Последние штрихи

Валерий Новоскольцев: литературный дневник

Эль Мюрид


Унылая предвыборная "борьба" подошла к концу, остались последние штрихи вроде максимально звонких поцелуев Главной начальственной задницы, последних верноподданных репортажей и незаконного фильма про Крым и Наше всё в "день тишины".


"Кампания" при всей её блёклости, была удивительной. Впервые никто даже не попытался, пусть и вяло, изобразить наличие у него хоть какой-то предвыборной программы. Никто из восьми "кандидатов", включая, естественно, Главного, не попытался дать ответ на вопрос: зачем ему нужна власть? Почему именно он должен стать (или остаться) ею? При этом у среднестатистического избирателя даже не возникло вопроса - а кто вы такие и зачем вы вообще туда идёте?


Какая-либо рациональная подоплека отброшена напрочь, всё отдано исключительно эмоциям, психозу или обычной апатии.


В этом смысле можно точно сказать: не Путин "выиграет" эти выборы, их проиграют его "конкуренты" и замороченный избиратель. На самом деле Путин подарил своим конкурентам потрясающий шанс, о котором можно было только мечтать: в противовес его полной иррациональности они могли противопоставить контраст из холодной логики и убойных рациональных аргументов - как контра, так и про. Именно контраст мог выделить их и дать ресурс. Но они предпочли играть по предложенным правилам, даже не попытавшись выйти за рамки предписанного сценария. И проиграли - нельзя играть по правилам противника. Никогда. Если вы подошли к наперсточнику и заинтересовались возможным выигрышем - вас уже ограбили. Даже если вы этого еще не поняли.


Стоит отдать должное тем, кто формировал эту избирательную кампанию - они сумели подобрать и "протащить" самых блеклых и никчемных кандидатов, которые ни при каких обстоятельствах не могли поставить перед Главным кандидатом неразрешимых проблем, а потому ему не о чем было тревожиться, спорить, доказывать что-то: они сами стали настолько невнятной альтернативой, что по сути, просто отработали свои роли, после чего могут рассчитывать на то, что их не забудут после всего мероприятия. Хотя это как раз и не гарантировано: оказанная услуга ничего не стоит.


Нас ожидают еще шесть лет безвременья и сползания вниз к катастрофе впечатляющего масштаба. Хотя, скорее, именно в эти шесть лет разваливающаяся система будет пытаться провести свою трансформацию во что-то чуть более устойчивое. Пока она движется в сторону перехода от автократии и деспотии к прямой диктатуре, но это же ее убьет окончательно: коррупционные диктатуры абсолютно нежизнеспособны. Просто по определению - либо одно, либо другое. Феодальная рента наиболее эффективно собирается там, где государство символично, любая попытка централизации прямо враждебна ленлордам, смысл деятельности которых - рвать под себя кормовую территорию. Так что этот сценарий для Путина исключен, хотя любой другой будет для него смертельным. Да он и не способен ни на какой другой - не те годы, не тот психотип, не тот опыт.


Именно это неразрешимое противоречие и позволяет предполагать, что путинскому режиму в его нынешнем виде остается уже недолго, а трансформироваться с сохранением власти ему не удастся - он в новой системе будет не нужен никому. Как оказался никому не нужным Горбачев после того, как он довел страну до ее логического конца. В отличие от Горбачева Путину не удастся сохранить себя в неприкосновенности - слишком по многим счетам ему предстоит заплатить.


Нас это, увы, может греть только эмоционально. Для нас развал системы будет выглядеть прямой катастрофой - большего или меньшего масштаба, хотя на самом деле (как ни странно) у любого из двух возможных сценариев после Путина перспективы вполне неплохие. Для страны, для ее будущего, для наших детей. Хуже Путина может быть только один сценарий, но он слишком экстремален, чтобы быть более вероятным, чем два основных. А потому его вероятность все-таки невелика.


Пока же мы продолжаем жить в "стабильности", уповая на нее. Хотя если сегодня раковая опухоль болит так же, как вчера, это никак не означает, что болезнь стабилизировалась и можно будет жить дальше, хотя и с некоторыми неудобствами. Увы - так не бывает.



Другие статьи в литературном дневнике: