Работа над ошибками. Пушкин и Тютчев. 6

Алексей Юрьевич Панфилов: литературный дневник

(21) “И эта сцена, где речевое действие находится “на своем месте”, вызывает у нас полное понимание…” Да, это, конечно, камешек в огород обычному восприятию этой сцены: все видят в Юродивом – разоблачителя царя Бориса; будто бы в этой сцене Годунову выносится решающая оценка со стороны народно-религиозного сознания. А на самом-то деле в этой сцене – разоблачается Юродивый! И оценка Пушкиным выносится – этому самому народно-религиозному сознанию, погрязшему в невежестве и предрассудках и бесконечном любовании собственной “праведностью”; не способному оценить труд великого царя-реформатора… Может быть, так ее надо трактовать?


Конечно, чтобы вынести решительное суждение – необходим полный разбор “Бориса Годунова”, поэтому я и ограничился только колким намеком. Вообще же, следует иметь в виду, что Пушкин обычно… тщательно скрывает свое отношение к изображаемым персонажам. Его истинная, а не кажущаяся, не бросающаяся сразу в глаза, оценка персонажей – составляет самую глубокую тайну, над разгадкой которой нужно биться читателю очень долго и трудно… Как, например, Пушкин относится к “предателю” Мазепе в “Полтаве”? Не является ли он… главным положительным героем поэму? Я не знаю…



(22) Синтаксическая двусмысленность возникает у нас в этом месте умышленно. Автор считает, что так называемый “ответ Филарета” был сочинен… самим Пушкиным. Этому вопросу у меня посвящено отдельное большое исследование. С ним я надеюсь со временем читателя “Стихов” познакомить.


Перейти к статье "Пушкин и Тютчев"



Другие статьи в литературном дневнике: