся в меня.
(«Пялятся в меня» - не грамматическая ошибка, хотя, безусловно, выглядит как таковая. «В меня» и для ритма (не напишешь же «на меня», поскольку это выбьется из ритма), и для выразительности. Как будто они не рассматривают прохожего (или прохожую), а пытаются «досмотреться» до её души, совести, всего, что в человеке называется личностью. А совесть есть, но, как говорится в одном остроумном интернет-афоризме: «Совесть изобрели злые люди, чтобы она мучила добрых». Ну не виновата лирическая героиня в том, что всё так складывается…)
Мне, урождённой горожанке,
Неловко  в их дворы смотреть:
Там сени драные с изнанки,
А в окнах – приживалка-смерть.
(Есть, правда, и некоторая отрада для души):

Вдруг радость: умывальник древний
Стоит безносый, но живой –
Охранник ревностный  деревни –
На пару с бочкой  дождевой.
(Лучше уж брошенный умывальник, антиквариат, чем брошенное живое существо, скажем, собака…)

Какое дикое сиротство
Глядит в меня из всех щелей
Крестьянской жизни. Худородство
Присуще родине моей.
(Опять «глядит в меня»: удачный приём, употреблённый второй раз подряд, теряет половину своего очарования, второй раз лучше уйти от этого оборота)

С её глухоголовых башен
Не слышен шепоток людской,
Не виден бывший хлебопашец,
Обросший данью  городской.
(От неидеального и тяжёлого прошлого мы движемся к вообще беспросветному настоящему. Раньше был хотя бы хлебопашец, обложенный «данью городской», сейчас и его нет, и вообще ничего нет, только умывальник)
 
Деревню, словно умывальник,
На задний выбросили двор.
Иду по улицам печальным,
Спиною чувствуя укор.
Опять обыгрывается умывальник – всё по Антон Палычу Чехову: если в первом акте на стене висит ружьё, то в пятом оно должно выстрелить. Драматургия произведения, образный ряд выстроены прекрасно, ружьё повесили на гвоздик, напомнили нам пару раз, что оно там висит и оно заряжено, и в финале выстрелили и сразили читателя наповал. «Спиною чувствуя укор» - блестящая точка: в ней и безнадёжность картины, и совестливость героини. Не будучи в действительности виноватой в этой ситуации, она тем не менее ощущает и свою долю ответственности, сопричастность как ныне живущего, современника: и за эту деревню, и за этот умывальник, и за то, что всё так сложилось.

Давайте вздохнём немного от таких безнадёжных картин. Не потому, что нужно отвернуться и забыть, а потому, что человек так устроен: он настроен на лучшее. «Всё всегда заканчивается хорошо. Если всё заканчивается плохо – значит, это ещё не конец». СТИХОТВОРЕНИЕ №68 «ПУТЬ ДОМОЙ…» начинается ну очень красиво, мелодично, легко и музыкально:
Ослепительная даль… Птичий клин под облаками…
Нынче дышится легко. Шёлком стелются луга.
Мне усталых ног не жаль. Небо синими руками
Омывает горизонт, и тропа тверда, легка…
(Ну то есть Вы увидели: это совсем другой порядок образов, угол зрения, чем предыдущее стихотворение. И ведь правы оба, уважаемые читатели! И трагедия, и красота деревенской природы соседствуют рядом. Но здесь родная деревня – радостная и радующая).
Тает облако-корабль под седыми парусами,
Машут белыми платками ивы сонных берегов.
На пути к родным местам дарит мудрость каждый камень,
Каждый мостик косолапый благодарных стоит слов...
(Наверное, самые лучшие стихи поэты пишут дома)
День за днём бегут года, я хочу остановиться.
Посмотреть в глаза реке, в небо душу окунуть.
Здесь полярная звезда отражается в кринице,
Смотрит сверху журавель, чтоб её не зачерпнуть.
Мне не лень комментировать, да и обзорного места не жалко, но стихотворение так красиво составлено, что жалко прерывать Автора. Однако приведённых цитат достаточно, всё приводить не буду – читайте ссылки внизу. Красивое произведение. Не забывая жить своей жизнью и наслаждаться рыбалкой в родных местах, лирический герой отдаёт должное своей деревеньке, и она продолжает жить и радовать его, как в детстве. Это же хорошо…


«ЗНАЧИТ, ТЫ НЕ ВИДАЛ ЛУЧШИЙ ГОРОД ЗЕМЛИ»
Раз уж в названии конкурса – строки из песни, то небольшие главы обзора – для облегчения восприятия – уместно также называть по аналогии. И хотя у нас уже немножко перепутались деревни, маленькие и большие города в предыдущей части, мы тем не менее сосредоточимся исключительно на городах. Кому-то и посёлок городского типа Усвяты – столица, а кому-то и Иерусалим – провинция.
СТИХОТВОРЕНИЕ №15 «ЕСТЬ ГОРОД…» о том, о чём Автор не считает нужным молчать. Да и нельзя.
Есть город небольшой
(ни близкий, ни далёкий)
с красивою душой,
с душою одинокой;
там белые сады
и чёрные овраги;
рукою - до беды
и вёдрами - до браги!
По воскресеньям звон
последних колоколен...
О, этот русский стон
по убиенной воле!
Мадонны у хибар
и ангелы в заплатах...
Но город очень стар,
чтобы
об этом
плакать.
Лишь иногда баян
сыграет для кого-то.
Там каждый пятый - пьян,
и каждый день - суббота.
*
Российский городок
с красивою душою,
за столь
короткий
срок
что
сделали
с тобою?
Да не за короткий, а за длинный… Этот же пейзаж вполне мог иметь место быть и в 20-м, и в 19-м веке, а то и раньше. Это мы думаем, что люди прошлого были несовременны и изъяснялись высоким штилем. А они были такие же земные люди, жили обычной жизнью. Другой вопрос: что действительно сделали со всеми этими маленькими городами и городками, И КТО? Город в стихотворении не имеет название – это собирательный образ. И вечный русский вопрос «Кто виноват» ответа не имеет, и на вопрос «Что делать» Автор ответа не ищет, он хочет найти ответ на незаданный вопрос: «ПОЧЕМУ?!». Есть только вопросы.

Поскольку «Нью-Йорк – город контрастов», как утверждала несравненная Нонна Мордюкова, то следующее произведение, опять-таки, пусть будет немного оптимистичнее. СТИХОТВОРЕНИЕ №10 «МОЙ ГОРОД» ностальгическое.

Когда на сердце лютый холод,
Когда темнеют небеса,
Я возвращаюсь в этот город
И вспоминаю адреса.

Срок, что отпущен, так ничтожен,
И как часы бегут года.
Я помню всех, кому был должен,
Кому был нужен иногда.

Стою на набережной серой,
Где мной был сделан первый шаг.
Здесь жить я начал с детской верой,
Что друг есть друг, а враг есть враг.

(…)

А дом - "корабль" в дымке мглистой,
Пусть не престижен, неказист.
Но жизнь была здесь самой чистой,
Хоть мир вокруг и был не чист.
(«Дом-корабль» в данном контексте читается как «корабЫль», хотя должно читаться кратко. То есть этот вопрос решается только интонационно, при декламации вслух или внутренней декламации. В печатном виде можно подработать. Строчку «Хоть мир вокруг и был не чист» мне бы хотелось переиначить: «Хоть мир вокруг и не был чист». Согласитесь, «был не чист» и «не был чист» - в великом и могучем это разная форма отрицания. «Был не чист» - значит «был грязен», нехорош. А «не был чист» - ну от природы-то он неплох, вполне чистый, но злые люди замусорили. Убедительно ли я объяснила, не знаю, но воспринимаю строку именно так)

Что суждено - должно случиться.
Но от чего так больно мне?
Меж мной и городом граница,
А возвращаюсь я во сне.
Опять-таки: какой город – непонятно. Родной… Где у нас набережная? В мире множество городов и множество набережных… Как будто «внутренний эмигрант» своего детства, лирический герой не может вернуться. Даже этот несовершенный город, который «был не чист» и «не был чист», для него – недостижимая мечта.

А вот с позицией Автора СТИХОТВОРЕНИЯ №56 «ЧИСТЫЕ ПРУДЫ» я категорически солидарна. Сразу скажу, забегая вперёд – не то чтобы произведение было чисто лирическим… Нет, романтическое начало быстро упирается в существующую «объективную реальность». Но обо всём по порядку:
Мне, Чистые пруды, мистически-манящи:
влечению души воздам приоритет...

Трамвайные пути — из памяти звенящие
и «Горе от ума» - классический портрет.

Бульвар под ноги лёг и не спешат прохожие,
скамейки охраняют белые листы:
«Окрашено!», «Окрашено!», как близнецы похожие...
Бомжам на всё до лампочки — спят, ангельски чисты.
Автор, либо «до лампочки», либо «на всё плевать», фразеологизм составлен из двух частей двух других фразеологизмов, и это ошибка.
Кроме того, в самом начале фразы «мистически манящи», «влечению души», «Горе от ума» создают романтический настрой. Но уже таблички «Окрашено» на скамейках возвращают нас в суровую реальность. А дальше – понеслось по наклонной плоскости:

Пьют розовое пойло раскрашенные девицы...
Напротив «Современника» мы замедляем шаг,
мне в камеру нащёлкалось панно с родными лицами...

Вдруг... серым рафинадом закончился большак.
Стоп. В контексте строки ударение падает на слог «дЕвицы», а вот «панно с родными лИцами» требует ударения «девИцы». Однако в данном контексте это невозможно. И вообще сам факт дЕвиц или девИц, пьющих пойло на подходе к Чистопрудному бульвару, Грибоедова бы опечалил…

У берега — по облаку две шоколадных уточки
и красно-белым поясом затянут рыхлый пруд.
А в памяти аккордами звучат былые шуточки,
Тальковские «пруды» в душе моей поют...
ВОТ! Вот то место, начиная от которого, я стала следить за авторской мыслью очень пристально. Я тоже слушала тальковские «Чистые пруды» и тоже искала эти самые Чистые пруды, нарезая по Москве круги к Чистопрудному бульвару. Оказывается, пруд один, хотя и называется всё это «прудами». А картина – ну, Автор всё предельно точно рассказал… Только вместо уточек по воде плавали бумажки… фантики… эх…
«У каждого из нас на свете есть места…» - остаётся только вздохнуть над прекрасной песней Игоря Талькова.

А теперь – Сталинград, он же Волгоград, который не называется, но легко читается по характерным символам: дом Павлова, Мамаев Курган, Волга… СТИХОТВОРЕНИЕ №65 называется «ПРОДОЛЬНЫЕ», и речь идёт об улицах города-героя: кто был в Волгограде, тот знает, что он тянется вдоль Волги.
на Первой, где встречаются начала
и вёсны начинаются вчера,
где сойка ранним утром прозвучала
и хороши с Россини вечера,
где мне знаком не камень, так шпалера,
увившая штакетник под окном,
плывут баржи по Волге, как галеры,
и Павлов дом.
(Немного не поняла образа «И вёсны начинаются вчера». Но очень понравилось «Хороши с Россини вечера» - фраза хорошо обыграна)

Второй – немного меньшей из продольных,
готовой пальму первенств отрицать,
достались: степь - бескрайнее раздолье
под ковылей расхристанную стать,
к аэропорту ближняя дорога,
моя, как праздник, первая любовь,
четырёхлистник отчего порога,
чужая боль.
(Очень заковыристо «пальму первенств отрицать». Может быть, «пальму первенства отнять»? Разница с глаголом «стать» будет минимальна, по-моему, допустимо. Получается, что Вторая отрицает не пальму первенства Первой, а пальмы первенства вообще. Нравятся штрихи, очень точные. Всё стихотворение – на штрихах, но это конкретные ощущения: и «общие», как аэропорт, и личные, как первая любовь).

Мамаева гора соединяет
и Первую равняет со Второй,
цветы акаций и сирень роняя
на майские, скорбя с Курган-горой.

... они собою повторяют реку –
изгибы и течений берега.
От потоплений держит человека   
меня оберегающая гать.
Рифма «берега» и «гать» немножко смазала впечатление, в финале лучше точные рифмы, но в целом причудливо сплелись и конкретика, и философия, и городская география, и военная история… Хорошие стихи влюблённого в город человека.

СТИХОТВОРЕНИЕ №6 «ЧЕЛЯБИНСК» - промышленно-поэтическое, с дымом от заводов. Куда ж Челябинск без заводов и без Уральских гор? И также сплетаются городские и поэтические символы (например, «Уральская рябинушка»). По выразительности немножко уступает предыдущему, но очень созвучно ему. Но ведь и о Волгограде мы знаем гораздо больше, чем о Челябинске:
Под листвой «Рябинушки Уральской»
Во дворах проспекта Спартака
Музыка Родыгина слышна...
И асфальт Митяев мажет краской.
Из окна троллейбуса, пейзажи
Детства и наивности полны –
Город недостроенной страны
Жив, красив и молодеет даже.
Тем, кто не был в Челябинске, прозрачна и понятна только вторая половина восьмистишия: не все видели проспект Спартака, где «музыка Родыгина» и краски Митяева. Жизнеутверждающий финал хорош: у города, безусловно, есть прошлое, но у него есть и будущее.
А теперь – Крым. СТИХОТВОРЕНИЕ №50 «СЕГОДНЯ МНЕ ПРИСНИЛСЯ…» начинается с рефрена:
Сегодня мне приснился гул вокзала   
и музыка -  «Прощание славянки»,
что без меня по рельсам ускользала
под дробный стук колёсной перебранки.
(«Сегодня мне приснился…» гул вокзала «и музыка», что «без меня по рельсам ускользала»… Загадочный оборот)
Сегодня мне приснился шум прибоя
и ветра, что гонялся не за мною -
за капелькой полуденного зноя,
за облаком с пушистою спиною.
(Здесь игра с читателем продолжается: шум прибоя и ветра, «что гонялся НЕ ЗА МНОЮ»)
 
Сегодня мне приснился старый тополь-
беседовал о чём-то с небесами.
Сегодня мне приснился Симферополь
родными, дорогими голосами.
Симферополь выражен и проявлен менее чётко, чем Волгоград и Челябинск. Много общих слов, из которых конкретные – только эшелоны, идущие на фронт, прибой, но этого недостаточно для портрета города. Пусть я не видела проспекта Спартака, но теперь знаю, что он есть в Челябинске, и что в Волгограде, напротив, проспекта Спартака нет. Вот таких же географических, более конкретных чёрточек Симферополя мне немного не хватило. А в целом – красиво, лирично и напевно о своём родном городе, никаких поэтических замечаний у меня лично нет. Стихотворение-признание или стихотворение-романс, почему нет? Конкретика тут не обязательна, но обычно «портрет города» даже в стихах читается чётче. 

Город из СТИХОТВОРЕНИЯ №28 «ЗНАКОМЫЙ СОН» пришлось искать на карте. В последней строке стихотворения город всё-таки называется: Буинск, «административный центр Республики Татарстан». Если бы не название, то город был бы похож, наверное, на многие города: и своими снегопадами, и своими переулками, и даже своими корабликами в ручье. Очень красивый, плавный, трёхстопный размер, знаковые детали, но самое главное – здесь на первом плане личность Автора, точнее, лирической героини стихотворения, которая любит свой город и рассказывает о нём так, как его видит:
Чуть забрезжит рассвет растворяется, словно виденье
Сон знакомый до боли, что сниться по нескольку раз -
Город детства родной, тишина, снегопад, воскресенье,
Из мечети летит окрыленным напевом намаз.

Или снится весна - в переулках с рожденья знакомых
Растекаясь, несутся, спешат и смеются ручьи.
Мы с мальчишкой соседским из нашего серого дома
Из бумаги корабль на минуту фрегатом сочли.

Слышу гул поездов, снится зал городского вокзала
И я так же стою у закрытого кассы окна.
(«У закрытого кассы окна» не очень удобно читается, лучше перестроить фразу, но как – я не знаю. «Зал городского вокзала» - два «зала» рядом, это тоже неудобно)
И небес синева, я подобной нигде не видала
Может быть потому, что над родиной малой она?
Ритмический рисунок сложный и до конца выдержан. Получилось очень хорошо, искренне, просто, без затей, как всё родное и близкое, но зато действительно – родное и близкое.

Есть такое выражение: «Увидеть Париж и умереть!» А мы попробуем увидеть Иерусалим – и остаться в живых. СТИХОТВОРЕНИЕ №36 так и называется – «УВИДЕТЬ ИЕРУСАЛИМ». Стихотворение состоит из триолетов, это самая необычная рифмовка во всей конкурсной подборке, хотя, по сути, ничего необычного-то и нет…
«От наших глаз неотдалима
Холмистость Иерусалима
И огнедышащая синь...»

Познавшим счастье пилигримом
Речисто и неповторимо
И мне послышалось: «Аминь!»
(Профессиональная работа, речь Автора льётся свободно и легко, при этом каждая строчка – образ)

Шалом! Да здравствует суббота,
Своеобразная свобода
Преобразившихся пустынь.

Пройдём Дамасские ворота,
Где чудеса за поворотом
От заискрившихся святынь.
(Немножко «на Ты» с вечным городом наш лирический герой…)

В кафе уютном Муристана
Читая главы из романа –
Заветный «Иерусалим»

В тепле – валюте постоянной,
Где тает сладкое сопрано,
Весь этот мир неразделим!
В последнем триолете во имя «красивостей» и рифмы возникли образы, которые я воспринимаю как лишние. «Сопрано» как будто не отсюда, но для рифмы хорошо – почему нет. А вот «валюта», да ещё и по отношению к теплу, точно не отсюда. Впрочем, если будет изобретён способ рассчитываться такой валютой, как «тепло», то он таки многим понравится!

СТИХОТВОРЕНИЕ №70 «ПРОВИНЦИЯ» подводит черту над нашими долгими размышлениями, где же лучше. «Где нас нет», - сказал поэт.
Где лучше жить – конечно, дело принципа,
Но мне, обычной пташке городской,
Всё чаще снится тихая провинция-
Там воздух свеж, и дышится легко...

В глухой деревне на лесной окраине
Гуляют звёзды в заводи речной -
Лишь там душа, столичным шумом ранена,
Становится спокойной и ручной…

(Очень понравился оборот: «спокойной и ручной», так красиво процесс релаксации и отдыха, наверное, мало кто называл!).
Проснуться в шесть под свист кнута пастушьего,
Кивнуть с улыбкой яркому лучу
И страх прогнать, загнать в лесную глушь его-
О, как давно я этого хочу!
(Это ж в какую провинцию надо уехать, чтобы услышать там под окнами свист пастушьего кнута? Вы были в современной провинции? Там сейчас такие заборы из кирпича, такая звукоизоляция, металлопластиковые окна и проч., и ничто мимо Вашего окна так просто не просвистит)

Спешить в знакомый лес, на волю вольную,
Желая жизнь за сутки наверстать, - (красивое выражение!)
И верить, что кукушка сердобольная
Мне накукует лет не меньше ста…

Мечта так близко: дотянись руками и
Возьми её, но твой прервётся сон –
И вновь тебе скитаться в джунглях каменных,
С прохожими вздыхая в унисон…

Проглоченные монстрами-столицами,
Идём, не слыша запахов Весны,
А где-то рядом тихая провинция
Нас ждёт, чтоб сделать явью наши сны.
Внимание! Смертельный номер: критика в стихах! Просьба не бросать в меня тяжёлыми предметами.
Из пыльных городов к весне в провинции
Ещё никто при мне не убежал.
Хотя комфортней и приятней в принципе,
Но рушится забор, закрыт вокзал.
И снится сон отчаявшимся Авторам,
И всё никто ответа не найдёт:
Нам совместить красу природы надо бы
И взять из джунглей каменных комфорт.
И в завершение скажу, что не такой уж Автор утопист. Есть, на самом деле есть немало жителей больших городов, которые продают или сдают квартиры, чтобы поселиться где-нибудь в живописном месте. Но если место достаточно живописно для этого и привлекает горожан. А если речь идёт о том, что составляет основу русской провинции, простых деревнях и городах, то оттуда люди разъезжаются, и немало уже «вымерших деревень» на российской карте. В общем, если даже дать лирическому герою возможность выбирать, он в деревню из города не поедет и за свои слова не ответит. Но сами слова – прекрасны, и стихотворение прекрасно, мои аплодисменты.

«СТОЮ НА ПОЛУСТАНОЧКЕ В ЦВЕТАСТОМ ПОЛУШАЛОЧКЕ»
Под таким названием мы разместим ни много ни мало, а такие же стихотворения о «малой родине» (весь конкурс ей посвящён, как-никак), но так, чтобы в них был какой-либо предмет, с которым связаны воспоминания. Ну хоть тот же цветастый полушалочек. Или умывальник, как в первой части нашего обзора.

СТИХОТВОРЕНИЕ №52 «МАЛИННИК» - даже не буду говорить, какой предмет подразумевается, это очевидно. Вот только начало стихотворения совсем неромантичное:
Плыл под градус водки разговор
К потолку купейного пространства,
Словно нам путейный режиссер
Навязал эссе в припадке пьянства.

Слушаю вполуха и молчу,
Узнаваемы суды, да перетолки,
(Лучше «Узнаю суды да перетолки», иначе слишком длинно, выбивается из размера)
Мелкой дробью, как по дергачу,
Метят в сердце памяти осколки.

Россыпью названья деревень,
Но одна с названием Малинник
Словно мать, опершись о плетень, 
Ждет меня всегда, роняя ливни.

От пьяных эссе подвыпивших пассажиров мы постепенно переходим к описанию местечка с красивым названием Малинник, и причём очень красивому описанию!
Виртуоз и маленький Шопен -
Ветер там малиновкою свищет,
И края черемуховых пен
Заправляет май за голенища.

Там от трав идет такой дурман,
Там, глотая землю на рассвете,
Ластится к бокам домов туман
И о двери трется мокрой шерстью.

Мой Малинник ждёт меня с добром,
Дым из труб пуская в поднебесье,
Еду, еду в край, где серебром
Речка в честь мою трезвонит песни.
Начиналось всё под бутылку водки и дробь сплетен, но они забыты перед такой красотой, от которой лирический герой уже не может отойти до самого окончания стихотворения. На этой мажорной ноте и завершим.

СТИХОТВОРЕНИЮ №2 «Я ПОМНЮ ТО ПЛАТЬЕ…» в жизненности не откажешь. Может быть, «гимном родной земле» оно и не станет, но в нём – искренность детского восприятия и поэтическая честность. Чего Автор не видел и не знает – о том не пишет, но зато что видел и пережил – не забыл.
Поблёкшее фото — картинка из детства,
Я помню то платье лимонного цвета:
С ромашкой карман, по подолу воланы...
Мне пять или шесть? Я сижу на диване:
Смешные косички, рука на коленке,
Другой прижимаю тряпичную Феньку,
Глаза, не мигая, уставились в точку -
Какую-то птичку я жду из кружочка!
(Воспоминания только на первый взгляд кажутся отрывочными. Вспоминая детство, родные места, мы чаще всего помним всё-таки не красоту природы, а лимонное платье, фотографа под чёрным платком, старенький диван, куклу Феньку).
Мы жили в деревне - сплошные заботы, 
В то время считалось диковинкой фото,
Откуда он взялся - фотограф-любитель -
Турист, отпускник или местный учитель?
(Вот переход «от частного к общему», и от детского ко «взрослому» взгляду на происходящее)
Разъехались люди, исчезла деревня,
Гектары полей занимают деревья,
Лишь речка, журча, по каменьям несётся,
Да мельницы след - жернова и колодцы.
Два старых домишка - приют рыболовов -
Со временем гибнут в руках бестолковых,
А снимок остался на память о прошлом,
Где я, как принцесса, в наряде роскошном!
Блестящее завершение: образ повторяется в начале, затем тот же образ – в конце, который закольцовывает стихотворение, придаёт ему вид завершённой выраженной мысли. И на снимке-то, собственно, самой деревни и нет, там девочка на диванчике в новом платье, оно является центром всей композиции. Но именно этот снимок для лирической героини – символ безоблачного прошлого, когда в деревне ещё кипела жизнь. Песней или гимном, повторюсь, оно вряд ли станет, но лимонное платье из всей подборки мне, безусловно, запомнится.
Что труднее: любить всё человечество в целом или же конкретного его представителя в отдельности? Вот в этом стихотворении – конкретные представители: мама, папа, фотограф-энтузиаст, боль по родным местам, домикам, улочкам, находящимся в запустении – и платье лимонного цвета для маленькой принцессы.

В СТИХОТВОРЕНИИ №43 «СЕЛЬСКАЯ ПАСТОРАЛЬ» очень много растрогавших меня слов. Оно небольшое, приведём полностью:
Густой, тягучий словно мёд,
Стекает зной на Новосёлки.
Пыль деревенская плывёт
Вдоль по дороге за бурёнкой.
(«Новосёлки» и «бурёнкой» - приблизительная рифма. Если Автора всё устраивает, то читаем дальше, в принципе, можно с ней не бороться, тем более что заменить особо нечем)
Мальчонка рыжий, лет пяти,
Несётся вскачь на хворостине.
Поёт он песенный мотив,
В широкой путаясь штанине.
(На словах «Поёт он песенный мотив» я забыла все свои предыдущие изыски… Всем известный пример про «масло масляное» не привожу из деликатности – Автор уже догадался, что в его стихотворение прокралась тавтология. Вы думаете, что я говорю о «поёт песенный»? Дудки! Я говорю о «песенном мотиве». Песня всегда предполагает «мотив», поэтому данное сочетание не может оставить меня равнодушной: уникальный случай двойного повтора).
У кур, - возможно от жары,
Рефлекс исчез из полушарий.
В тени собачьей конуры
В глубоком обмороке Шарик.
(Строки про кур лучше доработать и подобрать другую рифму к обороту про Шарика. А про Шарика понравилось, очень метко)
Рисует солнцу кружева
Весёлый жаворонок звонкий...
Я узнаю себя едва
На пожелтевшей фотоплёнке...
«Рисует солнцу кружева» - оборот тоже не безупречный, хотя и красивый. И под всем этим – ностальгический финал. Мы узнаём, что этот мальчонка на хворостине и есть наш лирический герой – просим любить и жаловать! А нестыковки немножко доработать, стихи-то очень домашние и приятные.

Ну и, наконец, СТИХОТВОРЕНИЕ №42 «ВИШНЯ». Память детства связана здесь со вкусом ягод, и в целом стихотворение очень ровное, правильное и красивое. Оно – о том, как вкусны вишни в середине лета, как дороги воспоминания детства. Одно из самых совершенных, отточенных на конкурсе:
Солнечный лучик заглянет в окно по соседству,
Нет никого... из друзей никого не осталось...
Боже всесильный, верни на минуточку детство, -
Снова попробовать тёмно-бордовую сладость...

«ПРЕДАНЬЯ СТАРИНЫ ГЛУБОКОЙ»
Что-то я много болтаю… Длинные обзоры, конечно, дают возможность коснуться большего числа произведений – это плюс. Тем более, что тема «малой родины» у нас востребована, даже более 70 произведений в подборке.
СТИХОТВОРЕНИЕ №23 «РАЗВАЛИНЫ ЦВЕТА КРОВИ» - таинственное и печальное. Не без корявостей – все стихотворные «руины» нет возможности отметить, но вот пример:
Цвет развалин как цвет моей крови...
Ощущаю я с камнем родство...
В детстве парк был мне символом воли,
Веры в призраков и колдовство.
С последней строчкой всё понятно, а вот с предпоследней как быть? Попробуем сказать без учёта ритма: «В детстве парк был ДЛЯ МЕНЯ символом воли, веры в призраков…». Но «мне» тоже хорошо.
Бегал я средь молчанья развалин,
И витали виденья во мгле,
Погружался я в мир нереальный,
Было страшно и сладостно мне

"...Согнут стан  кавалера в  поклоне,-
Реверансы и книксен в ответ…
Бал за парой следил:- в моветоне
рук пожатье, а  чувства  -  секрет!
Вот пожалуйста – ещё случай: был «МОВЕТОНОМ», или просто – тире и «МОВЕТОН», в именительном падеже, а «в моветоне» как-то не звучит. «В моде» или «не в моде» звучит, даже «в тренде» звучит, а «моветон» упорно требует именительного, ну или винительного падежа. Кстати, далее встречается «прУда» - вообще-то «прудА».
 
Но трагедией, царской опалой
Обернулся роскошный проект:
Резиденцией так и не стал он,-
Тайне этой уже 200 лет!
(Здесь смещение ударений, но это не критично и пережить можно, руины и не такое переживали).

(…)
Вдруг свершилось:дворцов запустенье
И развалин готических транс,
И растресканный мрамор ступеней
Получили на жизнь новый шанс:

...Восстановлены зданья,  фонтаны,
Среди взгорий дорожки легли...
Современный народ неустанно
Признаётся ансамблю в  любви...
(Здесь не совсем понятно, кто восстановил и как: в качестве музейного ансамбля? Частный инвестор для показа платежеспособным туристам? Просто какой-то добрый волшебник для того, чтобы сохранить историческое здание? Скорее всего, как объект туризма, конечно – но это я так думаю, да и в дальнейшем в стихотворении появляется «гламурная кофейня» - туристический объект)

В уголочке гламурной кофейни,-
Сладкий запах корицы...уют...
Нет со мной моих фрейлин - видений...
Одиноко и  грустно мне тут...

Мне милее былые руины,
Камня красного яркий ажур...
В них - фантазии детства. И длинный
К малой родине la voie d`amour.

la voie d`amour - путь любви ( франц)
Французский в финале смотрится очень органично. До этого мы погружались в мир прошлого – фрейлин, кавалеров, имперской постройки, а Россия позапрошлого века говорила на французском. Воображение рисует «гламурную кофейню» посреди бывших развалин – ныне они отреставрированы и приведены в порядок. А в этой кофейне сидит лирический герой, и весь этот гламур ему не нравится, он тоскует по диким, необлагороженным руинам, по которым бродили призраки, был простор для фантазии. Что лучше: что исторический объект так или иначе спасён – слишком много их разрушается у нас на глазах. Или то, что герою не хватает «своих» красных развалин? А ведь это тоже определённая утрата.

СТИХОТВОРЕНИЕ №35 «СРЕДИ ЛЕСОВ» начинается вполне ностальгически, в духе времени и в тренде конкурса. Но далее из лесного тумана выходят партизаны Великой Отечественной…
Среди лесов, в затерянном краю,
Стоит посёлок: За`лазно зовётся.
Ему хватало и дождей и солнца,
И мне казалось: я живу в раю.
Ведь на планете лучше места нет:
Весной -- цветы, зимой -- снега по пояс,
А летом знойным --  золотился колос,
И жаворонка слышался кларнет.
(…)
. . . А в сорок первом там была война.
Там метр каждый пропитали слёзы,
Где до сих пор российские берёзы
Не выплакали горести сполна.
Где всё ещё земля врачует раны
Тех беспощадных, злополучных лет,
И где-то, в тех лесах, погиб мой дед,
Ушедший в сорок третьем в партизаны.
И до сих пор находят у реки,
Оставленные временем снаряды,
И роют поисковые отряды
В местах, где им укажут старики . . .
И точно так же дождь шумит весной,
Смывая зим потёртые одежды.
Подснежники лесные как и прежде
Сверкают безупречной белизной.

А я, увы, уехала давно,
И посещаю родину не часто.
Однако, знаю: где <гнездится> счастье,
И где оно судьбой защищено.
Именно последняя строка примиряет между собой ТРИ части стихотворения. Деревенский рай, военные годы и настоящее, в котором лирическая героиня у себя на родине не живёт, очевидно же, в силу не зависящих от неё причин, а не «злых врагов»… Но строка «И где оно судьбой защищено» вселяет уверенность, что подвиг деда-партизана был недаром.

И, для полноты раскрытия темы, СТИХОТВОРЕНИЕ №71 «СЕРГИЕВ ПОСАД» - тоже просто прочитать. Ни комментировать, ни тем более искать ошибки или неточности не хочу, да и устала – шла 25-я страница моего обзора. Терпение, уважаемые читатели… Ещё чуть-чуть.
Не тускнеет в храмах ризниц позолота,
Но слегка печальны неба очеса-
Ждёт оно упрямо: вдруг блаженный кто-то
Забредёт случайно в Сергиев Посад,

(…)
Пусть зимой и летом храмы бьют в  набаты,
Пусть в духовной жажде бьёт душа поклон-
Каждый в мире этом был рождён крылатым,
Каждый был однажды Богом сотворён!
Вся соль стихотворения – в финальном двустишии.

***

Ну и вместо эпилога – СТИХОТВОРЕНИЕ №44 «ЧЕГО НЕ ХВАТАЕТ МНЕ В ЭТОЙ СТРАНЕ?», оно посвящено тому, что было, но чего теперь нет. Опять-таки, к образной и ритмической части вопросов нет. Да и к содержанию, по сути, тоже. К слову, это стихотворение – победитель конкурса. Вообще в наш обзор попали сразу четыре лауреата из пяти. Приятно, что мнения автора обзора и жюри совпали.
Чего не хватает мне в этой стране?
Осеннего утра на рыжем коне,
Листвы под ногами, хрустящего льда,
Озябших синиц на стальных проводах,
До горечи сладкой бездомной тоски,
Озноба, зажавшего сердце в тиски,
И этой особой ноябрьской тьмы...
А может быть, мне не хватает зимы?

Скучаю, скучаю по белым снегам,
По снам в электричке под хохот и гам,
По старенькой даче, теплу от печи,
По маминым платьям из старой парчи.
Гаданье на святки, мерцающий свет,
На Ёлку Кремлёвскую красный билет,
Каток на пруду и лыжня у ворот,
И песня про самый крутой поворот...

А может быть, мне не хватает весны?
Прозрачности неба в иголках сосны,
Беременных почек, весёлых грачей
И мира, который отныне ничей.
Мир, брошенный мною, не ждёт перемен.
Он так и остался во времени "N"
Картинкой из детства на белой стене...
Я знаю, он тоже скучает по мне.

***

СТИХОТВОРЕНИЯ, ПРИНЯВШИЕ УЧАСТИЕ В ОБЗОРЕ КОНКУРСА «НА ДАЛЬНЕЙ СТАНЦИИ СОЙДУ»
4. http://stihi.ru/2016/03/19/9617
67. http://www.stihi.ru/2015/02/07/781
26. http://www.stihi.ru/2012/07/03/6645 
14. http://stihi.ru/2010/07/31/4988
5. http://stihi.ru/2015/02/10/11433
48. http://www.stihi.ru/2015/10/20/2857 
60. http://www.stihi.ru/2016/05/17/2657 
68. http://www.stihi.ru/2015/06/24/5057
15. http://www.stihi.ru/2007/08/30-2560
10. http://www.stihi.ru/2001/11/08-744
56. http://www.stihi.ru/2015/03/28/5684
65. http://www.stihi.ru/2015/07/30/6277
6. http://www.stihi.ru/2010/03/27/4207
50. http://www.stihi.ru/2009/10/03/844   
28. http://www.stihi.ru/2016/05/02/5985
36. http://www.stihi.ru/2016/04/08/89
70. http://www.stihi.ru/2016/04/30/2871 
52. http://www.stihi.ru/2012/10/24/7150
2. http://www.stihi.ru/2013/12/15/4991 
43. http://www.stihi.ru/2015/05/11/6755 
42. http://www.stihi.ru/2013/02/10/2972   
23. http://www.stihi.ru/2009/01/21/862
35. http://www.stihi.ru/2016/05/05/10842 
71. http://www.stihi.ru/2013/11/10/6189
44. http://www.stihi.ru/2013/01/04/9341

С добрыми пожеланиями в творчестве
всегда ваша НАТИКО