Обзор летнего лонга от Ильдара Харисова

Литературный Фестиваль Рунета
Многие стихи лонг-листа мне были известны либо по другим конкурсам, либо по странице приёма, на которую время от времени заглядывал. Но перед написанием обзора я прочитал всю подборку в анонимном режиме, а затем уже перечитал всё с именами авторами. Погрузиться в лонг-лист оказалось интересно, в каждом стихотворении были те или иные находки, «изюминки». Уровень владения стихотворной техникой в целом – достойный. Стили, темы, формы – разнообразные.
Получил удовольствие, за которое благодарю авторов и принимающих редакторов. Разве что с препинаками почти у всех авторов обнаружились непорядки. Ну и некоторые заусенцы типа «октяб(э)рьской юдоли» или малопоэтичные скопления «и той, что всё ещё может быть», занимающие полную строку, – это айайай, если мы не находимся в экспериментальном режиме. А так, в сумме – хорошие стихи, хороший лонг.

Какие стихотворения включить в шорт-лист? Первые девять кандидатов не вызывали сомнений; напишу сперва о них.

17. Сибирский Волк «Ибо каждый из нас здесь и жертвенник, и Авраам» http://www.stihi.ru/2017/01/29/3840
 
Ибо каждый из нас здесь и жертвенник, и Авраам,
каменный свет держащий в своих губах –
словно тот – лестница, на которой Исаак
играет в салочки с бабочкой – и изгоняет мрак…

Вот все стада твои, идущие на водопой –
свет, что глядит в лицо воде, и лицо своё
не узнаёт – так морщина вдвойне лица
больше, поскольку лицом надвое разделена –

выпьешь себя и дальше в огне пойдёшь,
словно ребёнка и Бога, бабочки дрожь
неся на руках у рисунка воды, вдоль себя –
жертвенник, сын, Авраам, стая из голубят.
_____________________
Сильное стихотворение, напоминающее о том, что Бог – во всём, точнее, всё – и что каждый из нас есть и место сожжения, и сжигающий, и, если обратиться к последнему четверостишию, сжигаемый. (Известно, что пара Авраам-Исаак является земным соответствием паре Небесный Отец-Сын. Единство Отца и Сына в проекции даёт единство отца Авраама и сына Исаака.)
Текст из ряда тех, что в плане стихотворной техники не подчиняются «школьным» нормативам, поскольку автор эти нормативы давно перерос. Правда, доказать «перерост» каким-то научным способом невозможно. Я его чувствую. Надеюсь, другие читатели тоже.
Тем не менее, один момент из ряда «школярских» я бы отметил: «каменный свет держащий в своих губах» – не думаю, что «своих» здесь действительно нужно. Тем более что в следующей строфе тоже есть «своё», и там оно необходимо. Вообще же «свой» – слово, часто воспринимающееся неоднозначно. Стоит оно в тексте – и кажется лишним. А уберёшь – будто чего-то не хватает.
«Но дней минувших анекдоты
От Ромула до наших дней
Хранил он в памяти своей...»

7. Людмила Поклонная «Подсолнух» http://www.stihi.ru/2015/08/06/205

я почти забыла деревню,
ревниво заштукатуренную снегами
городка, затерянного в Сибири

я почти не помню тамошние вертограды
и цветов картофельных акварельки
на приволжском воздухе огородном,
огуречно-укропном в полную краску

но подсолнечник у сарая, неопалимый, 
в листовое золото обрисован,
отчего ты горишь всё, отчего ты помнишься,  не сгораешь?
Божий лик в тебе черноглазаст,
Божий глас из тебя обещающ

помню, как, в закатном пламени не сгорая,
силуэтно пасётся, приплясывая, коза на крыше сарая,
восходящей трамплином в ласточковое поднебесье,
на бажовский лад ударяет в крышу кудрявой ножкой 

мы увидели утром травы в алмазах летних,
до сарая по ним прошлись, волоча поклажу,
вознеслись с трамплина  не хуже козы Маруси,
подхватились ветхозаветным Ил-18,
подкрепились колбасной манной,
расположившись  на воздуховых подушках.
вот и живём-стареем в снежной полупустыне
городка, затерянного в Сибири.
нам поставят подсолнухи в головах
_______________________
Знакомые-незнакомые образы. «Неопалимый подсолнух», «колбасная манна» – это круто.
Если стихотворение Сибирского Волка – «всевременное» и только избранными деталями пост-постмодерновой стилистики («мерцающая» рифмовка, выбор и последовательность некоторых образов) сообщает нам, что автор – наш современник, то в стихотворении Людмилы явно даны приметы не только географии, но и времени, и среды: от «мы увидим всё небо в алмазах», набившего оскомину со школьных времен, до ИЛа-18. Сама по себе локальная прописанность текста не становится достоинством или недостатком, но мне как читателю она интересна – как интересно и то, что у козы не только «кудрявые ножки», но и определённое имя – Маруся.  Временное и вечное, самолёт и Ветхий Завет, подсолнух и Божий лик... Иногда неожиданно, но органично.

9. Дмитрий Близнюк «Реальность, прощай!» http://www.stihi.ru/2014/06/04/5148

Как же я оказался на чердаке?
Вот картонный ящик с грецкими орехами -
я зачерпываю пригоршню плодов
и высыпаю их обратно, словно крошечные черепки.
И смотрю сквозь окно на дождливое недружелюбное небо,
небо похоже на мрачного полицейского,
вызывающе жует зубочистки деревьев,
надвинуло козырек горизонта на самые глаза.
Что я здесь делаю?
Прислоняюсь лбом к холодному, точно стетоскоп, стеклу,
и с жадностью созерцаю
кусок еще теплого, еще не отброшенного мира
как ящерица, которая решила оглянуться на свой любимый хвостик,
прежде чем нажать на рычаг,
сократить необходимые мышцы. Реальность, прощай!
Я медленно дотрагиваюсь языком до холодного стекла -
стекло горькое на вкус,
за годы пропиталось лунным светом.
Вот так устроена волшебная лампа Аладдина.
Но что я здесь делаю?
Время снежинками отслаивается от меня,
перхоть судьбы.
Я чувствую, как превращаюсь в воспоминание,
прошедшее застывает, словно холодец.
И бабочка, не испытав свободного полета,
вновь становится беспомощной куколкой,
узор морщится на крыльях и сворачивается, подобно вееру.
Еще мгновение и ничего, ничего не останется,
кроме отпечатка прохлады на лбу.
Лунная горечь во рту и пряный запах орехов...
_______________
В стихотворении пойманы минуты перед переходом из реальности в некий фантастический мир, и минуты эти насыщены микрособытиями. Оригинальные эпитеты и сравнения щедро раскиданы по тексту, создавая особый мир, «мир Дмитрия Близнюка».
Редакторские мелочи: можно отказаться от «я» в начале третьей строки и первого «что я здесь делаю?» в девятой.

21. Игорь Гонохов «Самое интересное..». http://www.stihi.ru/2017/06/02/8519
 
Самое интересное весною – это земля:
в ней вращаются шестерёнки, поднимаются и опускаются соки.
Муравьи выращивают журавля
из семени бритвокрылой осоки.

Брызнешь кровью в полночь над первым цветком
у могилы криминального авторитета
и земля отрыгнёт кувшин с золотыми монетами.
Будет тебе текила, айфон, девки рядком.

Но я не за этим. Мне бы природного, потаённого,
химических реакций земляного мозга.
О том, как чёрное становится зелёным,
как по заднице воздуха красноталыми розгами...

Или, как появляется совсем интимное, скажем, поля,
чьи впадины и выпуклости размякли от влаги…
Как замечаешь отверстую почву и вылетающего из неё журавля.
Ай, молодцы муравьи! Налью-ка им яблочной браги!
_____________________
Строчка про «криминального авторитета» в контексте ЛФР, даже если читать стихотворение в анонимном режиме, неминуемо выдаёт мне, что автор – Игорь Гонохов. Да, любит Игорь ввернуть «эдакую» деталь, причём к месту. Мол, вечный круговорот земных реакций идёт своим чередом, но никуда не денешься и от неприглядных сторон социума – вечны и они. Связь времен символизирует появление «сказочного» кувшина в компании с айфоном.
Природные процессы автор также описывает не привычным романтическим языком, а по-современному, с заходом в «технику», «науку» и «эротику». По-моему, всё получилось уместно и пластично. Приглянулись, в числе прочего, неравносложная рифма «мозга/розгами» и общая композиция, с подхватом муравьев и журавлей из зачина в финале.

29. Александр Быстров 4 «Добрая память» http://www.stihi.ru/2017/02/26/4109
 
Недавно я был в небольшом придорожном селе,
Где прадед мой жил, пережив три войны, три разрухи,
И мне в магазине сказали седые старухи:
«Он добрую память оставил на этой земле».

«Он добрую память оставил» - сказал агроном,
«Он добрую память оставил» - сказали на почте,
И как на деревьях весной открываются почки,
Так все открывались, когда говорили о нём.

И лица теплели, и чуть просветлялись глаза,
И чуть проявлялись закрытые накрепко души,
И я улыбался, о прадеде что-то послушав,
И мне улыбались, о прадеде что-то сказав.

Ах, добрая память, - какой простодушный обман,
Ах, добрая память, - какая смешная легенда,
Её не продашь и не купишь, не снимешь в аренду,
Как будто без ручки ненужный пустой чемодан.

Но вдруг, оказалось, что ей удалось уцелеть.
Дороже любого имущества, денег и славы,
Но вдруг, оказалось, была самым ценным и главным
Лишь добрая память в одном придорожном селе.

Пусть так получилось, нам знать не дано наперёд,
Что после себя доведётся потомкам оставить,
Живи и оставь на земле просто добрую память,
А что ещё кроме, Господь за тебя разберёт…
__________________
С этим стихотворением я познакомился при чтении лонг-листа в анонимном режиме, и оно стало нравиться с первого же четверостишия. Так до конца и дошло – чистое, доброе, правильное, простое, хорошее. Вызывает полное доверие. Потом прочитал и другие стихи Александра. Интересно, как автор использует повтор на разных уровнях. Рад знакомству!

2. Бонгард Друидов Чайкин Андрей «Новые осколки» http://www.stihi.ru/2015/06/28/5132
 
ты родишь мне двух разнополых мальчиков
чтобы я не рожал
этот стих
для нытья полов
на полу валяется
никто его не-
кто из лихих 90-х
становится мной сегодняшним
консервирующим грехи
на зиму
чтобы было что поесть
в великий пост
гибдд врезается
женатый     холо-
стяк;
развратный холо-
дец;
душевный   холо-
кост-
и
холостой супруг
надевает на безымянный палец
спасательный круг…
......................................................
а мальчики играют в поло
один - в водное
другой - в конное,
они по-другому не могут,
они разнополые...
__________________
А здесь, конечно, всё «неправильно», и верить нельзя ничему, кроме того что автору было приятно играть со словами и смыслами. И мне приятно было это прочитать. Игра – дело полезное.

46. Александр Спарбер «Пруд» http://www.stihi.ru/2017/05/18/5909
 
Я вспомнил этот пруд. Я вспомнил, да,
каким он был, каким он был когда-то,
я вспомнил воду, как цвела вода,
и тех стрекоз, мясисто-полосатых;
других, прозрачно-синих, у воды…

Теперь бетон, дома… Скажи на милость,
(«куда» – не в рифму, напишу «куды»)
куды, куды, куды вы удалились
и далее по тексту…
                Почему
всё ждём мы возвращения, как чуда?
Нет, господа. Не знаю. Не пойму.
И – ухожу. Я ухожу оттуда.

...А всё равно - там, впереди - пруды:
в них обитают рыбы, молчаливы,
и водоросли… А над ними – ивы
и синие стрекозы у воды.
___________________________
На читателя при помощи «магических заклинаний» переносится состояние «лирического я». Стихотворение печальное, но не без смущенной улыбки: чего стоят «мясисто-полосатые» стрекозы!
Временами появляются невязчивые знаки постмодерна («куда» –  не в рифму... и далее по тексту))). Высокая техника.
При чтении «анонимного» лонга повторы в первых двух строках сразу выдали: Александр Спарбер. Узнаваемость стиля – не каждому дано.

38. Сергей Богомолов «Весь этот джаз» http://www.stihi.ru/2012/05/13/6982
 
Был саксофон речист, звучала тема
о том, как на рассвете Ипанема
благопристойна и чиста, затем свернул он
в Мазандаран, в его персидский переулок

и - были запахи корицы и кунжута
настолько терпки и назойливы, как будто
мы на базаре были, а не в зале,
и всё, что видели, не думая, скупали.

Затем из Персии сносило нас зюйд-вестом
к предполагаемому саксом Эвересту,
и было ветрено и холодно и дико
от приближения таинственного пика,

и вот: сидим себе на нём поодиночке,
а сакс колтрейнит и колдобит, что есть мочи,
и медь его и серебро его и пальцы
в нас проникают - алфавит в неандертальцев...

и я сидел и было мне горе и Будде
открыто всё что было есть и будет
что не когда-нибудь а именно сейчас
во мне рождается я слышу "All that Jazz"
__________________________
Удачный групповой портрет аллюзий и впечатлений, вызываемых джазовыми ритмами, тембрами и гармониями. Понравилось, что стихотворение не пытается втиснуть импровизационную музыку в какую-то одну логически безупречную картину, а передаёт изменчивость состояний и эффект «всё рождается здесь и сейчас». Хорошие рифмы, яркие образы, захватывающее движение.

41. Андрей Мартынов Слово «увлекали Увлекаева струи пенистой реки» http://www.stihi.ru/2016/11/15/6552
 
увлекали Увлекаева струи пенистой реки
и никто не знал - куда его струи мутные влекли
увлекала Увлекаева безучастная вода
уносила Увлекаева безутешная беда
он мелькал, как лист оранжевый над зелёною волной
то ботинок вдруг покажется, то ещё фрагмент какой
а на берегу жена его, да, представь себе, жена
тоже, кстати, Увлекаева, громом как поражена
а на берегу дела его, да, представь себе, дела
а в делах его душа его, да, представь себе, душа
но уносит Увлекаева равнодушная вода
да и хрен бы с ним, сказали б мы
но не скажем
никогда
потому что так уж создано в этом тире под луной
станет рано или поздно ли
Увлекаевым
любой
____________________
Ужасно, что каждый станет Увлекаевым. Но ужас нейтрализируется иронией и речевой игрой. Стихотворение хорошо написано, запоминается.
Парабола ухода человека со всеми его делами, в которых – душа.
_________________________________________________________

Дальше было сложнее. Пришлось сделать выбор между примерно 15 стихотворениями, которые мне все так или иначе понравились (некоторые с минусами), оставить 3 из них. Покрутил так и эдак... Оставил:

1. Светлана Илларионова «Танюхино счастье» http://www.stihi.ru/2017/04/20/4515
Жизненное. Точное в деталях. Увы, важная тема. Есть находки в области рифмы.

10. Ульяна Валерьевна «Возможно по этой причине» http://www.stihi.ru/2017/06/07/2747
Симпатичное, с юмором. Ситуация, знакомая многим.

49. Лана Степанова «Про шнурки» http://stihi.ru/2017/06/11/7172
Хороший ход: дать три возраста через одну деталь. Строчка «реальность движется вперёд» показалось слишком «технической», всё прочее понравилось.

Все эти три стихотворения объединяет близость к посведневности, к быту. Но они как бы светятся изнутри, вызывая чувство сопричастности к героям, их радостям и страхам.

_________________________________________________________

О некоторых других работах

6. Ольга Вирязова «Выходишь ты и видишь — полон сад...» http://www.stihi.ru/2017/05/19/1186

Ольга, не всё у меня считалось в этом стихотворении. Что значит строчка «и в каждом наждака и в каждом льва...», т.е. какие ненаписанные слова здесь подразумеваются?
Шестая строчка снизу: «висят и бродят жесты и слова» – как «висят и бродят» слова, я почему-то могу себе представить, но как висят жесты?..
В первых двух строчках
«Выходишь ты и видишь — полон сад,
вернёшься ты и видишь — дом как лес» 
ударения автоматически падают на «ты», хотя по смыслу ударные слова в начале строк –«выходишь» и «вернёшься», а «ты» должно быть по смыслу безударным. Имхо, лучше бы здесь вообще обойтись без «ты»; форма глаголов и так однозначна.
Стихотворение интересно, зрительно, музыкально... Подточить бы, а?

12. Елена Ительсон «Фотографы уходят от людей» http://www.stihi.ru/2016/07/15/7725

Вижу немало хороших моментов. Какие-то места ещё «докрутить» бы. Не понял, о какой «коде» идёт речь в девятой строчке. «Иль» прозвучало слишком старомодно, может быть, лучше: «или новых мод». «Мы не вернёмся больше никогда» – одно из слов, «больше» или «никогда», кажется избыточным. Да, так говорят в быту, но почему-то в этом стихотворении мне бы хотелось большей речевой упругости, чтобы не было ничего лишнего...

13. Олег Паршев «Прорастая в весну» http://stihi.ru/2017/06/09/4353

Со всем могу согласиться; интересно; нравится; в dell' марта угадывается игра слов: «дел марта» и (комедия) «dell' arte»; но «рваненькой» почему-то совсем не хочется читать именно в этом стихотворении, тем более в ударной последней строчке. Этот эпитет здесь можно объяснить и оправдать, но шестым чувством душа ему сопротивляется.

14. Юлия Александровна Михайлова «Нити» http://www.stihi.ru/2017/03/20/6800

Стихотворение в целом понравилось, особенно строчки:
«не успевшее в плоть одеться,
Яблоко дремлет в тугом бутоне»
и
«Мама крестом вышивает лики,
Тыча иголкой в глаза мадоннам».
Но из текста не ясно, почему люди в финале получат еду (или «баланду») «на крыльце» вместе с животными, и это портит всё впечатление. Из ленты рецензий я понял, что имеются в виду бродяги, но в собственно произведении этого не сказано...

53. Александр Галахов 2 *** http://www.stihi.ru/2013/08/23/2538

Александр, из этого стихотворения взять бы две последние строчки и дать бы их упруже по смыслу, в другом метре:
«И хочется мне слово вставить
В позавчерашний разговор»,
– вот была бы формула, которую зацитируют до дыр!
И сочинить бы к этой формуле новое стихотворение в четырехстопном ямбе...
А нынешнее оставить как дорогой сердцу черновик. :)

С симпатией,
Ильдар Харисов

_________________________________________________________

ШОРТ-ЛИСТ ИЛЬДАРА ХАРИСОВА:

17. Сибирский Волк «Ибо каждый из нас здесь и жертвенник, и Авраам» http://www.stihi.ru/2017/01/29/3840
7. Людмила Поклонная «Подсолнух» http://www.stihi.ru/2015/08/06/205
9. Дмитрий Близнюк «Реальность, прощай!» http://www.stihi.ru/2014/06/04/5148
21. Игорь Гонохов «Самое интересное..». http://www.stihi.ru/2017/06/02/8519
29. Александр Быстров 4 «Добрая память» http://www.stihi.ru/2017/02/26/4109
2. Бонгард Друидов Чайкин Андрей «Новые осколки» http://www.stihi.ru/2015/06/28/5132
46. Александр Спарбер «Пруд» http://www.stihi.ru/2017/05/18/5909
38. Сергей Богомолов «Весь этот джаз» http://www.stihi.ru/2012/05/13/6982
41. Андрей Мартынов Слово «увлекали Увлекаева струи пенистой реки» http://www.stihi.ru/2016/11/15/6552
1. Светлана Илларионова «Танюхино счастье» http://www.stihi.ru/2017/04/20/4515
10. Ульяна Валерьевна «Возможно по этой причине» http://www.stihi.ru/2017/06/07/2747
49. Лана Степанова «Про шнурки» http://stihi.ru/2017/06/11/7172