Рецензия на «Об оценках стихов, квадратный стол для обсуждения» (Новый Конкурс)

Ариадна, я прочитала Ваши материалы о созвучности и обсуждение их. Очень интересно. Я об этом вопросе в свое время тоже много думала, а потом опыт поэтических фестивалей показал, что не только техничные, но не душевные стихи, но даже задушевные, максимально эмоциональные, предельно искренние и берущие за живое произведения обычная публика - не профессионалы - воспринимает тоже гораздо хуже, чем какую-нибудь, например, "клубничку" или жаргонные нецензурные эпатажи.
Какой Вы предлагаете выход - опускаться до уровня публики? Понимаете, это ведь не какая-то особая категория слушателей, а обычные люди, которые везде, на любом предприятии и в любом учреждении. Не высоколобая элита, но и не маргиналы. Наши соседи, коллеги по работе, бывшие одноклассники и т.д. и т.п. И увидев эту реакцию, которая повторялась постоянно, в разных городах, в разные годы, с разными людьми, я просто вспомнила по аналогии биографии русских поэтов 19-20 веков.
Помните, в свое время Бенедиктова ценили гораздо выше Пушкина! Даже друзья Пушкина, поэты-классицисты и поэты-романтики, когда он перешел от романтизма к реализму, считали, что он исписался, пишет, по любимому выражению уважаемого Тимофея, "всякую чушь" и "хрень". А кого ценили в начале "серебряного века" больше всех других поэтов? Игоря Северянина, который теперь считается поэтом второго ряда по сравнению с Ахматовой, Гумилевым, Волошиным и прочими классиками. На него публика валила валом. Кстати, как сейчас на Губермана. А Цветаева до сих пор для большинства недоступна, и не только обычным людям, но и пишущим, причем и профессиональным, сильным авторам! Ее почти все считают плохим автором.
Ну давайте тогда все писать о сексе, что ли, раз так уж сильно требуется созвучность! Это будет актуальнее даже для большего числа людей, чем любовь!
Ответ есть в статье у Вас же самой - у каждого есть "моя публика" и "не моя публика". Кто-то предпочитает славу при жизни, это его дело. А кому-то интереснее стать действительно большим поэтом, которого охотно публикуют в современных литературных журналах и в крупнейших антологиях, уметь пользоваться всем, что лежит в сокровищнице русской литературы, в том числе и тем, что появилось в ней с середины 20 века до нашего времени, высказываться о том, что волнует именно его. Выбор за автором.

Светлана Скорик   24.03.2010 16:31     Заявить о нарушении
Не буду спорить о статье, но хочу высказать пару замечаний.
По- моему, этот вопрос поднимал ещё А.С. Пушкин а "Моцарт и Сальери"-

Сальери
Все говорят: нет правды на земле.
Но правды нет — и выше. Для меня
Так это ясно, как простая гамма.
Родился я с любовию к искусству;
Ребенком будучи, когда высоко
Звучал орган в старинной церкви нашей,
Я слушал и заслушивался — слезы
Невольные и сладкие текли.
Отверг я рано праздные забавы;
Науки, чуждые музыке, были
Постылы мне; упрямо и надменно
От них отрекся я и предался
Одной музыке. Труден первый шаг
И скучен первый путь. Преодолел
Я ранние невзгоды. Ремесло
Поставил я подножием искусству;
Я сделался ремесленник: перстам
Придал послушную, сухую беглость
И верность уху. Звуки умертвив,
Музыку я разъял, как труп. Поверил
Я алгеброй гармонию. Тогда
Уже дерзнул, в науке искушенный,
Предаться неге творческой мечты.
Я стал творить; но в тишине, но в тайне,
Не смея помышлять еще о славе.
Нередко, просидев в безмолвной келье
Два, три дня, позабыв и сон и пищу,
Вкусив восторг и слезы вдохновенья,
Я жег мой труд и холодно смотрел,
Как мысль моя и звуки, мной рожденны,
Пылая, с легким дымом исчезали.
Что говорю? Когда великий Глюк
Явился и открыл нам новы тайны
(Глубокие, пленительные тайны),
Не бросил ли я все, что прежде знал,
Что так любил, чему так жарко верил,
И не пошел ли бодро вслед за ним
Безропотно, как тот, кто заблуждался
И встречным послан в сторону иную?
Усильным, напряженным постоянством
Я наконец в искусстве безграничном
Достигнул степени высокой. Слава
Мне улыбнулась; я в сердцах людей
Нашел созвучия своим созданьям.
Я счастлив был: я наслаждался мирно
Своим трудом, успехом, славой; также
Трудами и успехами друзей,
Товарищей моих в искусстве дивном.
Нет! никогда я зависти не знал,
О, никогда! — нижe, когда Пиччини
Пленить умел слух диких парижан,
Ниже, когда услышал в первый раз
Я Ифигении начальны звуки.
Кто скажет, чтоб Сальери гордый был
Когда-нибудь завистником презренным,
Змеей, людьми растоптанною, вживе
Песок и пыль грызущею бессильно?
Никто!.. А ныне — сам скажу — я ныне
Завистник. Я завидую; глубоко,
Мучительно завидую. — О небо!
Где ж правота, когда священный дар,
Когда бессмертный гений — не в награду
Любви горящей, самоотверженья,
Трудов, усердия, молений послан —
А озаряет голову безумца,
Гуляки праздного?.. О Моцарт, Моцарт!

2.Кто считает Игоря Северянина поэтом второго ряда?
Какой у Вас критерий творчества И.Губермана?
И кто это "почти все", кто считает А Цветаеву плохим автором?

Михаил Витебский   24.03.2010 17:05   Заявить о нарушении
Извините, М.Цветаеву

Михаил Витебский   24.03.2010 17:07   Заявить о нарушении
Уважаемый Михаил! Моцарт, как, впрочем и Пушкин, как настоящий Мастер (из Булгакова), а не ремесленник, упорно работал над своими произведениями, улучшая их, добиваясь полного совершенства. Этим и отличается профессиональный автор или композитор от начинающего, т.к. последний, записав свой порыв озарения, больше над ним не работает.
Излагая взгляд большинства на Цветаеву, я не писала, что причисляю себя к этому большинству. Я имела в виду и просто читателей, и членов разных писательских союзов. Но есть люди и в первой, и во второй категории, кто до понимания Цветаевой дорос. А есть те, которые пока ограничиваются Северяниным. Нет, он хороший поэт, я ничего против него не имею. Но, видите ли, бывают Пушкины - и бывают, скажем, Жуковские, Дельвиги. И т.д. А Северянин отнесен ко второму ряду в учебниках для филфаков и в специальных, расширенных сборниках произведений всех поэтов этого периода.
К Губерману я отношусь нормально. Я именла в виду его любимую тему и спрашивала, неужели для полного взаимопонимания с публикой следует всем бросить свои темы и писать о том, о чем предпочитает на концертах читать Губерман.

Светлана Скорик   24.03.2010 19:00   Заявить о нарушении
Извините за вмешательство, но Губермана на Новом Конкурсе не будет. :) Сам удалю. :) Это пошлость и примитив. И причина такого врЕменного недолгого успеха - автор в угоду публике и для сиюминутного успеха и популярности снижает планку высоких чувств, критериев, форм. Не желая воспитывать читателя и слушателя. ИМХО, конечно.

Вадим Волков   25.03.2010 00:50   Заявить о нарушении
Дорогая Светлана,
Проблема в том(счастье!), что Серебрянный Век породил такое колличество замечательных поэтов, что дал возможность для "членов разных писательских союзов" и в "учебниках для филфаков и в специальных, расширенных сборниках произведений всех поэтов этого периода." строить их в "ряды".
Бедная Шотландия... Никак один "ряд" не может построить...
Поэзия, как впрочем, любой вид искусства, предназначена для избранных, для тех кто понимает (или хотя бы стремится понять). Христос, ведь тоже, воскрес не для всех...
А все эти писательские союзы, учебники- это от лукавого. (В 20х- 30х гг и Пушкина сбрасывали с .., и Маяковского "культиаировали как картофель", и Сталин выпытывал у Пастернака, Мастер ли Мандельштам, а в учебниках поэтами были всякие "взвейтесь- развейтесть". В 50-х Ахматова была названа "блудница, мечущаяся между будуаром и молельней", в 60-х судья спрашивала Бродского- какое учебное заведение он окончил, чтобы называться поэтом.., и т.д.)
Если поэт стоящий, то его будут читать. Кстати, интерес к поэзии И.Северянина (как и к другим Мастерам) всё время растёт.
И.Губерман пишет и читает на концертах, то что его волнует. Я не сомневаюсь, что Саша Черный мог писать о природе , любви .., но писал он то, что его волновало.

Михаил Витебский   27.03.2010 21:15   Заявить о нарушении
Вадим, разве Вы Судия? И.Губерман не должен никого воспитывать. Он вообще никому и ничего не должнен. А если и был должен, то давно все долги роздал. Упаси Бог,сравнивать... Но многих современников А.С.Пушкина знают лишь потому, что они жили во-времена Пушкина.

Михаил Витебский   27.03.2010 21:24   Заявить о нарушении
Михаил - конечно. На созданной мной (совместно с коллегами) литературной площадке я (то есть мы, но мы согласовываем свои действия) решаю, что будет, а чего не будет. Прочитайте резюме площадки.

Популярнее - Перед входом вытирайте ноги. А у большинства виршей Губермана ноги грязные.

И мы Губерману ничего не должны, просто удалим и все. :) Какие проблемы? :)

Вадим Волков   27.03.2010 22:24   Заявить о нарушении
Проблем никаких... у Губермана :)

Михаил Витебский   27.03.2010 22:27   Заявить о нарушении
И у меня никаких проблем сейчас в центре Лондона нет. :)

Вадим Волков   27.03.2010 22:30   Заявить о нарушении
И у меня в Нью Йорке :)

Михаил Витебский   27.03.2010 22:34   Заявить о нарушении
В гости приеду. :) Может, и в этом году. :)

Вадим Волков   27.03.2010 22:40   Заявить о нарушении
OK, hopefully the year, no need for invitations, food and shelter. :) Should be paid by the scientific organisation, biomedicine. Not exactly sure yet.

Вадим Волков   27.03.2010 22:53   Заявить о нарушении
OK. Let me know when

Михаил Витебский   27.03.2010 22:57   Заявить о нарушении
Hopefully the next year. :) Paid by myself. :) As a tourist, just to see.

Вадим Волков   27.12.2010 03:44   Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Новый Конкурс
Перейти к списку рецензий, написанных автором Светлана Скорик
Перейти к списку рецензий по разделу за 24.03.2010