Рецензия на «Рождение Священномученика» (Священник Алексий Тимаков)

Уважаемый Алексей!
У меня вопрос- насколько в стихе приемлемо слово "адепт"?Это по поводу лексического ряда.

По поводу содержания. Удивилась тому, что этот Священник- Новомученик.
А Александр Мень? Он не заслужил быть в списке "Мучеников". А.Мень прожил не 35 лет. Но он не боролся ни с одной из мировых религий.
Он писал прекрасные книги. И на заре Перестройки именно по ним, трудам А.Меня, я что-то пыталась понять о религии.
-------------------------------------------------
Тут вообще сложная ситуация. Разве Священник одной религии может выступать против другой?
Уверяю, Алексей, если сопоставить многие постулаты, то можно увидеть Общность религий.

И если бы людей не разъединяли по религиозному признаку- толку было бы больше.
------------------------------
Многообразие Вер, учений, догм, содержащихся в них, просто требует, чтобы люди были ОБЪЕДИНЕНЫ.
Мы живём в многоконфессиональной стране. Где об атеистах забыли вообще.
Мы живём во многонациональной стране(в споры о "титульной" нации вступать не намерена).
----------------------------------------------
Похоже, Алексей, что пришло время выступать Вам как публицисту.
Это было мнение и еще одного Вашего рецензента.

С уважением.

Елена Ительсон   19.12.2010 17:42     Заявить о нарушении
Дорогая Елена, меня как-то не смущают лексические ряды. Возможно, что это моя стратегическая ошибка, но мне многие говорили, что у меня очень часто внедряются и перемешиваются смыслы и понятия. Может быть, это – особенности моего стиля? Во всяком случае, я сторонник такого словоупотребления. По поводу "адепта", мне кажется, я немало объяснился в переписке, и сие слово для меня определяет очень много в этом стихе.
По поводу причисления к лику святых того или иного человека – это тоже не моя прерогатива. Просто существуют каноны, по которым, когда человека убивают во имя Христа, то он является Свидетелем за Христа до самой своей смерти. Слово "Мученик", которое определяет святость в русской православной Церкви, есть некое осмысление греческого термина, которое с греческого буквально переводится как "Свидетель". То, что священник Даниил убит за свои Христианские убеждения, у меня сомнений не вызывает. Но даже в своей переписке с рецензентами я очень чётко утверждал, что до канонизации говорить о святости отца Даниила будет преждевременно.
По поводу отца Александра Меня... Я его знал лично с детства. Мне тут недавно сообщили, что наткнулись на некоторые новые видеоматериалы о нём в Интернете. Подозреваю, что это те самые киноматериалы, которые были предоставлены не без моего участия в архив отца Александра. Соответственно на его книгах в значительной степени прошло и моё становление. Только я полагаю, что читал их несколько раньше, чем Вы. А года три назад я делал доклад на Меневских чтениях, посвящённый, естественно, ему. Сие пишу только для того, чтобы объяснить, что мера моего уважения к сей светлой личности у меня отнюдь не малая. Когда погиб отец Александр, то стихосложением я ещё не занимался, и, соответственно, подобного отклика у меня возникнуть не могло... Ко всему прочему, абсолютной уверенности в том, что он погиб именно за веру (хотя для меня это является основной версией) у меня нет.
Общность религий, естественно, для меня не является откровением. Но для меня также не является откровением и различие верований. Посудите сами: для христиан Богом является Христос; для мусульман Иса является всего лишь на всего пророком, ну а дл иудеев Он же является просто напросто лжецом. Примирить это не возможно. Уважать взгляды и убеждения необходимо, но не вскрывать неправду иной веры нельзя. Я знаю претензии иных вер и конфессий к Православию, ответы на которые у меня есть. Мне кажется, что они не голословны, но представителей иных вер они, как правило, не удовлетворяют. Точно также я могу сказать, что я не получил ни разу вразумительного ответа на те вопросы, которые у меня есть по отношению к другим верованиям. Я понимаю, что это вопросы именно веры. Но они обязательно должны быть. Иначе вера становится лицемерной, а это страшно. Но и уважение к любой иной вере должно обязательно быть, как бы мне трудно не было принимать человека с иными взглядами.
Но я всегда помню две цитаты о Христе из Священного Писания, которые лично для меня являются определяющими в решении этого вопроса: "камень, который отвергли строители, тот самый сделался главою угла?" (Лк.20:17); и "нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись" (Деян 4:12). Я понимаю, что это - моя вера. Но я на этом стою. И догматика для меня является совсем не пустым звуком. Соответственно, я не способен мыслить иного объединения людей, кроме как вокруг Христа.
Ну, а моя переписка на этом сайте вполне может рассматриваться как публицистика...

С уважением, А.Т.

Священник Алексий Тимаков   20.12.2010 00:05   Заявить о нарушении
Уважаемый Алексей!
Вот мне и кажется, что уже эту публицистику надо выделять.Публиковать.
---------------------
Вот теперь я поделюсь своими мыслями. Алексей!
Очень давно, когда я металась между 2 религиями-мы сидели со своим другом на каком-то еврейском светском(в кинотеатре?) выступлении. Но всё было серьезно. И там разрешили задавать вопросы.
Этот момент упустить я не могла. и задала "детский" вопрос(нет, не про национальность Христа), и не про то, почему у иудеев Бог Яхве ...и произность нельзя---) Я Спросила- нельзя ли считать Атеизм тоже своего рода религией.
Объявили перерыв. Они не знали, что отвечать...

И о другом. Вчера удивилась тому, что люди сами сочиняют молитвы.
Здесь на сайте. А разве это вольный жанр? Список молитв утверждён.
Остальное - это стихи.
Разве не так???
У меня в рецензиях это есть...

Время позднее.
И пора объявлять перерыв...
С уважением.

Елена Ительсон   20.12.2010 00:23   Заявить о нарушении
Уважаемый Алексей Тимаков! Мы с вами верим в единого истинного Бога,любим Его,хотим узнавать о Нем(Ин17:3) и приближаться к Нему(Иак4:8). Это включает и знание воли Бога,которую необходимо исполнять всем людям. О необходимости исполнять заповеди и принципы Бога,ясно изложенные в Библии,напоминал Иисус Христос(Мф7:21-23). В связи с этим у меня к вам вопросы:интересует ли вас мнение Бога,записанное в Его Слове? Стоит ли оно для вас на первом месте? Почему Православная церковь ставит вековые учения и традиции людей выше принципов Священного Писания?
Позвольте напомнить вам точку зрения Библии. Нигде в Слове Бога не предписано поклоняться кресту,иконам или мощам. В Библии однозначно осуждается поклонение ЛЮБЫМ изображениям,в том числе использование их как посредников в поклонении Богу(Исх20:4,5; Иса40:18; 42:8; 44:8-11; 46:5; Иер10:14,15; Ин4:24; 1Кр10:14; 1Ин10:21; Отк9:20). Описание из Откровения "золотым,серебряным,медным,каменным и деревянным идолам,которые не могут ни видеть,ни слышать,ни ходить" в полной мере подходит к иконам и крестам и относится ко времени конца.
Апостолы не поклонялись иконам и крестам. Вам,должно быть,известно,что крест был религиозным символом многих народов задолго до Христа и был принят церковью в 4 веке. Почему орудие страшной,позорной,мучительной пытки Спасителя было сделано объектом поклонения? Если бы враги убили бы Иисуса ножом,вы бы поклонялись ножу? Молились бы изображениям ножа? Называли бы нож святыней? Крест - это орудие убийства.
Когда апостол Иоанн пал к ногам ангела,чтобы поклониться ему,ангел сказал:"Смотри,не делай сего... Богу поклонись"(Отк22:8,9). Когда Корнилий поклонился Петру, апостол "поднял его,говоря:встань;я тоже человек"(Деян10:25,26). Эти библейские примеры совершенно ясно свидетельствуют,что нельзя поклоняться ни людям,ни ангелам. Однако церковь учит верующих обратному. Получается,это "учения,заповеди человеческие" (Мар.7:6,7).
Учение о Троице является главным,фундаментальным догматом церкви.Но слово "Троица" ни разу не встречается в Библии. В Слове Бога ОТСУТСТВУЕТ учение о троице. Это учение,введенное церковным собором в 4 веке, берет начало в языческих религиях и древнегреческой философии(Платон,Плотин). Ни пророки,ни Иисус Христос,ни апостолы не упоминали о некоем триединстве Бога. Писание учит,что Бог - един(Вт6:4; Пс.82:19; Пс.85:10; Мар10:18; Ин17:3). Иисус Христос - единородный Сын Бога,через которого сотворено все остальное(Кл1:15,16; Отк3:14). Он всегда в полном согласии со своим Отцом,в единстве с Ним(Ин8:28,29; 14:10; 10:30), но они не одна личность(1Кр11:3; Ин20:17; Отк1:6). Иисус никогда не призывал поклоняться ему лично,но всю славу воздавал Богу,Отцу(Мф.19:17; Ин4:23,24; Ин5:41; Лк10:21,22).
Наконец,само поведение церкви и церковнослужителей противоречит Библии. Приведу лишь несколько примеров. Военные священники благословляют солдат на войну и учат их,что убивать на войне - не грех(Чечня)(ср. Мф26:52). Церковные лавки:торговля в храмах(ср. Лк19:45,46). Богатство многих попов(ср. Мф6:24). Церковные услуги,в том числе "отпущение грехов",молитва за успешную сдачу экзаменов и т.п. - только за деньги(ср. Мф10:8). Приверженность философии(древнегреческой,"отцов" и "учителей" церкви)(ср. Кл2:8; Мф.23:8-10). Откровенная дружба церкви с миром и властью(ср. Иак4:4, Ин17:16; Ин18:36).
Церковные праздники,обряды и обычаи не имеют,по сути,ничего общего с Библией. Многие из них остались от язычества(яйца,куличи,творожная пасха и т.д.)(ср.Иса1:13-16).
Как честный человек,вы не можете закрывать глаза на то,что написано в Библии и на то,чему учит и как ведет себя церковь. Мы знаем,что Писание полностью вдохновлено Богом(1Тм3:16).
"Итак по плодам их узнаете их"(Мф7:20).

Тимур Атамбаев   20.12.2010 10:31   Заявить о нарушении
Уважаемый Тимур, отвечать по пунктам на Ваши вопросы не вижу смысла, ибо все ответы содержаться в хорошо известной православной литературе. Достаточно назвать диакона Андрея Кураева с его работами: "Протестантам о православии", "Всё ли равно, как верить?", "Традиция, догмат, обряд". Я, честное слово, могу ещё долго перечислять, просто – это одни из самых доступных книг, которые позволяют понять то, во что веруют православные.
Проблема веры заключается не в математических доказательствах, а в живом человеческом опыте, в непосредственной встрече человека с Богом. Основа православного миросозерцания заключается в том, что оно живет Священным Преданием, которое полагает всеобъемлющим. Именно, исходя из этого, Священное Писание рассматривается в качестве части Священного Предания. По поводу Священного Писания у Апостола Петра есть замечательные слова: "И притом мы имеем вернейшее пророческое слово; и вы хорошо делаете, что обращаетесь к нему, как к светильнику, сияющему в темном месте, доколе не начнет рассветать день и не взойдет утренняя звезда в сердцах ваших, зная прежде всего то, что никакого пророчества в Писании нельзя разрешить самому собою" (2Пет.1:19-20). То есть всякий текст существует исключительно в контексте, и существует как проблема написания текста, так, в столь же равной степени, и проблема его прочтения. Утверждение, что Ваш способ прочтения восходит к апостольским временам, для меня не является бесспорным, хотя бы потому, что этот способ прочтения возник не ранее XVI века. Православный же способ прочтения, даже с Вашей точки зрения существует с IV века, а с моей, так и вовсе со времён Апостольских, ибо мы постулируем непрерывность традиции.
Более того, мы полагаем, что Церковь есть живой организм со свойственными всякому живому организму периодами младенчества, отрочества, юности и зрелости. Единственное, что мы не допускаем, так это старости и смерти, ибо по меткому православному выражению, Церковь юнеет в старухах, то есть бабушки, которые всегда составляют значительную часть любого православного прихода, всегда привносят и необычайную новизну, и радостность своей праздничной памятью.
В нашей традиции есть катехизическое определение народа Божия, которое говорит о том, что это такой народ, который имеет Священное Писание, бережно к нему относится и умеет его толковать, и т.д. У одного из очень глубоко мною уважаемых иерархов Русской Православной Церкви, Антония, митрополита Сурожского, я встретил одну очень любопытную мысль. Он сказал, что народ Божий – это тот народ, который, если представить себе невозможную мысль, утратит вдруг в связи с какими-то жуткими и невероятными обстоятельствами драгоценное Священное Писание, способен будет его восстановить, пусть и не теми же самыми словами, но совершенно в полном объёме и по своей сути ненарушенным.
Мы исходим из того, что само Священное Писание хранилось долго в памяти народа Божия и записывалось не сразу, а с течением времени. По моему разумению окончательная редакция Моисеева Пятикнижия оформилась исключительно после Вавилонского плена, когда его привёз священник Ездра из Персеполя. Но изустная форма при этом жила всегда. Евангельский канон был также окончательно оформлен не ранее II века, а до этого он существовал в виде Логий.
Конечно, очень легко обвинить нас в язычестве, навесив ярлык идолопоклонства, и значительно труднее попытаться понять, чем мы живём и дышим. Но уверяю Вас, что у нас нет банальностей и всё очень хорошо продумано, пережито и прожито. Мы утверждаем, что Дух Божий живёт в Православии. При этом мы не сомневаемся и в том, что и другие христианские конфессии этим Духом питаются – это та мера духоносности, которая ими вмещена, ибо “Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит: так бывает со всяким, рожденным от Духа“ (Ин.3:8).
Крест не просто орудие казни нашего Спасителя – он ещё и древо спасения, на который пригвожден человеческий грех, взятый Им на Его собственные рамена. Образом этого креста в Ветхом Завете был медный змий, учреждённый самим Моисеем, для спасения от змеиных укусов, долгое время хранившийся во Святая Святых и не очень понятно почему выброшенный оттуда в результате одной из Иерусалимских реформ. Образ этого древа очень важен для нашего понимания, ибо как древом человек, вкусив запретный плод, отпал от Бога, так древом он и спасён. Кстати, по Преданию, перекладина, которую Христос нёс на Голгофу, была вытащена из купели Вифезда и потому была особо тяжёлой. Вы помните, что люди там исцелялись.
Иконопочитание исследовано в православной литературе достаточно серьёзно. Чтобы не бросаться такими нелепыми обвинениями как поклонения краскам и дереву, почитайте работу Леонида Успенского “Богословие иконы православной церкви” или, хотя бы, “Умозрение в красках” Евгения Трубецкого. Ну, а на счёт учения о Пресвятой Троице рекомендую вам почитать книгу “Догматическое богословие” протоиерея Олега Давыденкова – очень понятное и доступное исследование, либо труды Владимира Лосского. А то Вы стучитесь в открытую дверь, ибо ответы на Ваши вопросы даны давно на очень серьёзном уровне, и вряд ли я смогу ответить лучше. Вот, если у Вас появятся конкретные недоумения по поводу прочитанного, тогда можно будет ещё поговорить.

С уважением, А.Т.

Священник Алексий Тимаков   20.12.2010 14:34   Заявить о нарушении
Дорогая Елена, в подлинном смысле атеизм не может быть религией (это слово восходит к латинским корням, которые говорят о связи, имеется в виду о связи человека с Богом), потому что он разрывает связующую нить человека и Бога. Но то, что атеизм является верованием, – это, безусловно, так. Никакого научного атеизма быть не может, потому что Бог не является предметом науки (ну, за исключением богословия, но сами понимете, что это очень специфическая наука, хотя она и базируется на опыте богопознания).
Молитвы возникают не сами по себе. Их всегда кто-то придумывает. Вернее, она выливается из чьего-то молитвенного опыта. Если взять простое утреннее молитвенное правило, то почти все молитвы восходят к тому или иному святому. Любая молитва является молитвой по стольку, поскольку она способна стать моей молитвой, то есть постольку, поскольку я способен её вместить. Молитвослов – это букварь, по которому я учусь молитвенному деланию. Но при этом, по мере моего возрастания в школе я бываю обязан писать и сочинения, которые могут быть в большей или меньшей степени удачными. Если такое сочинение способно быть воспринятым опытом всей Церкви, то оно может оказаться помещённым в таковой букварь. Так мы имеем относительно новые молитвы Оптинских старцев, Филарета, митрополита Московского, Иоанна Кронштадтского и т.д. Поэтому сей опыт принципиально не может быть возбраняем. Время рассудит.

А.Т.

Священник Алексий Тимаков   20.12.2010 14:54   Заявить о нарушении
Находящийся в состоянии религиозной нирваны человек может думать и внушать себе,что пребывает в режиме непосредственной встречи с Богом. Однако он,по лукавству своего сердца,обманывает самого себя ложными представлениями;более того,такое вдохновение может быть демоническим. Судить его будет Бог.
В отличие от фарисеев,опиравшихся больше на предания и традиции предков(о них было сказано "тщетно чтут Меня,уча учениям,заповедям человеческим",Мар7:7, см.также Иса29:13,14), Иисус Христос,апостолы,евангелисты и ученики превосходно знали Писания(т.е. Ветхий Завет) и всякий раз,когда это было нужно,приводили прямые цитаты из Писаний и ссылались на них как на боговдохновенный источник.
Божья воля обязательно исполнится. Приговоры различным частям(политической,коммерческой,религиозной) этого нечестивого мира("весь мир лежит во зле", 1Ин5:19) будут приведены в исполнение в назначенное время "кончины века". Признак "пришествия",данный Иисусом Христом(Мф. гл.24),в полной мере исполняется в последнее столетие; и это ясно указывает,что конец близок:"когда увидите все сие,знайте,что близко,при дверях"(Мф.24:33). Он предупредил: "Многие скажут мне в тот день:"Господи!Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не твоим ли именем многие чудеса творили?" И тогда объявлю им:"Я никогда не знал вас; отойдите от Меня,делающие беззаконие"(Мф7:22,23).
Не бесстыдным ли беззаконием(включающим откровенный блуд с миром,язычеством,властью,распростренение ложных,небиблейских учений и,по сути,сокрытие от людей правды о Боге) занимаются церкви,в том числе православная,на протяжении своей истории и в наше время?
Может быть,вам трудно это признать. Это послание не требует ответа. Прошу вас только задуматься,рассмотреть известные факты. Каковы плоды? Не с человеческой точки зрения. С точки зрения Бога.
"Дружба с миром есть вражда против Бога!"(Иак4:4).
"Какое общение у праведности с беззаконием? Что общего у света с тьмою? Какое согласие между Христом и Велиаром? Или какое соучастие верного с неверным? Какая совместность храма Божия с идолами?"(2Кор6:14-16).
У церкви нет Божьего духа. Скорее,есть дух этого мира,дух язычества,идолопоклонства,коммерции,стремления к власти и прибыли. Невозможно примирить правду и ложь, истину о Боге и Христе - с философией,насаждаемой "князем мира сего",Дьяволом.
"И потому выйдите из их среды и отделитесь,говорит Господь,и не прикасайтесь к нечистому,и Я прииму вас; и буду вам Отцем,и вы будете Моими сынами и дщерями,говорит Господь Вседержитель"(2Кор6:17,18, см.также Иса52:11, Иер51:45).

Тимур Атамбаев   02.01.2011 14:32   Заявить о нарушении
Объявляю ПЕРЕРЫВ

Елена Ительсон   02.01.2011 14:53   Заявить о нарушении
Тимур! Больше на поле этой рецензии не пишите, пожалуйста, ничего! Я повторяю свою просьбу.
Это моя рецензия и мой разговор с Алексеем Тимаковым,которого мне обычно неудобно беспокоить. И обычно я пишу классическую рецензию.

Елена Ительсон   02.01.2011 18:24   Заявить о нарушении
Хорошо,уважаемая Елена! Больше писать и не собирался.

Тимур Атамбаев   02.01.2011 18:27   Заявить о нарушении
Уважаемый Тимур, отвечать на Ваше довольно сумбурное письмо не очень просто. Я привык ответ держать перед Самим Богом, когда прихожу на таинство покаяния, когда, всерьёз вглядевшись в потёмки своей души, я стараюсь исправлять свои ошибки, а возражать человеку, который не знает меня лично, но при этом утверждает, что я – лжец и обманщик, и оправдываться перед ним не вижу большого резона – всё равно это не будет принято, ибо мой оппонент изначально и навсегда сформировал обо мне своё мнение, исходя исключительно из своих представлений о вере.
Но всё же я предприму ещё одну попытку. На всякий случай заметьте, что моё отношение к Вашим взглядам куда более уважительное. Вы же заклеймили меня фарисеем и “человеком, находящимся в духовной нирване”. Последнее Ваше определение мне особенно понравилось, ибо с логической точки зрения это – “сапоги всмятку”. Нирвана, с моей точки зрения, – это прекращение всякого желания желать чего бы то ни было, т.е. беспредельная апатия, когда отсутствует всякий мыслительный процесс; и думать о том, что ты находишься “в режиме непосредственной встречи с Богом” попросту невозможно, ибо это состояние человека, религиозная жизнь которого принципиально не предусматривает встречи с Богом. Об этом очень подробно сказано в двухтомнике диакона Андрея Кураева “Сатанизм для интеллигенции”. Однако то, о чём Вы говорите, в Православии называется “духовной прелестью”, т.е., сатанинским прельщением, от которого не гарантирован никакой человек, и борьбе с которым в нашей традиции уделяется очень пристальное внимание.
О плодах же, принесённых Православием, по которым можно судить о нём могу сказать следующее: такие личности как преподобные Сергий Радонежский, Зосима и Савватий Соловецкие, Александр Свирский, Герман Валаамский, Кирилл Белоезерский, Нил Столобенский, Серафим Саровский, благоверные князья Александр Невский, Димитрий Донской, Петр и Феврония Муромские, праведники Ксения Петербургская, Иоанн Кронштадтский, Алексей Мечев, наши современники Антоний, митрополит Сурожский, архимандрит Иоанн Крестьянкин – это очень небольшой перечень тех людей, которые на Руси жили православной традицией и своей жизнью показали красоту Православия и сохранили верность Богу. Можно ещё упомянуть сонм новомучеников и исповедников Российских.
Русская православная культура подарила миру такие шедевры как русская православная икона. На всякий случай приведу слова о. Павла Флоренского: Из всех философских доказательств бытия Божия наиболее убедительно звучит именно то, о котором даже не упоминается в учебниках; примерно оно может быть построено умозаключением: “Есть Троица Рублева, следовательно, есть Бог!”. Я понимаю, что для Вас это не является аргументом, ибо, судя по всему, уровень Вашего образования и интеллектуальной подготовки куда выше, чем у этого учёного. Есть прекрасная работа Людольфа Мюллера: “К вопросу о догматическом содержании “Троицы” святого Андрея Рублева”, которая показывает глубину мысли, сосредоточенной в этой иконе. Опять-таки понимаю, что православная мысль не может являться для Вас аргументом, т.к. православную догматику Вы почитаете за мракобесие, сравнивая её с фарисейством и полагая, что именно о ней сказано: “тщетно чтут Меня, уча учениям, заповедям человеческим” (Мк.7:7). Шедевры зодчества и церковного пения лично для меня являются серьёзным аргументом, оправдывающим существование Православия. Если Бог творил мир в преизбытке красоты, то и красота православного искусства вполне соответствует замыслу Творца и соучастию человека в деле Божьем. Мне лично это нравится несколько больше, чем Спиричуэлз, хотя и эта музыка, на мой взгляд тоже имеет право на существование, тем более, что многих приводит ко Христу. Русская религиозная философия и русская художественная литература, пронизанные православным пониманием жизни – также не самое последнее явление, говорящее о чуде православной традиции, а Достоевского многие называют пятым евангелистом, указывая на то влияние, которое он оказал своим творчеством на обращение многих к Слову Божию.
Апостолы, безусловно, очень хорошо знали Священное Писание и очень хорошо им пользовались, но чаще всего они использовали Его как аргумент в споре с иудеями, для которых это было очень большим авторитетом. Но могу напомнить Вам про Апостола Павла, который в Ареопаге стал проповедовать грекам неведомого Бога, не утруждая их еврейским законом. Думаю, что из моего прошлого письма вполне явствует, что цитировать я умею, и все приведённые Вами отрывки очень хорошо мне знакомы. Ещё в прошлый раз я рекомендовал вам обратиться к той литературе, где все ответы уже давно собраны, а Вы продолжаете мне талдычить одно и то же. Так что уличать православную традицию в нелюбви к Священному Писанию не вполне корректно. К тому же я приводил Вам вполне, на мой взгляд, серьёзные доводы о соотношении текста и контекста.
Вы обвиняете нас в корыстолюбии. На всякий случай поясню Вам, что, по крайней мере, последние девяносто лет (я не изучал ситуацию, которая была до революции) РПЦ не требует ни с кого выплаты десятины, и уверяю Вас, что лишь мизерная часть верующих её сейчас приносит добровольно. А это, между прочим, положено по Закону Божию. Так что здесь следовало бы обвинить православную иерархию в недостаточном попечении об исполнении этого Закона, ибо в этом случае нужда в свечных ящиках и лавках попросту бы отпала. Соглашусь при этом, что злоупотребления есть, но это проблема не Церкви как таковой и её иерархии, а проблема человеческой греховности, с которой, увы, бороться ой как трудно. Но это отнюдь не тот дух, который в Церкви господствует, и я могу привести массу примеров беднейших и искреннейших священников, которые трудятся на ниве Христовой. Точно также, я полагаю, что финансовые непорядки можно будет обнаружить и в той деноминации, к которой принадлежите Вы, если только Вы – не сам себе церковь, но в таком случае и отношения к Телу Христову Вы иметь не можете.
По поводу взаимоотношения Церкви и власти могу сказать следующее: насколько мне помнится, Христос не запретил давать подать кесарю. Тем самым Он избежал конфликта с властями предержащими и не поставил под удар Своё стадо. Апостол Павел рекомендовал не злословить начальствующего в своём народе и более того как римский гражданин требовал для себя суда кесаря, надеясь на справедливый вердикт. Взаимоотношения Церкви и государства всегда будут существовать. Более того, они необходимы, несмотря на то, что мир лежит во зле. Но и Церковь тоже живёт в этом мире и пытается оказывать на него и на властителей благотворное действие. Патриарх Алексий в ситуации с ГКЧП проявил себя с наилучшей стороны. Все претензии к РПЦ обусловлены тем, что она у власти пользуется большим авторитетом на текущий момент. Это признание исторической роли Русской Церкви в формировании как русского государства, так и русской культуры. Уверяю Вас, что всё может очень легко измениться – при советской власти самой пострадавшей конфессией было именно Православие – об ужасах того времени сейчас вспоминать не хочется.
Христос пришёл в мир спасать грешников, а не праведников и Сам возлежал за столом с мытарями и грешниками, за что получал немало упрёков. Теперь в этом Вы упрекаете Православие. Но сам я очень хорошо помню слова Господа о том, что Он может не признать меня за Своего, и притчу отношу к самому себе: “Раб же тот, который знал волю господина своего, и не был готов, и не делал по воле его, бит будет много; а который не знал, и сделал достойное наказания, бит будет меньше” (Лк.12:47 – 48). Но это относится лично ко мне, к моей грешной жизни, но ни в коем случае не к самой Церкви, о которой сказано: “Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее” (Мф.16:18), а Вы отказываете ей в том, что она – хранительница Святого Духа? – это на Вашей совести. Заметьте, что я в этом не стал отказывать Вам, исходя лишь из одного утверждения, что Дух дышит, где хочет. Судя по всему, Он советуется с Вами, куда Ему пойти, а куда не проникать… Попробуйте почитать работу протоиерея Николая Афанасьева: “Церковь Духа Святого”, хотя я почти уверен, что делать этого Вы не будете, ибо Вам вполне достаточно набора цитат из Священного Писания, которым Вы можете клеймить всех и вся направо и налево, навешивая ярлыки идолопоклонства, беззакония и бессовестности, заранее зная, что все объяснения – лживы. Но я всё же рискну Вас уверить, что в Православии всё очень хорошо и искренне продумано. Фёдор Михайлович Достоевский по поводу свое веры сказал: “Через горнило сомнений моя осанна прошла!”. Я готов под этим подписаться.

С уважением, А.Т.

Священник Алексий Тимаков   04.01.2011 01:12   Заявить о нарушении
Дорогая Леночка, прошу у Вас прощения за то, что не внял Вашей просьбе о прекращении прений на этой странице, но я считаю, что должен был ответить. Впредь обязуюсь молчать до тех пор, пока мой оппонент не ознакомится с предложенной ему для прочтения литературой, ибо в противном случае мои ответы потеряют всяческий смысл.

А.Т.

Священник Алексий Тимаков   04.01.2011 01:15   Заявить о нарушении
Алексей! Доброго времени суток! Мне стало жаль Ваших потраченных на эти ответы сил.
Ведь это равносильно тому, как если бы я зашла на сайт по физике и просила бы крупных учёных объяснить мне основные понятия по физике.
Когда мы не договорились с ними о терминах, когда многие из этих понятий есть в учебнике.
Но я не занимаюсь физикой. А просто иногда читаю умные книги.
Особенно после того, как решила сама проанализировать свой давний стих "Движение".
Там я просила подключиться всех.
И получила грамотные ответы.
В реале я тоже много с кем консультировалась насчёт этого стихотворения.
К спору нужно быть готовым. Хорошо знать историю вопроса,список источников (это я пишу Вашему оппоненту)...
Хотя.Алексей! А о чём (в религиозном плане) могут спорить два верующих человека?
Мне непонятна даже система этого спора.
Да, Алексей. Вы-просветитель. Это-Ваша страница.
Но пришло время ПУБЛИЦИСТИКИ.
Когда я вступаю в такие споры,я часто вспоминаю работы В.Г.Короленко. Мне бы хотелось писать именно так. Убедительно. Ёмко.
В.Г.Короленко был прежде всего ГРАЖДАНИНОМ.
А Гражданин-это тот, кто не прячется в трудные минуты в свою "скорлупку".
Алексей! Я еще раз повторю, что в мою очень нелегкую полосу(в мой период) Вы не спрятались!
Как и не спряталась Елена Лобанова!
Как и не испугался со мной беседовать Алекс Исаков!
Понимаете, Интернет-сообщество всё-таки несёт ответственность за своих участников.
Которых Интернет приручил.
Я выделила эти 2 фамилии(не считая Вас), лишь потому, что эти люди Верующие и Готовые спорить.
А мировоззренческие споры должны быть.
С уважением.

Елена Ительсон   04.01.2011 08:24   Заявить о нарушении
http://www.stihi.ru/2008/07/17/1745

Алексей! А это ссылка на стих "Движение".

Елена Ительсон   04.01.2011 08:34   Заявить о нарушении
Леночка, спасибо. Вы очень тепло ко мне относитесь. Ссылку посмотрел. Надо будет обдумать хорошенько - там не всё так просто...

А.Т.

Священник Алексий Тимаков   04.01.2011 12:58   Заявить о нарушении
Десять лет стиху. Написала "на манжете". Ничего понять не могу.
Спасибо.

Елена Ительсон   04.01.2011 13:01   Заявить о нарушении
О людях, поддержавших меня сейчас. Добавлю:
Наталья Коноплёва(о ней я рассказывала ). У нее дневник И страница на проза.ру.
И Татьяна Зоммер-поэт, поддержавший меня.

Елена Ительсон   04.01.2011 16:38   Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Священник Алексий Тимаков
Перейти к списку рецензий, написанных автором Елена Ительсон
Перейти к списку рецензий по разделу за 19.12.2010