Несвоевременные мысли или ЕГЭ

Кружков Николай Николаевич: литературный дневник

"НЕСВОЕВРЕМЕННЫЕ МЫСЛИ" ИЛИ ЕДИНАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЭКЗЕКУЦИЯ

Люди перестают мыслить, когда перестают читать.
Дени Дидро



ЕГЭ… Что побудило меня обратиться к теме, которая многократно муссировалась в СМИ и всё-таки на сегодняшний день осталась самой актуальной и болезненной? Поскольку речь зашла об образовании, мы должны сделать небольшой экскурс в историю. Иначе нам трудно будет понять, как лучшее в мире образование, которое люди среднего и старшего поколения получали в СССР, превратилось в «образованщину», не имеющую никакого отношения к тому, чем занималась советская школа. В начале 90-х годов г-н Сорос решил заняться реформой гуманитарного образования в России. Сразу оговорюсь: г-н Сорос – не Билл Гейтс, он предприниматель-авантюрист, обрушивший в своё время лондонские биржи и ставший персоной нон грата в Англии. А вот реформы в России г-на Сороса привлекли. Я учитель русского языка и литературы, поэтому могу говорить только о том, что касается моей профессии и специальности. Параллельно с учебниками фонда Сороса у нас в стране стали появляться всевозможные лингвистические школы с весьма сомнительной репутацией. Огромными тиражами издавались учебные комплексы Бабайцевой и Разумовской, которые ныне канули в лету, за что скажем спасибо академику Шанскому: созданные под его руководством учебники русского языка вернулись в наши школы, лицеи и гимназии. Но за двадцать лет была разрушена академическая наука, на смену традиционным экзаменам ( выпускному сочинению) пришёл ЕГЭ, и интеллект учителя стал не востребован, а интеллектуальный потенциал ученика никому не нужен. Тестирование и ответы на бессмысленные и двусмысленные вопросы – все эти кроссворды и шарады - смело можно отнести к тому, что стало у нас называться единым государственным экзаменом. В 1992-1994 г.г. я работал учителем русского языка и литературы в средней школе №6. В гимназии, где я работал пять лет, давал уроки риторики. В пятом классе на русский язык и литературу отводилось по программе 11 часов (соответственно 7 и 4). Сейчас 7 часов(5 и2). Комментарии, по-моему, излишни. Скажу лишь одно: у меня была возможность один час в неделю выделить на развитие речи учащихся, на сочинения, изложения, на упражнения, которые формируют культуру речи и речевой этикет. Ещё один час отводился на внеклассное чтение. Сейчас уроки физкультуры и ОБЖ стали важнее уроков литературы и истории. И - как следствие этого - повсеместное оскудение речи учащихся и их низкая грамотность и неосведомлённость в самых элементарных гуманитарных вопросах. Наши ученики перестали читать. Мы сталкиваемся с такими факторами, как деструктивное мышление учащихся, немотивированная агрессия, болезненное возбуждение, нарушение концентрации внимания, за что следует сказать «огромное спасибо» нашему телевидению и Интернету. К сожалению, родители не в состоянии сейчас уделять своим детям много внимания: они вынуждены много времени проводить на работе. Из нашей жизни ушла такая форма общения, как семейное чтение. А.С.Пушкин писал, что чтение – лучшее учение. Интерактивная доска, компьютер и ноутбук необходимы сейчас учителю, но и здесь должно быть чувство меры. И здесь гораздо важнее слово учителя, его умение заинтересовать учеников своим предметом. Увы! Некоторые современные учителя, по моему мнению, должны пройти тест на соответствие своей профессии. Но учителей сделала униженными и оскорблёнными именно реформа нашего образования. Винить в этом необходимо общество и тех, кто общественными процессами манипулирует.
Я учил свою дочку только один год: в пятом классе. Но какими высокими профессиональными качествами в ту пору обладали учителя начальной школы! И здесь нельзя не вспомнить добрым словом Валентину Ивановну Купреенкову: благодаря ей в пятом классе мне было работать очень легко и интересно. А учеников отличали такие черты характера, как любознательность, начитанность, аккуратность, коллективизм, взаимопомощь. Многие её и мои ученики впоследствии стали студентами самых лучших вузов страны: Ваня Оленин, Дима Куцко, Оля Борзова поступили в МГУ, другие ребята закончили институты с красным дипломом.


В 11 классе моя дочка Элеонора, которая к тому времени училась в средней школе №1 (сейчас лицей №2), стала победителем районной олимпиады по литературе, написала лучшее в районе сочинение и окончила школу с серебряной медалью, в чём, несомненно, большая заслуга прекрасного педагога Ольги Ивановны Конаковой. Сейчас моей дочке 30 лет, она закончила с красным дипломом МГОГИ, но до сих пор не мыслит своей жизни без книги. Но книги я ей читал ещё тогда, когда она была ребёнком и только начинала познавать окружающий мир. Всё начинается с семьи – это азбучная истина. И сейчас родители многих учащихся стараются противостоять ЕГЭ, делая всё от них зависящее, чтобы их ребёнок не играл в школу, а получал знания. Оценка очень часто субъективна. Знания – показатель объективный. Приведу несколько высказываний о едином государственном экзамене из Интернета: «Я мстительно рада, и даже не стесняюсь в этом признаться. Уж сколько было разговоров и похвал расточено единому государственному экзамену - дескать, не позволяет он ни сжульничать с ответами, ни заранее как-то узнать их. А вот вам, вот вам - всё можно, оказывается... Как вы уже поняли, я о той ситуации, что нынче обсуждается в центральных и не очень СМИ - про школьников, которые с помощью телефона и интернета высылали задания тестов в группу ВКонтакте, и там предприимчивые товарищи раздавали им ответы. А также о том, что где-то (где именно - просто забыла) вместо школьников экзамен сдала нанятая (за деньги, естественно) группа студентов. Вот вам и ЕГЭ... Я много писала в своё время о том, почему именно считаю тестовую систему оценки плохой, так что сейчас повторяться не буду. Приведу лишь новый пример: не очень давно на работе проводили тестирование, и в учебных целях меня попросили один тест завалить. Я стала отвечать по принципу: "в ответе номер 1 ставим галочку в окошке номер 1, в ответе номер 2 - в окошке номер 2..." и так далее. И что же? Даже при таком раскладе итоговый балл получился где-то на 3+, то есть проходным. Это ещё одно доказательство, что даже полный идиот способен получить в тестах более-менее приличную оценку. А что касается школьников, которые отвечали с помощью интернета... На что только люди не пойдут, чтобы не учиться. Я вот считаю, что пользоваться шпаргалками - ронять своё достоинство; не пользовалась ими ни в школе, ни в институте. В конце концов, обманывай - не обманывай, знаний тебе это не даст. А ведь главное - в школе или в институте - это получить именно знания, информацию, и умение ею оперировать. А когда я гляжу на некоторых студентов (даже из тех, что мне сдают), у меня создаётся впечатление, что знания им нужны меньше всего, а главное - это половчее обмануть преподавателя. Только не меня они обманывают, а сами себя». По-моему, комментарии излишни. Это мнение преподавателя института. А вот мнение учителя: «Я как преподаватель говорю: да, ЕГЭ проверять легче, но это страшно механизирует человека, и оглупляет. Человек учится не думать, а ставить галочки». И здесь, по-моему, всё ясно. Категорически против ЕГЭ был не только вышеупомянутый мною Билл Гейтс, но и многие наши известные политические деятели, и представители творческой интеллигенции. Но это не мешает пока никому «совершенствовать ЕГЭ». А я считаю, что совершенствовать необходимо не ЕГЭ, а всю нашу систему образования в целом. И возвращаться к тому лучшему, что было в советской школе: к сочинению и устному экзамену по русскому языку и литературе. К тому же, наша школа с введением ЕГЭ стала стремительно деградировать и нравственно, и духовно. Отсутствие идеологии и идеалов, манипуляция сознанием учащихся нашими телевизионными программами привели к утрате духовных ориентиров и нравственных ценностей, к превращению учителя в робота. После окончания педагогического института в 1974 году я работал по распределению один год учителем русского языка и литературы в одной из сельских школ Шатурского района. Самыми уважаемыми людьми на селе были учитель и врач.
Сейчас учителя поставили в такое унизительное положение, что диву даёшься: как он ещё сохраняет присутствие духа? Ему отвели роль статиста и программиста. Если же ещё учитель сохранил чувство собственного достоинства, ему в современной школе нет места. Такая ситуация не может не привести к глобальному кризису образования, что мы сейчас и имеем возможность наблюдать. А выход из кризиса только один: отмена ЕГЭ и совершенствование всей системы российского образования в целом. Иначе процесс инфантилизации, духовной и нравственной деградации учащихся нам не остановить.



Другие статьи в литературном дневнике: