О клеветеКак часто мы страдаем от клеветы людей. Ничто так не обидно, как напраслина. Во все века необоснованные подозрения и обвинения приводили людей к раздорам, болезням и сводили в могилу раньше времени. Всем памятны истории распространения клеветы в пьесах У. Шекспира «Отелло», М.Ю. Лермонтова «Маскарад». В рассказе А.П. Чехова «Клевета». Многие примеры клеветы описаны как в Ветхом, так и в Новом Завете. Самая страшная в истории человечества клевета была возведена фарисеями и книжниками на Иисуса Христа и привела к казни Спасителя. Клевета, говорил Преподобный Савва Сторожевский, память которого мы отмечаем 16 декабря, есть великий грех. Его нужно всемерно избегать. Потому, что в сердцах строптивых, клевещущих на ближнего, не почивает, ни смирение, ни благодать Божия. Слово Божие учит: — Всякое раздражение, и ярость, и гнев, и крик, и злоречие со всякою злобою да будут удалены от вас (Еф. 4. 31). Верные должны остерегаться клеветы, потому что она расстраивает жизнь и причиняет несчастье человеку. Кто любит жизнь, и хочет видеть добрые дни, тот удерживай язык свой от зла и уста свои от лукавых речей, говорит апостол Петр (1Петр. 3.10). Христиане должны воздерживаться от всякой клеветы, потому что она удаляет от Бога. — Господи! Кто может пребывать в жилище Твоем? Кто может обитать на святой горе Твоей? Только тот, кто не клевещет языком своим. Не делает искреннему своему зла, и не принимает поношения на ближнего своего (Пс. 14. 1,3). Святые отцы грозно порицают клевету и тех, кто предается этому пороку. Святой Антоний Великий пишет о клевете: — Язык дракона менее вреден, нежели язык того, кто любит клеветать. Ибо такой человек производит распри и ссоры между людьми, живущими смирно. Сеет зло между ближними и разрушает весьма многие и полезные общества. Кто принимает к себе такого человека, того вовлекает он во многие грехи. Кто сообщается с ним, тот сообщается с убийцей. Убийца и клеветник производят одинаковые действия. Как убийца мечем умерщвляет тело, так клеветник словами умерщвляет душу. Язык клеветника подобен жалу змеи. Даже безопаснее жить со змеею и скорпионом, нежели с клеветником. Многие грехи гораздо простительнее клеветы. Клеветник, и тот, кто слушает его, вместе с ним получает одинаковое осуждение. Безопаснее бывает приблизиться к огню и обжечься им, нежели приблизиться к клеветнику и говорить с ним. Итак, дети мои возлюбленные, удаляйтесь клеветника. Убегайте от него. Кто бы он ни был, отец ли, или брат кого-нибудь из вас. Лучше жить со львом или с львицей, нежели с клеветником. Не стыдитесь удаляться от него, иначе он заразит вас ядом. Никогда не оказывай уважения тому, кто злоречиво говорит тебе о ближнем. Советует святой Иоанн Лествичник. Таким образом, окажешь двойную пользу, одним пластырем уврачевав себя и ближнего. Святитель Тихон Задонский так утешает страдающих от клеветы человеческой: -Первое: без Бога ничего нам не бывает. Потому и язык злоречивый нападет на нас попущением Божиим. Терпи то, что Бог посылает. Клевету слышит Бог и твою совесть знает. Второе: этим утешайся, что ложно терпишь. Совесть чистая есть великое утешение. Лучше от единой совести утешаться, хотя и весь свет порочит, нежели от совести обличаться, хотя и весь свет хвалит. Я это избираю себе: пусть меня все хулят, только бы совесть меня хвалила. Третье: ты имеешь много в этом бедствии товарищей. Святые Божии много клеветы претерпели. И ныне многие обретаются, которые тоже терпят. Многие этим путем прошли и угладили его нам. Пойдем за ними, да с ними купно прославим искупившего нас Иисуса Христа. Четвертое: рассмотри совесть свою, не язвил ли и ты кого языком своим? Если это было, то клевета клеветою наказуется. И потому терпи благодушно, благодарно помня, что грех здесь наказуется, да там согрешивший помилован будет. — Судимы от Господа наказуемся, да не с миром осудимся, — говорит апостол Павел (1Кор. 11.32). Накажи нас, Господи, здесь, да там помилуй. Пятое: учись от этого клевете других не верить. Как ты напрасно слышишь о себе клевету, так и те, о которых дурные слухи проносятся, часто не знают за собой того, в чем порочат их. Богоявленский кафедральный собор в Елохове © Copyright: Валерий Новоскольцев, 2018.
Другие статьи в литературном дневнике:
|