Сильнее смерти письменное слово

Фатхула Джамаль
Раиса Шестакова
                СИЛЬНЕЕ СМЕРТИ ПИСЬМЕННОЕ СЛОВО   
             (Король Поэтов Фатхула Джамаль «Поэма Агула»). Часть 5
Продолжение. Начало здесь:
https://ok.ru/agulchevat/topic/153078453730280
                Непокорный поток, потерявший исток,
                Ты бежишь без дорог и уходишь в песок,
                Как желанья мои, мой агульский язык.
                Ф. Джамаль. Агульский язык
Продолжим чтение «Поэмы Агула»: глава 21 «Творение языка» и глава 22                «Писания Агулкаса».  В главе 8 «Воскрешение речи» и главе 9 «Чаша Речеформы» Джамаль уже описал в метафорической форме создание Агулкасом устной Речи агулов. Но эта волнующая тема не отпускает его, он находит всё новые метафоры, образы и сравнения для этого  яркого, знаменательного события в жизни агульского народа. 

Джамаль использует поэтический приём, чтобы через воспоминания Агулкаса представить читателям процесс сотворения письменного Языка агулов. Как квалифицированный филолог Джамаль четко дифференцирует различные ипостаси национального языка: устный вариант - Речь и её письменное воплощение – Язык.
 Стих метафорический, как и при описании процесса создания устной Речи, удивляет количеством неожиданных поэтических и научных находок при описании процесса создания письменного Языка. Разве могут такие словосочетания оставить равнодушным читателя, ценителя русского поэтического языка: «Из зёрен букв росли колосья слов. И зашумел язык июльской нивой», «Из чаш озёр он черпал синеву И смешивал с мелодией восхода». Можно изумляться каждой строфе, восхищаться неожиданными метафорами, но лучше просто читать и наслаждаться игрой слов и звуков. 

                21. ТВОРЕНИЕ ЯЗЫКА
Маг приступил к творенью языка.
Собрал слова, свёл звуки воедино.
В дыхании подземного огня
Расплавил речь, разлил её по формам.
Как ветвь айвы, срезал он каждый звук
С огромного ствола агульской речи
И очищал от шелухи шумов,
Листвы шуршаний, сучьев хрипоты.
Нашёл ключи к сакральным ритмам слова.
Он выявлял фонемы из слогов.
И буквы выгибал из стержней звуков,
Узорами он покрывал черты.
Зернил их зернью и чернил их чернью.
Звездил звездой, зарёю озарял
И кольцевал их кольцами рубинов.
Прозрачной желтизною янтаря.
Он обводил их контуров изгибы.
Червонной медью крыл их пояса.
Крыл золотом он гибкие их шеи.
Блеск родников, дыханье облаков,
Глаза озёр, косматый гул потока –
Всё воплотив и всё перемешав
Маг создал ожерелье алфавита.
В агульской речи звуков – сорок три.
И столько было знаков в алфавите.
Из зёрен букв росли колосья слов.
И зашумел язык июльской нивой.
И придавал изящность он словам,
И насыщал их солью мудрых смыслов,
 Вложил в них жар пылающего горна,
Зов неба, дрожь ночную тростника.
Из чаш озёр он черпал синеву
И смешивал с мелодией восхода.
Он хризолиты стряхивал с цветов,
С зелёных пальцев гибкого шалфея.
Поил он ветки языка дождём,
А корни закопал в родную землю.
Вложил надежду в душу языка.
Душистым лугом напитал дыханье.
Звенел рассвет. И первые слова
Маг начертил на тёмных стенах кузни
И на камнях долины, на листве,
На древних скалах пика Алахуна.
С тех пор охотники и пастухи,
Табунщики, искатели, скитальцы
В широком русле Женственной реки,
На Каменном мосту и на Трёхводье
 И на горе танцующих Женщин,
Средь тёмных скал, седым заросших мхом,
И на камнях, покрытых слоем пыли,
Находят  знаков начертанья – Гаты.
Их тайный смысл теперь непостижим.
Утрачен ключ от сокровенных текстов.
Но следуя заветам древних предков,
Агулы их святынями считают:
Стирают пыль со знаков и кладут
Святые камни в стены своих саклей.
 Глава 22 «Писания Агулкаса» включает в себя три темы: о конечности земной жизни, о вечности языка, о разуме и безрассудстве. Агулкас в главах 11 – 13  «Поэмы Агула» уже философствовал на темы жизни, войны и мира,  давая уроки молодёжи.  И вот мы снова видим, как  сливаются воедино образ вождя агулов с автором Поэмы. Поэт, филолог, историк и философ  Джамаль учит в университете студентов, пишет научные статьи и стихи. Он, исходя из собственного жизненного опыта и научных знаний, создаёт образ Агулкаса.

Трём темам предшествует пролог – три красивых метафорических строфы. Автор сравнивает вспышки памяти с весенним огнём, когда суховей гонит пламя по сухой прошлогодней траве, выжигая всё на своём пути. Мысли мчатся подобно златогривому табуну, озаряя душу Агулкаса. Воспоминания о счастливых мирных днях проносятся перед его мысленным взором подобно веренице голубей. Каждая строка восхитительна филигранной точностью образов, ажурной витиеватостью сравнений.

  22. ПИСАНИЯ АГУЛКАСА
Вот оживает память, как огонь,
Накормленный сухой травой и ветром,
И мчится златогривым табуном,
Его души долину озаряя.
Дни мира – вереница голубей –
Летят над его памяти равниной.
Звенит листва певучих тополей,
Сплетаются писаний ожерелья.
Восхода полыхающий цветок
Дурманит его прелестью соцветий.
И журавли, летящие в закат,
Мыслителю даруют вдохновенье.

Первая тема «О конечности земной жизни» вначале вызывает удивление – молодой аспирант рассуждает о конечности жизни! В детстве и юности нам кажется, что мы будем жить вечно, а люди после тридцати представляются, чуть ли не глубокими стариками. Безмятежная молодость наслаждается радостью земного бытия, не подозревая, сколько неожиданных опасностей подстерегает её на жизненном пути, особенно юношей. Предусмотрительная природа посылает в мир мальчиков больше чем девочек. Но с каждым годом половозрастная пирамида становится всё отчётливее однобокой в пользу женской части. Основной причиной раннего ухода из жизни являются войны. В этом и заключается страшная трагедия любой войны: миллионы погибших парней, миллионы одиноких женщин, миллионы не родившихся детей. 

    1. О конечности земной жизни
В реке времён крошатся скулы гор.
Утёсов зубы в пропасть выпадают.
Речным песком становится гранит,
И лица скал тускнеют от печали.
Узлы корней мертвеют, стынет кровь
И сохнут мышцы дуба-исполина.
А тля и черви разъедают ствол.
И ветви распадают по суставам.
Неутомимый хищник – синий волк –
В реке годов теряет прыть и силу,
Красивый вор и дерзостный смельчак
Становится костей истлевших грудой.
И коршуны, парившие меж туч,
Кончают жизнь свою, упав на камень.
В ущелье тур бросается со скал,
И умирают в травах куропатки.
Рождается и иссякнет день.
Линяют краски лета и весны.
На склонах, вспыхнув, гаснет пламя маков.
Живут короткой жизнью мотыльки.

Однако из следующего стиха «О вечности языка» становится понятно, что Агулкас рассуждает о бренности земной жизни – «ничто не вечно под луной». Всё имеет своё начало и неизбежный конец: насекомые, растения, птицы, животные, даже древние горы. Конечности земной жизни всех биологических видов он противопоставляет вечность языка. Даже если исчезнут носители языка, он останется в письменном виде, как ныне мёртвый латинский язык используется в медицине, фармацевтике, зоологии, ботанике – «Сильнее смерти письменное слово».   

Грустный стих – описание неизбежного старения человеческого организма. «Души моей чудесная долина Затронута осенней позолотой» – это золотой возраст, время мудрости, предварительного подведения итогов и подготовки к переходу в вечную жизнь бессмертной души. Что удивительно практически для всех людей – явное несоответствие увядающей оболочки и молодости нестареющей души. Потому что оболочка останется на земле, а вечно юная душа, дух улетят в Космос. Новые поколения приходят на смену уходящим предкам, но язык подобно реке «чем далее течёт, тем полноводней». Он находится в постоянном развитии, изменении, движении, взаимодействуя с другими языками, впитывая новые слова научного прогресса.  Агулкасу-Джамалю хочется, чтобы он не стал мёртвым языком, а оставался вечно живым подобно рекам, берущим своё начало в родниках и горных, снежных  вершинах: «И лишь язык, воистину, бессмертен».

     2. О вечности языка
               
Повитый сединою, я не вечен.
Глаза – озёра меркнут в тине жилок.
Верёвки мышц слабеют, согнут стан,
А кисти рук завяли и желтеют.
Следы времён избороздили лоб,
Лицо в морщинах, точно склон в оврагах.
Уходит гибкость из ствола ноги.
И я сижу, нахохлившись, как ворон.
Души моей чудесная долина
Затронута осенней позолотой.
Померкли травы, отцвели цветы,
Пришла пора для сборки урожая.
Заката охлаждающий разлив
В садах души уже я ощущаю.
Трепещет сердце, будто бы листок,
Пред тайной неизбежного безмолвья.
Безмолвия неотвратимый час,
Я чувствую, уже не за горами.
Пора, пора мне взяться за калам
И совершить великий подвиг жизни.
Рисунок отцветает, кость гниёт,
От времени тускнеет изваянье.
Деревья рассыпаются во прах.
Сильнее смерти письменное слово.
Колодец иссякает, меркнет яхонт.
Ткань неба голубого истлевает.
Порою ястреб гибнет на лету.
И лишь язык, воистину, бессмертен.
Заря целует венчики тюльпанов.
Дрожит румянец на щеках затона.
Язык агулов – зеркало любви,
Заря – тюльпан и венчики тюльпанов.
Едва страница дня перевернётся,
Как светит ночи звёздная страница,
Язык мой – белая страница дня
И синяя страница звёздной ночи.
А более всего язык – река!
Чем далее течёт, тем полноводней.
Язык не иссякает никогда,
Пока его истоки не засохнут.

Рассуждения Агулкаса «О разуме и безрассудстве» свидетельствует о том, что он вошёл в период зрелости. Безрассудство, как правило, характерно для молодости, для юношеского максимализма, когда жизнь кажется вечной. Даже чья-то смерть представляется трагической случайностью. Только после ухода родителей приходит осознание, что жизнь коротка и конечна. Значит, человек вступает в пору мудрости и задумывается над вечными вопросами. Впрочем, как показывает жизнь, старость нередко приходит одна – ничего не попишешь: если в двадцать лет ума нет, то уже и не будет никогда ни ума, ни тем более мудрости.

Агулкаса терзают страшные воспоминания, и жажда мести кипит в его страдающем сердце: «Ужалена мести стрелою Моя воспалённая память. О мести твердят мне камни В долине, где гибли агулы». Горячей молодости присуще стремление доказать свою правоту силой, поскольку знаний для убедительной аргументации не достаёт. Молодость желает умереть ради победы правого дела, а зрелость желает жить ради победы правого дела. Поэтому, чем старше, умнее, образованнее человек, тем рассудительнее и спокойнее он становится. Приходит понимание, что жажда кровной мести, не всегда является лучшим советчиком. Агулкас тоже постепенно приходит к выводу, что нельзя жить с ненавистью в глазах, обращённых в прошлое.

Нельзя уподобляться голодным собакам, хищным зверям, «чтоб упиваться кровью», потому что «людям даётся разум, Чтоб обуздать свою ярость». Человек задумывается над словами Христа из Нагорной проповеди: «Не суди;те, да не судимы будете, ибо каким судом су;дите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будет отмерено». Тема разума и безрассудства, кровной мести и прощения очень сложная, неоднозначная, религиозно-этическая, вызывающая жаркие споры людей разного возраста, социального статуса, национального менталитета. Думается, что по этой острой проблеме в обществе никогда не будет консенсуса.

      3. О разуме и безрассудстве
               
Зарницы полыхают над хребтом.
Их вспышки отражаются в заливе.
Так отражался в письменах творца
Былых событий и явлений отблеск.
Сверкая оперениями крыльев,
Летели мысли в небесах былого.
И проникала зоркая душа
В извилины уже пережитого.
И оживали под его пером
Дни молодости стаей тополиной.
До хруста закусив зубами скорбь
Писал он драму гибели агулов.
Сплочённою семейкой муравьёв
Сходились буквы на страницах книги.
И прочные верёвки строк он плёл
Из крепких слов двужильных и упругих.
Сверкали афоризмов аметисты,
Светились мысли, словно хризопразы,
Так бычий глаз пылает изнутри
Зеленоватым шариком огня:
«Мир уместился в ладони
Сливы округлым глазом.
С туманами в горных ущельях,
С бесшумной листвою раздумий.
Стать бы мне птицей Симургом,
Цветком беневша волшебным,
В алом дожде рассвета
Я зёрна надежд собираю.
Дымятся кальяны ущелий,
Факелы гор пылают.
Стать бы мне лёгким джейраном,
Летящим над горизонтом.
Но боль потерь иссушила
Живые ростки в моём сердце.
Ужалена мести стрелою
Моя воспалённая память.
О мести твердят мне камни
В долине, где гибли агулы,
Деревья и корни деревьев,
Орлы на утёсах туманных.
Но людям даётся разум,
Чтоб обуздать свою ярость.
И люди – не слепни слепые,
Чтоб упиваться кровью.
Быков разгневанных битва,
В крови от ран ревущих –
Зрелище потешное
Для праздных зевак орущих.
Когда на круг согласья,
Сходятся мудрые старцы,
Бросают голодным собакам
Обглоданные кости.
Клыки обнажив, собаки
Рычат и грызут друг друга.
Но разве к лицу разумным
Подобными быть собакам?»

Эпиграф  к статье выражает обоснованные опасения Джамаля о судьбе агульского языка. Он, будучи патриотом своего народа и филологом по образованию, обеспокоен тем, что малочисленный народ не по своей вине или прихоти ассимилируется среди других народов и языков.
«Непокорный поток, потерявший исток,
Ты бежишь без дорог и уходишь в песок,
Как желанья мои, мой агульский язык».
Здесь образно и предельно точно выражена тревога поэта за судьбу своего народа. 35 лет прошло с тех пор, когда Джамаль писал эти строки. Социально-экономическая и политическая ситуация стала ещё хуже не только для агулов, но для всех народов России. 

Мечты и желания счастливой жизни в свободной стране ушли в песок вместе с короткой как зарница перестройкой. Теперь мы на собственном горьком опыте убедились в мудрости древней китайской пословицы: «Не дай Бог жить в эпоху перемен!» Люди, искренне радовавшиеся Горбачёву и Ельцину, теперь в большинстве своём их проклинают. Смутное время унесло надежды народа вместе с «прихватизированной» мошенниками промышленностью. Новое тысячелетие ознаменовалось передислокацией сионистско-фашистской этнической ОПГ из бандитского Петербурга в московский кремль и невиданным грабежом России и всех её народов. По официальным данным: двенадцать миллионов россиян, в основном образованных и активных, вынуждены были бежать из этого ада, куда глаза глядят. Но мы полагаем, что в реальности беженцев в разы больше. Среди них, по официальным данным - более 30 тысяч учёных, но некоторые независимые источники приводят цифру – более 70 тысяч.

Конечно, тотально лживые сионисткие фашисты - уголовники попытаются повесить  на  нас свой фальшивый ярлык "анисемитизма". Хотя самыми жесткими и кровавыми антисеситами являются сионистские фашисты-уголовники - убийцы истинно семитского, арабского народа Палестины.
Поэтому следует также отметить, что от тиранаии и гнёта сионистско-фашистской этнической ОПГ, оккупировавшей кремль, массово сбежало даже еврейское население России - во все стороны.

А малочисленным народам России преступная банда сионистких фашистов из кремля нанесла непоправимый урон. И за это тяжкое преступление - этноцид, геноцид им придется ответить. Большинство агулов оставило традиционный горный район проживания. Одни расселились в Дагестане, другие в России, Европе и по всему миру. От хорошей жизни люди не убегают, их гонят нужда и несправедливость. Поэтому три миллиона дагестанцев, половина всего населения, живут вне своей исторической Родины – очень печальная статистика!

В 21 веке, на наших глазах, с молчаливого согласия фарисеев из «пресловутого мирового сообщества» и при преступном молчании тотально лживых фарисейских СМИ – средств массовой дезинформации идёт этноцид – геноцид народов Дагестана. Под невиданным гнётом кровавой уголовно-террористической, фашистской мафии сионских оккупантов, насильственно захвативших власть в России, уникальные древние языки и народы Дагестана исчезают с лица земли. И за это жесткое преступление против человечества рано или поздно виновников настигнет неотвратимое возмездие!

Если умрёт язык, не станет и народа! Эта мысль бередит всю его жизнь беспокойную душу Короля Поэтов Фатхулы Джамаля - гениального поэта современности, истинного защитника всех угнетённых народов. Как сложится  судьба народов Дагестана и России, знает один лишь Бог.
ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ.

Шестакова Раиса
Член Европейского литературного клуба
Кандидат исторический наук, доцент
        МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:
Король Поэтов Фатхула Джамаль. ОСНОВНОЙ САЙТ:
http://www.stihi.ru/avtor/noosfera
Король Поэтов Фатхула Джамаль. ИДУЩИЙ К ИСТИНЕ (Текст):
http://stihi.ru/2019/05/18/3906
Раиса Шестакова.  АСТРАЛЬНЫЙ ВОИН СВЕТА: 
https://ok.ru/group53046634283240/topic/151589929974760
Раиса Шестакова.  ПОЭТ НА ПЛАНЕТЕ ЛЮБВИ: 
https://ok.ru/group53046634283240/topic/151551894060008
 
Раиса Шестакова. ТАЙНЫ МЕТАГАЛАКТИКИ ДУШИ:
http://stihi.ru/2020/12/20/5383
Раиса Шестакова.  АВАНГАРДНАЯ ПОЭЗИЯ КОСМОРЕАЛИЗМА: 
http://stihi.ru/2020/12/20/5267
Раиса  Шестакова: АГУЛ – АСТРАЛЬНАЯ ПОЭМА, АГУЛ – САКРАЛЬНЫЙ МАТЕРИК: http://stihi.ru/2020/12/20/5213
 ИДУЩИЙ К ИСТИНЕ. Ч. 1. (Видео):
https://www.youtube.com/watch?v=uMiw_iWezEI
ИДУЩИЙ К ИСТИНЕ. Ч. 2. (Видео):
https://www.youtube.com/watch?v=tn0rg8jYxWY
 ИДУЩИЙ К ИСТИНЕ. Ч. 3. (Видео):
https://www.youtube.com/watch?v=9cvGN8SMtLY
 ОТКРЫВАЮЩИЙ СОЗВЕЗДИЯ:
http://stihi.ru/2009/10/28/3364
 Анатолий Петраков. ЭПОХА ДЖАМАЛЯ:
https://ok.ru/group/53046634283240/topic/150930408897512
  Михаил Орлов. ТАЙНЫ ДУШИ ВСЕЛЕННОЙ: 
https://ok.ru/group53046634283240/topic/68685346409448
 Заира Фейзуллаева. ТВОРЧЕСТВО ПОЭТА-МЕТАФОРИСТА ФАТХУЛЫ ДЖАМАЛЯ :http://www.stihi.ru/2009/10/25/5985
 Евгения Летукайте. ГЕНИЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ:
https://www.proza.ru/2015/05/07/126
 Елена Викторова. ПОЭТ ИЗ БУДУЩЕГО:
http://www.stihi.ru/2017/05/02/3077
Рашид Рашидов. НОВАЯ ВОЛНА И ЗАСТОЙНОЕ БОЛОТО:
http://www.stihi.ru/2008/01/05/1646
 АПОЛОГИЯ КОСМОРЕАЛИЗМА -
http://www.stihi.ru/2014/02/23/8434
ТВОРЧЕСТВО Ф. ДЖАМАЛЯ И А. ТАРКОВСКОГО -
http://www.stihi.ru/2014/10/22/1178
ПОЮЩАЯ ФЛЕЙТА ВСЕЛЕННОЙ -
http://www.stihi.ru/2009/10/29/201
 ПОЭТ ТВОРЦА:
https://ok.ru/group530466
34283240/topic/150954944592872