Я старалась рассматривать стихи в контексте всего того, что происходит в современной поэзии. Произведение, не несущее новой идеи, по-настоящему оригинальных образов и метафор или нового метода, пусть и хорошо написанное или выписанное, мне не интересно.
В выделенных мной стихотворениях много энергетики, они очень живые. Авторы выбирают неожиданный и точный ракурс для создания "картинки". Словарь этих стихотворений не ограничен условно поэтическим. И это тоже очень важно.
ОЛЬГА ХВОРОСТ «Вспомнить всё…»
http://www.stihi.ru/2017/06/06/10639 номинатор Вадим Забабашкин
Берта сидела на стуле и смотрела в окно...
её, прожившую с Гансом чёртову уйму лет,
сегодня радовало только одно –
больше его рядом нет;
она вспоминала побои, грязные злые слова,
ревность, загулы, постоянную ложь,
как из паба его ждала ни жива ни мертва;
Берта теперь свободна от Ганса, и всё ж
она возвращалась и возвращалась назад –
в тот день и час, когда своею рукой
она в бокал с вином добавила яд,
в один из двух, и...
тут же забыла в какой;
позвольте – скажете вы – у Берты склероз
или игра в рулетку у них в порядке вещей?
Нет, Берта до смерти хотела расстаться,
всерьёз,
навечно,
без шансов столкнуться где-либо вообще!
Выпили – вспоминала она – и пошла круговерть,
крики, стоны, проклятья,
и с шеи упал хомут –
за это стоило одному из них умереть...
теперь ей только осталось понять – кому.
*
Незатейливая история, рассказанная удивительно поэтично и лапидарно.
Образный и "вкусный" язык.
Название кажется не очень удачным, совсем не в тему...
ОЛЯ СКОРЛУПКИНА «По просьбам не трудящихся»
http://www.stihi.ru/2017/12/08/10020 номинатор Валерий Поланд
По просьбам не трудящихся, а так –
выпускников, пропитанных рассветом,
бутылку проносящей мимо рта
бездомной тени земляного цвета,
младенцев, не умеющих слова
пока сложить из режущихся звуков,
по просьбам тех, чья утром голова
с похмелья как тупой болящий угол,
и тех, кто на работу не пошёл
и курит, распечатав письма окон
(читая залпом в них, как хорошо
и как весенний воздух клином вогнан),
и дураков, что шлялись ночь насквозь,
гримасничая от заветной тайны,
и тех, кто опоздал в гудящий сквот,
заночевав у светлых и случайных,
по просьбам потерявшихся во сне
и городом проглоченных с бумажкой,
внезапно оказавшихся вовне,
где пусто, нескончаемо и страшно,
и тех, кто, свесив голову, присел
там на поребрик или огражденье,
и мальчика, больного насовсем
янтарным неземным оцепененьем,
и старика, впадавшего туда,
где чёрный шторм размётывает сходни,
по просьбам тех, кто тяжесть и беда
и, в целом, наказание Господне, –
вставало солнце.
*
Глубокий поэтичный текст, что не часто встретишь у поэтов, слишком буквально понимающих известную фразу Пушкина. Прекрасно нарисованная картинка.
НИНА МАТРОХИНА «В городе N»
http://www.stihi.ru/2017/11/18/4871 отборочный тур для резидентов
Над Белозерской улицей луна
Подвешена, как лампочка в патроне
На коммунальной кухне – так бледна,
Так анемична, так обречена...
Такой бывает девочка-тихоня
Узнав, что безнадежно влюблена.
Провинциальный город ждёт тепла.
Мятежный дух исчезнувших столетий
Давным-давно безжалостно смела
С притихших улиц дворника метла.
Здесь только тени призраков и нетей,
Да горьких дат, которым несть числа.
Но где-то в парке робкая весна
Дыханьем греет почки на сирени.
Того гляди, воспрянет ото сна
И мотылёк меж стёклами окна,
И даже сам, отлитый в бронзе, Ленин
Приход весны прочувствовал сполна...
Его партийно-твёрдая рука
Неловко держит хрупкие тюльпаны –
Скорей всего подарок шутника,
Которому судьба наверняка,
Вмешавшись, перепутала все планы,
Намеренно оставив в дураках...
*
Лирично и образно.
Немного смутило: "Мятежный дух исчезнувших столетий". Cтрока, выбивающаяся пафосом и банальностью.
Остальное замечательно.
ЛАДА МИЛЛЕР «Светляки»
http://www.stihi.ru/2017/09/13/8134 номинатор Анна Арканина
Это место – лукошко причуд и чудес.
Посмотри как на гору взбирается лес,
На седые стволы опираясь.
Как проткнув парусину линялых небес,
Заполняет гнездо черно-белый диез –
Беспризорно-взъерошенный аист.
За калиткой, где хвоя и шепот и хмарь,
Темноту растолкав, расхрабрился фонарь,
Только что электрический может?
Ни звезды, ни луны, а посмотришь кругом –
Светляки облепили заброшенный дом,
Подхватили и... господибоже.
Эта крыша и ставни, и аист с гнездом
Окунаются в небо под острым углом,
Задевая мохнатые ели,
Поднимаются – ух ты – смеясь и звеня.
... Светляки обнимают тебя и меня.
Так чего же ты ждешь? Полетели?
*
Чистый прозрачный язык, запоминаюшиеся не тривиальные образы.
РЕГИНА МАРИЦ «разноглазая хаски»
http://www.stihi.ru/2014/01/25/1277 отборочный тур для резидентов
«а там – дельфины»
Егор Мирный
«синие маленькие гоночные автомобили, лето, школа»
«тёмное стёклышко, вставленное в железное забрало»
Сергей Тимофеев
собака бежит по южному снежному городу.
в одном глазу шелкови;ца,
в другом — можжевелина,
в каждой шерстинке ветер,
в каждой шерстинке ветер,
север в ноздрях.
понимаешь, север.
в кухне темно и кофейно,
надкусано яблоко,
густо клубится верлибр тимофеева,
а там —
дельфины:
синие маленькие гоночные автомашины,
тёмное стёклышко, вставленное в железное забрало,
рижский [парижский] вокзал
и кит даунз...
[— кажется, ки;та, всё же, там не было.
— как же... из джаза, с любовью.]
я выбираю лето и школу.
из лета выходит курчавый дассен,
снежным комом,
вернее, монро
в белом люстриновом фраке.
пуговиц нет, но блестящие ягоды:
вот шелкови;ца,
вот можжевелина.
троллейбусный визг.
свист молодого эвенка
где-то на севере.
*
Содержательный, не без мистики, яркий верлибр.
Запоминаются отдельные строки, что редкость для верлибра.
Несомненная удача автора.