Рецензия на «патриотический стих, собираем подборку» (профиль удален)
Аня, я хочу свой стих разместить, но не для подборки, я не настолько самовлюблён :). Просто, может быть, для обсуждения, что ли. Дело в том, что я этот стих в своё время случайно на странице разместил дважды. А потом повтор убрал. Однако вместе с ним ушло несколько рец, в том числе одна или две критические. В том смысле, что образ Христа нельзя использовать так, как сделал я. Ну, я не стал уже дублировать ни положительные, ни критические отзывы, однако интересно всё-таки, как стих со стороны воспринимается. Поэтому позволил себе разместить его здесь, прошк прощения за такую наглость - Так говорил Христос. 22 июня 1941 Фима Жиганец Он видел: лодки плывут по воде. Тревожно вспорхнули птицы. Он медленно встал, гимнастёрку надел С малиновым ромбом в петлице. Вспомнил Андрея, Генисарет, Неспешный их разговор... Затем вогнал магазин в пистолет И передёрнул затвор. Что было ещё? Гефсиманский сад, Крест, материнский крик... Пожалуй, достаточно пары гранат. И финский трофейный штык. Не мир я, тевтонцы, несу, но штык. И вовсе не с вами Бог. Отец мой плотник, но я - гробовщик. Вы зря переплыли Буг. В моей стране берёз и рябин, Пустынных зимних равнин Священную заповедь "Не убий" Сегодня я отменил. У Бога-Отца расклады свои, А я - лишь в петлице ромб. И будет кровь. И будут бои. И будет вам, ссукам, гроб. 6 июня 2016 Малиновый ромб в петлице в данном случае - знак бригадного комиссара. http://www.stihi.ru/2016/06/07/4340 Фима Жиганец 12.10.2017 12:05 Заявить о нарушении
Да, я смотрел дискуссию. Стих неоднозначный. Хотя я бы не назвал его "зомби-хоррором". Помню очень сильный клип на песню "Чёрный ворон, что ты вьёшься", где расстрелянные советские солдаты восставали из мёртвых. У меня сам образ отторжения не вызывает, но соглашусь с критиками в том, что стихотворение сделано очень неряшливо. Очень. Но об этом критики высказались достаточно хорошо.
А вот ссылка на сам клип - http://www.youtube.com/watch?v=PBqWc4gKhiU Фима Жиганец 12.10.2017 13:00 Заявить о нарушении
Саша, я думаю, что образ Христа вполне можно так использовать. Ракурс очень интересный. И антураж, и образ приобретают особенную глубину. Будто количество измерений на порядок увеличивается. Очень "вкусно". И сильно.
По Глушакову вовремя высказаться не успела. На мой взгляд, текст слабый. Меня не впечатлил. Дочь Ньерда 12.10.2017 14:18 Заявить о нарушении
Александр, добрый час.
Стихотворение портит единственная диссонансная рифма. Торчит, как хрен в песочнице. Акцент работает, но не в пользу текста. Кажется, что автору не с чем срифмовать Бога. Акцентированная неточность ослабляет моё читательское доверие к авторским смыслам. Впрочем, первая же аллюзия (название текста) настраивает на некую подмену. Рискованный ход, Александр - апелляция к любимому философу фюрера в стихотворении о любой русской войне, не говоря, Той Самой. В комплекте с евангельскими аллюзиями это и вовсе атомный коктейль. Но! Текст разделён на две части, в соответствии с местоимениями, которыми автор определяет главное действующее лицо, третье и первое - соответственно. Он встаёт, надевает красноармейскую гимнастерку, вспоминает некий разговор Андрея с Генисаретом (и ничего, что последний - озеро, в стихах так бывает), приводит в боевую готовность пистолет. Вспомнив, к тому же, о предательстве и казни Господа Бога, решает, что кроме пистолета, ему будет достаточно пары гранат и штыка. Итого: имеем сторонний взгляд на изнаночный образ не чуждого христианскому Священному Писанию бригадного комиссара, готового к огневому и рукопашному контакту с врагом. Вторая часть подана от первого лица того же героя. Он здесь почти незаметно для читателя превратился в я, одержимого противопоставлением себя Богу Отцу и отменой одной из ветхозаветных заповедей. В финале внутренний голос героя в сдержанно грубой форме грозит врагам смертью. Вернёмся к названию текста. "Так говорил Христос" ~ "Так говорил Заратустра". Последний говорил совсем не по-ницшеански, безумный Фридрих видел себя Новым Заратустрой, творцом новой морали, радикально отличным от прежнего, богоборцем. Намёк ясен. Лирический комиссар пред решительным боем отождествляет себя с альтернативным спасителем - антихристом. Убедили, Александр. Не пятёрка, но до зачёта, пожалуй, дотянули. Павел Бетач 12.10.2017 18:14 Заявить о нарушении
Павел, я считаю диссонансные рифмы сильной стороной любого стиха, Вы - видимо, слабой. На мой взгляд, за диссонансными (равно как и ассонансными) рифсами - будущее русской поэзии. Вы их не принимаете. Это ваше право, и не буду его оспаривать. Единственный серьёзный прокол, на который Вы указали (и совершенно справедливо) - это двоякую трактовку местоимения "их". Буду думать. Вот именно поэтому и люблю критику со стороны, что попадаются очень точные и здравые замечания. А я вот - недоглядел. Ну, иронию насчёт беседы апостола с озером - оценил :). Тк говорил Христос и Так говорил Заратустра - понятно вполне и, думаю, каждому, что речь идёт о противопоставлении. Излагать свои замечания в несколько коровьевском духе, мне кажется, Вам не стоило. Помилуйте, ведь мы же не робяты...
Разумеется, ни о каком противопоставлении Христа Богу-Отцу и речи быть не может. Речь о том, что Христос как Богочеловек готов вновь встать против зла, но на этот раз в буквальном смысле исполняя своё евангельское обещание "не мир пришел Я принести, но меч". Штык - это и есть тот самый меч. "Не мир я, тевтонцы, несу, а штык". И на время он отменяет шестую ветхозаветную заповедь. Христос - "лишь в петлице ромб", то есть воин Отца Своего. В общем-то, в православии, по сути, фактически признаётся (при триединстве и неразделимости Бога-Отца, Бога-Сына и Святого Духа) некое "первенство" Бога-Отца, поскольку именно от Него исходит Дух Святой постоянно, а от Сына - только временно (католики с этим не согласны). Так что у Бога-Отца - расклады свои :). Как говорится, не царское это дело - заборы красить. А тевтонцам Христос не забывает напомнить, что земной его отец - плотник. Так что в гробах недостатка не будет. Вообще это смешно - растолковывать смысл стихотворения тому, для кого это совершенно не важно. Вам ведь было интересно просто поёрничать. Как говорится, не столько на других посмотреть, сколько себя показать. На мой взгляд, у Вас это не очень удачно получилось. Но замечание насчёт местоимения справедливо. И то хлеб :) Фима Жиганец 12.10.2017 22:59 Заявить о нарушении
Анечка, прошу прощения. Не удержался. Неприлично оставлять столь развёрнутую рецензию без ответа.
Фима Жиганец 12.10.2017 23:00 Заявить о нарушении
Александр, я отнюдь не только поёрничать :) Противопоставление вашего ЛГ Богу отцу ясно выражено: "Священную заповедь "Не убий"/Сегодня я отменил." Сравните у И. Х. : "Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить." Мф 5:17 Ваш герой поступает подобно хасиду, нашедшему полный кошель денег в субботу, когда еврею нельзя подобрать его, не осквернившись. Он помолился, и вокруг кошелька на секунду суббота превратилась в четверг. Православная традиция таких чудес не знает. Шестая заповедь не отменяется на время войны, что отнюдь не означает непротивления врагу. Просто выполнение безусловного долга перед ближними по защите Отечества в приоритете, хотя и обременяется грехом убийства.
Опять же, согласно православному Символу Веры, Дух Святой исходит только от Отца. Исхождение же Духа от Сына - католическое дополнение к ортодоксальному исповеданию известное как филиокве - она из главных раскольничьих ересей, напрочь препятствующая каноническому общению православных с католиками :( Так что, я серьёзно, в вашем стихотворении нет образа Христа. А есть ясный образ богоборствующего бригадного комиссара. И благодарю за внимание к моим замечаниям. Павел Бетач 12.10.2017 23:52 Заявить о нарушении
Что до диссонансных, ассонансных, бедных и прочих неточных рифм, то я против них ничего не имею. Ослабляет эстетический эффект вашего стихотворения не диссонансность рифмы, но единственность диссонанса, его исключительная акцентуация.
Павел Бетач 13.10.2017 00:15 Заявить о нарушении
Соль, я не понимаю смысла ваших переносов и дисциплинарных упрёков. Извините мою тупую неупорядоченность.
Павел Бетач 13.10.2017 00:34 Заявить о нарушении
Соль, так здесь в авторской рецензии мы и обсуждаем предложенное стихотворение. Какой ещё вы хотите отдельности? От кого? Впрочем, разговор о процедуре обсуждения, здесь мне кажется неуместным.
Павел Бетач 13.10.2017 00:48 Заявить о нарушении
Соль, учитывай специфику журнала и реалии контингента. Не получится стройненько по плану. :) Даже не мечтай. ;)
Дочь Ньерда 13.10.2017 06:52 Заявить о нарушении
Соль, я пытаюсь по плану.
Давайте вот это посмотрим: Рассветная колыбельная для Егорушки Пекутся хлеба - затевается утро. В лозе вызревает вино. Роняется семя, привычно и мудро. Всему своё время, сынок. В лесах затихают косматые совы. Летит соловей в сонный сад. И ангелы дремлют у зыбок лозовых - Пускай ещё детки поспят. Икрой тяжелея, пошла до Севрюжьей Рыбачья удача. Да в срок! У хаты - черешня. Жена подле мужа. Всему своё место, сынок. Дедуля для внука тачает сапожки. Работник растёт и солдат! Мурлычет у печки любезная кошка - Пускай ещё детки поспят. Под небом родным - и веселье, и горе. Глядят алтари на восток. Хранит эту землю отважный Егорий. Всему своё имя, сынок... Хранит пуще всех - сорванцов светлокудрых, Приветливых крох-пострелят. Пекутся хлеба - затевается утро. Пускай ещё детки поспят. http://www.stihi.ru/2017/06/04/10680 Дочь Ньерда 20.10.2017 02:19 Заявить о нарушении
Перейти на страницу произведения |