Рецензия на «Нескучная азбука стихосложения» (Семинар Юрия Петровича)

Уважаемый Юрий Петрович!
В Главе 5. «Распад ударения в двухсложных метрах» Вы почему-то приводите рефрен песни Ю. Кукина «Поезд». Рефрен написан анапестом. К месту ли этот пример?
Далее, из факта совпадения ритмического и фонетического ударений на частице «не», Вы приходите к выводу, что в четвёртой строке слушатель должен слышать не авторское: «Что же не удалось?», а «Что жене удалось?»
Замечу, что человеческое восприятие зависит от прошлых впечатлений и накопленных знаний. В психологии это явление именуется апперцепцией и проявляется по-разному. Иногда оно ведёт к искажённому восприятию, а в других случаях способствует его адекватности.
Кажется, у К. Чуковского в книге «От двух до пяти» приводится ситуация как девочка, слышавшая ранее поговорку «Терпи казак, атаманом будешь», говорит своей кукле «Терпи коза, а то мамой будешь!»
Ещё пример: длительное время в рефрене песни И. Саруханова «Скрипка-Лиса» многие слушатели слышали не это словосочетание, а более привычное: «Скрип колеса, лужи и грязь дорог». Любопытно, что в первоначальном варианте у автора был именно «Скрип колеса», с которым хорошо сочетаются лужи и грязь дорог. Но позже автор решил усложнить текст и ввёл непонятный слушателю образ «Скрипки-Лисы», с которыми лужи и грязь уже не вяжутся.
В рефрене песни Ю. Кукина ситуация иная – четвёртой строчке предшествует третья, которая и готовит слушателя к восприятию структурно не простой строки: «Что же, что же не так, не так? Что же не удалось?»
Таким образом, в четвёртой строке слушатель слышит, в первую очередь: «Что же», а затем, после паузы: «не удалось». «Жена» не фигурирует.
И в припеве песни В. Мищука, «Дорогая моя женщина» никакой жены не слышится. Припев написан четырёхстопным хореем: «Это всё же не прощай» 10 10 10 1. После частицы «всё» нет паузы, поэтому воспринимается она вместе с усилительной частицей «же» как одно целое «всё же». Да, на отрицательную частицу «не» приходится ритмическое ударение, но по смыслу она воспринимается вместе со словом «прощай», а не с предшествующей частицей «же».
И последнее замечание. Комментируя искусственный пример, состоящий почти сплошь из односложных слов, вы допустили две описки, назвали хорей ямбом, и описались в окончании слова «ритмические»: «Трёхстопный ямб и все ритмическме ударения попадают на значимые слова».
В целом Ваш материал полезен и достоин всяких похвал.

Александр Аркадьевич Андреянов   29.04.2017 19:34     Заявить о нарушении
Спасибо, Александр Аркадьевич за терпение и тщательность прочтения. Я обязательно внесу соответствующие поправки. Если забуду, напомните позже. А шуточка насчёт жены, которой что-то удалось не моя фантазия. То ли Визбор, то ли Туриянский так шутили на концертах по поводу Юры Кукина, а я лишь попробовал подвести теоретическую базу под эту шуточку, чтобы понять "откуда ноги растут".
По гамбургскому же счёту всю азбуку надо переделывать. Если Вы читали мои лекции о ритмике. Вот это уже законченный

Семинар Юрия Петровича   02.05.2017 17:32   Заявить о нарушении
материал. С продуманной нотацией 1о+ и продуманным построением. Это уже не поиски истины, а законченная математическая модель, с помощью которой любой грамотный человек может выверять свои ритмические схемы. А вот что касается рифмы, ассонанса и аллитераций, то тут конечно азбука не устаревает.
Ещё раз спасибо за разбор и добрые слова!
С теплом и светом,
Ю.П.

Семинар Юрия Петровича   02.05.2017 17:45   Заявить о нарушении
Да! Насчёт скрипки-лисы. Хотя это на мой взгляд бред какой-то, но именно это я лет двадцать слышал и не мог понять. А потом вдруг понял, что это именно "скрип колеса" и успокоился. Нельзя ли остановиться поподробнее на этом примере. А с чего Вы взяли, что Саруханов поёт "Скрипка-лиса" и что это такое в таком случае? пардон за тавтологию.

Семинар Юрия Петровича   02.05.2017 17:48   Заявить о нарушении
Юрий Петрович, спасибо Вам за конструктивную реакцию на мои замечания.
Что же касается "Скрипки-лисы" то этот образ ввёл сам И. Саруханов и теперь обижается что слушатели постоянно спрашивают у него, как же понимать эти два слова? Смотрите видео: http://www.youtube.com/watch?v=KeSRb8ibFAw

Александр Аркадьевич Андреянов   03.05.2017 13:08   Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Семинар Юрия Петровича
Перейти к списку рецензий, написанных автором Александр Аркадьевич Андреянов
Перейти к списку рецензий по разделу за 29.04.2017