Рецензия на «поводом для...» (Евгения Райзер)

Обрадовалась, увидев этот стих. Вот где можно дать вволю моим математическим способностям, желанию математикой проверить гармонию. Первое, что бросилось в глаза - это потрясающая упорядоченность согласных. Уже первая строка подтвердит это наблюдение: Просто остаться - из 8-ми согласных 6 "эс", "тэ"! И если буква "пэ" выпала из этой статистики то лишь для того, чтоб задавать некоторую инерцию всему остальному стиху - из 20-ти строк 7(!) начинается на "пэ". + 5 на "вэ" и 4 на "и". Не поленилась и пересчитала все слова - 105 слов с предлогами и союзами - 22 (пятая часть!) слова на "пэ", 11 "эс" (именно, "пэ" и "эс" "сделали первую строку", а затем протянулись через весь стих) 10 "вэ", - итого треть (!) стиха построена из трёх согласных.
Упорядоченность гласных не так заметна и все-таки она просматривается

Оа
Оуау
Ыыоыу
Иоиео
Иоио
Ыоие
Ыыыие
Ааа
Еоыуа

Оа
Оеео
Еоооо
Аыеы
Аеоуи
аеееа
Оаоа
Ииое
Ыаее

Уаоу
Оаоу



Упорядоченность на самом низком уровне не могла не прорваться на более высокие. Стихотворение богато внутренними рифмами: пересудов - рассудок, Влиться - лицах - переломиться, смены - перемены - времени, привычек - кавычек. Правда, сами рифмы не очень богаты: света - билетом, пледом-бреда, года-кода, кавычек-спичек, признаний-иносказаний. Более интересны соты - сотой, ради - на день. Интересна цепочка рифм рассудок-суток-сотой-соты.
Перейдём на более высокий уровень. Очень часто авторы в погоне за буквой жертвуют смыслом целых предложений. Чуждый чарам чёрный челн (Бальмонт). Тяжело удерживать равновесие и именно здесь проявляется мастерство. Надо признать, что в большинстве случаев автору это удается, но "когда рассудок выдал часы приёма", "предаваясь таинству иносказаний, вверить ладоням языческий ключ признани" (но в принципе автор сама говорит об иносказаниях), "Темою для кавычек", "И без причины причиной" - скорее минусы. Смысл неясен. Смена походки(?). Хотя понятно чисто психологически, когда человек сбросил давивший его многие годы груз - и стал не ходить, а летать. Не оставляя следов посуды (?), может, следов на посуде? - например, следы губной помады? "Выпасть из суток" - перестать ориентироваться во времени, "Выпасть счастливым билетом" - неплохо.
Во многих произведениях Евгении Диневич я отмечала необычайно точные наблюдения над внешним и внутренним миром - это то, что отмечали у Ахматовой - "Я на левую руку надела перчатку с правой руки". Это стихотворение не стало исключением:
Смены причёски, походки, замочного кода,
Старых привычек. Темою для кавычек.
И, как бы, между прочим, "не будет ли спичек?",
И, как бы между делом, сомнения ради,
Поводом для расставаний не больше, чем на день - наверное, это самое удачное место стиха. Какая потрясающая точность! Смена причёски, замочного кода - какой верный признак новой жизни, жажды перемен! Это прощание с прошлым и между тем "не будет ли спичек?" - фраза отлично подходящая для нового знакомства и именно как бы, между прочим! И далее: "сомнения ради, поводом для расставаний не больше, чем на день" Я представляю женщину, которая решительно меняет свою жизнь, но… на день. Она не может уйти и расстаться с человеком, возможно уже не любимым, она возвращается, чтоб, не заснув ночью, утром повторить все с начала. Сама композиция стиха, как некий намёк на возвращение - просто (легко) остаться - с этого начинается и этим заканчивается стих. Просто остаться - тяжело уйти. Круг.
Но может быть именно жажда к точности, материальности, ощутимости веса предметов - что, безусловно, является достоинством стихов Евгении - иногда приводит к перебору "легкомысленным маленьким клетчатым пледом" - три определения. А так ли важно, что плед маленький клетчатый. Чем это обогащает наше представление? Легкомысленный уже представляется маленьким, а плед - почему-то исключительно клетчатым - шотландским. Примерно таким мы его и представляем. Свет преломляется. Безжизненных стен - стены не бывают живыми (другое дело стены - холодные, когда рядом нет человеческого дыхания), языческий ключ - интересно, но как бы не из этого стиха (но ведь автор и говорит иносказаниями). Можно представить этот ключ, как некий талисман, символ, не только ключ к себе, но реальный - он вполне подходит под кодовый замок, но "языческий" ничего не объясняет - разве что для автора этот ключ наделен некой языческой силой.
В заключении хотелось бы заметить, что это не первая редакция стиха, что само по себе уже показывает, что это произведение еще только рождается. Безусловно, оно уже очень хорошо и, наверное, одно из лучших у автора, но… Предчувствие шедевра.
Извините, писала без черновика - по первому впечатлению. Стих, действительно, достойный. Женя, - в Ваших стихах есть строки, которые как бы реально ощущаются, - помните про косточку? Так никто бы не смог написать, кроме очень хороших поэтов. Вы молодец. Не гонитесь за экспериментаторами - Ваш стих классический. Если точнее попытаться определить его местоположение (естественно, у Вас свой голос), то это Ахматова-Мандельштам-Бродский. Не нужно этого современного стихирушного эксперементаторства. Будьте более строги к себе, пытайся подобрать определение, которое придаст слову вес. Я хочу держать Ваши стихи на руках… - как сказала!!!

Правда Горькая   12.03.2004     Заявить о нарушении
Вы меня поразили! Просто убили, если быть точнее. Мне кажется, ещё никогда я не получала столь подробных рецензий. И если бы позволила этика, я бы номинировала её. Не потому, что мне, а потому что серьёзная работа чувствуется под всем выше изложенным. Поразительно то, как точно Вы определили мои слабые места. И слова о предчувствии. Недавно некто написал мне то же самое. Да и я сама, должна признаться, всё время ощущаю странное недовольство собой. Как будто всё, что появилось за последние годы, только лишь «предчувствие». И, кажется, вот-вот, оно случится. А оно всё никак. И страшно от того, и совсем не хочется писать: а вдруг следущее будет хуже, чем, к примеру, это, одно из лучших на мой взгляд у меня. И в постоянном сравнении не рождается истины. Там вообще ничего не рождается, окромя тоски. Очень Вам благодарна. За правду горькую)) Но именно этого хотела бы услышать и от близкого друга, хотя таковым Вы не являетесь. Перебором действительно страдаю. меня заносит, когда пишу. То, что кажется мне понятным, безусловно понятно часто только мне. И об этом надо помнить, но как увлекающийся человек, в процессе я не задумываюсь о будущих читателях, пишу исключительно для себя. А потому «когда рассудок выдал часы приёма" кажется вполне ясным. Рассудок, обычно неупрявляемый, вдруг выдал часы приёма: то бишь, есть возможность к нему пробиться и быть услышанным. Что случается редко, надо признаться)) И так далее. Я понимаю, объяснения после не работают. Но иногда внутри где-то есть надежда, а вдруг не я одна с таким извращённым восприятием мира живу. И какая-то родственная душа думает и мыслит точно также, кривобоко.. Всё не о том говорю. А если о том - спасибо Вам! За то, что дали почувствовать себя нужной. Поверьте, в последнее время этого почти не происходило. У меня заниженная самооценка, я в себя не верю. А вам желаю силы в это непростом деле, критике. На этом сайте Вы услышите много ругани в ответ, но и много благодарности. Здесь нет критиков - одни писатели-поэты. И читателей нет, к сожалению. Хороший критик - редкая вещь. А посему, пожалуйста, пишите!

Евгения Райзер   14.03.2004 23:37   Заявить о нарушении
Уважаемая, Евгения, спасибо за добрые слова, надеюсь, что заслужила их не тем, что хвалила Ваше произведение (оно того достойно). День выдался удачным: Эклога обозвала меня «мудаком», а вы чуть не номинировали, а истина всегда где-то по середине. Не преувеличивайте мой скромный труд. Наверняка, Вам уже писали подобные рецензии, просто их у Вас так много, что Вы уже и позабыли. Недовольство собой совершенно нормальная вещь для поэта. Помните как у Пушкина в разговоре книгопродавца с поэтом:
Вам ваше дорого творенье,
Пока на пламени труда
Кипит, бурлит воображенье,
Оно застынет и тогда
Постыло вам и сочиненье.
Я всегда понимала эти строки так: в момент творчества, озарения поэту его произведение кажется чем-то значительным, важным, но когда все записано, и вдохновение спало, поэт уже недоволен своим стихом. Но настоящая радость, смысл именно в этом моменте – этого восторга, озарения, рождения новой строки, приобщения к неким высшим, непонятным человеку энергиям, когда боишься, что сейчас умрешь, но не смерти боишься, а того, что не успеешь записать эту строку. Вы пишите, что живете в предчувствии – поверьте, оно не обманет, - только поверьте (извините за каламбур) в себя. Мне кажется, вся русская поэзия сейчас живет в этом ожидании – рождения нового гения. А в мои времена говорили: если не я, то кто же? Почему не Вы? Мне нравится определение гения: гений – это один процент таланта и 99% труда. Талант Ваш бесспорен – осталась мелочь – труд. Недовольство собой – это нормально для творческого человека. Через какое-то время творец перерастает сам себя – и недоволен всем, что он сделал (ты сам свой Высший Суд!). Но ведь для тех, кто остался там же (кто не вырос) – его стихи останутся шедеврами. Куда опаснее самодовольство, почивание на лаврах: я лучшая! Нет ни одного поэта, который бы на 100% писал шедевры – даже Пушкин. Может гений это тот, кто смог достигнуть того, что 10% его произведений – шедевры? Не бойтесь того, что что-то выходит хуже, чем было. Главное, не останавливаться – и писать. Сегодня – слабо, завтра все изменится – и будет выше. Даже творческие застои по году – не показатель (пример, Мандельштам). Вам совершенно нечего паниковать: стихи замечательные, есть признание, друзья. Вас знают и любят.
А что касается номинации, то, может, я ее еще и не заслужила – первую неделю на сайте и сразу в князи. Еще случится со мной головокружение от успехов. Буду считать Ваши слова авансом – и обязательно пришлю Вам мою критику, как только найду на сайте достойное стихотворение, и как только на это достойное произведение я напишу достойную критику. Извините за болтливость. Спасибо за добрые слова.

Правда Горькая   15.03.2004 03:42   Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Евгения Райзер
Перейти к списку рецензий, написанных автором Правда Горькая
Перейти к списку рецензий по разделу за 12.03.2004