Воскресенье в глубинке. С. Бургундец, обзор

Docking The Mad Dog
     Предисловие:

4.00 (Личные сообщения)
Николай, доброй ночи!

Оцени мое новое стихотворение.
Так вдохновение пришло ко мне в избу, в это воскресенье в глубинке. Как есть.

Рад твоим ЛАЙКАМ (от сердца), КОММЕНТАМ (здесь и в группе И.Н.Козина) и РЕПОСТАМ (от души, конечно!)
Оуеее спасибо!

Иван Козин
(Тот самый Стив Бургундец)
Прикреплена ссылка
https://vk.com/wall-86945963_1086

и чтобы не прыгать по стр. сети приведу здесь то, о чем идёт разговор (в учебных, образовательных и пр. целях, что допускается ГК РФ Статья 1274)

==========

     Воскресенье в глубинке.

…………………………… далее, видимо, эпиграфы:

«Обожать как свояка
Землю-мать и облака.
Братьев собирать, сестер
Вместе, как дрова- в костер.»
Стив Бургундец, «Ты уже не будешь прежним», 2013 г.
http://www.stihi.ru/2013/06/12/3954

«Воскресенье создано Господом для того, чтобы дети играли и веселились. А вовсе не для того, чтобы собирать с людей деньги или пугать их грядущим концом света.»
Харуки Мураками, 1Q84

«Вдохновение всегда будет петь. Вдохновение никогда не будет объяснять.»
Джебран Халиль Джебран

……………………… текст:

Вот воскресенье в глубинке.
Все так красиво будто на картинке.
Застывши, вещи смотрят на меня.
И люди входят сквозь калитку дня.

Свет. Тьма. И снова яркий свет.
Богиня Тиамат, нам дай совет.
Как память выходными не стереть?
Как жить в любви? И как забыть про смерть?
Забить. Застыть. Зажечь. И не истлеть.
И истину родить. И правдой петь.

О сестры-братья, я бегу сам к вам.
Мне кажется, что дом наш – это храм.
Так замкнут круг. Разомкнуты уста.
Суббота в бане. И душа чиста.
Языческая нежность. Зов Христа.

Так мы смешались в этих выходных.
Так Боги выдыхают. Мы – из них.

Так я спешу опять запечатлеть
Свой день воскресный между тел и дел.
Так юность хочет вечно не стареть.
Художник натюрморт запечатлел.

Окно зимующего сада.
На подоконнике зеленый цвет цветка.
Как будто здесь – весна. И ничего не надо.
И жизнь, как воскресенье, так сладка.

И строчки падают на белый снег листка.
И это – дарный урожай. И хворост строк.
И я хочу любви. И быть любим слегка.
И бел мой лист как за окном – сугроб.

Еще нам рано в гроб, мои родные!
Так Слово хочет быть на фотоснимке.
Ах, вдохновение мое! Моя Богиня!
Ты стала воскресением в глубинке.

14: 22 часов 24 февраля 2019 года
(Вдохновенная дата Воскресного циферблата, ставшего выходными в глубинке)

Иван Николаевич Козин
(вдохнувший воскресенье будто вдохновение в русской глубинке, пока Стив Бургундец открывал двери подсознания для братьев и сестер)

=====
     О лайках:
     Нет. Даже чтобы не обижать автора, лайк тут поставить не могу.

     Комментарии (естественно, единичное частное мнение):
     Общее впечатление, что текст слабый, затянутый и рыхлый, "ни о чем". Некое сотрясение воздуха ради сотрясения воздуха, с достаточно слабой техникой и невнятностью мысли.
     Общее впечатление – это оценочное суждение без аргументации. Но и для "впечатления" все же нужна аргументация, хотя бы для самого себя, а не для автора. Хорошо, попробую разобрать (для себя).

           Вот воскресенье в глубинке.
           Все так красиво будто на картинке.
           1--1--1-
           1--1-1---1-

     Попарная рифмовка в комплекте с нарушением ритмической структуры в первых же строчках произведения – такое тоже допустимо, если и остальной текст имеет сложную ритмическую организацию, отличную от монотонных, равностопных ритмов.

           Застывши, вещи смотрят на меня.
           И люди входят сквозь калитку дня.
           -1-1-1---1
           -1-1-1-1-1

     Кхм... Таким образом, вся первая строфа ритмически плавает, начинается с дактиля, потом ритм сбивается и далее уходит в ямб в 3-4 строчках. Столь хитрая ритмическая организация в "неверлибре" несколько ошарашивает небрежностью техники до уровня "дрелью куда попало" и "я не знал, что штепсель был в розетке". Обычно первые 1-2 строчки выполняют роль камертона, чтобы настроить читателя на ритм всего текста.

     Возможно, эти ритмические "изыски" – сложный план автора написать нечто необычно-затейливое, поэкспериментировать с формой. При обычном чтении потока произведений я подобный эксперимент бросил бы читать с первых 4-х строк. Из них только пассаж про "люди входят сквозь калитку дня" выглядит свежо, но он как-то теряется на фоне ритмической хаотичности "подхода к снаряду". Увы, начало произведения создаёт первый "шлепок штукатурки на стену впечатления" – Шмяк!

           Свет. Тьма. И снова яркий свет.
           Богиня Тиамат, нам дай совет.
           11-1-1-1
           -1---1-1-1
 
     Что происходит? Лирический герой хлопает глазами? Кошка балуется с выключателем? Кто-то настырно светит фонариком в глаза и проверяет зрачковые реакции? Непонятно... Надо посоветоваться с кем-то. Вот, например, "богиня Тиамат" (рояль в кустах, Deus ex machina – "бог из машины", лат.), чего же не посоветоваться? Кто это – я не знаю, но торопиться некуда, и есть Гугл:

     Тиамат – женское олицетворение первобытного океана-хаоса солёных вод, из которого родилось всё (в том числе и боги) в шумеро-вавилонской мифологии. Согласно шумеро-аккадскому космогоническому эпосу «Энума элиш», Тиамат смешала свои воды с Абзу, тем самым дав начало миру. Тиамат предположительно изображалась в виде дракона или гидры с семью головами, в тексте "Энума элиш" упоминается как женщина; народившиеся боги вступили с ней в борьбу, а убивший её Мардук из её тела создаёт небо и землю. (это в Википедии)

     (Халд.) Дракон женского пола, олицетворяющий океан: великая матерь или живой принцип хаоса. Тиамат хотела проглотить Бэла, но Бэл послал ветер, который ворвался в ее открытый рот и убил ее. ("Теософский словарь")

     ТИАМАТ – в аккадской мифологии хтоническое божество, воплощение хаоса; победив Тиамат, бог Мардук рассек ее тело пополам и создал небо и землю. (Большой Энциклопедический словарь. 2000.)

     Блин. Искать, кто такой Мардук, Бэл, что за эпос «Энума элиш» и какое это имеет отношение к "воскресенью в глубинке" я почему-то не стал. Если бы захотелось шумеро-аккадской мифологии, то я и кинулся бы её читать. ("Рабинович напел мне этих Битлз – картавят, шепелявят. Непонятно, как с этой хохмочкой они еще и гастролируют").

     Итак, текст произведения срывается на некий речитатив с переходом в отрывистый хтонический рэп:

           Богиня Тиамат, нам дай совет.
           Как память выходными не стереть?
           Как жить в любви? И как забыть про смерть?
           Забить. Застыть. Зажечь. И не истлеть.
           И истину родить. И правдой петь.
                (это все строгим ямбом)

     Интересно, это каждый уикэнд столь эпохальные проблемы одолевают (посещают) лирического героя? Есть же устоявшийся тренд офисных работников упиваться в хлам в пятницу вечером (пишут, что в Японии вообще треш и хорор). Хвала Мардуку, многое проясняется. Не всё, конечно. Что нужно забивать, что поджигать? (Версия с забиванием марихуаны в "косяк"  и раскуриванием мне почему-то кажется сомнительной.) С рожанием истины и пением правдой тоже много сложностей и вопросов... Наверное, не в этот раз.
     Хотя, про "правдой петь" – наверное, петь лучше ртом...

           О сестры-братья, я бегу сам к вам.

     "Сам_к_вам" по звуку забавно... Лирический герой сам бежит, не его бегут...

           Так замкнут круг. Разомкнуты уста.
           Суббота в бане. И душа чиста.
           Языческая нежность. Зов Христа.
 
     В огороде бузина, вот понять бы – нахрена?
     Есть такой современный "художник-каллиграф" Покрас Лампас... Он то шваброй, то многокисточной кисточкой разрисовывает (каллиграфически) разные поверхности. Парню 27 или около того, начинал он с разрисовывания голых моделей (боди-арт), что не может не вызывать понимания. Каллиграфия на "неживых поверхностях" многих ошарашивает, вызывает то понимание, то непонимание, кто-то ищет стилизованные буквы латиницы и кириллицы, какие-то руны и прочую вязь.
     Вполне допускаю, что и многие тексты могут быть набросом неких завитушек или даже целых словечек шваброй или спаренной шестиствольной кисточкой, как и многодневное создание разноцветной мандалы (это не ругательство). Потом ещё эту мандалу – фьють! – разрушают (может, и шваброй) и все торжественно размышляют о бренности, Будде и т. п.
     Есть и "спонтанная проза" в стиле Джек Керуак (Jack Kerouac, 1922-1969), когда автор накидается наркотиками и записывает все, что лезет в голову.

     А потом множество условно нормальных людей всматривается (или читает) и пробует понять, что же такое говорил или пытался сказать алкоголик, наркоман, шизофреник или психопат с эпилептоидным развитием (это не ругательства, а медицинские термины). Часто эти особенности творческой личности идут комплектом.  Я в текстовых произведениях почему-то тоже пытаюсь что-то понять, хотя бы в общих чертах, интересны не только фабула и итоговые выводы, резюме. Иногда и сам процесс чтения (прослушивания музыкального произведения, разглядывание картины или просмотр видео, фильма) бывает занимателен, интересен промежуточными тезисами (мыслями).

     Но вернемся к тексту произведения. После баньки, "уста - чиста - Христа"... даже как-то не додумался задуматься, что такое "Зов Христа". И сейчас та же фигня – не угадываю. И не просчитывается. Даже подумал, что если бы у меня было кадило и я бы им поразмахивал – ничего бы не изменилось в понимании, что за "Зов".
     Стоп, появилась крамольная мысль про рифму "от балды", как "затычка" (которая пришла в голову, гусары, молчать!). Я попробовал другие варианты: "Зов Будды", "Зов Кришны", "Зов джунглей" (что-то про Тарзана или Маугли). (Мне подсказывают ещё: "Зов Ктулху"...)

     Хаос – изрядно упорная вещь с далекоидущими последствиями. Он достаточно индифферентен к попыткам его понять или делать какие-то прогнозы, выводы. А вот текст в прозе или опыт в версификации как-то изначально, помимо самого факта существования, предполагает некое взаимодействие с читателем, донесение каких-то мыслей, образов, настроения.

     Слава Кришне, дальше эти ямбы ушли в натюрморт и созерцание, которые расшифровывать обычно полегче: вот ваза с цветочками, а вот дохлая крыса и репчатый лук. Я художник, я так видел, и вижу до сих пор. "И строчки падают на белый снег листка" – тоже понятная метафора. Не писать же "жёлтый снег", это про другое.

     "Дарный урожай" – немного загадочно, но терпеть же можно.

     "И я хочу любви. И быть любим слегка." – слегка! Понятно, на полснегиря...

     "И бел мой лист как за окном - сугроб." – iбелка, iсвисток – и бал нас уже не удивляют. После конфуза со "сказочное Бали" тем более. (Если кто-то не в курсе: есть такой сайт (платформа) - Инстаграм. Там для облегчения поиска по сходным темам есть опция хештэгов, которые начинаются с решётки #. В 2017-м году по стечению обстоятельств некоторые фотографии с отдыха на острове Бали были отмаркированы двусмысленным хэштегом #сказочноебали)

     Техническая находка – мелькнувшая внутренняя рифма:

      И строчки падают на белый снег листка. (А)
      И это - дарный урожай. И хворост строк. (Б)
      И я хочу любви. И быть любим слегка. (А)
      И бел мой лист как за окном - сугроб. (Б)

      Еще нам рано в гроб, (Б) мои родные! (В)
      Так Слово хочет быть на фотоснимке. (Г)
      Ах, вдохновение мое! Моя Богиня! (упс!)
      Ты стала воскресением в глубинке. (Г)

     Хаос коварен и тут вставил свои 5 копеек (про гроб) и "Слово хочет быть на фотоснимке". Какое слово? Неприличное, небось? Да, именно Хаос пожрал логику между двумя предложениями. Но это неточно.

     Возможно, здесь таится скрытая отсылка к поэтическому опусу Веры Павловой от 1994 г.?

                ПОДРАЖАНИЕ АХМАТОВОЙ

           и слово х*й на стенке лифта
           перечитала восемь раз
 
     Опытные кинематографисты, простите, литературоведы, считают, что что-то в этом есть (сюжет, образность, затекст, философские размышления, информационная насыщенность и проч.).

     По всему тексту Стива встречаются достаточно простенькие и предсказуемые рифмы, что создаёт впечатление лени и нежелания работать над формой подачи текста. Есть эпизоды попыток игры со звуком (ассонансы или аллитерации) вроде звукоряда:

           Как памяТЬ выходными не стереТЬ?
           Как жиТЬ в любви? И как забыТЬ про смерТЬ?
           ЗабиТЬ. ЗастыТЬ. Зажечь. И не истлеТЬ.
           И истину родиТЬ. И правдой пеТЬ.

     В этом же отрывке есть и педалирование буквосочетания "СТ", но это не СТоль явно и не слишком логопедически. Не знаю, привнесла ли эта попытка поиграть что-то интересное в текст. Возможно, при произнесении "ТЬ" в микрофон получается забавно и экспрессивно.

           ...зеленый ЦВеТ ЦВеТка

     Кто-то спотыкается при чтении? Ничего, может, разработается!

     Да, возможно, я нарушил правило "не ходить в продуктовый гипермаркет не поевши". Вполне допускаю, что если бы до обзора я навернул бы 2-3 котлетки (самолепные), бутерброд с солёной кетой (домашнего посола) и пару беляшей домашнего приготовления (друзья на днях проводили беляшную вечеринку), то формулировки могли бы быть немного другими, более умиротворёнными.

     Но на беду, только что в новостном выпуске показали видео из стационара: пациент вышел из палаты и шкандыбает по коридору с ножом в спине. Хочет на перекур. А медсестра его отговаривает.

     Так что какие-то стихотексты или какие-то разборы – это все ерунда по сравнению с реальной жизнью и реальными проблемами.



               26.02.2019
~~~~~~~
Другие обзоры:

Мама на даче – Али Кудряшевой (обзор) http://www.stihi.ru/2014/08/29/2618
Лешек, беспамятное. Рецензия, или обзор (эссе и статьи) http://stihi.ru/2014/02/24/2479
По влажной тропе с дрожью кончиков (обзор) http://www.stihi.ru/2014/08/26/2455
Даниил Соколов – Леди, оставьте, леди... (обзор)  http://www.stihi.ru/2015/05/03/9073
Со-Страдательно – Кати Солдатенко (обзор) http://www.stihi.ru/2016/05/03/3421
Carpe diem – Даша Якутия (обзор) http://www.stihi.ru/2016/08/13/5287
После такого пожара – Pola Шибеева (обзор) http://www.stihi.ru/2019/03/02/9876