Рецензия на «Глава 3-а. И вновь пеоны» (Семинар Юрия Петровича)

Извините, Юрий Петрович! Под 2-, 3-сложниками и логаэдами я уже писал. Вторично уже нельзя. Поэтому пишу здесь.

Ах! Эта детская страна!

Красивый в крапинку цветок. о1 о1 оо о1 (о1о 1оо о1)
Кружится бабочка. о1 о1 оо (о1о 1оо)
Любимый дедушкин кусток. о1 о1 оо о1 (о1о 1оо о1)
Грибочка шапочка. о1 о1 оо (о1о 1оо)

Такая детская страна! о1 о1 оо о1 (о1о 1оо о1)
Чудесно времечко! о1 о1 оо (о1о 1оо)
В бородке ныне седина о1 о1 оо о1 (о1о 1оо о1)
И лысо темечко. о1 о1 оо (о1о 1оо)

Какой столбик, по Вашему мнению, верный?

Виктор Дюкарев   20.04.2013 04:27     Заявить о нарушении
Разумеется то, что не в скобках (если, конечно не забыть указать + (слабыеударения))
Типичный ямб с переменной длиной строк. 4-3-4-3 стопы. с дактилическими окончаниями за счёт пиррихиев.

Семинар Юрия Петровича   22.04.2013 10:27   Заявить о нарушении
В.Ю.!
А как Вы прокомментируете такое мнение (Википедия)"...стих формально перестает быть ямбом; он может получать различное стоповое представление, напр. «Когда не в шутку занемог» можно представить как в виде UÚ|UÚ|UUUÚ (ямб + ямб + пеон 4-й), так в виде UÚ|UÚU|UUÚ (ямб + амфибрахий + анапест), так в виде UÚ|UÚUU|UÚ (ямб + пеон 2-й + ямб) и т. п. В этом случае более корректно утверждение, что стих является [адаптированным] логаэдом. Логаэд, являясь специфически силлабо-метрическим явлением, в античности рассматривался не как фиксированная группа определенных стоп, но как самостоятельная структурная единица, по аналогичной причине. Отсюда в современной теории русского стихосложения появляется ТЕНДЕНЦИЯ ОТКАЗАТЬСЯ ОТ ПОНЯТИЯ СТОПЫ" и считать основной ритмической единицей собственно стих". ???

Как раньше я уже писал, я активно пишу стихи всего-то 5 месяцев (в 69 лет, до этого занимался наукой). С теорией стихосложения (не считая школьного курса) начал заниматься совсем недавно. Но ДЛЯ СЕБЯ (ДЛЯ СЕБЯ!!!) нарисовал приблизительно следующее:

Подобно тому, как в шахматах сила фигур изменяется количеством пешек (центральные – 1,5-2 пешки, слоновые – 1 пешка, другие – 0,5-0,75 пешек) условная продолжительность произнесения слогов, еще до знакомства с теорией выражал приблизительно так (уточнил потом)в условной единице времени = Т (темп).
1Т (1 темп) – время произнесения ударного слога в слове, находящегося под ритмическим ударением, обозначаемый 1.
0,5Т – время произнесения безударного слога в слове, находящегося под ритмическим ударением (обозначаемый обычно "о"). Соответственно время произнесения двух таких слогов (пиррихий) будет равно 1Т.
0,3Т – время произнесения безударного слога в слове, находящегося в трехсложной стопе в постударном слоге (слог +).
0,25Т – время произнесения безударного слога в слове, находящегося в предударном слоге ямба и хорея.
0,2Т – время произнесения безударного слога в слове, находящегося в предударном слоге трехсложника.
Кроме того:
0,06Т – время произнесения согласного звука в предлоге, частице, междометии, приставке и труднопроизносимых буквосочетаниях из двух согласных звуков в корнях слов.
0,03Т – время произнесения согласного звука в корне слова и суффиксе (согласные звуки сверх одного).
1,25Т – время произнесения ударного слога в слове, находящегося под ритмическим ударением + интонационное (логическое)ударение + увеличение паузы при этом (обозначаю буквой "I" - Икт большой).
1,75Т – время произнесения двух ударных слогов в двусложнике (в спондее = 1+0,75).
0,1Т – Ь (мягкий знак, или мягкая согласная) в конце слов (приблизительно, как произносится буква «i» в словах множественного числа в романских языках), то есть короткий звук «и». Именно увеличение продолжительности произнесения конечного слога, заканчивающегося на "Ь" (с 0,2-0,3 до 0,3-0,4) делает аналогичные буквосочетания труднорифмующимися (-ит и ить, -от и оть и т.п., так как мы -ть произносим почти как -итi, потому в румынском языке, например, букву "i" пишут там, где в русском языке используются буквы "И", "Й", "Ь").

ЭТО УСЛОВНО и применительно к русскому языку.

Ямб, хорей, дактиль, амфибрахий, анапест, пиррихий, спондей - это лишь основа, база. К этому добавляется еще смысловое (логическое) ударение – интонация, которая еще больше усиливает сильное ударение.
Только тогда ритм получает реальное звучание в связи с содержанием данного произведения. Интонация требует дополнительные 0,25Т.

При анализе поэтических произведений ударный слог обычно обозначают 1, а безударный – о, а вот для логических интонационных) ударений почему-то обычно не используют отдельные знаки. Я для себя (ДЛЯ СЕБЯ!!!) сильный слог с интонацией обозначаю буквой "I" - Икт большой, а его продолжительность 1,25Т.

С помощью интонации и определенных пауз их ямба и хорея можно сделать трехсложники, особенно, если слова трехсложные (1оо о1о = 1о оо 1о). Красная дорога = Кра'сна-ядо-ро'га. А теперь попробуйте обратить внимание слушателя на то, что она - КРАсная и именно доРОга, а не роза и от двух хореев с пиррихием и следа не останется.

Пиррихий и спондей - это тоже САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ размеры. Поэтому они во всех строках должны занимать СТРОГО определенное положение, преобразуя, ЯКОБЫ, ямб или хорей в ЛОГАЭД.

Мне кажется, что пройдет какое-то время, стихосложение получит глубокое ФИЗИОЛОГИЧЕСКОЕ обоснование и моя точка зрения получит больше сторонников.
Я - физиолог и биохимик. Если Вам будет интересно, попытаюсь дать ФИЗИОЛОГИЧЕСКОЕ объяснение поэтическим явлениям.

Виктор Дюкарев   22.04.2013 12:19   Заявить о нарушении
Время произнесения цифр от 21 до 29 = 1 секунде, что в условных единицах составляет приблизительно 2,5Т (можете проверить сами).

Отсюда следует, что 1Т приблизительно равно 0,4 секунды.

Мы совершенно по-разному произносим цифры в сочетании со словами "человек" (двад-цать-че-ты-ре человека), но, считая, иначе.
Так, для обеспечения ритмичности (с равным периодом) цифра 24 произносится «двадцать ч&тырь», 28 - «двадцать в&семь», 29 – «двадцать д&вять», в 21 укорачивается произнесение звука «о».

1 стопа ПИРРИХИЯ = 0,4 сек + время согласныхзвуков (более двух) 0,025, то есть для произнесения стопы ПИРРИХИЯ требуется около 0,45 сек, ЯМБА и ХОРЕЯ - около 0,55 сек, ДАКТИЛЯ, АМФИБРАХИЯ или АНАПЕСТА (чистых, без дополнительных ударений) – около 0,65 сек, 1 стопы СПОНДЕЯ – около 0,75 сек.

Если в стопе ДАКТИЛЯ (1оо), произносимой в течение 0,65 сек, появляются дополнительные ударения, ее произнесение увеличивается на 0,08 – 0,15 сек.

Это значит, что такие разновидности трехсложников можно рассматривать в качестве самостоятельных размеров, а классическое представление о стопах следует рассматривать лишь в качестве базовых (стартовых).

Исходя из таких представлений, можно сказать, что большинство стихотворений на самом деле являются логоэдами, если эти разновидности стон занимают строго определенные места в строках. В противном случае – это будет сбоем ритма.

Произнесение стопы с интонационным ударением увеличивается приблизительно на 0,1 сек.

Пеоны можно рассматривать в качестве трехсложников с дополнительным безударным слогом, на произнесение которого затрачивается до 0,08 сек, а пеоны - как ЯМБ+ПИРРИХИЙ,ПИРРИХИЙ+ЯМБ, ХОРЕЙ+ПИРРИХИЙ, ПИРРИХИЙ+ХОРЕЙ. Все зависит от того, что мы хотим подчеркнуть, выделить и т.д.

Виктор Дюкарев   22.04.2013 12:35   Заявить о нарушении
Вы физиолог и биохимик, а я - математик и физик, поэтому во всём ищу наиболее простую систему - математическую модель, в которую впишется с наименьшим количеством исключений стихотворная (ритмически организованная) речь.
Изложенная выше точка зрения и том, что единицей является сам стих мсне знакома.
Однако мне кажется, что это уже, когда речь идёт об акцентном стихе. Таких очень мало и они ближе к авторской песне, ибо очень трудно понять ритмику заложенную автором без его ИСПОЛНЕНИЯ - озвучания.
Большинство же стихов, в частности на стихире (95%), либо вписываются в классические схемы, изложенные мною на базе достижений предшественников, естественно, но по-своему, либо грубо нарушают правила, но от этого акцентными не становятся.


Семинар Юрия Петровича   22.04.2013 15:53   Заявить о нарушении
Восприятие стиха - это не физика, и не математика, а физиолого-биохимический процесс.
Импульс - выброс медиатора (адреналин, норадреналин, ацетилхолин, дофамин и др.) - действие - распад медиатора - фаза покоя - новый импульс (новый цикл). Так и в стопе: сильный слог - послеударный слог (время последействия ударного слога) - стадия покоя (второй безударный слог). Это в трехсложнике. В двухсложнике две последние стадии приходятся на на безударный слог. Математики пока не могут применить математические модели применительно к этим процессам, хотя было очень много попыток.
Посмотрите понятие динамический стереотип (эффект ожидания). Именно на этом основано ощущение ритма и рифмы.
Это почти та самая собачка Павлова, у которой слюнки текут при предъявлении ранее предъявлявшегося стимула (свет, звук, обстановка и т.д.).
Наш мозг, обработав информацию от первой строки, ждет аналогии в следующих строках. Если она не появилась... ощущение сбоя.
Мозг в состоянии подстраиваться (пример с цифрами 24, 28, 29). математика подстраиваться не может.
Всего Вам доброго!

Виктор Дюкарев   22.04.2013 22:13   Заявить о нарушении
Мне моя модель нравится!
Людям тоже.
Она им помогает работать над своими стихами, делать их лучше, понятнее, глубже.
Это опыт - сын ошибок трудных.
Вы тоже во многом правы.
Ваша интересная теория имеет право на жизнь.
Заведите семинар и двигайте её в жизнь, а там уже читатели рассудят что им ближе. Нет?
А вот насчёт эффекта ожидания полностью согласен. Всегда о нём говорю и в последнее время всё больше примеров имею нарушения этого эффекта авторами, что приводит к непониманию читателем замысла автора. Дост Бог чуть разгребусь с делами и порадую Вас и читателей новыми опусами по стихосложению.
С теплом и светом,
Ю.П.

Семинар Юрия Петровича   23.04.2013 08:52   Заявить о нарушении
Конечно "Даст Бог" - рука мастера скосила.

Семинар Юрия Петровича   23.04.2013 08:53   Заявить о нарушении
Ваше понятнее и практичнее, тем более, что вытекает из школьной программы. А мое точнее. Поэтому Ваше понравится читателям больше.

Виктор Дюкарев   23.04.2013 23:39   Заявить о нарушении
Какая школьная программа?
Я Вас умаляю.
По школьной программе в природе существуют 2 чистых двухсложника - ямб и хорей, и три чистых трёхсложника - дактиль амфибрахий, анапест. И всё. Остальное от лукавого. Да и это все давно забыли. А дело то в нюансах, на которые я обращаю внимание читателя. Ещё раз скажу. Нет пределов точности. Но ни одна модель не описывает явление полностью адекватно. Тут ведь важно выделить главное и пренебречьпри этом какими-то мелочами для того чтобы суть была яснее. А у вас настолько учтены все нюансы, причём в непривычной для читателя форме, что это перестаёт быть моделью, а становится описанием процесса.
А семинар откройте. Я и сам зайду. Скажу РАБОЧЕЕ СЛОВО.

Семинар Юрия Петровича   24.04.2013 10:47   Заявить о нарушении
Юрий Петрович! По поводу семинара... Я еще Ваш семинар не прочел КАК СЛЕДУЕТ...
Если открою, то вначале дам ссылку на соответствующее в ВАШЕМ СЕМИРЕ. Пусть читатели вначале прочтут в привычной манере. Да и дань уважения ОБЯЗАТЕЛЬНА.
А начало будет не интересным, а именно: Что такое динамический стереотип. Как он определяет взаимоувязанную цепь рефлексов, определяющих нашу походку, каллиграфию, научение читать, предвидеть рифмующуюся строку и ее подобие с предыдущим звуковым составом, внутреннюю рифму, зависимость длины слога в строке не только от положения слога в стопе, но и положению слога по отношению к ударному слогу в слове. Ведь пиррихий пиррихию рознь (образован оп послеударными слогами, доударными или он - гибрид послеударных одного слова и доударных слогов другого слова.
Ь тоже не один и тот же в разном положении, а слове ночь и хрыч (в обоих положениях) буква "ч" (хотя в мужском роде и без Ь) - это "чi", то есть этот звук на 0,1 сек. длиннее других "ч" и т.д. и т.п. А отсюда, соответственно, качество ритма и рифмы...
В голове у меня это все есть. Надо только изложить на бумаге.
Но у меня всегда три стадии познания: 1) попробуй понять сам, ощути; 2) изучи существующую теорию, насколько она совпадает с тем, до чего сам дошел; 3) сделай синтез или опровергни то, что было до тебя. Я - на второй стадии.
Если займусь лекциями по Вашему примеру, то ОБЯЗАТЕЛЬНО впереди будут идти Ваши лекции. А потом свое В РАЗВИТИЕ, физиологическое понимание, уточнение, но НИ В КОЕМ СЛУЧАЕ не критиканство.
С уважением

Виктор Дюкарев   24.04.2013 12:17   Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Семинар Юрия Петровича
Перейти к списку рецензий, написанных автором Виктор Дюкарев
Перейти к списку рецензий по разделу за 20.04.2013